Цапфа мтз 80 старого образца

Устройство переднего моста МТЗ 80, особенности ремонта и регулировка

Трактор Беларус МТЗ 80 с колёсной формулой 4Х2 не имеет привода переднего моста, получая вращение через трансмиссию только на задние колёса. Эта особенность является единственным конструктивным отличием от МТЗ 82. Передний мост трактора выполняет функцию опорной балки передней полурамы трактора с размещёнными рулевыми тягами и управляемыми колёсами. Несмотря на сниженные ходовые качества по сравнению с полноприводной версией преимуществом трактора является простое обслуживание и ремонт передней ходовой части, а также более низкая его стоимость при сохранении всех функциональных качеств универсально-пропашного трактора.

передний мост мтз 80

Устройство и детализация переднего моста

Мост представляет собой литую балку с телескопическими выдвижными трубами, изменением вылета которых устанавливают нужную ширину колеи. Наружные края труб оборудованы кронштейнами-кулаками, в которые вставлены поворотные цапфы со ступицами колёс.

Балка моста

Литой трубчатый брус моста установлен между проушинами кронштейна полурамы и соединён шарнирно осью. Для предотвращения проворачивания и осевого перемещения сочленение фиксируется пальцем.

Такая конструкция соединения позволяет реагировать качением на поперечные неровности дороги относительно оси движения в пределах 10˚. В выдвижных трубах просверлены по шесть отверстий, с шагом 50 мм, для изменения ширины хода колёс. Фиксация вылета осуществляется парой стяжных болтов с каждой стороны балки при совпадении отверстий в деталях.

Поворотные цапфы

Узел представляет собой вал 9, вставленный на нижнюю 13 и верхнюю втулки 7 в корпусе кронштейна 6 выдвижного кулака. Втулки плотно запрессованы в корпус, дополнительно нижняя втулка фиксируется двумя болтами 1. В кронштейнах на поворотные валы одеты пружины 10, с помощью которых подрессоривается балка моста. Нижняя часть пружины опирается на упорный подшипник 11, а верхняя в кронштейн цапфы. На верхние шлицевые части поворотных валов посажены рычаги рулевой трапеции (сошки), соединение которых фиксируется гайками 5.

К нижним концам валов приварены полуоси, к которым крепятся ступицы управляемых колёс. Между корпусом поворотных цапф и полуосями, в некоторых комплектациях трактора, установлены тарельчатые пружины смягчающие резкие ударные нагрузки. Смазка осуществляется солидолом через маслёнки, ввёрнутые в вертикальные цилиндрические корпуса.

В поздних версиях трактора МТ3 80 в конструкцию цапфы не входит амортизирующая пружина. Практики в обсуждениях по этой теме расходятся во мнениях эффекта такого конструктивного упрощения. Одни считают, что передняя подвеска в таком варианте очень жёсткая и быстрее разбивается верхняя пластиковая втулка. Другие утверждают, что ресурс такой цапфы выше ввиду меньшего попадания вовнутрь корпуса абразивной пыли.

Ступицы

Корпус ступицы 6 выполнен в виде чугунной отливки с двумя расточками для посадки подшипников 5,8 и фланцем 7, по окружности которого запрессованы болты для крепления колеса. Вращение осуществляется на двух подшипниках. Регулировка осевого зазора производится затяжкой гайки 10 на резьбовом конце полуоси. Шайба 9 между подшипником и гайкой препятствует ослаблению гайки и проворачиванию подшипника. Снаружи ступица закрыта защитным колпаком 13, с внутренней стороны в расточке установлен самоподжимной сальник 1. Дополнительно, для защиты от попадания абразивных загрязнений, на внутренней стороне полуоси приварен защитный козырёк с небольшим зазором к ступице.

5.1. Передняя ось. Неисправности и методы устранения.

Зазор в шаровом шарнире рулевой тяги, биение колеса при движении по прямой свидетельствуют об износе рабочих поверхностей шарнира. Поворотный рычаг с конической поверхности шарового пальца спрессовывают специальным съемником (рис. 2.4.1). Палец заменяют при износе шаровой поверхности до размера менее 31,8мм, а вкладыши — при износе поверхности отверстия до размера более 32,4мм.

Рис. 2.4.1. Выпрессовка шарового пальца рулевой тяги из поворотного рычага: 1 — шаровой палец; 2 — поворотный рычаг; 3 — специальный съемник.

Резкие толчки и удары, передающиеся на полураму при движении по неровностям, являются следствием поломки или потери упругости пружин подвески. Для замены пружин переднюю ось устанавливают на подставку (рис. 2.4.2), спрессовывают поворотный рычаг, вынимают цапфу и отворачивают болты крепления нижней втулки поворотной цапфы (рис. 2.4.3).

Рис. 2.4.2. Вывешивание передней оси: 1 — ось; 2 — подставка передняя.

Рис. 2.4.3. Снятие нижней втулки поворотной цапфы: 1 — нижняя втулка; 2 — поворотная цапфа.

Скрипы, биение колеса указывают на износ или разрушение подшипников ступицы, на ослабление затяжки гайки конических подшипников. Если внешним осмотром не удается выявить причину неисправности, то измеряют осевой зазор в подшипниках ступицы (рис. 2.4.4).

Рис. 2.4.4. Измерение осевого зазора ступицы переднего колеса.

При величине осевого зазора более 0,5мм его регулируют. Для этого расшплинтовывают корончатую гайку, затягивают ее до отказа и отворачивают на одну грань (20 — 30°). После регулировки колесо должно проворачиваться свободно без заеданий от усилия руки. Если колесо заедает или вращается неравномерно, то ступицу разбирают. При регулировке зазора в подшипниках может быть выявлено, что ослабла затяжка корончатой гайки; в таком случае проверяют состояние конических подшипников. Отворачивают гайку, снимают шайбу (рис. 2.4.5) и специальным съёмником спрессовывают ступицу (рис. 2.4.6).

Рис. 2.4.5. Снятие шайбы крепления ступицы переднего колеса: 1 — ступица; 2 — цапфа; 3 — шайба.

Рис. 2.4.6. Спрессовка ступицы переднего колеса: 1 — ступица; 2 — цапфа; 3 — двухлапчатый съемник.

В процессе осмотра ступицы перемещают обоймы подшипников в осевом направлении и пытаются провернуть их в посадочных местах. При обнаружении сколов или поломок, в случае осевого перемещения или проворачивания обойм в посадочных местах подшипники заменяют. Взаимное расположение деталей передней оси и направляющего колеса, а также некоторые операции разборки-сборки ступицы показаны на рис. 2.4.7 — 2.4.13.

Передний и задний мосты: выполнение ремонта

Даже самая надёжная техника не защищена полностью от неисправностей. Главная причина – несвоевременное техническое обслуживание. Кроме того, проблемы возникают в связи с потерей значительной части смазки.

Описание основных рекомендаций

Манжета у главной шестерёнки должна быть заменена, если на конце карданного вала или корпусе центральной передаче появляются следы смазочного материала. Для этого демонтируется фланец у карданного вала. Предполагается необходимость полностью убрать гайки. На следующем этапе избавляются от любых крепежей с болтами. Внимание уделяется каждой детали, располагающейся на блоке подшипников у центральной передачи. Центральная шестерёнка также требует демонтажа. Когда все действия выполнены, производится замена самой манжеты.

Появление остатков масла говорит о том, что ремонта требует и ось передняя, на которой крепятся колёса.

При разборе данной части рекомендуется опираться на определённую схему:

  1. Демонтаж колеса и редуктора. Последний организует конечную передачу.
  2. Откручиваются все болты, способствующие удержанию радиального подшипника.
  3. Шестерня убирается.

Обязательно почитайте: Переделка рулевого на МТЗ

Мост сзади у техники выполняет функцию полурамы дополнительно. При обслуживании подобных конструкций часто возникают проблемы, заставляющие проводить серьёзный ремонт переднего моста.

Порядок действий описывается следующим образом:

  1. Снимается кабина вместе с другими составляющими сельскохозяйственной техники, из-за которых доступ к детали ограничивается.
  2. Разделение друг с другом заднего моста и полурамы впереди. На задней оси находятся колёса, которые необходимо демонтировать полностью.
  3. Разбор заднего моста, в полном объёме. На следующем этапе выполняются все необходимые работы.

Собирается трактор в обратном порядке. Стартовая прокатка оборудования позволяет понять, были ли исправлены все неполадки.

Передний мост: советы по техническому обслуживанию

Плановый бортовой технический осмотр – обязательная процедура для техники и её составляющих. Иначе на стабильную работу можно не надеяться.

Сама процедура состоит из нескольких этапов:

  1. Отслеживание количества масла внутри мотора.
  2. Периодическая смена жидкости.
  3. Затягивание креплений.
  4. Исправление недостатков мелкого масштаба.

Современные осмотры избавляют от необходимости проведения серьёзного капитального осмотра. Рассмотрим подробнее основные детали, которые требуют больше всего внимания. Ось качания иногда тоже предполагает корректировку конструкции.

Обслуживание моста и регулировка ступиц

В мероприятия по уходу входит: смазка втулок и опорных подшипников поворотных валов цапф через 240 часов работы, подшипников вращения ступиц через 960 часов.

Регламентную регулировку подшипников ступиц осуществляют через каждые 960 часов работы. При обнаружении увеличения осевого зазора в процессе эксплуатации для сохранения подшипников следует провести немедленную регулировку.

Настройку делают в следующем порядке:

  • На поддомкраченном колесе снимают защитный колпак ступицы.
  • Расшплинтовывают и отпускают затяжную гайку на 1/8 оборота.
  • Вращением проверяют — насколько свободно крутится колесо.
  • В случае тугого вращения нужно провести ревизию ступицы и устранить поломку подшипников или заедания сальника.
  • На исправной ступице стяжную гайку затягивают до положения, когда колесо при толчке рукой практически не проворачивается.
  • Осуществляя подтяжку подшипников, колесо периодически проворачивают для того, чтобы ролики в обоймах заняли своё положение без перекосов.
  • Затянутую гайку отпускают до ближайшей прорези под шплинт и проверяют вращение колеса от руки. Если колесо вращается туго – отпускают гайку до следующей прорези.
  • Определив положение гайки, при котором колесо вращается свободно — от руки, устанавливают фиксирующий шплинт.
  • В заключение устанавливают защитный колпак ступицы, предварительно набив его смазкой.

Подробное описание действий по ремонту

Внутри единого корпуса находятся дифференциал вместе с центральной передачей. Потому их и надо рассматривать в совокупности. Технический осмотр предполагает внимательное изучение следующих сведений:

  1. Уровень масла.
  2. Текущее состояние полуоси.
  3. Зазоры между осями.

Данный этап предполагает дополнительную регулировку для крепежа конструкции. Пришедшие в негодность части снимаются, заменяются новыми.

На уровень масла стоит проверить и колёсные редукторы. Эти детали постоянно трутся друг о друга и о то, что находится рядом. Быстрый износ появляется, если используется небольшое количество смазки. Если деталь ломается, то ремонт не помогает, требуется только полноценная замена. Не стоит применять передний мост ГАЗ 66 на МТЗ 80, велика вероятность несовместимости.

Мост на схеме

Схема переднего моста

Функционирование редукторов при любых обстоятельствах связано с наличием серьёзных нагрузок. Регулировки не требуют только шестерёнки, имеющие форму конуса. Это действие выполняется только при необходимости заменить все детали, провести капитальный ремонт.

Обязательно почитайте: Технические характеристики двигателя Д-242

Шестерня изнашивается, потому что принимает нагрузку от основных частей. Зубцы элемента из-за этого изнашиваются спустя некоторое время. Что способствует увеличению расстояния между составными элементами. Если наличие подобного состояния долго не берётся в расчёт, то вероятность поломки всего трактора увеличивается. Затяжка соединительной гайки помогает отрегулировать конструкцию.

Достаточно закрепить гайку, чтобы провести ремонт таких деталей, как конические шестерёнки, подшипники. Во время затягивания важно правильно установить подшипники на место. После чего осуществляется постепенное поворачивание, пока позиция детали не будет устраивать полностью. Далее происходит закрепление крепежа в окончательном положении, когда основные работы заканчиваются.

Предполагается использование керна. Цена переднего моста МТЗ 80 остаётся одинаковой вне зависимости от условий.

Многие мастера выбирают для установки двигатели от других тракторов. Это позволяет найти доступную альтернативу для замены. Вариант вполне допустим, если есть полная уверенность в совместимости. Если нет – рекомендуется отдавать предпочтение родным конструкциям. Тогда ремонт передней балки не доставит хлопот.

Расположение цапфы МТЗ

Деталь установлена на ступице, закреплена шайбой.

Если рассматривать расположение цапфы МТЗ 80 в отношении переднего моста, увидим наличие следующих элементов:

  1. Ось качания МТЗ;
  2. Затем следует передняя ось;
  3. Кронштейн МТЗ;
  4. Шаровой палец и наконечник;
  5. Труба МТЗ;
  6. Рычаг МТЗ поворотный;
  7. Втулки МТЗ;
  8. Поворотная цапфа МТЗ 80;
  9. Несколько пружин;
  10. Фиксатор.

Более подробно рассмотреть расположение детали вы сможете на данном рисунке.

Цапфа передняя МТЗ 80 чаще всего поставляются с разными фланцами. Детали могут быть прямоугольной формы.

Обычно именно к фланцам прикрепляются суппорты МТЗ. Таким образом, они защищают тормозную систему от возникновения небольших повреждений.

В некоторых случаях владельцы тракторов вставляют четыре втулки (с завода идут только три).

Материал детали – металл, чугун.

Цапфа трактора (как левая, так и правая) снабжена цилиндрическими шейками большого размера. В них монтируют подшипники ступицы канонической формы.

Обратите внимание, что на меньшие шейки необходимо подшипники роликового типа.

Свободное вращение колеса трактора обеспечивается перемещением ступицы МТЗ.

Поломки и особенности ремонта

Особенно повышенную нагрузку на передок испытывают трактора с передним фронтальным погрузочным оборудованием и интенсивность износа деталей в таком рабочем режиме значительно выше. Исправное состояние переднего моста МТЗ 80 характеризуется ровным ходом управляемых колёс без виляния, без подклинивания при поворотах.

Основными неполадками узла являются:

  • Износ шарнирного сочленения балки с остовом
  • Выработка отверстий для фиксации положения выдвижных кулаков
  • Износ втулок и выход из строя упорного подшипника цапфы
  • Поломка амортизирующей пружины
  • Увеличенный осевой зазор или поломка подшипников ступиц
Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий