Смазка на основе дисульфида молибдена

Содержание

Молибденовая смазка — состав, характеристики, применение

Молибденовые смазки сегодня являются одними из самых востребованных у автолюбителей. Противников у смазочного материала тоже немало. Сторонники делают упор на уникальные качества молибденовых смазок и приводят в пример увеличившийся ресурс деталей двигателя. Противники говорят о том, что смазка «убивает» двигатель, тоже подтверждая свои слова фактами.

Смазки с дисульфидом молибдена

Смазки с дисульфидом молибденаСмазки с дисульфидом молибдена

Одними из самых эффективных с точки зрения защитных функций являются смазки с дисульфидом молибдена и антифрикционные покрытия (АФП) на его основе. Эти материалы работают в самых неидеальных условиях эксплуатации узлов: при высоких нагрузках, температурах, вибрациях, давлениях, воздействии агрессивных сред и абразивов.

Покрытия выпускают далеко не все известные производители – большей частью дисульфид молибдена вводят в состав смазок, паст или присадок в масло. Однако это не умаляет достоинств АФП, скорее наоборот – относит их к числу уникальных продуктов на рынке смазочных материалов.

Ниже мы провели обзор лучших дисульфидмолибденовых покрытий и выбрали «лидера» по соотношению цена/качество.

Смазка молибденовая

Молибденит обеспечивает защиту подвижных элементов от чрезмерного износа, предотвращает раннее старение металла, предохраняет трущиеся поверхности от воздействия серьезных механических нагрузок в условиях резких перепадов температур и при высоком температурном режиме.

Дисульфид молибдена: история, свойства и области применения

Смазочные материалы на основе MoS2

Дисульфид молибдена (M оS2) является модификатором трения. На сегодняшний день это одна из наиболее популярных добавок к различным пластичным смазкам, маслам, покрытиям. В данной статье рассмотрим, что собой представляет это вещество, его характеристики и области применения.

ТОП-7 лучших альтернатив смазке 158

Смазка 158 – это пластичный смазочный материал синего цвета 1-2 класса консистенции, разработанный в 1971 году. Сразу стала применяться для заправки крестовины карданного вала в ВАЗ 2001 − на то время популярной «новинки» Волжского автозавода. Практика показала высокую эффективность, так как смазочное вещество не требовало замены до капитально ремонта автомобиля.

Вскоре смазка 158 получила более широкое применение − для обработки подшипников автотракторного электрооборудования, механизмов стеклоочистителей и конусных подшипников неравных угловых скоростей. Продукт быстро стал популярным среди автолюбителей и профессионалов автомобильного сервиса, негласно получив название «синяя смазка».

Дисульфид молибдена и материалы на его основе: ТОП-4 лучших покрытий

Дисульфид молибдена и материалы на его основе: ТОП-4 лучших покрытий

Молибден и его сплавы отличаются высоким модулем упругости, малым коэффициентом температурного расширения, термостойкостью.

Электропроводящие свойства молибдена ниже, чем у меди, но выше, чем у железа. По механической прочности он лишь немного уступает вольфраму.

Молибден и молибденовые сплавы широко применяются в различных сферах:

  • В виде легирующих добавок к металлам, в т.ч. сверхнадежным сталям, кобальтовым сплавам и др.
  • В технике и приборах, долгое время эксплуатирующихся при экстремально высоких температурах (до +1800 °С): в ракетных соплах, электровакуумных приборах, электрических печах и т.д.
  • В ядерной промышленности (в качестве рабочего материала для ядерных реакторов)
  • В ракето- и самолетостроении – для производства панелей космических аппаратов, термообменников, тепловых экранов, деталей кромок крыльев, стабилизаторов в сверхзвуковых самолетах
  • В стекольной промышленности (например, при производстве электродов для плавления стекла)
  • При производстве пресс-форм, стержней для литья изделий под давлением
  • В радиоэлектронике для производства элементов электронных ламп, рентгеновских трубок и пр.
  • В химической промышленности – в качестве катализаторов химических реакций, сырья для производства лаков и красок
  • В текстильной промышленности – для окрашивания тканей и мехов

Бинарное химическое соединение четырехвалентного молибдена с двухвалентной серой, именуемое дисульфидом молибдена (MoS2), широко применяется в сфере производства смазочных материалов: моторных масел, смазок, покрытий.

Дисульфид молибдена совмещает в себе вышеперечисленные преимущества молибдена с широким температурным пределом плавления, превосходной коррозионной устойчивостью, стойкостью ко многим щелочным и кислотным растворам.

MoS2 вводят в состав моторных масел для придания им максимального антифрикционного эффекта, используют в качестве компонентов высокотемпературных смазок, выдерживающих до +400 °С.

Все смазочные материалы с дисульфидом молибдена обладают повышенной устойчивостью к большим нагрузкам и давлениям, агрессивным средам, низким и высоким температурам. Частицы MoS2 способствуют лучшему скольжению контактирующих поверхностей, уменьшая коэффициент их трения и интенсивность износа.

Одними из самых эффективных с точки зрения смазывающих и защитных функций являются антифрикционные покрытия (АФП) на основе дисульфида молибдена с различными связующими.

Сегодня далеко не все известные производители выпускают такие материалы, однако нам удалось выбрать несколько.

Смазка с молибденом – характеристики и правила применения

Продление безотказной работы узлов и механизмов неразрывно связано с применением качественных смазывающих материалов. Вместе с традиционными маслами и смазками для уменьшения трения в деталях применяются специальные составы включающие в себя присадки и материалы, способствующие восстановлению поверхностей деталей. Одной из таких востребованных высокотехнологичных композиций выступает молибденовая смазка, основным компонентом которой является дисульфид молибдена.

Состав

Молибденовые смазки действительно обладают рядом полезных свойств, положительно влияющих на работу многих узлов автомобиля. И они действительно способны нанести существенный вред в случае неправильного или бездумного их применения.

Молибден является простым веществом, относится к переходным металлам и имеет 42-ой номер в таблице элементов Менделеева.

Молибденит, или дисульфид молибдена, который и применяется в молибденовых смазках, является одним из минералов молибдена. Он содержит в своем составе 60% молибдена, имеет обозначение MoS2 и выглядит, как порошок, цвет которого варьируется от черного до серо-голубого цвета.

Состав и свойства молибденовой смазки

Правильнее называть этот смазочный материал дисульфид молибденовая смазка (ДМИ, IV). Выпускается он в виде серых, черных или немного голубых спреев, жидкостей, порошков и густых пластичных веществ. Основной действующий компонент – неорганическое соединение молибдена с серой. Химическая формула вещества молибденит записывается MoS2. В каждой молекуле содержится один атом молибдена и два атома серы.

Попадая на поверхность металла, молибденовая смазка образует слой толщиной около 5 мкм. Один атом серы прочно закрепляется на металле, а второй находится снаружи, между ними находится молибден. В результате подобного взаимодействия образуется трехслойное нано-покрытие. Первый слой – атомы серы, надежно сцепившиеся с металлической деталью. Второй слой – молибден. Снаружи вновь слой атомов серы.

img-b8ed16d509770ea449871f10eabcfaae.jpg

img-cb284e769140213504934776c0d9b1f7.jpg

img-2b2dd167e80a3f023ee822bf1975850d.jpg

img-23bc78a4677109958a9697bfb374c2f0.jpg

Если две металлические детали покрыты дисульфид молибденовой смазкой, соприкасаются только внешние слои. Сила сцепления между атомами серы, которые вступают в контакт, очень мала, поэтому трение минимально. Напротив, к стали и молибдену сера прикрепляется очень сильно, создавая прочную трудно смываемую пленку. Благодаря этой особенности, смазывающий слой обладает высокой степенью износостойкости.

Подобный химический состав и строение обусловливают следующие параметры и характеристики молибденовой смазки:

  • удельная прочность;
  • стойкость к коррозии, высокотемпературному и механическому повреждению;
  • химическая стабильность;
  • противозадирные свойства.

Пластичные смазки на основе молибдена отлично «работают» при ударных нагрузках, исключая риск заедания движущихся частей.

Описание

Дисульфид молибдена добывается в виде руды с примесью серы, подвергается лабораторной очистке методом флотации. В результате преобразуется в темные кристаллы: при взаимодействии с металлической поверхностью на ней остается серая пленка толщиной 5 мкм.

Молекулы антифрикционного материала обладают гексагональной пластинчатой структурой графита и состоят из двух атомов серы и атома молибдена, образующих плотное и вязкое нано-покрытие. Представляет собой мелкодисперсный порошок с частицами 1-100 мкм. Благодаря адгезии к металлу, свободно скользит по поверхности металлических деталей, заполняя микроскопические поры и препятствуя преждевременному износу механизмов.

Молибденит характеризуется тем, что:

  • не теряет свои качества при температуре до +400 градусов;
  • сохраняет рабочие свойства в условиях экстремального давления, в инертных атмосферах и вакууме;
  • обладает пленкообразующими и противозадирными свойствами, высокой прочностью, стойкостью к фреттинг-коррозии, химической стабильностью.

Виды и состав

Существует 2 вида данного смазочного продукта, предусмотренные ГОСТ 23258-78. Выпускаются под № 158 и 158М, состав которых регламентируется ТУ 38.101320-77.

В основе используется нефтяное масло МС-2, загущенное литиево-калиевыми мылами стеариновой кислоты, жирных кислот канифоли и касторового масла. В состав смазочного материала 158 вводится антиокислительная присадка – талоцианин меди в количестве 2%, из-за чего она приобретает синий цвет. Продукт 158М выпускается с наполнителем дисульфида молибдена, а талоцианин меди отсутствует. Визуально вещество с индексом «М» отличается серым цветом.

Характерные особенности

Смазка на молибденовой основе имеет ряд преимуществ перед иными типами. К основным преимуществам можно отнести стабильную работу в условиях высоких экстремальных нагрузок. Также она не теряет своих качеств при критическом понижении и повышении температур, обладает антикоррозионным свойством, способствует предотвращению износа и механических повреждений. Независимо от агрессивных условий обеспечивает механизму длительный момент смазывания. Молибденовые смазки, в отличие от графитных материалов, имеют значительно более высокие антифрикционные свойства, обладают большей восстановительной способностью. Могут выпускаться в форме аэрозолей, пластичных смазок и масел. Применяются в различных машиностроительных отраслях. А именно в автоиндустрии, станкостроении, для увеличения срока службы сложных промышленных механизмов.

Состав и характеристики смазки

Уникальные свойства MoS2 (отличия от других твердых смазок):

— Малый (0,03-0,06) коэффициент трения – не в пример графиту, является «врожденным», а не результатом поглощения пленок или газов;

— Высокая структурная близость с другими металлами;

— Предел текучести выше, чем 3450 МПа;

— Относительно невысокая вязкость;

— Стабильность в контакте с большинством растворителей;

— Отличная смазывающая способность в диапазоне от криогенных температур до 130˚С.

Сочетание молибдата (соль) и водорастворимых сульфидов может обеспечить как смазывание, так и ингибирование коррозии в СОЖ и составах для формовочной работы с металлами. Растворимые в масле молибденово-серные соединения, как тиофосфаты и тиокарбаматы, обеспечивают защиту двигателя от износа, окисления и коррозии. Несколько коммерческих предприятий поставляют эти присадки лубрикационной промышленности. Традиционно продукт имеет черный цвет.

Способность MoS2 функционировать как смазка имеет тесную связь со структурой слоев (рис. 1).

Один пласт атомов Мо «зажат» между двумя наслоениями атомов сульфура. Когда ДМ распространяется между двух металлических деталей, молибден вступает в связь с каждой из них через атомы сульфура. Между двумя слабовзаимодействующими наружными покрытиями атомов серы получается скользящий контакт. Таким образом, поверхности свободно скользят по отношению друг к другу (рис. 2).

Соединения, обычно используемые как добавки для растворения в масле, изображены на рис. 3, и которые используют уже растворенными в смазочных материалах.

Смазочные жидкости

Дисульфид молибдена в маслах существенно способствует повышению износостойкости, несущей способности и увеличению текучести, за счет чего они наиболее эффективны для обработки узлов, механизмов и агрегатов, эксплуатируемых в жестких условиях, при высоких и ударных нагрузках, а также при значительной амплитуде движения рабочих механизмов и небольших скоростях скольжения.

Гипоидные передачи, червячные редукторы, винтовые пары и другие механизмы, функционирующие на основе скользящего контакта, позитивно реагируют на наличие дисульфида молибдена в трансмиссионном масле.

Стоит ли покупать молибденовую смазку для двигателя

Защитные свойства молибдена известны еще с XVIII века. Впервые практическое применение молибденовая смазка получила в 1935 году. Качество продукта было, конечно, намного ниже, того, что предлагают современные производители. В составе смазки присутствовали абразивные частицы кварцита, которые вызывали механический износ деталей. В начале 40-х годов прошлого столетия инженерам удалось решить эту проблему.

Прогресс не стоит на месте. Сегодня использование молибденовой смазки в двигателях может обернуться проблемой. Чтобы понять «откуда растут ноги» данной проблемы, придется еще раз вернуться к составу смазочного вещества.

Дисульфид молибденовые смазки являются не химическим раствором, а смесью. То есть в жидкой составляющей имеется взвесь частиц ди сульфида. В процессе работы двигателя эта твердая фракция попадает туда, где ее присутствие приводит к проблемам. Например, на поршневые кольца и канавки.

Под действием экстремально высоких температур твердая фракция вызывает закоксовку поршневых колец. Они попросту «залегают». В результате такого нарушения раскаленные газы из камеры сгорания прорываются в картер, окисляют моторное масло. Это ускоряет процесс отложения кокса.

Другая проблема использования молибденовой смазки в современных двигателях связана с моющими присадками. Щелочные растворы и кальций вступают в реакцию с молибденом, до того как он успеет образовать защитную пленку на поверхности деталей. Весь положительный эффект пропадает. Но это еще не все.

В результате подобной реакции образуется достаточно большие по размеру молекулы. Они оседают на масляном фильтре, ускоряя его загрязнение. То есть, добавляя в моторное масло присадку на основе молибдена, вы запускаете цепную реакцию:

  • моющие присадки расходуются на реакцию с молибденовой смазкой;
  • продуктами этих реакций засоряется масляный фильтр;
  • ускоряется общее загрязнение системы смазки двигателя.

Также следует учитывать, что молибденовые присадки активно взаимодействуют с кислородом и водой. Если данные компоненты попадут в смазку, дисульфид распадается с образованием серной кислоты и твердых частиц окиси молибдена. Кислота разъедает сталь, а абразивная оксидная фракция еще более увеличивает износ.

По этой причине, даже если производитель автомобиля не запрещает использование молибденовой смазки в автомобиле, возможны негативные последствия. Достаточно поездить с неисправной системой смазки, в которую поступает воздух или влага. Сколько стоит ремонт двигателя, думаем, представляют себе все автолюбители.

Что такое дисульфид молибдена?

Молибден и его сплавы характеризуются высоким модулем упругости, незначительным коэффициентом терморасширения, превосходной температурной стойкостью, малым сечением захвата тепловых нейтронов.

Свойство проводить электрический ток у молибдена ниже, чем у меди, однако больше, чем у железа. В механической прочности молибден немного уступает вольфраму, однако легко поддается воздействию давления.

Бинарное химическое соединение четырехвалентного молибдена с двухвалентной серой называется дисульфидом молибдена (Mo2S).

Порошок дисульфида молибдена

Это вещество обладает следующими преимуществами:

  • Широкий температурный предел плавления и жаропрочность
  • Высокая удельная прочность
  • Высокий модуль упругости
  • Малый термокоэффициент расширения
  • Высокая температурная стойкость
  • Малое сечение захвата тепловых нейтронов
  • Превосходная коррозионная устойчивость
  • Стойкость ко многим щелочным и кислотным растворам

Сферы применения

Молибден тонкодисперсный активно применяется в станкостроении, строительной сфере, транспортной промышленности и сельском хозяйстве. Он незаменим там, где имеют место значительные ударные нагрузки, частые стоп-старты, невысокий скоростной режим и большие температуры.

Выполняет определенный круг задач:

  • продлевает срок эксплуатации механизмов;
  • предотвращает преждевременное старение и износ деталей;
  • защищает узлы трения при экстремальных нагрузках;
  • способствует успешной приработке деталей.

Молибденовые смазки идеально подходят для обработки как ступичных, так и роликовых подшипников, универсальных шаровых и U-образных шарнирных соединений. Однако не стоит применять данный материал для высокоскоростных подшипников из-за опасности возникновения заноса в силу снижения трения и для высокоточных подшипников качения. Состав отлично справляется с задачей обработки дроссельных заслонок, которые предназначены для регулирования подачи топлива в цилиндры двигателя.

Благодаря своей универсальности, также используется для защиты:

  • редукторов;
  • клапанов высокого давления;
  • шестеренчатых механизмов;
  • червячных передач;
  • открытых шестерней;
  • эксцентриков;
  • задвижек и замков;
  • направляющих;
  • тросов и шкивов;
  • цепей и звездочек;
  • сцепных устройств.

Молибденовая смазка выпускается в виде аэрозолей, сухого порошка, пластичной массы, масла. Существует четыре основных типа смазки:

  • высокотемпературная;
  • пластичная;
  • сухая;
  • литиевая (минеральная, синтетическая, силиконовая, эфирная и т.д.).

Высокотемпературные смазки эффективны в условиях экстремальных температур, ударных нагрузок и серьезных давлений. Раньше применялись в ВПК и аэрокосмической сфере. Сегодня распространены в разных отраслях промышленности.

Пластичные смазки показывают хорошие результаты в условиях больших нагрузок. Такие консистенции способствуют снижению коэффициента трения, сглаживанию задиров и восстановлению трущихся поверхностей.

Сухие антифрикционные молибденовые спреи незаменимы для защиты компонентов в случаях, когда необходимо использовать абсолютно сухую смазку, либо в том случае, когда применение смазочных материалов с содержанием масел и жиров недопустимо. Легко наносится и быстро сохнет.

Около 70% выпускаемых смазок являются литиевыми: они востребованы благодаря низкой стоимости при сохранении высоких эксплуатационных свойств. Обладают хорошей механической стабильностью, термостойкостью и водостойкостью.

Свойства MoS2

Дисульфид молибдена обладает уникальными свойствами, которые отличают его от других видов твердых смазочных веществ:

  • Очень низкий коэффициент трения (от 0,03 до 0,06)
  • Высокая адгезия к металлам
  • Очень высокая несущая способность
  • Высокая износостойкость
  • Широкий диапазон рабочих температур от -185 °C до +450 °C
  • Работоспособность в вакууме и радиации
  • Устойчивость к коррозии, щелочным растворам, соляной, плавиковой и серной кислоте
  • Негорючесть

Характеристики

Смазка 158 характеризуется высокой химической и коллоидной стабильностью, отличными антифрикционными свойствами. За счет повышенной пластичности, отлично работает как в узлах скольжения, так и качения. Недостатком считается слабая водостойкость, поэтому её используют в основном в закрытых механизмах, защищенных корпусом.

Основные показательные характеристики смазки 158:

  • класс консистенции NLGI – 1-2;
  • температура эксплуатации -40…+120°С;
  • температура каплепадения +150°С;
  • пенетрация при 25 °С – 260-350 мм на 10 в -1 степени;
  • прочность на сдвиг при температуре 50 °С – не менее 160 Па;
  • коллоидная стабильность – не больше 15% выделения масла;
  • содержание свободных щелочей – не более 0,2%;
  • содержание воды – не более 0,5%;
  • свободные органические кислоты − нет.

Смазочный материал 158М имеет похожие характеристики, но отличается повышенной несущей способностью и может применяться для обработки узлов трения, работающих при повышенных нагрузках.

Молибденовая смазка для дроссельной заслонки

Одна из деталей, для которой применение молибденовой смазки приносит только плюсы – это дроссельная заслонка. Эта деталь регулирует степень обогащения топливной смеси. В результате эксплуатации на ее поверхности скапливаются отложения продуктов сгорания топлива, она получает механические повреждения.

Молибденовая смазка для дроссельной заслонки позволяет снизить фрикционное воздействие, повысить герметичность. Применение этого смазочного материала придает плавный ход механизму. Кроме того, обеспечивается защита от коррозии, низкая вероятность заклинивание заслонки.

Области применения молибдена и дисульфида молибдена

MoS2 используется в виде легирующей добавки к сплавам, в т.ч. к сверхнадежным сталям.

Молибден применяется в соединениях, долгое время эксплуатирующихся при экстремально высоких температурах (до +1800 °С), например, в ракетных соплах, электровакуумных приборах и т.д.

Дисульфид молибдена является рабочим материалом для ядерных реакторов.

Лента из молибдена используется в производстве высокотемпературных печей.

Молибден и его сплавы широко применяются в ракетостроении и самолетостроении – для производства панелей космических аппаратов, термообменников, тепловых экранов, деталей кромок крыльев, стабилизаторов в сверхзвуковых самолетах.

MoS2 используется в стекольной промышленности, например, при производстве электродов для плавления стекла.

Из молибденовых сплавов вырабатывают пресс-формы, стержни для литья под давлением, прутки.

Прутки молибденовые

Молибден значительно повышает технические качества сталей, даже незначительно добавление присадки на основе молибдена (0,15-0,8 %) улучшает их прокаливаемость, прочность, вязкость и устойчивость к коррозии.

Для повышения прочности молибден добавляют в кобальтовые сплавы, используемые для плавления кромок стальных элементов.

Молибден используют как ленту или проволоку в электрических печах, эксплуатирующихся в экстремальном температурном режиме.

Жесть на основе молибдена применяется в радиоэлектронике для производства элементов электронных ламп, рентгеновских трубок.

Молибденовые соединения являются катализаторами химических реакций.

В чистом виде монокристаллический молибден применяется для изготовления зеркал для газодинамических лазеров.

Теллурид молибдена – термостойкий материал для изготовления термоэлектрогенераторов.

Химические соединения молибдена используют для производства лаков и красок, а также для окрашивания тканей и мехов.

Дисульфид молибдена добавляют в моторные масла – в результате на металлической поверхности формируются слои, снижающие трение.

Дисульфид молибдена используют в качестве компонентов смазок для деталей, эксплуатирующихся в широком температурном режиме (от -45 °С до +400 °С).

Смазочные материалы с дисульфидом молибдена обладают повышенной устойчивостью к большим нагрузкам и давлениям, агрессивным средам, низким и высоким температурам. Частицы MoS2способствуют лучшему скольжению контактирующих поверхностей, что, как следствие, уменьшает коэффициент их трения и интенсивность износа.

Сухая смазка

Совершенная спайность позволяет использовать дисульфид молибдена в качестве сухого смазывающего продукта. Пленка, созданная посредством нанесения сухого MoS2 , составляет всего несколько микрон, но при этом имеет высокое сопротивление к продавливанию, эффектно противостоит максимизации фактической поверхности контакта и способствует долговечности.

Наносится сухой дисульфид молибдена всегда непосредственно на обрабатываемую поверхность в виде мелкого дисперсионного порошка; для обработки крупных партий применяются галтовочные станки.

Основные производители

Современные молибденовые смазки широко представлены на рынке смазочных материалов. Их можно найти в каталоге таких известных производителей, как:

  • Weicon (Германия);
  • ASTROhim (Россия);
  • Hi-Gear (США);
  • EFELE (Россия);
  • ELTRANS (Россия);
  • Molykote (Китай);
  • TEXON (Россия).

Происхождение MoS2 и особенности работы молибденовых смазок

MoS2 – дисульфид молибдена. Представляет собой природное соединение геотермального происхождения, извлекаемое из руды. Имеет вид кристаллов черного цвета с волокнистой структурой. Перед добавлением к смазке добытые частицы проходят процесс очистки. Оставляют в процессе трения серо-зеленый след, обеспечивают высокую адгезию с различными типами металлических поверхностей, это обеспечивается атомами серы которые придают ему сродство к металлу.

Применение смазки на молибденовой основе и её виды

Эта смазка применялась раньше в основном в космической и военной технике, но сейчас с доступностью большинства технологий её применяют сейчас гораздо шире. Применяют её в сельскохозяйственной технике, и в транспортной, и в строительной и во многих других отраслях, где работа механизмов связана с нагрузкой, с нагревом, с циклическими нагрузками.

Молибденовая смазка применяется для смазки различных механизмов

Хорошо работает молибденовая смазка и в подшипниках, которые испытывают сильную ударную нагрузку при небольших оборотах, например в роликовых подшипниках, а также удачно её применение для ШРУСов, для подшипников ступицы.

Нанесение смазки при помощи аэрозоля создает тонкую, но прочную плёнку, которая остается даже в случае полном высыхании смазки. А вот для подшипников, работающих с высокими скоростями, её применять не рекомендуется.

Чаще всего её используют для того, что бы новый или вновь отремонтированный узел или механизм быстрее притерся.

Для деталей, которые работают при тяжелых условиях и нужно защитить их от старения и износа.

Дисульфид молибденовая смазка может входить в достаточно большое количество загустителей и присадок. Например, с литием, с литиевыми комплексами на основе 12- гидроксистеаратов, с полимочевиной. Хорошо работает в комплексе с титановой смазкой в присадке. Титановая смазка и так имеет отличную прочность, а в комплекте с молибденом это отличный состав.

При применении нужно учесть тот факт, что дисульфид молибденовые смазки по существу это смесь компонентов, а не их раствор. То есть частицы, пусть и очень мелкие, но могут иногда и принести вред узлам, на которые нанесли смазку. Например, на поршневых кольцах может возникнуть такое неприятное явление, как налипание в виде кокса.

Кроме того, при взаимодействии с современными моющими присадками оба вещества вступают в реакцию друг с другом, в результате чего получается осадок, который не только загрязняет масляный фильтр, но и засоряет всю систему смазки. Да и эффект уменьшается из – за уменьшения количества как добавок, так и самого молибдена.

Учитываем, что смазку нужно беречь от попадания в неё или на смазанную поверхность воды, с которой сера активно вступает в реакцию.

По виду смазки могут выпускаться в виде аэрозоли, что очень удобно в применении, в виде пластичной массы, а также в виде масла.

Отличия современной смазки 158

Сегодня смазочный продукт 158 производиться многими изготовителями в бывших советских странах и в большинстве случаев отличается от стандартного аналога. Одним из основных отличий стало применение синтетического загустителя – литиево-калиевых мыл стеариновой кислоты, полученной окислением насыщенных углеводородов соединениями марганца. Такой смазочный материал незначительно отличается повышенной морозостойкостью, однако в характеристиках указывается стандартный предел -40 °С, а происхождение загустителя не афишируется.

Нередко в целях улучшить антиокислительные качества или же снизить себестоимость продукта, в составе заменяют талоцианин меди другими присадками. При этом в состав вводят пигментные красители, чтобы сохранить фирменный синий цвет. Современное предложение синей смазки 158 не всегда соответствует исходному варианту. Если нет уверенности в полном соответствии, то лучше воспользоваться альтернативными продуктами.

Виды смазок с молибденом

В технике сегодня используется три основных вида смазок, использующих дисульфид молибдена:

  • Пластичные смазки;
  • Присадки;
  • Покрытия.

Каждый из этих видов применяется как для узконаправленных задач, так и для задач широкого назначения. Как и по назначению они различаются и по форме выпуска – в виде спрея в баллонах, в жидкостном виде и в виде порошка.

пластичная смазка

Пластичная смазка с дисульфидом молибдена

Специфика и сфера применения смазочных материалов на основе MoS2

За счет гексагональной кристаллической решетки и хорошей адгезии дисульфид молибдена отлично компилируется с минеральными и синтетическими маслами, интегрируется в общую формулу с многочисленными присадками и загустителями. Его применение позволяет улучшить технические свойства смазочных продуктов и продлить эксплуатационный ресурс обрабатываемых деталей, узлов и механизмов.

Химическая инертность, отличный и длительный антифрикционный эффект, термостабильность обусловили интенсивное применение паст, жидких и сухих смазок с добавлением дисульфида молибдена в автомобильном транспорте и тракторостроении, в авиакосмической промышленности и аграрном секторе, в тяжелой и легкой промышленности. Смазки с MoS2 незаменимы в термоплавильных, литейных и кузнечных цехах, металлургических комплексах и грузовых терминалах и других отраслях, где стабильно присутствую высокие параметры температур, давления и агрессивные химические вещества.

Применение дисульфид молибденовой смазки для ступичного подшипника

Специалисты единодушны во мнении, что решение купить молибденовую смазку для обслуживания подшипника ступицы – отличный, выгодный вариант.

гудит ступичный подшипник

гудит ступичный подшипник

гудит ступичный подшипник

гудит ступичный подшипник

Этот смазочный материал обладает рядом свойств, которые делают его идеальным для такого применения:

  1. ресурс – около 100 тысяч км пробега, что соответствует аналогичному параметру подшипника. Достаточно заложить смазку один раз на весь период эксплуатации;
  2. смазка отлично защищает от коррозии. Пленка на поверхности деталей препятствует контакту металла с окислителями;
  3. отличные показатели механической прочности и снижения сил трения.

Следует только следить, чтобы корпус ступичного подшипника был герметичен. Если в молибденовую смазку попадет влага, придется ее заменить. Чем чревато попадание воды в этот смазочный материал, мы уже рассмотрели выше.

“. При эксплуатации автомобиля важно следить за его техническим состоянием. Никаких посторонних звуков при движении не должно быть. Например, если гудит подшипник ступицы, это сигнал, что нужен ремонт, точнее – замена. Стандартный срок службы детали – около 100 тысяч километров пробега, но в Европе. Нашим автолюбителям необходимо делать поправку на состояние дорог. Понятно, что в сторону уменьшения ресурса. “

Популярные товары

WEICON ANTI-FRICTION SPRAY MOS2. Сухой спрей создает защитный слой, отталкивающий загрязнения с металлических, пластмассовых и деревянных поверхностей. Выдерживает широкий спектр химических веществ, масла и смазки. Способствует уменьшению трения, улучшает скольжение деталей, снижает уровень шума при работе. Устойчив к температурам от -185 до +400 градусов, выпускается в объеме 400 мл, без резкого запаха, черного цвета.

Подходит для обработки:

  • направляющих;
  • ходовых шин;
  • секционных ворот;
  • погрузочных мостов;
  • режущего инструмента;
  • желобов и роликов;
  • других деталей.

EFELE AF-511 SPRAY. Представляет собой гибридное покрытие из молибденита и графита. Устойчив к воздействию радиации, подходит для работы в вакууме и запыленной среде, обладает высокой морозо- и термостойкостью. Выпускается в пластиковых баллонах емкостью 520 мл.

Подходит для обработки:

  • ходовых винтов;
  • направляющих;
  • подшипников скольжения;
  • узлов трения;
  • зубчатых зацеплений.


MOLYKOTE POWDER SPRAY. Выпускается в виде аэрозоля объемом 400 мл. Изготавливается на основе минеральных масел и содержит 16% твердых смазочных материалов. Подходит для металлических поверхностей, эксплуатируемых в агрессивных условиях, при малых скоростях и высоких нагрузках. Совместим с большим числом пластмасс и эластомеров.

Пластичные смазки

Используемый в виде пластичных смазок дисульфид молибдена обладает широким спектром применения в технике. Пластичные массы больше эффективны для условий больших нагрузок, в самом широком спектре температур. Применение пластичных консистенций с разным процентом наполнения дисульфида молибдена эффективно для восстановления трущихся поверхностей, сглаживания заусениц и задиров, для снижения коэффициента трения в агрегатах.

Основой для пластичных композиций могут выступать синтетические и минеральные масла и смазки. Для получения вязкой консистенции обычно используется загуститель. Самым известным среди смазок является основа из литиевого основания. Литиевое мыло имеет отличные характеристики, удовлетворяющие высоким требованиям технических условий. Литиевые основания для смазок на сегодняшний день являются наиболее востребованными и распространенными среди веществ, используемых для приготовления смазки.

присадка

Присадка с дисульфидом молибдена

Присадки

Присадочные составы используются в моторных маслах для повышения качественных характеристик двигателей внутреннего сгорания. Присадки используются для уменьшения износа между трущимися поверхностями двигателя, они уменьшают износ деталей и одновременно взаимодействуют с серой, входящей в состав многих моторных масел. Получаемое вещество активно оседает на металлические поверхности, образуя надежный минеральный защитный слой. Оксидная пленка с минеральным наполнением образует несмываемый слой на металлической поверхности, создавая дополнительный защитный слой металла.

Покрытия

Покрытия используются в качестве наносимого несмываемого защитного слоя на детали и поверхности. Сегодня используются два основные вида материала – порошок и состав краскоподобной консистенции. Сухой порошок включает в себя очищенный от сторонних примесей дисульфид молибдена разной фракции. Чаще всего используется чистый дисульфид молибдена с чистотой помола вещества в 10-1,25 мкм. Краскоподобный вид молибденового состава представляет собой консистентные материалы дисульфида и различных растворителей и наполнителей.

С точки зрения применения покрытия и смазок имеются существенные различия – покрытия предназначены для нанесения на деталь на весь срок эксплуатации, в то время как смазка может быть со временем заменена на новую. Основная задача покрытия не допустить попадания на защищаемую поверхность абразивов и коррозирующих частиц и веществ.

покрытие

Покрытие с дисульфидом молибдена

Инструкция по применению

Перед нанесением смазки на детали они очищаются от всех загрязнений и смазочных веществ, применяемых в предыдущих циклах. В зависимости от назначения узла набивка смазкой проводится в подшипниках на ½ или 1/3 для средне скоростных передач и полностью для подшипников медленного движения.

После наполнения подшипники и узлы закрываются и герметизируются. Перед запуском агрегата рекомендуется прокрутка вхолостую, для равномерного распределения смазки.

Использовать рекомендуется смазку в соответствии с требуемым индексом вязкости и плотности. Важно использовать рекомендованный производителем размер фракции дисульфида молибдена.

Хранение смазки производится в закрытой емкости вдали от солнечных лучей и ультрафиолета. Смазка безопасна для человека. Вскрытую емкость со смазкой рекомендовано использовать в течении 2 лет , для присадок срок годности определяется в герметичной упаковке 2 года при вскрытии, допускается хранение в закрытой таре не более 3 месяцев.

Смазки для дроссельных заслонок

Не откроем ничего нового, если скажем, что оптимальными параметрами обладают товары из средней ценовой категории или чуть дороже. На российском рынке представлены продукты импортного производства по высокой цене и более доступные отечественные разработки.

Для увеличения ресурса и восстановления от износа подшипников качения, ШРУСов и других узлов.

Рекоменд. цена:530 руб.

На наш взгляд оптимальным соотношением цены к качеству обладают молибденовые смазки «Универсал –М» и «Универсал PRO» от фирмы Suprotec из Петербурга. Независимое тестирование этих восстанавливающих, триботехнических консистентных составов показало, что по многим эксплуатационным параметрам они превосходят зарубежные аналоги.

Для увеличения ресурса и восстановления изношенных подшипников качения, зубчатых передач, ШРУС и других узлов, использующих пластичную смазку.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий