Вежливость водителей на дороге

Содержание

Сигналы между водителями на дороге. Общение жестами. Дорожная азбука

Дорога является отдельным «миром», если можно так сказать, со своими законами, уставами и привычками. Помимо правил, которые предусмотрены Законом, в «дорожной жизни» существует еще масса неусловных порядков, которые понятны лишь людям, имеющим отношение к этой отдельной субстанции. Одними из таких негласных правил является, так называемая, дорожная азбука.

Дорожная азбука – это не что иное, как условные сигналы водителей на дороге между друг другом; это – «дорожное» общение.

Часто пешеходам приходится наблюдать различные сигналы фарами, включение аварийного сигнала, «непонятные» жесты руками тогда, когда это все кажется совсем неуместным.

Сигнал фарами на дороге

Дорожной азбукой в совершенстве владеют водители, для которых дорога – большая часть их жизни. К таким людям относятся: водители, дальнобойщики, гонщики и т.д.

Знание основных сигналов и само невербальное общение позволяют лучше ориентироваться водителям в дорожных ситуациях, способствуют взаимопониманию и уважению между водителями.

Однако начинающему водителю рекомендуется для начала научиться хорошо справляться с автомобилем и движением, а потом уже «осваивать» дорожную азбуку, ибо все внимание переключается на осуществление условных действий, что отвлекает от самого главного – безопасного и осторожного дорожного движения.

В статье мы разберем, какие существуют виды условных сигналов между водителями, что они обозначают, а также, какова их цель.

Хам на дороге хуже «обезьяны с гранатой». Хорошо, что у него гранаты нет

Мало того, что женщины — обычные участники движения, которое у нас сопряжено со многими сложностями, так они еще испытывают откровенно негативное отношение водителей-мужчин. Сексисты придумывают массу небылиц. То о пресловутых блондинках. То скажут: «Женщина за рулем – это обезьяна с гранатой». То еще что-нибудь похлеще вывезут.

Какие главные вещи забыли многие водители с момента получения водительских прав

11 правил этикета вождения, которые вы забыли с момента получения прав

У многих водителей с момента получения водительского удостоверения прошло уже 10, 20, 30 лет или более. Со временем многие опытные водители забывают не только о многих правилах поведения на дороге, но и о важных Правилах дорожного движения.

Грешат этим и более молодые водители, несмотря на то что достаточно недавно получили права. Пройдите экспресс-курс по повышению вашего опыта вождения, вспомнив об основных правилах вождения, как официальных, так и негласных.

Видео сигналы между водителями на дороге

Предвзятое мнение

В России зарегистрировано 45 миллионов легковых машин, а водителей в разы больше. Каждый пятый из них — женщина, подсчитало агентство «ПромРейтинг». Правда, это в крупных городах. К тому же цифра меняется в зависимости от времени года, погодных условий, дня недели и времени суток.

Мужчины к женщинам за рулем относятся, в лучшем случае, снисходительно, в худшем – с неприязнью и пренебрежением. Между тем пьяные лихачи, как правило, мужчины. И нет оснований говорить о том, что женщины попадают в ДТП чаще. Зато, по данным ГИБДД Москвы, на 30 арестованных за серьезные нарушения водителей-мужчин приходится всего одна задержанная водитель-женщина.

И ещё специалисты сходятся в мысли о том, что во время езды женщины в большей степени, чем мужчины, руководствуются инстинктом сохранения как своей жизни, так и жизни пассажиров. Зачастую именно это и определяет их стиль вождения, делая его более безопасным.

Признание и уважение других водителей

Даже если вы находитесь в машине, вас могут видеть и другие водители. Будьте вежливы к ним и уважительны. Помните, что как вы относитесь к другим водителям, так и они будут относиться к вам. Например, если вы выезжаете с второстепенной дороги через полосу разгона или с примыкающей к шоссе трассы и вас пропускает другой водитель, поблагодарите его за то, что он уступает вам дорогу, махнув ему рукой или кивнув.

Личный опыт автора

Мой стаж вождения — 13 лет. Но был перерыв в 6 лет, когда я сделала операцию на глаза, и врачи не рекомендовали год водить машину. Машину я продала, а потом долгое время не могла купить новую, да и не нужно было.

Начинала с «Оки», про нее многие шутили — табуретка на колесах. Уважения к ней на дорогах не было. Но мне было легко парковаться. Приключений было полно: я ездила на ручнике (видимо, все женщины любят это делать), прокалывала оба колеса сразу, застревала в ледяной колее.

Елена Середина. Фото из личного архива

Потом пересела на «Ладу-Калину», там было комфортнее. Но зимой, увы, промерзали двери, никакие силиконовые смазки не помогали. Однажды с подругой ехали на работу, она сидела на пассажирском месте и держала дверь. Только у работы дверь оттаяла, и я смогла ее закрыть.

Сейчас у меня машина с автоматической коробкой передач, сама тормозит в случае опасности, подает сигналы, предупреждает: мол, хозяйка, долей омывайки. Периодически я утыкаюсь в книжку по эксплуатации автомобиля и пытаюсь понять, что означает та или иная кнопка и что там еще придумали чешские товарищи-производители.

Я езжу каждый день на работу, в садик по пробкам. К сожалению, на дорогах во Владимире много хамов, водители не пропускают или перестраиваются, не включив поворотники. Было бы больше камер фиксации нарушений и штрафы выше, возможно, люди были бы дисциплинированнее.

Каждое утро на проспекте Ленина у «Буревестника» наблюдаю картину: водители выезжают со второстепенной дороги от банка, перед пешеходным переходом, и начинают теснить, подрезать и перестраиваться. Иногда я пропускаю, иногда нет. Бывают ситуации, когда нервы не выдерживают, я сигналю и ругаюсь.

Автомобили едут по проспекту Ленина во Владимире

Автомобили едут по проспекту Ленина во Владимире. Фото «Призыва»

Но злятся и на меня. Пару месяцев назад я резко перестроилась, подрезала «ГАЗель», включила аварийку, извинилась. Но от «Руслана и Людмилы» до Студеной горы он ехал на соседней полосе, раза четыре меня подрезал, выдавливая на встречку, показывал неприличные жесты, орал.

Водитель видел, что рядом со мной на пассажирском сиденье ребенок, но его это не остановило.

А на Верхней Дуброве водитель троллейбуса решил перестроиться с одной полосы в другую на светофоре. Сзади меня никого не было, но он начал теснить меня, чтобы я его пропустила и чтобы перестроиться передо мной. Я ему показала жестом, мол, перестраивайся сзади, но он подъехал, открыл свое окно и начал кричать, что я должна его пропустить, что у меня лишнее зеркало и дверь.

Не создавайте аварийную ситуацию на выездных дорогах/полосах

Вы наверняка не раз замечали, как многие водители, перестроившись в полосу для съезда с шоссе или съехав с дороги на выездную развязку, ускоряются, что, конечно, делать не стоит, поскольку это создает на выездных дорогах или полосах аварийную обстановку.

Купила машину – попала в ДТП

Анастасия Кашина, водительский стаж — 6 лет.

Анастасия живет в Гусь-Хрустальном, но на машине ездит не только там. Трудностей с вождением у нее нет. Но очень раздражают люди, которые перебегают дорогу неожиданно.

Анастасия Кашина. Фото из личного архива

Осенью, вечером и в непогоду на пешеходном переходе сложно рассмотреть человека (а большинство кутается в темную одежду без светоотражающих элементов). Трудно среагировать, когда человек внезапно выскакивает на дорогу в неположенном месте. И все автолюбители, поменяв летнюю резину на зимнюю, ждут снега.

С одной стороны, снег — это сугробы, проблемы с парковками, пробки, когда дороги не убраны. Но, с другой, на белом фоне пешеходы не сливаются с дорогой.

Анастасия вспомнила историю покупки второй машины:

— Купила машину, а через полчаса на дороге в меня въехал парень. Я была очень злая и ударила его по голове, а он извинялся. Было обидно за всю эту ситуацию, помятый задний бампер. И я ни в чем не виновата, а виновник аварии не соблюдал дистанцию.

Всегда сохраняйте безопасную дистанцию и не подъезжайте близко к другой машине

Вы часто не соблюдаете дистанцию? К вам часто близко подъезжают сзади другие автомобили? Увы, это довольно распространенная картина на наших автодорогах. Именно поэтому в России действует простое правило, которое обязывает всех водителей держать безопасную дистанцию до других транспортных средств.

Так что не забывайте, что дистанция играет важную роль в безопасности дорожного движения. Оставьте пространство между впередиидущим автомобилем и вашей машиной, равное хотя бы длине еще одного такого же, как у вас, автомобиля. Держите такую дистанцию, когда это возможно.

Попробуйте следующий трюк: выберите ориентир на дороге, такой как, например, дорожный знак или дерево, и наблюдайте за машиной, которая едет перед вами. Как только впередиидущая машина пересечет выбранный вами ориентир, начинайте считать . и 1 . и 2 . и 3 и т. д. (такой счет примерно равен ходу секундной стрелки на часах). Если вы сосчитали до трех, прежде чем пересекли те же ориентиры, выбранные вами, значит, дистанция до автомобиля, который едет впереди вас, безопасная. Если меньше, то тогда вам стоит увеличить дистанцию.

Не смогла заправить машину

Ольга Иванова, водительский стаж — 11 лет.

Муж преподнёс Ольге сюрприз и подарил на день рождения новый автомобиль, о котором она давно мечтала. Впервые Ольга приехала на новой машине на заправку: оплатила топливо, вставила заправочный пистолет, а он «отщелкнулся».

Казус на заправке. Фото: fuel-fix.co.uk

Девушка повторила процедуру — тот же результат. На помощь пришла подруга, которая была с ней в машине. Ничего не изменилось. За долгий опыт вождения у Ольги такое случилось впервые.

Не дождавшись своей очереди, к ней вальяжно подошел мужчина и предложил свою помощь «блондинкам». Вставил пистолет, но у него тоже ничего не получилось. Помощники и сочувствующие застыли в недоумении.

— Меня спасла оператор АЗС, которая объяснила, что, скорее всего, машина адаптирована под новые стандарты ЕС. В Европе все дизельные пистолеты не такие, как бензиновые. Это сделано для того, чтобы водители физически не смогли заправить дизельную машину бензином. У них на АЗС уже такое было, и женщина-заправщик попросила подъехать к другой колонке с европистолетом.

Не увеличивайте скорость, если вас сзади кто-то подгоняет, а также не отвечайте агрессивному водителю тем же

Многих водителей очень раздражают торопыги на дороге, которые считают, что все вокруг плетутся как черепахи. В итоге они, подъезжая к другим автомобилям слишком быстро, рассчитывают согнать медленного, по их мнению, водителя с полосы.

Ни в коем случае не нужно бояться подобных агрессивных водителей и нажимать с испуга на педаль газа. Так вы увеличите риск попасть в ДТП. Особенно если вы недавно за рулем. Ведь, не имея достаточного опыта вождения, на более высокой скорости вы можете угодить в аварию.

Также не нужно отвечать агрессивному водителю тем же. Многим неспокойным водителям это и нужно – спровоцировать кого-то на конфликт.

Если вы движетесь на однополосной дороге и кто-то сзади подъехал к вашей машине слишком быстро, явно намекая вам, что надо бы ускориться, лучше уступите торопыге, съехав на обочину. Уступить дорогу нетерпеливому водителю намного лучше, чем «тошнить» в ряду.

Не уподобляйтесь плохим водителям. Будьте выше их.

Проблема – в стиле вождения

Надежда Шмуклер, водительский стаж – 6 лет, хотя права получила 24 года назад.

Основные трудности, по мнению Надежды, это даже не дороги, которые в некоторых местах в ужасном состоянии, а стиль вождения большинства водителей. Надежда вспоминает Европу, где она с подругой путешествовала на машине. Девушки ошибались, не туда сворачивали, иногда мешали другим водителям, но им ни разу никто не сигналил!

Водители видели незнакомые номера, уступали дорогу и помогали.

В первый год своего вождения Надежда была шокирована грубостью, отсутствием элементарной вежливости и терпения на дорогах. Зазевался на светофоре на полсекунды — гудок.

Надежда Шмуклер. Фото из личного архива

Не знаешь дорогу, едешь медленнее, чтобы не проскочить нужный поворот, — гудок. Но от этого сразу все проблемы не решатся. Надежда рассказывает:

— Я всегда пропускаю авто, выезжающее с парковки или второстепенной территории. Для меня это нетрудно, несколько секунд меня не задержат, считаю это просто элементом культуры вождения. И никогда не сигналю. Просто стараюсь держать дистанцию в 2-3 корпуса машины, чтобы избежать неприятностей.

Надежда считает, что в последнее время ситуация на дорогах стала меняться к лучшему: водители стали чаще уступать, улыбаться. Но аварий, увы, много. Девушка постоянно видит перестроения без поворотников и другие странные маневры.

Приходится постоянно бдеть, ни на что не отвлекаться. Надежда вспоминает анекдот. Пассажир спрашивает водителя:

— Зачем по обеим сторонам смотришь? Здесь же одностороннее движение!

— Чувак, это Россия — я бы еще и наверх посмотрел!

Не нужно нажимать и держать клаксон

Клаксон для многих из нас больше, чем громкий сигнал, который иногда реально может помочь, чтобы не попасть в аварию. Но это не значит, что клаксоном вы должны пользоваться по любому поводу, и уж тем более для того, чтобы показать какому-нибудь водителю свое недовольство или амбиции.

Непрерывный гудок в клаксон может раздражать всех на дороге. В том числе неожиданный сигнал может напугать водителей-новичков, которые могут занервничать на пустом месте и наделать ошибок. В этом случае есть риск ДТП. Поэтому не нажимайте на клаксон только потому, что вас разозлили действия другого водителя.

Вместо бессмысленного использования сигнала используйте клаксон, только когда вам действительно нужно предупредить других водителей об опасности: например если кто-то приблизился к вашей машине слишком быстро или кто-то ловит мух и зевает на светофоре, не видя, что уже давно загорелся зеленый сигнал.

Любимое занятие – ездить на ручнике

Татьяна Шулятьева, водительский стаж – 16 лет.

Татьяна поменяла машину, бак с бензином оказался с непривычной стороны. Девушка, гордая покупкой, приехала из Москвы на заправку во Владимире. Работник заправки стал ей махать рукой, что-то объяснять. Только когда она вышла из машины, поняла, что надо перепарковаться.

Татьяна Шулятьева. Фото из личного архива

Однажды девушка облилась бензином на заправке: что-то пошло не так. С тех пор у Татьяны фобия: не любит заправляться сама, просит помощи у окружающих. Пока не отказывали.

Иногда девушка стартует с ручника или забывает включить фары.

Но она все равно считает, что к женщинам за рулем машин — особенно маленьких — предвзятое отношение:

— Когда у меня была маленькая бирюзовая машинка, то мужчины, особенно на «ГАЗелях», редко попускали меня, хотя должны были. Какое-то пренебрежение, неуважение ощущалось. А когда я пересела на большое брутальное авто, еще и тонированное, жить стало легче.

Спасет нас на дорогах только вежливость и аккуратное вождение. С праздником!

Соблюдайте ПДД на парковке и думайте о других

Некоторые водители в буквальном смысле меняются, когда съезжают с основной дороги и начинают парковаться на стоянке. Так, есть водители, которые по каким-то причинам напрочь забывают все Правила дорожного движения. Но, во-первых, на парковке ПДД никто не отменял. Во-вторых, ваши неправильные действия могут спровоцировать ДТП. Вы же не хотите повредить свою машину?

В первую очередь не забывайте всегда включать поворотник, если вы хотите повернуть на парковке или припарковаться. Так вы предупредите других водителей о своих намерениях.

Также, когда паркуетесь, думайте о других водителях. Ни в коем случае не паркуйтесь так, чтобы ваша машина занимала два парковочных места или мешала кому-то. Когда паркуете свою машину, подумайте, смогут ли водитель и пассажиры машины, которая стоит рядом с вами, свободно сесть в нее. Ведь если вы впритирку припаркуетесь к другой машине, есть риск получить повреждения.

Общайтесь со своими пассажирами с юмором

Многие водители, к сожалению, очень часто не думают о своих пассажирах. И им невдомек, что своим поведением они часто их пугают. Ведь ваше настроение быстро передается всем пассажирам, которые, как бы вы этого не хотели, внимательно следят за вашими действиями.

И это логично. Ведь вы управляете автомобилем, а не они. Поэтому они, конечно же, когда не уверены в водителе, начинают бояться ехать в машине.

Общайтесь со своими пассажирами с юмором и, если вы нервничаете, не прививайте нервяк пассажирам. Ведь если они будут нервничать, это напряжение вернется вам вдвойне. В итоге вы будете еще больше психовать за рулем, что чревато отвлечением внимания со всеми отсюда вытекающими.

Перевозите детей в детском кресле не только до 7 лет

Напомним, что согласно действующему законодательству детей в возрасте до 7 лет в машине можно перевозить только в детском кресле. С 7 до 12 лет детское кресло можно использовать по желанию. Но мы не рекомендуем вам не использовать детское кресло, если это позволяет закон. И неважно, что за это нет штрафа. Берегите жизнь своего ребенка. К сожалению, даже если ваш ребенок в возрасте до 12 лет достаточно рослый, поездка в машине без автокресла менее безопасна, чем когда вы перевозите ребенка в кресле.

Да, если ваш ребенок не худой и рослый не по годам (есть дети, которые в свои 10 лет выглядят на 12), то можете не сажать его в кресло.

Для этого достаточно пристегнуть ребенка стандартным ремнем безопасности. Но если ваш ребенок, наоборот, не по годам маленький, то лучше тогда использовать автокресло или специальное устройство, позволяющее надежно пристегнуть ремень безопасности в том месте, где он должен удерживать ребенка. В противном случае вы рискуете, что в случае ДТП маленький ребенок поднырнет под ремень, который уже не сможет эффективно защитить его от травм.

Всегда уступайте дорогу машинам спецслужб (особенно «скорой помощи»)

Многие даже опытные водители забывают о том, что за непропуск машин со спецсигналом согласно действующему законодательству грозит довольно-таки серьезная ответственность. Особенно если не пропустить «скорую помощь», которая, возможно, спешит к тяжелому больному или уже везет его в больницу.

Да, мы понимаем, что есть в России автомобили «скорой помощи», которые на самом деле не перевозят больных, а «транспортируют» за большие деньги ВИП-клиентов, которые платят за то, чтобы добраться куда-то без пробок. Но это не значит, что вы не должны уступать «скорой помощи» или любой другой службе.

Если вы хотите заявить свой протест против большого количества мигалок на дороге, то не пропускать автомобиль с включенным спецсигналом на крыше глупо. В нормальном обществе свою позицию можно высказать более цивилизованными способами.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий