Знак аптечка первой помощи

Что должно входить в аптечку для оказания первой помощи?

Что должно входить в аптечку для оказания первой помощи?

Аптечка первой помощи должна быть в каждой организации, на предприятии, в офисе. Это требование вытекает из ст. 223 Трудового кодекса РФ, которая обязывает работодателя оборудовать помещения и организовывать посты, укомплектованные аптечками для оказания первой медицинской помощи.

Требования Минздрава и соцразвития Российской Федерации

Приказ Минздрава социального развития РФ от 05.03.2011 г. под номером 169н предписывает перечень всего необходимого для аптечки для работников по приказу 169Н. В данном регламенте указывается, что каждое учреждение должно обязательно иметь в распоряжении:

• бинты различных размеров в нестерильной упаковке;

• стерильные перевязочные материалы;

• эластичный жгут, предназначенный для прекращения кровотечения;

• индивидуальный перевязочный материал;

• салфетки с дезинфицирующим действием;

• рекомендации с пиктограммами;

• бактерицидный лейкопластырь различной ширины;

• средства для выполнения искусственного дыхания или вентиляции легких;

• резиновые перчатки и трехслойные медицинские маски;

• ручка и блокнотик.

Устройство для искусственного дыхания, ножницы, жгут, изотермическое покрывало могут быть в единственном экземпляре. А вот бинты, пластырь и прочие расходники должны иметься в большом количестве.

Изменения в требованиях к аптечкам

С сентября 2021 года появились новые требования к аптечке на предприятии, если говорить точнее, то новые требования относятся к содержимому аптечки. Дело в том, что вступил в силу новый приказ, который отменил действие старого приказа.

Раньше аптечка первой помощи работникам комплектовалась по приказу 169н от 05.03.2011. С 1 сентября этот приказ утратил силу в связи со вступлением в силу приказа Минздравсоцразвития от 18.09.2020 № 995н.

Комплектация аптечки первой помощи с 1 сентября 2021 года происходит по еще одному приказу.

Аптечка первой помощи формируется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 15.12.2020 № 1331н.

Формирование аптечки по приказу 1331н необходимо производить с 1 сентября 2021 года. Если на предприятии есть аптечка первой помощи работникам по приказу, утратившему силу, то ее можно оставить до конца срока годности, но не позже, чем 31 августа 2025 года.

Купили аптечку первой помощи за счет взносов на травматизм и не знаете, можно ли принять НДС к вычету? Ответ в нашем обзоре «Приобретение СИЗ за счет ФСС: что с НДС- вычетом».

Требования закона к составу и применению аптечки первой помощи

Комплектация аптечки для оказания первой медицинской помощи четко регламентирована, руководство организации не имеет права изменять ее по своему желанию.

С 1 сентября 2021 года вступил в силу приказ Минздрава от 15 декабря 2020 года № 1331н, устанавливающий новые правила и рекомендации по содержимому и использованию аптечки для оказания первой помощи на предприятии. Срок действия приказа – 6 лет, до 1 сентября 2027 года. До этого дня состав и применение аптечки первой помощи регламентировались приказом № 169н от 5 марта 2011 года. Аптечки, собранные в соответствии с этим приказом, допускается использовать до истечения срока годности, при этом установлен максимальный срок – 31 августа 2025 года.

Аптечка первой помощи должна всегда быть полностью укомплектована согласно утвержденному составу. Не допускается уменьшение предусмотренного законом количества входящих в нее медицинских изделий. При использовании или утилизации по истечении срока годности изделия из аптечки нужно заменить на аналогичные.

Все средства, входящие в состав аптечки, должны быть зарегистрированы на территории РФ, не допускается применение изделий, не зарегистрированных в установленном порядке.

Документы, регламентирующие регистрацию мед. изделий:

  • Решение Совета Евразийской экономической комиссии № 46 от 12 февраля 2016 года «О Правилах регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий». Опубликовано на сайте Евразийского экономического союза.
  • Постановление Правительства Российской Федерации N 1416 от 27 декабря 2012 года «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий».

Соответствие требованиям к аптечке первой медицинской помощи

Аптечки первой помощи, приобретаемые для офисов и компаний, размещают в досягаемом месте. Если учреждение довольно крупное, то подобные медицинские аптечки закупают в достаточном количестве. Также они оснащаются руководствами по оказанию доврачебной помощи в опасных для жизни случаях и правила эксплуатации приспособлений.

Важно, чтобы все препараты и приспособления были в фабричной коробочке с аннотацией. Желательно сортировать лекарства в зависимости от оказываемого ими действия.

Другими словами, все, что имеется в аптечке, подписывается, чтобы в экстренном случае можно было быстро найти требуемые медикаменты и приборы.

Медицинские препараты и устройства рекомендуется хранить в разных контейнерах. Такие контейнеры удобны для хранения и ускоренного поиска нужного лекарства или приспособления. Лучше всего, чтобы емкости были изготовлены из пластмассы, который легко поддается обработке.

В аптечных пунктах можно купить готовые офисные аптечки. Например, в аптечке первой помощи ФЭСТ содержатся бинты и требуемый минимум лекарственных средств. Все медпрепараты находятся в практичной таре из полистирола, который удобен в транспортировке. Но в нем имеются не все составляющие, указанные в приказе, о котором говорилось выше. Отдельные препараты и предметы первой необходимости придется приобретать самим.

Размещение аптечки

Препараты, входящие в состав аптечки первой помощи, могут находиться в футляре или сумке на специальном санитарном посту. Как правило, это открытый шкаф или шкаф с дверками, не закрывающимися на ключ. Аптечки можно делать переносными, что особенно актуально для организаций, предусматривающих разъездной характер работы. Рядом с местом расположения стационарной аптечки должен быть нанесен соответствующий знак (белый крест на зеленом фоне) или надпись, кроме того, оно указывается на плане эвакуации.

Каждая организация, предприятие или офис должны иметь как минимум одну аптечку. Их количество может быть увеличено в зависимости от численности сотрудников, наличия нескольких помещений, цехов, офисов для профессиональной деятельности, удаленных друг от друга. В течение всего дня аптечка должна быть доступна для всех работников предприятия.

Что находится в аптечке первой помощи

Что должно входить в аптечку для оказания первой помощи?

Согласно рекомендациям Минздрава, аптечка первой помощи не содержит лекарственных средств. Объясняется это несколькими причинами:

  • по закону, хранить лекарства имеют только организации или индивидуальные предприниматели, лицензированные для проведения медицинской или фармацевтической деятельности;
  • применение лекарственных препаратов требует точной диагностики, без назначения и контроля врача их прием может представлять опасность для здоровья, например, вызвать аллергическую реакцию;
  • на предприятии не всегда есть возможность создать оптимальные условия для хранения лекарств.

Состав аптечки первой помощи, утвержденный приказом № 1331н

Наименование изделия Количество (не менее указанного)
Маска медицинская нестерильная одноразовая 10 штук
Перчатки медицинские нестерильные, размером не менее М 2 пары
Устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-Устройство-Рот» 1 штука
Жгут кровоостанавливающий для остановки артериального кровотечения 1 штука
Бинт марлевый медицинский размером не менее 5 м х 10 см 4 штуки
Бинт марлевый медицинский размером не менее 7 м х 14 см 4 штуки
Салфетки марлевые медицинские стерильные размером не менее 16 х 14 см, 10 шт. в упаковке 2 упаковки
Лейкопластырь фиксирующий рулонный размером не менее 2 х 500 см 1 штука
Лейкопластырь бактерицидный размером не менее 1,9 х 7,2 см 10 штук
Лейкопластырь бактерицидный размером не менее 4 х 10 см 2 штуки
Покрывало спасательное изотермическое размером не менее 160 х 210 см 1 штука
Ножницы для разрезания повязок 1 штука
Инструкция по оказанию первой помощи с использованием аптечки 1 штука
Футляр (сумка) 1 штука

Приказом запрещается использование стерильных медицинских изделий из аптечки при нарушении их упаковки, а также неоднократное применение средств и инструментария, загрязненных кровью или биологическими жидкостями.

Итоги

Аптечка первой помощи должна быть на любом предприятии. С 1 сентября 2021 года изменился обязательный состав аптечки. Старые аптечки можно применять до истечения срока хранения, но не позднее 31 августа 2025 года. Нынешний состав аптечек будет актуален 6 лет, до 31 августа 2027 года.

Как нужно хранить аптечку

Коллективную аптечку рекомендуют хранить в доступном месте, чтобы каждый сотрудник мог взять что нужно. Все содержащиеся в ней предметы для перевязок, медицинские средства берегут от прямого попадания лучей солнца и повышенной влажности. Температурный режим в комнате, где хранится аптечка, не превышает 25 С. Некоторые лекарства хранят в холодильной камере. Но такие лекарственные формы, как суспензии, свечи и ампулы в аптечку первой помощи для офиса лучше не закупать.

Важно тщательно следить за сроком годности медпрепаратов и вовремя менять простроченные. Такие таблетки не помогут, а наоборот, могут нанести непоправимый вред здоровью.

Ответственность за наличие/отсутствие аптечки

Сотрудник, ответственный за хранение и использование аптечки, назначается руководством организации. Он должен пройти курс по оказанию первой помощи. В обязанности ответственного сотрудника также входит:

  • проверка срок годности изделий, входящих в состав аптечки;
  • утилизация средства с закончившимся сроком годности;
  • составление заявки на закупку необходимых компонентов аптечки;
  • своевременное пополнение содержимого аптечки.

Не является обязательным, но рекомендуется письмом Роструда № ПГ/8351-3-5

от 7 ноября 2012 года, ведение журнала регистрации использования изделий. После каждого использования аптечки или прошедшей проверки в журнале делается соответствующая запись.

Наличие аптечки на предприятии может проверить Государственная инспекция труда или Роспотребнадзор. При ее отсутствии на работодателя будет наложен штраф.

Как утилизировать просроченные лекарства

Утилизация медпрепаратов из аптечки для производства в России достаточно проблематичное дело. Легче всего утилизировать использованные бинты, салфетки, ватные тампоны и различные медицинские устройства. Согласно ФЗ No89 от 24.06.1998 г. “Об отходах производства”, их можно ликвидировать по стандартной схеме, как обычный.

С препаратами, у которых истек срок годности, дело обстоит иначе. Если на фирме есть медицинский пункт, где официально разрешается применять и хранить лекарственные средства, то можно подписать контракт с фирмой, ликвидирующей медикаменты различных лекарственных форм. Предприятие собирает лекарства, подлежащие утилизации и передает их сотрудникам компании для утилизации.

Если в учреждении отсутствует медицинский пункт, а коллективные аптечки первой помощи комплектовались собственноручно, то и утилизировать просроченные препараты придется ответственному сотруднику. В данном случае действует одно главное правило: свести к минимуму загрязнение природы и интоксикацию утилизируемыми веществами людей и животных.

Избавляться путем смыва в канализационную систему можно только от тех лекарственных форм, которые растворяются в воде, остальные препараты осядут в грунте. Таблетки избавляют от блистера, кладут в бумажный пакет, перемалывают, перемешивают с мусором, непригодным для еды и выкидывают в мусорный контейнер. Так они не привлекут внимание людей низких социальных слоев и животных.

В отдельных государствах набирает популярность программа Take Back, согласно которой просроченные препараты можно возвращать в аптеки для дальнейшей ликвидации.

Аптечка должна комплектоваться ответственно. Она поможет оказать первую помощь в экстренной ситуации, не выходя из помещения. Приобретая все требуемые лекарства, важно учитывать нормы, установленные законом. А также серьезные проблемы со здоровьем, возникающие у сотрудников организации.

Утилизация просроченных изделий

Приказ Минздрава гласит, что по истечении сроков годности медицинские изделия и прочие средства из состава аптечки первой помощи подлежат списанию и уничтожению (утилизации) в соответствии с законодательством РФ. Утилизацию изделий медицинского назначения регламентирует Федеральный закон № 89 от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления». Поскольку, согласно действующим правилам, в аптечках для оказания первой доврачебной помощи нет лекарственных средств, утилизировать бинты, салфетки, лейкопластырь с истекшим сроком годности можно как обычные бытовые отходы.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий