Взрыв газовых баллонов в авто

Разрыв баллонов: в РФ выявили 5 тыс. нарушений перевода машин на газ

За первое полугодие 2021-го в России выявлено и предотвращено более 5 тыс. попыток установки на автомобили газобаллонного оборудования без документов, подтверждающих его соответствие требованиям безопасности. Эти нарушения могли привести к чрезвычайным ситуациям на дорогах и гибели людей, рассказали «Известиям» в Росаккредитации. Отследить их удалось в том числе благодаря запуску реестра документов, которые оформляют специальные испытательные лаборатории. Впрочем, доля контрафактного оборудования сегодня всё еще велика и составляет порядка 40%, а его установка на машины может привести к серьезным последствиям, подчеркивают эксперты.

Газовый баллон в машине при правильном пользовании не опасен

Газовый баллон в машине

Любой газ, являясь горючим и взрывоопасным веществом, не может не представлять опасности. И лучше об этом знать, чем слепо верить в то, что здесь нет проблем. А бензин абсолютно безопасен? Об этом никто не задумывается и принимает его без всяких сомнений.

Газовый баллон по назначению аналогичен бензобаку. Поэтому следует представлять его прочностные возможности и способность противостоять критическим нагрузкам. Они могут возникнуть при различных ситуациях, в том числе и при дорожных происшествиях.

Следует понимать, что эти проблемы были предусмотрены при его проектировании. Испытания подтвердили многократный запас прочности баллона. В дальнейшем все зависит от условий эксплуатации и ответственности водителя.

Автомобиль в ДТП получил повреждения спереди. Будет ли утечка газа?

Редуктор-испаритель и газообразные топливные трубопроводы могут быть размещены в разных частях двигателя – это зависит от структуры узла привода, типа и марки двигателя, вида впрыска и т. п. Газовый испаритель может быть установлен как сверху двигателя, так и скрыт в подкапотном пространстве. Так что будет ли поврежден газовый редуктор в результате удара в переднюю часть машины, будет зависеть от многих факторов. Не стоит опасаться и повреждения газовой топливной магистрали. Как правило, газ поступает в редуктор-испаритель по медному трубопроводу, который в подкапотном пространстве имеет спиральную форму. Такая форма позволяет защитить топливопровод от повреждений в результате вибраций. Этот надежный трубопровод, по которому в редуктор подается газ под высоким давлением, является одним из основных элементов газовой безопасности.

Если же область топливопровода высокого давления газовой системы будет вскрыта во время работы двигателя, то в системе низкого давления, которая идет после редуктора-испарителя, произойдет нехватка газа. В этой ситуации датчик давления газа и температуры, которые необходимы для правильной работы газовой системы в машине, среагирует на внештатную ситуацию. Система автоматически отключит газовую установку, перекрыв подачу топлива в двигатель. Причем происходит это очень быстро. Так, датчик давления реагирует на падение давления в течение 0,3 секунды.

При этом вы услышите характерный «щелчок» электромагнитного клапана.

Кстати, подобное поведение газового оборудования было не раз подтверждено в различных краш-тестах, где испытывали безопасность автомобильных газовых систем. Эти краш-тесты проводились компаниями, которые производят газовые установки для автомобилей.

Также во время испытаний было установлено, что газовый баллон является единственным элементом, который может пережить серьезную аварию по сравнению с топливными баками бензиновых и дизельных автомобилей, а также по сравнению с электрокарами, использующими аккумуляторную батарею для хранения энергии.

Надо отметить, что система защиты газового оборудования, которая в случае повреждения автоматически перекрывает подачу газа, очень похожа на обычную топливную систему, используемую в бензиновых или дизельных автомобилях, в которых в случае повреждения топливной магистрали или топливного бака автоматически отключается подача топлива в двигатель (топливный насос автоматически перестает подавать топливо по топливной магистрали).

Но в отличие от газа, который менее опасен, при перекрытии подачи бензина или дизельного топлива в передней части машины остается еще достаточное количество топлива, которое имеет риск воспламениться. Ведь в результате ДТП в передней части машины может произойти утечка бензина или дизтоплива. К сожалению, по сравнению с газом этот вид топлива более опасен при утечке.

Но даже если передняя часть загорится в результате утечки топлива, редко когда водитель и пассажиры не успевают выбежать из машины.

Занесли в базу

В первом полугодии 2021-го было выявлено и предотвращено более 5 тыс. попыток установки ГБО на машины без наличия документов, подтверждающих соответствие требованиям безопасности, рассказали «Известиям» в Росаккредитации. В федеральной службе отметили, что это позволило предотвратить потенциально большое количество чрезвычайных ситуаций на дорогах, которые в том числе могли привести к гибели людей.

Отследить многочисленные нарушения в установке ГБО удалось благодаря появлению в декабре прошлого года реестра документов (заключений предварительной техэкспертизы и протоколов проверки безопасности), которые оформляют специальные аккредитованные испытательные лаборатории для регистрации установки ГБО на транспортные средства. Сейчас к нему подключено 26 лабораторий.

Введение реестра дисциплинировало работу испытательных лабораторий и сделало услугу по переоборудованию ТС максимально прозрачной. С его появлением и вступлением в силу нового ГОСТа у недобросовестных лабораторий исчезла возможность работать на рынке, — отметили в федеральной службе.

газ

Как писали «Известия», с 1 июля 2021 года стали обязательными требования ГОСТа 33670-2015 в части предъявления переоборудованных машин на проверку в специальные аккредитованные лаборатории. Всё газобаллонное оборудование перед установкой проходит оценку соответствия требованиям безопасности, отметили в Росаккредитации. Далее на ГБО выдается сертификат соответствия. Не прошедшее проверку оборудование не может быть установлено на автомобиль. В противном случае машина отправляется на штрафстоянку.

Как отметили в Росаккредитации, каждая третья заявка на переоборудование, подаваемая в испытательную лабораторию, отклоняется или отдается на доработку заказчику, так как не соответствует требованиям техрегламента. При этом в ведомстве разрешили дистанционную процедуру регистрации: лаборатория может оценить качество работ по установке ГБО на основании подробных фото- или видеоматериалов из пунктов переоборудования.

Удар в переднюю часть: что может еще случиться?

Не все знают, что топливо в машине не единственное легковоспламеняющееся вещество. А вам известно, что ваш кондиционер также имеет повышенный риск возгорания? Дело в том, что фреон, используемый в некоторых автомобилях, при контакте с высокой температурой может воспламеняться. Если в кондиционере используется старый фреон R134a, вам нечего переживать – он не горит. Хуже всего дело обстоит с новым фреоном для автомобильных кондиционеров R1234yf, который может воспламеняться при температуре 405 градусов Цельсия. В результате сгорания этого фреона высвобождается фтористый водород – чрезвычайно опасное и коррозионное вещество, которое легко растворяет даже стекло.

Но для того чтобы этот фреон воспламенился, как видите, необходима высокая температура в подкапотном пространстве. А это возможно только при пожаре. Вот почему так важно быстро потушить машину в первые минуты.

Опасные подделки

Участники рынка знают, что нарушение правил и требований при установке ГБО — это реальная опасность не только для владельца машины, но и для окружающих его людей, сказал «Известиям» исполнительный директор Союза предприятий газомоторной отрасли Артем Данилов.

Метан и пропан безопасны лишь при правильной установке, которая жестко контролируется не только внутри самих ППТО (пунктов переоборудования и технического обслуживания), но и обученными экспертами лабораторий, — отметил он.

Артем Данилов подчеркнул, что для исключения рисков эксперт должен проверить всё — от способа установки баллона и герметичности соединений до расстояния между топливопроводом и электрической проводкой.

газ

Переведенный на ГБО с нарушениями автомобиль не взорвется в процессе езды — по печальной статистике соседних стран (Армения, Узбекистан) почти 100% взрывов случаются на заправке, когда давление внутри баллона растет, а не снижается, — добавил Артем Данилов.

Представитель ряда европейских производителей ГБО Сергей Сбирунов рассказал «Известиям», что доля контрафактного ГБО в России может достигать 40%, что влияет на безопасность его использования.

По словам эксперта, для снижения цены оборудования производители контрафакта применяют некачественные компоненты и материалы, которые не предназначены для автотехники. Они уменьшают диаметр и сечение проводов, что может привести к замыканию проводки и возгоранию автомобиля, а также модифицируют программное обеспечение, исключая важные функции безопасности в программе, добавил он.

Генеральный директор испытательной лаборатории «Трансленд» Александр Пономарев отметил, что посреднические компании продолжают незаконно рекламировать свою деятельность, обещая в короткие сроки и с минимальным пакетом документов выдать документацию, необходимую для оформления в Госавтоинспекции соответствующих изменений.

Простая утечка газа в машине. Что это будет?

Газ, как бензин или дизель, может вытекать из автомобиля в результате неисправности топливной системы. В случае, например, с дизельным топливом даже существенная утечка топлива может долго оставаться незаметной. Утечку бензина вы обнаружите намного быстрее из-за появившегося характерного запаха бензина. Кстати, утечка бензина опасна, поскольку капли топлива могут попасть на нагретый катализатор, в результате чего машина может загореться.

Когда дело доходит до утечки газа, то вы также можете почувствовать характерный запах газа. Кстати, газ тяжелее воздуха и может накапливаться в различных полостях машины. Но для того чтобы накопленный в объеме газ воспламенился, нужно, чтобы его концентрация в машине достигла больших значений. В таких объемах газ не останется незамеченным. Вы обязательно почувствуете запах газа даже при маленькой концентрации.

ГБО из машины

Использование поддельного ГБО не приносит автовладельцам необходимой экономии на топливе, а приводит лишь к дополнительным расходам на ремонт оборудования и двигателя машины. Отличить оригинальное оборудование от контрафактного рядовому автовладельцу сложно, поскольку внешне они практически идентичны, сказал Сергей Сбирунов. Реестр же дает возможность автоматизировать контроль за установленным оборудованием по серийным номерам компонентов и специальной маркировке на корпусе.

газ

— Процедура проверки ГБО позволяет применять при монтаже только оригинальные и одобренные производителем компоненты, указанные в сертификате. Использование реестра помогает избежать обмана потребителей — установки так называемой сборной солянки, где используются компоненты от разных производителей, из разных сертификатов, но не одобренные в составе одного комплекта ГБО, — отметил эксперт.

Впрочем, как считает Артем Данилов, реестр документов ГБО — это лишь способ контроля органов власти за качеством и безопасностью работ.

— К сожалению, «серый» рынок, левые баллоны и «гаражные» установщики никуда не исчезнут, пока люди ради копеечной экономии готовы на эти условия. Важно знать, что ГБО на метане — это не только изрядная экономия на топливе, но в нагрузку еще и регулярное техобслуживание, поверка баллонов и куча документов в бардачке. Конечно, отрасли нужна масштабная цифровизация, которая позволит сократить эту бюрократию, и реестр ГБО — это только первый шаг, — заявил эксперт.

По его мнению, главная мера для предотвращения нарушений в установке ГБО — информирование общества о всех плюсах и минусах перевода машины на газ. Начинать рассказывать об этом стоит уже в автошколах, отметил эксперт.

газ

В Росаккредитации считают важным обеспечить контроль на станциях техосмотра (машины, на которые установлено ГБО, должны дважды в год проходить ТО), а также проверку на заправках соответствующих разрешений и состояния баллонов на автомобилях.

Минимальный риск

Конечно, риск пожара из-за использования газа в машине есть всегда. Но он не больше, чем когда автомобиль работает на бензине или дизельном топливе.

Условием же обеспечения полной безопасности в машине, работающей на газу, является правильная сборка газового оборудования, а также качество самих компонентов газовой системы. Так что при выборе газового оборудования выбирайте только оборудование от известных брендов, зарекомендовавших себя как производители качественных газовых компонентов. Но при этом помните, что монтаж оборудования также играет огромную роль в безопасности.

В том числе не стоит забывать и о плановых технических осмотрах газовой системы. Также при первых же признаках неисправности вы должны как можно быстрее обратиться за техническим обслуживанием газовой установки.

Кстати, иногда во многих машинах с газовым оборудованием появляется запах газа. Но чаще это связано не с неисправностью оборудования, а с небрежной установкой газовых компонентов. Дело в том, что если неправильно установить газовое оборудование в подкапотном пространстве, то может происходить неполное сгорание газа.

Тем не менее каждый владелец автомобиля с газовым оборудованием должен помнить, что скопление газа в машине может быть причиной огня или даже взрыва. Но, несмотря на это, воспламенение газа кажется маловероятным событием. Риск примерно тот же, что и при утечке бензина. При авариях риск разлива бензина выше, чем газа.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий