Установка диодных ламп в фары

Содержание

Можно ли ставить светодиодные лампы вместо галогеновых и чем они лучше

Сегодня все чаще автомобилисты выбирают светодиодные лампы вместо галогеновых для авто. Это современный и эффективный источник света, который превосходит своих предшественников. Узнаем, чем он хорош, как выбирать эти лампы и предусмотрена ли законом ответственность за подобную замену.

Что будет, если заменить галогенные лампы в фарах на светодиодные

Светодиодные лампы дают чрезвычайно интенсивный свет с очень небольшой нагрузкой на электрическую систему вашего автомобиля. Напомним, впервые подобные лампы, предназначенные для установки в передние фары автомобиля, появились на дорогих премиальных автомобилях несколько лет назад. К сожалению, в самые первые годы владельцы обычных автомобилей с завистью смотрели на собственников премиальных и дорогих транспортных средств, мечтая в душе о том, чтобы и их автомобили имели такой же светодиодный ближний свет. И вот спустя несколько лет подобные автомобильные LED лампы появились на вторичном рынке (в автомагазинах, интернет-магазинах и т.п.). Каждый водитель теперь может приобрести себе комплект для дооснащения фар светодиодными лампами. Мы установили один из комплектов на тестовый автомобиль, чтобы узнать, хорошая ли эта идея.

Хотим заметить, мы не просто установили их на машину, но и сравнили светодиодный свет ламп с несколькими видами обычных галогенных автомобильных ламп (в том числе и с несколькими дорогими лампами).

Тестовым автомобилем является старый внедорожник Toyota 4Runner 1996 года выпуска, в котором в качестве ближнего света в передней оптике используются стандартные галогенные лампы “H4”. Благодаря большим фарам этот автомобиль отлично подходит для тестовой проверки работы LED ламп в качестве ближнего света.

Интенсивность яркости светодиодных ламп ни у кого не вызывает сомнений. Они действительно ярче обычных галогенных источников света. Но это не самый важный фактор в автомобильном освещении. Более важным показателем является дальность пучка света. Вот для этого мы и сделали сравнение, чтобы понять, какие лампы лучше освещают дорогу. И вполне возможно, что светодиодные лампы не смогут давать стабильный и мощный пучок света, как это делают традиционные лампы в автомобилях.

Чтобы понять почему со светодиодными лампами могут быть проблемы, посмотрите на конструкцию автомобильных LED ламп.

Обратите внимание, что в отличие от галогенных ламп, которые являются всенаправленными (свет идет во все стороны), светодиодные лампы направляют свет только в ограниченном ракурсе, поскольку в них встроены всего несколько крошечных светодиодов (по 2 с каждой стороны – в нашем примере).

Но несмотря на крошечные размеры светодиодных элементов они выдают очень яркий с высокой частотой свет.

Какой штраф за светодиодные лампы ближнего, дальнего, головного света и противотуманки (ПТФ)

Можно ли ставить светодиодные лампы в фары? Да, но нужно помнить, что их неправильная установка, не соответствующая требованием, карается штрафом.

Штраф за светодиодные лампы в фарах и противотуманках составляет 500 рублей. Когда водитель полностью меняет функционал оптических приборов головного света: количество ламп, качество диодов, цвет или режим работы, то его ждет наказание в виде лишения водительских прав на срок от 6 месяцев до 1 года.

Штраф или лишение прав грозит за LED-лампы и ксенон сегодня?

WhatsApp

Судебная практика до недавних пор была практически безапелляционна – за нештатные лампы в фарах лишали прав на срок от 6 до 12 месяцев за несоответствующий режим работы и/или цвет огней. Мы уже не раз писали, что это, мягко говоря, не совсем законно, а по правде – вообще незаконны. Однако, система всегда была за сотрудников ГИБДД и занимала их сторону. Тем не менее, не так давно Верховный суд вынес важное Постановление Пленума, в котором буквально указал, что применение статьи КоАП с лишением прав за светодиодные LED или ксеноновые лампы в фарах не соответствует нормам права, и водителям за это нужно назначать только штраф. О том, насколько прислушались к ним нижестоящие суды, выясняем в статье ниже.

Технология

Вы наверное уже знаете, как работает обычная лампа накаливания. Человек, который изобрел лампу накаливания, вошел в историю человечества и его развития. Ведь благодаря освещению весь мир преобразился, а промышленность получила новый виток развития. Как вы знаете, идея была проста. Кусок проволоки в прозрачной стеклянной колбе подсоединялся к электричеству, что в итоге давало свечение из-за накаливания проволоки. Подобный опыт сегодня может проделать любой школьник в начальном образовательном учреждении.

Галогенная лампа практически имеет тот же смысл работы традиционной лампы накаливания. Единственное, что технология просто усовершенствована. Так в стеклянную колбу помещен буферный газ: пары галогенов (брома или йода). Благодаря этому удается повысить температуру спирали и увеличить срок службы лампы. Таким образом, благодаря этой галогенной лампе удалось повысить светоотдачу.

На картинке, которую мы даем для сравнения двух типов ламп, вы можете видеть обычные галогенные автомобильные лампы и комплект LED ламп для ближнего света.

Сами производители, чтобы увеличить эффективность светоотдачи LED ламп вмонтировали в их конструкцию, параболический алюминированный отражатель, который увеличивает фокус света (напомним, что светодиодные фары имеют очень маленький фокус отдачи света из-за особенности их конструкции).

Параболический алюминированный отражатель по своей сути представляет из себя простую выпуклую алюминиевую трубку, которая как и зеркало отражает свет, распределяет его в пространстве, а далее направляет собранный свет в определенном направлении.

Так же обратите внимание и на заднюю часть LED лампы, где вы можете увидеть серебрянный элемент, который представляет собой “радиатор” охлаждения самой лампы. Да, конечно, светодиоды не дают практически большого тепла и так не нагреваются в передней части, несмотря на яркий и мощный свет. Но позади диодов нагрев все-же происходит. После несколько секунд работы к задней части LED лампы вы вряд ли сможете прикоснуться.

Также, рядом с “серебряным радиатором охлаждения” проходит провод питания с разъемом, для легкого отсоединения лампы от электрической системы (например, при необходимости замены). Сама LED лампа подключается к разъему от которого идет провод на резистор, для компенсации диапазона напряжения, который в разных марках и моделях машин может быть не одинаков.

Использование светодиодных ламп

Установка светодиодных ламп в фары может быть произведена:

  1. На заводе при изготовлении.
  2. Самостоятельно, на модели, которые предусматривает их установку.
  3. На марки авто, которые не предусматривают модификацию, с последующей обязательной регистрацией этого изменения.

Использование светодиодных фар

Существует 3 возможных варианта использования светодиодных фар:

  • Установка светодиодных фар на заводе. В этом случае световые приборы установлены вполне легально и штрафы водителю не грозят.
  • Установка светодиодных фар на автомобиль, если на автомобилях аналогичной модели такие фары устанавливаются заводом изготовителем.
  • Установка светодиодных фар на автомобиль, если завод изготовитель подобную установку не предусмотрел.

В данной статье речь пойдет про вторую и третью ситуации.

Почему многие водители считают по-прежнему, что за установку светодиодных ламп нет ни какой ответственности?

Действительно, в нашей стране на сегодня сложился интересный парадокс. Например, большинство из водителей знают о том, что за установку в галогенные фары ксеноновых ламп в России предусмотрена административная ответственность, в виде лишения водительских прав. Именно по этой причине мы с вами больше не видим на автодороге массу автомобилей с “колхозным” ксеноном. Ведь согласитесь друзья с нами, что ответственность за нелегальную установку ксеноновых ламп очень даже суровая.

Но почему же тогда с каждым годом на дорогах России появляется все больше и больше машин со светодиодными лампами, которые, как правило устанавливаются автовладельцами транспортных средств самостоятельно?

А дело в том, что огромное количество автомобилистов считают со своей стороны, что эти светодиодные лампы можно устанавливать в переднюю оптику автомобиля. Особенно, если учитывать, что многие продавцы светодиодных ламп ближнего и дальнего света предоставляют большое количество различных сертификатов и разрешений заверяя тем самым покупателей, что LED-лампы в галогенную или ксеноновую оптику доступные в продаже действительно разрешены в нашей стране для применения.

Но на деле выясняется следующее, что большинство сертификатов на подобные лампы на момент их продажи либо уже не действуют, либо они приостановлены.

Так же не стоит забывать и том, что если продажа LED-ламп разрешена и имеются действующие разрешения с сертификатом, то это совсем не означает, что каждый автовладелец имеет право устанавливать в передние фары своей машины эти лампы.

Поэтому, такое наличие сертификации светодиодных ламп на территории России не будет означать, что вы имеете право установить их в свою машину. Да, купить вы их можете. Но не более того, и тем-более, если ваши передние фары строго предназначены только для работы с ксеноновыми или галогенными лампами.

То есть, ситуация выходит точно такая, как и с ксеноновыми лампами установка которых категорически запрещена в автомобили, особенно оснащенных передней оптикой предназначеной для галогенных ламп накаливания.

Соответственно, установив в свои галогенные или ксеноновые фары LED-ламы ближнего и дальнего света Вы грубо нарушите действующее Российское законодательство, то есть:

статью 12.5 части 3 КоАП РФ:

3. Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, –

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

Что именно мы подразумеваем под светодиодными фарами?

В этом материале мы поговорим о типах светодиодных LED-ламп (прим.: аббревиатура LED расшифровывается как «Light Emitting Diode»), которые помещаются в корпус фар автомобиля, последние из которых изначально были разработаны для работы с галогенными лампами накаливания. Обычно такую установку называют просто — «светодиодные лампы».

Конечно же, мы не будем рассматривать здесь автомобили, на которые ставят светодиоды с завода, или так называемые высокоразрядные HID-лампы (High-Intensity Discharge) и другие ответвления. Только светодиоды.

Преимущество светодиодных автомобильных ламп

С практической точки зрения светодиодные лампы имеют много преимуществ, по сравнению с обычными галогенными . Например, свет от LED ламп ультра-яркий, плюс срок службы светодиодных ламп значительно больше (!) чем галогенных. Кроме того, автомобильные LED лампы потребляют значительно меньше электроэнергии, чем обычные галогенные лампы. На примере нашего комплекта H4 LED ламп ближнего света для Toyota 4Runner, светодиоды потребляют 1,4 ампера, в отличие от 5 ампер, которые потребляют галогенные лампы.

Понимаем, что такая экономия электроэнергии в принципе не будет ощущаться и отражаться на водителе. Многие ошибочно полагают, что подобное потребление энергии LED лампами позволит сэкономить значительное количество топлива. Но поверьте, экономия будет настолько мизерная, что по итоговому расходу топлива вы почти ничего не заметите.

Но все же, если вы часто пользуетесь дополнительными внешними аксессуарами, которые часто подключаете с помощью прикуривателя или USB порта, то LED лампы помогут вам разгрузить аккумуляторную батарею, а значит увеличить срок ее службы. Особенно это актуально, когда вы подключаете к электрической системе машины такие приборы как, автомобильный холодильник, сабвуфер, дополнительный усилитель аудио установки, дополнительные аудио-колонки и т.п. приборы.

В каком случае назначается лишение прав?

По тексту части 3 статьи 12.5 можем увидеть, что лишение водительского удостоверения может грозить различных нарушениях и их совокупности:

  1. если спереди автомобиля установлены огни красного цвета (причём, любые – ближний или дальний свет, противотуманные фары и даже светоотражающие элементы),
  2. если режим работы и цвет огней световых приборов не соответствуют Основным положениям ПДД.

Таким образом, получаем, что для возможности лишения прав должно быть нарушено что-то одно из пунктов выше. При этом, для применения данной нормы должны соблюдаться оба условия в совокупности из второго пункта: и режим работы должен быть несоответствующим, и цвет огней.

Когда за светодиоды в фарах лишают водительских прав

Теперь идём, собственно, в Перечень неисправностей (это и есть приложение к Основным положениям ПДД), и видим следующие требования:

  • режим работы должен соответствовать требованиям конструкции машины (пункт 3.1),
  • цвет также должен соответствовать конструкции,
  • лампы должны соответствовать типу фары (пункт 3.4),
  • спереди не должно быть огней красного цвета (пункт 3.6),
  • а допустимые цвета испускаемого света фарами: белый, жёлтый или оранжевый.

Таким образом, лишение водительских прав возможно, например, в следующих случаях:

  • если вы (не дай бог) поставили лампу красного цвета в ближний свет фар,
  • если вы установили ксеноновую или LED лампочку в фару, предназначенную для галогеновых ламп, и теперь фара излучает, к примеру, синий (слишком холодная лампа) цвет.

Юрий Панченко о штрафе или лишении прав за LED

Согласно п.3.8.6 и 3.8.7 Приложения №8 технического регламента на колесные транспортные средства фары могут работать в режиме «ближний свет» и «дальний свет».

Обратимся к упомянутому в статье пункту 2.54 ГОСТ 33997-2016:

  • алгоритмы и условия их ручного или автоматического включения-выключения, регулирования интенсивности излучения,
  • его прерывистость или непрерывность.

Термин «Интенсивность излучения» удобен тем, что объединяет в себе несколько мер света. В указанном ГОСТе и техническом регламенте применяется мера «сила света», которая измеряется в канделах (кд).

Сила света каждой из фар в режиме “ближний свет”, измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должна быть не более 750 кд в направлении 34′ вверх от положения левой части светотеневой границы.

Если инспекторы докажут, что ксеноновая лампа в галогеновой фаре при включении режима «ближний свет» нарушает данное условие, то водителя привлекут по ч.3 ст.12.5 КоАП.

Полупроводниковые источники света — технология в автомобильном мире не новая и освоенная (но при кустарном применении все еще нерабочая)

Светодиодное освещение в быту, как и автомобильная технология, существует уже несколько десятилетий, и на рынок автозапчастей оно распространялось волнами, во всем мире примерно совпадающими. Более-менее массово появление технологии началось в 2005 году, когда на полках автомагазинов можно было впервые увидеть светодиодную «замену лампочки накаливания».

В частности, тогда же появился распространенный теперь вид LED-лампочек, который вставляется в то же гнездо, что и стандартные лампы накаливания.

Тогда они были примитивными. Все диоды были направлены в одну сторону, и светоотдача была явно плохой.

Перенесемся примерно в 2015 год, когда доступность светодиодных технологий еще больше расширилась. К тому времени количество компаний, предлагающих замену светодиодным лампам для фар с галогенками, значительно расширилось, появилась куча более-менее стандартизированных размеров.

Оборудованная светодиодами фара стала светить ярче, но даже галогенная (пусть и высокоэффективная) лампа по-прежнему лучше справлялась с задачей освещения дороги.

В 2020 году ситуация вновь поменялась, и, при первом взгляде, в лучшую сторону. Сегодня на рынке присутствует бесчисленное множество компаний, продающих светодиодные лампы на замену, вроде Bluechip, Sylvania. В том числе и гиганты, например Philips.

И, конечно же, eBay и Amazon просто переполнены дешевыми предложениями за хоть за 500, хоть за 1,5 тысячи рублей. И это при том, что ценник на более-менее качественные LED-лампы для головного света стартует от 6 тысяч рублей.

Но самое плохое, что по большей части ни одна из этих ламп не будет работать как положено, за очень редкими исключениями, и те будут с натяжкой.

Как заменить галогенные лампы на светодиодные

Ответ на вопрос, можно ли ставить светодиодные лампы вместо галогеновых, с технической точки зрения положительный. Процесс замены является идентичным независимо от типа. Для этого необходимо:

  1. Снять защитную крышку с фары.
  2. Отключить разъем питания источника света.
  3. Извлечь галогенную лампу из посадочного места.
  4. Установить светодиодную лампу на штатное место.
  5. Подключить разъем питания.
  6. Установить защитную крышку на фару.

Как видно, процедура замены ламп является несложной. С этим процессом сможет справиться автомобилист самостоятельно. Для этого не придется прибегать к помощи мастеров с автостанции.

Светодиодные автомобильные лампы в действии

Для того, чтобы сравнить эффективность и яркость галогенных фар со светодиодными, мы выехали за город и в полной темноте проверили, как работает оптика с каждым типом ламп. Мы специально не меняли месторасположение машины на местности, чтобы можно по фотографиям сравнить качество освещения.

Для сравнения, мы изначально сфотографировали момент, как светят обычные галогенные Н4 лампы, далее, установили и сфотографировали следующий момент, как светят дорогие галогенные лампы интенсивного света, ну а затем установили комплект дооснащения LED ламп и после всего также сделали сравнительные снимки.

Посмотрите на примере трех снимков. Мы думаем разницу вы увидите сразу.

Как органы ГИБДД проверят к какому типу фар относится ваша оптика?

Каждая передняя фара в автомобиле должна маркироваться на автозаводе соответствующей общепринятой маркировкой, которая указывает не только на тип оптики, но и на вид ламп, применяемых в ней.

Соответственно, по маркировке фар сотрудники технадзора могут установить, что в вашей машине установлены галогенные фары, в которые вы, например, установили ксеноновые или LED-лампы. Естественно галогенная оптика с отражателями не может обеспечить безопасное освещение на дороге при использовании светодиодных ламп. Именно поэтому согласно законодательства за незаконную установку LED или ксеноновых ламп в галогенную оптику водитель может быть привлечен к административной ответственности (лишение прав).

Тоже самое касается и установке светодиодных ламп в ксеноновую линзовую оптику. То есть, даже несмотря на наличие линз в передней оптике, которые предназначены для ксеноновых источников освещения, применение в подобных фарах LED-ламп опасно и соответственно запрещено действующем законодательством.

Наказание за установку светодиодов в фары в России в 2020 году

Также не стоит забывать и о таком минусе, как законодательные ограничения на установку подобных диодных ламп в фары, предназначенные для галогенок (или самовольная установка фар в автомобили, у которых на аналогичные модели также устанавливаются и светодиоды).

В этом случае имеет место быть нарушение пункта 3.1 перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств:

Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

Если говорить кратко, в 2020 году, после опубликованного постановления Пленума Верховного Суда РФ № 20 от 25 июня 2019 года , в большинстве случаев наказание для водителя, использующего светодиоды в фарах, — это штраф в 500 рублей . Лишение прав накладывается лишь в том случае, если установлены лампочки, у которых одновременно не соответствуют требованиям и цвет огней, и режим работы.

Заключение

Вопрос законности эксплуатации светодиодных ламп в противотуманных фарах достаточно запутан — с точки зрения и действующего законодательства, и правоприменительной практики. Однако внесённые в последние годы изменения в технические регламенты и правила ЕЭК ООН однозначно подтверждают, что применение СИД соответствует законам. Поэтому их можно ставить вместо галогенок в фары типа F3 либо использовать в составе сборной ПТФ на светодиодах.

Законна ли замена и возможен ли штраф

Многих автомобилистов интересует, есть ли ответственность за установку светодиодных ламп вместо галогеновых. С точки зрения действующего законодательства это не совсем законно. Делать это можно только в случае, если сам автомобилист предусмотрел подобную возможность и прошел всю процедуру по внесению изменений в изначальную конструкцию авто.

Незаконная замена вида ламп может доставить неудобства со стороны проверяющих органов

В противном случае водителя ждет ответственность – согласно статье 12.5 КоАП. В 3-й части прописано – если будет доказано, что доработки противоречат требованиям действующего законодательства, автомобилиста лишат прав сроком на полгода – год. Также его будут ждать проблемы во время прохождения технического осмотра, поскольку ему не дадут положительное заключение.

При несанкционированной замене могут возникнуть проблемы во время техосмотра

Как можно законно установить в фары светодиодные лампы?

Согласно законодательства, в том случае, если вы вносите изменения в конструкцию автомобиля, то вы имеете право эксплуатировать автомобиль на дорогах общего пользования только после прохождения определенной процедуры в легализации установленного оборудования в ГИБДД и в специализированных организациях.

Более подробно о том, как можно оформить переоборудование автомобиля, мы рассмотрели в нашей статье “Штраф за газовое оборудование в автомобиле”. Напомним нашим уважаемым читателям, что в этой статье мы рассмотрели сам процесс легализации установки на транспортное средство газового оборудования.

При установке светодиодных ламп в машину Вам потребуется для начала переоборудовать сами фары в специализированной организации, которая установит в них соответствующие линзы и другое оборудование, которое обеспечит светодиодному освещению оптимальный пучок света проецируемый на дорогу.

Так же для законного оформления светодиодной оптики Вам необходимо сначала получить разрешение на переоборудование автомобиля.

В том числе, после установки / переделки передних фар в специализированной организации Вы должны оформить переоснащение машины в ГИБДД и получить свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями согласно требованиям безопасности.

Подробнее о самом процессе здесь же.

Что делать, если купили авто со светодиодами в ПТФ?

Бывает так, что водитель покупает с рук автомобиль, где в фары уже вставлены СИД вместо ламп накаливания или галогеновых ламп.

Если подобное произошло с Вами, то советую поменять лампы на “родные” для ваших фар, потому как управление автомобилем с нарушением правил соответствия ламп фаре несёт угрозу вышеуказанного наказания вне зависимости от того, кто производил установку светодиодных ламп в противотуманные фары, даже если вы едете, не зная о таком несоответствии.

Что указал Верховный суд про ксенон и LED?

Между тем, судебная практика как раз изменилась с недавних пор. Правда, поменялось всё не очень сильно, но у вас появился самый весомый довод остаться с правами и переквалифицировать ответственность в 500-рублёвый штраф.

И вот в чём здесь дело!

25 июня 2019 года Верховный суд России вынес судьбоносное Постановление Пленума, в котором рассмотрел вопросы административных правонарушений. Не остался без внимания и наш с вами вопрос. Так, в пункте 6 ППВС судьи указали буквально следующее по применимости части 3 статьи 12.5 КоАП РФ:

При применении названных выше норм следует учитывать, что объективная сторона состава соответствующего административного правонарушения может иметь место только в случае одновременного несоответствия цвета огней и режима работы таких приборов требованиям, указанным изготовителем в эксплуатационной документации, а в случаях установления дополнительных световых приборов – проведенной оценке соответствия внесенных в конструкцию транспортного средства изменений (пункт 3.1 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств).

Вместе с тем в случае несоответствия только цвета или режима работы световых приборов, установленных на транспортном средстве, названным выше требованиям управление таким транспортным средством может быть квалифицировано по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ.

То есть именно то, что мы описали выше по части незаконности привлечения водителей к лишению прав за нештатные ксеноновые или ЛЕД фары, подтверждает и Верховный суд.

А вот со штрафом всё законно – норма части 1 статьи 12.5 предусматривает ответственность за любое нарушение Перечня неисправностей. И выше мы привели, что последний правовой акт как раз и требует соответствия источника света конструкции фары.

Верховный суд о незаконности лишения прав за LED и ксенон

Есть ли смысл ставить светодиоды в лампы?

Светодиоды при правильном размещении и правильной регулировке (в теории) могут преобразовывать минимальную потребляемую мощность в большое количество света, что в целом делает эту технологию привлекательной.

При прочих равных похоже, что замена энергоемких разрядных ламп на более яркие светодиоды с меньшим потреблением энергии убивает сразу двух зайцев. Плюс к этому у LED присутствует эффект «мгновенного включения» и визуальная четкость света (что на практике утомляет водителей в длинных поездках больше из-за резкого перехода от яркого света к темноте, чем мягкий градиент обычных газоразрядных ламп и даже ксенона), что заставляет экспериментаторов ставить их на свои автомобили. А еще, и это один из главных плюсов, светодиоды могут придать старым автомобилям современный стиль.

Проще говоря, светодиодные фары — это легкоустанавливаемые и легкодоступные «игрушки» с флером безопасности и технологичности, благодаря которым автомобили выглядят круче.

Итоги

Рынок автомобильных ламп является очень обширным. Вполне резонно владельцы машин задаются вопросом, какие лампочки лучше светят на авто. По ряду показателей – светодиодные. Именно они и пользуются большим спросом.

Однако следует понимать, что установка их в фары, не предназначенные для этого, влечет за собой административную ответственность с соответствующими санкциями.

Как избежать лишения?

Между слоем тумана и поверхностью земли всегда есть прослойка чистого воздуха. Задача противотуманных фар – светить под туман. Вверх должно идти не более 3% света. Если в системе “фара+лампа” имеет место несоответствие, то часть света от противотуманной фары пойдет вверх, в туман, и вернется к Вам в глаза в виде пелены. То есть ПТФ потеряют смысл их установки на машину.

Поведение LED лампочек в тумане и ослепление водителей

Если Вы поменяли обычные лампы на светодиодные, и Вам кажется, что пучок света от противотуманных фар не изменился, то можно ездить без проблем. Только не забудьте зарегистрировать в ГИБДД внесение изменений в конструкцию автомобиля, объективно подтвердив, что Ваши эксперименты безопасны для окружающих, и от светового потока ПТФ вверх уходит не более 3% света.

Если время упустили и попались на глаза инспектору, то все-таки можно попробовать избежать лишения прав.

  1. В первую очередь, инспектор ДПС должен увидеть маркировку фары. Но добраться до противотуманных фар с установленными светодиодами или галогенами весьма и весьма непросто, а порой и вовсе нельзя на дороге. Чтобы они светили под туман, их устанавливают по возможности ниже – в бампер.
  2. Во вторую очередь, лампочку из фары надо вынуть и убедиться, что она не соответствует маркировке. Как правило, для разборки ПТФ как минимум необходима отвертка и знания, какие болтики в какую сторону откручивать.
  3. И, в-третьих, работы все-таки должен проводить специалист в оборудованном месте, причем, работа должна быть оплачена за счет бюджета.

Другими словами, заводите с инспектором задушевную беседу, где, с одной стороны, можете даже покаяться, а с другой намекнуть на проблемы с установлением события правонарушения. И дать честное слово, что лампочки замените по возможности быстрее, поскольку речь идет о Вашей собственной безопасности. Разговор заканчивайте сравнением ослепления с опьянением, подчеркнув понимание глубины проблемы, и что делать так нельзя.

Действует ли скидка

Первая часть статьи 12.5 КоАП заявляет, что на данный штраф действует 50%-я скидка. С её учетом сумма составит 250 рублей.

Какая ответственность грозит за установку светодиодных фар на автомобиль в комплектации с галогенными или ксеноновыми фарами?

В принципе, ни какой. Да, безусловно, ответственность также есть и за это. Но, доказать вашу вину будет очень тяжело.

Формально, если вы вместо галогенных фар установите на машину светодиодную оптику от более дорогой комплектации вашей модели, то максимум, что вам будет грозить, так это штраф в размере 500 рублей.

Но согласно того же закона, даже, если вы вместо ксеноновых или галогенных фар установите на свою машину LED оптику от вашей же модели автомобиля, но с более богатой комплектацией, то все-равно Вы обязаны будете оформить внесение изменений в конструкцию своего автомобиля. Правда, привлечь вас к административной ответственности за это будет невозможно и маловероятно. Ведь сотрудник ГИБДД сверит маркировку фар и удостоверится, что лампы освещения установленные в них соответствуют типу использования оптики. А то, что вы используете фары от другой версии автомобиля сотрудник ГИБДД вряд ли узнает.

Почему светодиодные лампочки, скорее всего, не подойдут в обычные фары?

Большинство автомобильных фар — это больше, чем просто лампочка в отражателе, присоединенная к плюсу и минусу. Это действительно высокоточная система, оттачиваемая поколениями инженеров. В научной среде даже отдельное направление изучения влияния света есть, основа основ любой инженерной мысли — фотометрия называется.

Фотометрияобщая для всех разделов прикладной оптики научная дисциплина, на основании которой производятся количественные измерения энергетических характеристик поля излучения.

Интенсивность, или мощность светового потока (единица силы света измеряется в кандела), световой поток, измеряемый в люменах (Лм), освещенность, световая эффективность и множество других, не менее важных параметров.

Вплоть до отражателей (сложной системы зеркал), которые имеют строго выверенную для каждого типа источника света форму. Для эллиптической оптики — одну, для ламп с двойным накаливанием H4 — другую. Ну а для светодиодов — третью.

​​И все это для того, чтобы свет, излучаемый лампой, попадал на дорогу таким образом, чтобы обеспечить максимальную видимость для водителя, не ослепляя встречный транспорт.

Большинство светодиодов не излучают свет из того же места в корпусе фары, что и лампы накаливания, и с этого момента они обречены на посредственные результаты!

Судебная практика 2021

Судебная практика по привлечению водителей к ответственности за установку ламп, не соответствующих типу данного светового прибора, идет по пути самого жесткого наказания.

Самый свежий пример по экспериментам с головным светом на автомобиле от Верховного суда касается ксеноновых ламп. Но объективная сторона правонарушения при применении ксенона или LED-ламп в обычных фарах – одинакова. И те, и другие – слепят попутных и встречных, создавая угрозу безопасности дорожного движения.

Разбитая светодиодная противотуманная фара на автомобиле

На уровне нижестоящих судов вполне можно найти историю дел, касающихся светодиодных ламп в противотуманных фарах.

Например, город Волжский Волгоградской области. Некто Сафонов О.М. был пойман полицейскими с синими светодиодами в противотуманных фарах. Водитель и его адвокат традиционно сделали ставку на неустановленный “режим работы” фар и их неопределенный “цвет огней”. И даже ходатайствовали в проведении экспертизы на предмет определения цвета.

Если прочитать внимательно Технический регламент, то обычные фары работают в режиме “ближний” или “дальний”. Вполне логично, что режим работы ПТФ – “противотуманный”.

Что касается экспертизы и приложенных фотографий, то в экспертизе коряво отказали, а видеозаписи с монтажом ламп и фотографиям не поверили. Водитель стал пешеходом на полгода.

  • Решение районного суда по жалобе – ссылка.
  • Решение областного суда по жалобе – ссылка.
  • Верховный суд свое мнение не публикует – ссылка.

Потому выше и указал, что сравнивать надо маркировку противотуманной фары и лампы, а не исполнять старые песни о режиме и цвете. И экспертизу цвета заказывать за свой счет, не надеясь на доброту судей. Кстати, цвет определяется в соответствии с Правилами ООН №48.

Много ли дел по части 3 статьи 12.5 КоАП, по которой наказывают за ксенон и светодиоды в фарах?

  1. Зайдем на сайт любого областного суда в зоне sudrf.ru. Например, Свердловский.
  2. В левой колонке жмем “Судебное делопроизводство” → “Поиск информации по делам”.
    Поиск судебной практики по делам о светодиодных LED лампочках в противотуманных фарах
  3. В поиске дел справа указываем “Надзор, дела об административных правонарушениях”, и ниже в “Списке статей кодекса” выбираем ч.3 ст.12.5 КоАП.
    Список лишений прав за LED в ПТФ
  4. Получаем список из нескольких десятков постановлений. У меня хватило сил отщелкать только первые десять дел за 2018 год. Ни одной отмены постановления!

Вам еще хочется сыграть в азартную игру с государством, установив в противотуманные фары своего автомобиля светодиодные лампы LED?

Как насчет светодиодных ламп, которые действительно испускают световой пучок правильно?

Как мы видим, в борьбу за покупателя уже вступают крупные игроки. Быть может, они делают идеальные запчасти для замены?

Как говорит эксперт из США:

«Ряд из наиболее известных компаний, реализующих, разрабатывающих и тестирующих светодиодные лампы для фар, рассчитанных на газоразрядные лампы, в 2020 году, стараются имитировать расположение ламп накаливания для решения данной проблемы, но это лишь часть решения уравнения».

Дэниел Стерн также поясняет, почему светодиод с физическими параметрами, схожими с обычной лампочкой (идентичные размеры и форма), не будут работать в реальности:

«Продольное положение источника света (того, где источник света начинается и заканчивается, если производить замеры по базовой лампочке накаливания) — это только один из важных аспектов. Но дело не только в нем. Также крайне важны форма, размер, ориентация и распределение светового пучка, а также яркости источника. Получение правильного результата по одному из пяти лучше, чем ноль из пяти, но это все равно 20 процентов от номинала, и это очень плохой показатель».

«Если бы мы могли взмахнуть волшебной палочкой и создать цилиндрический светодиодный излучатель тех же размеров, что и лампу с нитью накаливания с необходимой яркостью и световым потоком, то несовместимость исчезла бы. В обозримом будущем это технически невозможно, поэтому у нас в основном плоские двухмерные светодиоды вместо трехмерной формы привычной лампочки».

Дэниел продолжает:

«Между двумя расположенными спинами друг к другу плоскими светодиодами имеется определенное пространство (оно должно быть, иначе некуда будет поместить материал, отводящий тепло от нагрева работающей лампы), таким образом, наш источник света радикально отличается от привычной лампы как по форме, размеру, так и по положению и распределению света. Даже если мы приложили все усилия, чтобы расположить излучатели точно в том же продольном положении, что и исходные нити, это сработать не сможет по ряду причин, как физических, так и экономических».

В каких случаях наказание неправомерно

В действующем законодательстве четко прописано, запрещается любое самостоятельное изменение конструкции автомобиля не предусмотренное заводом изготовителем, лампы в фарах так же относятся к данному запрету.

Избежать штрафа, оспорив его в суде, можно только, если владелец авто докажет, что установка диодных фар была предусмотрена конструкцией автомобиля, либо данное изменение было официально зарегистрировано в ГИБДД.

Для регистрации потребуется установить автокорректоры угла наклона фар, чтобы контролировать рассеивание света.

При наличии диодных фар ближнего света, с номинальной мощностью от 2000 люменов, требуется дополнительно оснащать автомобиль автоматическими омывателями или очистителями.

Оспорить неправомерное наказание можно в последующие 10 дней после оформления протокола, что указано в статье 30.3 КоАП. Жалоба направляется только по месту взыскания.

И вновь стоит обратить внимание на отражатели фар

Как мы уже сказали выше, проблема в том, что светоотражатели, разработанные для галогенных ламп, по своей природе несовместимы со световой отдачей светодиодов.

«… распределение светового пучка при работе ближнего и дальнего света сильно отличается от того, для чего была разработана оптика обычной фары. В результате диаграмма направленности света будет не такая, какой должна быть, не будет соответствовать конструкции автомобиля и во всех отношениях будет неоптимальной».

Аллегория эксперта такова:

«Я ношу очки, также как и мой сосед. Для нас было бы вредно и контрпродуктивно меняться ими, потому что даже если они подойдут мне и я буду выглядеть в них потрясающе, оптика вряд ли будет соответствовать моим глазам (даже если мне покажется, что вижу с ними нормально)».

«И это не потому, что я выбрал соседа слева, а не соседа справа. То же самое относится и к очкам обоих соседей, даже если у одной пары линзы стеклянные, а у другой пластиковые, у одного набора круглые линзы, а у третьего прямоугольные, один комплект фотохромный, а другой нет. Главное то, что один человек будет более дальновиден, чем я, а другой более близорук и т. д.».

Перенеся объяснение на фары, получим следующее: светодиоды в корпусах фар, предназначенных для галогенных ламп, направляют неправильное количество света в неправильные места.

Большинство обзоров светодиодных ламп в Интернете бесполезны, равно как и критерии, которые в них часто цитируют (резкие границы, цветовая температура и т. д.)

Какая маркировка фары нужна для установки светодидов

Чтобы избежать штрафов за неправильную установку ламп, при выборе светодиодов следует обращать внимание на их маркировку. Каждой разновидности приборов соответствует своя маркировка.

Ближний свет

  • DR (для ксенона);
  • HR (для галогена и LED-ламп);
  • R (накаливания).

Стоит помнить, что иногда конструкции фары и светодиодов не совпадают. Это делает световые границы более размытыми, а мощность уступает галогеновым аналогам в 3 раза.

Дальний свет

  • DC (для кс.);
  • HC (для галогена и LED-ламп);
  • C (накаливания).

Яркость должна быть не менее 1500 Лм, а мощность 17-20 Вт. Рекомендуется ставить дальний свет на галогенной основе.

Ближний/дальний

  • DRC (для кс.);
  • HRC (для галогена и LED-ламп);
  • RC (накаливания).

Диодные лампы на цоколе h4 отличаются тем, что в одной лампе совмещают несколько мощных светодиодов. Верхний диод – ближний, нижний – дальний.

Как правило, фары в машинах адаптированы под спиральные “галогенки”, поэтому размеры устанавливаемых диодов должны максимально соответствовать спиралям.

Противотуманки

  • B;
  • F.

Для противотуманных фар нужно выбирать яркость 900-1000 Лм. Это важно, так как при других показателях от них не будет пользы. К такому виду диодов сотрудники ДПС придираются обычно меньше.

Габаритные огни

Нормальная мощность должна составлять 5 Вт, а яркость 50 Лм. Превышать эти показатели не стоит, так как это приведёт к уменьшению срока эксплуатации из-за перегрева.

Почему не стоит доверять экспериментам из Сети?

«Если мы говорим о фото- и видеоэкспериментах из сети Интернет, то они будут вводить в заблуждение, даже если у фотографа будут самые лучшие намерения. Пиксели и пленка имеют гораздо более узкий динамический диапазон, чем зрительная система человека, поэтому даже фотограф, который тщательно сохраняет все настройки камеры идентичными при фотографировании с разными световыми лучами, не может предоставить больше, чем в целом общую сравнительную информацию: например, более резкую границу по сравнению с менее четкой или более широкий луч вместо более узкого».

Но даже если у вас есть сопоставимые источники света перед вашими глазами, возможно, вы не вычислите лучший свет только по тому параметру, что он «ярче».

Здесь замеры нужны и профессиональное оборудование со специалистами, а не на глазок «мерить» и доверять ложной информации, где также не предоставляется никаких нормативов, ГОСТов и не используется никаких приборов, например реглоскопа.

Методы проверки фар сотрудниками ГИБДД

Инспектор обнаруживает светодиодные лампы во время визуального осмотра. Сотрудник ГИБДД имеет право на проведение детального осмотра капота, но это может происходить лишь в присутствии понятых, то есть людей, не заинтересованных в исходе дела.

Если нарушение было обнаружено, инспектор будет действовать по следующей инструкции:

  1. Заполняет протокол, в котором указывается вся необходимая информация, включающая марку автомобиля и данные водителя.
  2. Зачитывает владельцу транспортного средства его права и обязанности, связанные с обнаруженным нарушением.
  3. Имеет право отстранить водителя от управления ТС и отправить машину на штрафстоянку.
  4. В течение срока в 3 дня, сотрудник отправляет протокол в местный суд, который впоследствии вынесет приговор относительно наказания водителя.

Так работают ли светодиодные лампы в обычных фарах? Мнение специалистов журнала «За рулем»

Чтобы не прибегать к мнению только одного иностранного эксперта, приведем доводы отечественных специалистов из журнала «За рулем». В крайне показательной и очень интересной обзорной статье-эксперименте «Светодиоды вместо галогенок в штатных фарах: полный провал!» экспертами были описаны результаты испытаний пяти моделей светодиодов.

Эксперимент состоял из нескольких испытаний. Кратко дадим их описание и результаты (подробнее о тесте читайте на «За рулем», перейдя по ссылке выше).

1. Реглоскоп (прибор, знакомый всем по прохождению ТО) — проверяет светораспределение: три LED-лампы из пяти провалили тест ;

2. Второе, заключительно практическое испытание проводили на соответствие требований Правил ЕЭК ООН № 112–00 в отношении ближнего света. То есть по ГОСТу или Национальному стандарту РФ, предписывающему единообразие для работы автомобильных фар. Результат удивил даже видавших виды тестировщиков: ТЕСТ ПРОВАЛИЛИ ВСЕ ЛАМПЫ! Даже самые дорогие.

«Все светодиодные источники света, поочередно размещенные сотрудниками испытательной лаборатории в фаре ГАЗели, слепили встречного водителя, а самые дешевые вдобавок отказались нормально освещать правую обочину», – пишут эксперты автомобильного журнала.

Отзывы водителей

Был момент со светодиодными лампами. Я посчитал их для себя нужными, а вот сотрудники ГИБДД не совсем. При остановке они очень долго вбивали мне в голову что-то по типу «вы разместили на машине предметы, которых нет в планировке» и просили убрать их. На второй раз я слушал подобную речь, только уже со штрафом. Вобщем снял, раз они так точны в формулировках и названиях законов.

Станислав, 23 года

Покупал машину с установленными светодиодами. Долго на ней прокатался до ситуации, когда мне предъявили за них, вдобавок забрав права. Прогуглив об этом, я не нашел никакой информации, кроме запрета на дополнительные установки агрегатов на машину по типу наклеек, ламп и т.д. В целом меня обманули, теперь с юристом и другом пытаемся забрать права и обвинить в преувеличении действий без основ закона, если простым языком.

Степан, 46 лет

Многие говорят, что светодиоды можно ставить. Но оказывается нужно ещё и знать законы, чтобы вовремя послать сотрудников, которые то и дело хотят подкуп. Такие товарищи меня остановили, обложили штрафом, будто я оружие вёз, и естественно намёк прошел за взятку. Больше никогда не попадусь на это, чего и всем желаю.

Ринат, 22 года

Светораспределение в реглоскопе

Итого: вывод на 2020 год ясен. Полупроводниковые источники света все еще остаются не только вне закона, но и вне оптического формата. Ослепление водителей и не ахти какая видимость при установке диодов в обычные фары будет обеспечена. Ждем, что будет через пять лет?

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий