Сколько стоил бензин в 2014 году

Содержание

Как 2018 год поставил рекорд по росту цен на топливо

Как 2018 год поставил рекорд по росту цен на топливоФото: Максим Платонов

2018 год стал рекордным за последние несколько лет по темпам роста стоимости топлива. Особенно заметно подорожание для владельцев дизельных автомобилей — цены на солярку переживают уже второе подорожание. Однако по-настоящему заметен рост в стоимости газа — за 2018 год его стоимость выросла сразу на 14%. Подробнее в обзоре аналитической службы «Реального времени».

Рост цен на бензин: на сколько подорожает топливо в 2022 году в России?

Часто граждане связывают рост стоимости бензина исключительно с повышением цены на нефть. Но, просмотрев статистические данные, например, за последние 10 лет, можно обнаружить, что бензин в России непрерывно дорожает.

Стоимость нефти за указанный промежуток времени претерпевала значительные колебания как в сторону уменьшения, так и возрастания. Очевидно, что не наблюдается прямой взаимосвязи между ценами на бензин и нефть.

Существуют несколько причин для непрерывного повышения стоимости топлива. Рост цен на бензин 2022 года можно спрогнозировать, зная «тайные» механизмы ценообразования.

Растущий российский ценник: как дорожает бензин в Крыму с 2014 года

Автозаправка в Симферополе, ноябрь 2019 года

Дешевое топливо для крымчан от российских трейдеров было одним из обещаний, которыми их в 2014 году заманивали в Россию. Оно же в последние годы часто звучало от подконтрольных Кремлю властей Крыма. Однако стоимость бензина и дизтоплива на полуострове в российских реалиях ежегодно растет. Последний скачок цен произошел в июле, после старта курортного сезона. Крым.Реалии решили напомнить историю «топливного вопроса» и показать, как менялись расценки на крымских АЗС в последние шесть лет.

Обещание дешевого топлива крымчанам в российских реалиях выглядело логичным. Поскольку Украина не имеет своего сырья для производства нефтепродуктов, она вынуждена закупать топливо заграницей. Поэтому цена бензина для потребителей зависит от ситуации на международных рынках.

В России же есть собственные запасы нефти и заводы по ее переработке. Поэтому обеспечение крымчан дешевым топливом должно было стать логичным последствием российском аннексии полуострова. Но в итоге все оказалось не так.

Во сколько нам обходится покупка бензина и дизельного топлива.

Как Вы друзья думаете, какова настоящая стоимость бензина и дизельного топлива в России по отношению к мировым ценам? Большинство из нас (вас) наверняка ответят, что в глобальном масштабе наше топливо одно из самых дешевых в мире. От части это действительно так Сразу возникает вопрос: А почему тогда чуть ли не каждый второй автовладелец ощущает на себе будто бы в стране стоимость всего топлива серьезно завышена? А дело все в том, что в нашей стране стоимость 1 литра бензина полностью неадекватна среднедушевому доходу конкретного населения. Давайте уважаемые друзья поговорим сегодня об этом поподробнее.

*Данные globalpetrolprices.com

Вот например. Мы все знаем, что стоимость топлива в странах Европы достаточно большая и это в первую очередь связано с особенностями налогового обложения на сырье из нефти во всем Евросоюзе, а также от особенностей взимания транспортного налога в каждой стране, который, как правило в Евросоюзе включен в стоимость одного литра топлива. Именно поэтому стоимость топлива на территории Европы завышена. Но завышена она для кого конкретно? Для тех конкретно граждан (автомобилистов) кто проживает в странах Евросоюза. Но как ни странно, никто из жителей Европы совсем не жалуется на стоимость топлива на АЗС. Дело в следующем, что уровень доходов населения стран Европы сопоставим со стоимостью топлива на заправках, чего нельзя сказать о нашей с вами стране.

Цены на бензин по данным Росстат

Рост цен топлива всегда беспокоит граждан России, так как это связано всегда не только с дополнительными расходами владельцев автотранспорта, но также и с повышением стоимости всех продовольственных и непродовольственных товаров. Связано это с доставкой продукции в розничные точки торговли и закладыванием в цену транспортировки.

На сегодняшний день Росстат предлагает следующую статистику того, как вели себя показатели на дизельное топливо, бензин и остальные виды ГСМ в России за последние 20 лет.

С каждым годом темпы роста усиливаются

Вот уже несколько лет аналитическая служба «Реального времени» кропотливо собирает данные о стоимости бензина в городах Приволжского федерального округа. Показатели эти вряд ли могут показаться радостными — несмотря на заявленные Владимиром Путиным на ежегодной большой пресс-конференции данные об инфляции в 4,1—4,2%, топливо в 2018 году подорожало значительно сильнее. Казалось бы, сам по себе факт роста цены уже давно никого не удивляет, но интересно другое. Как следует из сравнения с прошлым годом, рост в этом году явно усилился, причем особенно заметно это даже не в случае с бензином. По итогам 2017 года бензин и дизель подорожали в среднем по Приволжскому федеральному округу на 7—11%, годом ранее — на 4—6%, а в 2018 году — на 7—14%. Таким образом, можно отметить — топливо не просто дорожает, оно дорожает более стремительно.

Кроме того, в конце 2017 года один из видов топлива — газ, набирающий популярность в условиях постоянно дорожающего «классического» бензина и дизеля, даже несколько подешевел. А вот в 2018 году по сравнению с прошлым годом он не только не подешевел, но и стал самым дорожающим видом топлива, обогнав темпы роста и 2016 года. Можно предположить, что такими темпами в России должна резко повыситься популярность электромобилей — здесь не нужно думать ни о стоимости газа, ни о стоимости бензина, но вряд ли мы в ближайшее время увидим на улицах российских городов пробки, состоящие из Tesla, — тут отпугивает как дороговизна таких автомобилей, так и отсутствие инфраструктуры для зарядки. Впрочем, вернемся от фантазий к горькой, но подтвержденной фактами реальности.

2014: «повысился доллар»

Весной 2014 года подконтрольные России крымские власти переводили цены и тарифы на полуострове в рублевый эквивалент. Параллельно в Крыму пересчитывали зарплаты и пенсии. Совокупность экономических и политических факторов в итоге привела к тому, что в течение марта-апреля 2014 года цены на продукты и товары там повысились в 1,5-2 раза по сравнению с украинским периодом. Отразилось это, в том числе, и на цене топлива.

Снижение цен на нефтепродукты обещал в апреле 2014 года тогдашний первый вице-премьер российского правительства Крыма Рустам Темиргалиев.

Рустам Темиргалиев

По его словам, это должно было произойти до 1 мая. Чтобы крымские АЗС могли снизить цены, им необходимо было сменить в своих резервах бензин, ввезенный до марта 2014 года, на российское топливо, ввезенное по беспошлинной схеме, пояснял он.

К маю 2014 года в Крыму действительно снизились цены на нефтепродукты. Литр бензина марки А-95 тогда стоил 36 рублей.

Однако цены на крымских АЗС упали только по сравнению с украинскими, которые действовали на то время. А вот топливо в соседней России тогда было дешевле, чем в Крыму – литр бензина А-95 там стоил 33-35 рублей.

Радоваться «дешевому бензину» крымчанам пришлось недолго. В августе 2014 года он подорожал почти до 40 рублей за литр. Крым.Реалии отыскали архивные фото крымских АЗС того периода.

Автозаправка в Симферополе с ценами на бензин и дизтопливо, 14 августа 2014 года

В некоторых регионах полуострова бензина и вовсе было не найти. У местных операторов начались проблемы с поставками из-за сложностей логистики. На тот момент поставки из России в Крым осуществлялись через Керченскую паромную переправу и срывались при малейших проблемах – технических или погодных.

Владельцы автозаправок тогда объясняли резкое подорожание топлива повышением курса доллара в России и ее внутренней цены нефти, что, в свою очередь, повлияло на стоимость ее переработки.

С июня из-за отсутствия поставок в некоторых регионах Крыма начали закрываться автозаправочные станции.

Объявление на автозаправке в Симферополе, ноябрь 2015 года

Это создавало ажиотаж на работающих АЗС и тоже отражалось на стоимости топлива.

Ситуация тогда принесла проблемы крымским аграриям, которым не хватало горюче-смазочных материалов для уборки зерновых. Многие вынуждены были заправляться в долг.

К концу 2014 году топливо в Крыму, по-прежнему, было дороже, чем в России, сообщало российское Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса.

Доступность и стоимость топлива для жителей Европы

Приведем пример: -средняя стоимость 1 литра топлива в Германии* в настоящий момент составляет 96 рублей за 1 литр. Для нас естественно это какая-то невероятная цена. Для того чтобы выяснить точно, насколько стоимость этого топлива является дорогой для жителей Германии, нужно в первую очередь понять для себя соответствует ли цена 1 литра топлива уровню доходов немецких граждан.

Согласно обширному проведенному исследованию “Bloomberg” можно увидеть и убедиться, что жители Германии тратят в год на топливо всего 1,04% от своего заработка.

Даже в той же Норвегии, где стоимость топлива в среднем составляет 113 рублей за 1 литр, жители страны тратят на топливо в год всего 0,59% от своих доходов.

В Норвегии средний дневной доход жителей страны составляет 12.482 тыс. руб*. Соответственно, если взять во внимания стоимость 1 литра бензина в Норвегии то мы получаем, что для покупки 1 литра топлива житель Норвегии потратит всего 0,9% от своего дневного заработка*.

Правда в той же Германии жители уже тратят больше своих дневных доходов на топливо. Например, среднедневной доход жителей Германии составляет 7.501 тыс. рублей (как мы с вами уже убедились, средние доходы населения в Германии меньше чем в самой Норвегии). Соответственно получаем согласно аналитике “Bloomberg”, в среднем житель Германии для покупки 1 литра бензина тратит 1,28% от своего среднего дневного дохода*.

В среднем та же история (статистика) касается и всех других крупных стран Европы. То есть получается, что жителям Евросоюза топливо более менее доступно, исходя естественно из их среднедневных и ежегодных доходов.

Актуальные показатели

Рассматривая средний показатель цен на бензин по статистике за последние почти 20 лет становится очевидно, что его стоимость находится в постоянном росте. Такая же ситуация обстоит с дизельным топливом. Чтобы в этом убедиться, предлагаем посмотреть на данные от Федеральной службы государственной статистики.

Бензин

Цены на бензин автомобильной марки АИ 80 (А – 76) имеют следующую динамику, в соответствии с информацией официального сайта Росстат:

Год Цена Год Цена
2002 7,58 2012 26,56
2003 9,06 2013 27,91
2004 12,46 2014 40,41
2005 14,32 2015 32,23
2006 15,75 2016 33,59
2007 17,01 2017 35,22
2008 17,41 2018 37,74
2009 19,16 2019 39,42
2010 20,09 2020 40,13
2011 24,65 2021 42,84

Как видно, рост происходит регулярно, что не может не сказываться на остальных ценах. Причем, как отмечают специалисты, бензин дорожает независимо от стоимости на нефть. Даже в пиковые проседания котировок на баррель нефти, в РФ отмечается тенденция роста на все типы ГСМ. Также топливный рынок ведет себя и по отношению к АИ-92 бензину. Имеются следующие данные за 1 литр топлива:

  • 2013 год – в среднем по регионам около 28 руб.
  • В 2014 году выросла до 32,2.
  • В 2015 составляла уже 33,3 руб.
  • В 2016 поднялась до отметки в 34,7.
  • В 2017 году – 36,5.
  • И уже в 2021 – 44.

Точно такая же ситуация со всеми остальными марками бензина, включая АИ-95 и 98.

Дизель

Что же касается динамики розничных показателей на дизтопливо в России, то здесь ситуация за 10 лет точно такая же, как и с бензином:

  • 2013 год – дизтопливо стоит 31,5 руб.
  • 2014 год – взлетает до отметки 33,8.
  • 2015 год – 34,9.
  • 2016 год – 36,8.
  • 2017 год – 38,7.
  • 2018 год – 39,34.
  • 2019 год – 44,14.
  • 2020 год – 46,3.
  • 2021 год – 49,4.

На графике отражена динамика роста на тот период времени.

Год хлопот: водительская тряска 2018-го

Весь 2018 год стал крайне неспокойным с точки зрения роста цен на топливо. Однако по большому счету за весь год цены на большинство видов топлива существенно изменились лишь один раз, но зато очень заметно, и повышение длилось довольно долго. Из графика видно, что основное подорожание бензина и дизеля пришлось на два месяца: с начала апреля по начало июня. 92-й бензин за это время, например, подорожал с 37,5 до 40,8 рубля. Тогда представители АЗС называли причиной рост закупочных цен. Они, в свою очередь, росли из-за сезонности и роста акцизов (как показал дальнейший год, «сезонность» прошла, а бензин к прежнему уровню цен уже не вернулся).

Потом, на протяжении всего второго полугодия, стоимость незначительно снижалась, но едва заметно — за все это время примерно на 10 копеек. В октябре, правда, был очередной повод всплеска интереса к теме стоимости топлива: один из крупнейших поставщиков спрогнозировал рост стоимости к январю 2019 года до 60,2 рубля за литр 92-го бензина. В ноябре правительство достигло договоренности с нефтяными компаниями о стабилизации на топливном рынке — оптовые цены должны вернуться на уровень июня 2018 года, действовать они должны как минимум до марта 2019 года. А в конце декабря президент Путин на ежегодной пресс-конференции заявил, что надеется, что правительство не допустит скачка цен на бензин в 2019 году.

Из «традиционных» видов топлива динамика отличается только у дизеля: он начал резко и дополнительно дорожать в начале ноября, с тех пор стоимость увеличилась почти на полтора рубля за литр — с 44,24 до 45,51 рубля. Вероятно, это вновь можно связать с сезонностью. Несколько отличается динамика у стоимости газа — она медленно начала повышаться в середине апреля. Как можно заметить по графику (обратите внимание, для газа — отдельная, правая ось), скачок был не таким резким, как у бензина: пика он достиг примерно в середине октября. В итоге, однако, стоимость литра выросла больше, чем у бензина, — с 17,7 до 25,2 рубля. С октября стоимость снова медленно пошла вниз, дойдя до 23,7 рубля.

2015: «нестабильность»

Нестабильность поставок российского топлива создавала крымчанам неудобства и в 2015 году. К началу года цена литра бензина А-95 на крымских заправках снова перевалила за 39 рублей.

На тот момент на мировом рынке произошло падение стоимости нефти. Логичным в такой ситуации было бы снижение цены на топливо, но оно, наоборот, подорожало.

Владельцы АЗС поясняли это тем, что нефтяные компании в конце 2014 года подняли цены «из-за нестабильной ситуации в стране».

Однако кроме дороговизны автовладельцы начали жаловаться и на низкое качество бензина.

Министр топлива и энергетики российского правительства Крыма Сергей Егоров тогда подтвердил плохое качество топлива в Крыму, о чем свидетельствует анализ проб бензина и солярки на местных АЗС. Протоколы этих анализов были направлены в прокуратуру.

К концу года бензин в Крыму подорожал до 40 рублей за литр и выше.

Тенденция изменений цен на бензин за последние 10 лет

Чтобы понять подорожает ли бензин в 2022 году в России, следует проанализировать статистические данные. На протяжении 10 лет цена на топливо постоянно повышается. В августе 2008 года перед началом глобального кризиса стоимость горючего была равна 25,14 рублям за литр.

После обвала рынков литр бензина упал в цене до 19,77 рублей, но возобновил рост в мае 2009 года. Далее последовало непрерывное увеличение стоимости, и в конце 2012 года был преодолен рубеж в 30 рублей.

После начала кризиса в 2014 году, несмотря на резкое падение котировок на нефть со 100$ до 45$ за баррель, топливо немного прибавило в цене — до 35 рублей.

Дальнейшее удешевление нефти до 27,5 $ за баррель в 2015-2016 годах привело к незначительному снижению стоимости с 37,5 до 36,5 руб./литр. Но затем продолжилось возрастание, достигнув в 2017 планки в 40 руб./литр.

В мае 2018 года АИ-95 стал стоить 45 руб./литр. Были предприняты попытки снизить цену, для чего снизили акцизы и разработали демпферный механизм, веденный в действие в 2019 году.

Цены на бензин

Рост цен на бензин: на сколько подорожает топливо в 2022 году в России?

Более подробный график и таблицы с ценами на бензин за 20 лет представлены на сайте Росстата. Данные официального органа власти подтверждают тенденцию к постоянному возрастанию цены ГСМ. Поэтому желательно знать на сколько подорожает бензин в 2022 году.

Цены на дизель

Стоимость дизельного топлива следовала по тому же пути, что и цена бензина. С 2008 года стоимость ГСМ возросла почти на 100%, что выше суммарных показателей инфляции за это же время. Чтобы определить сколько будет стоить бензин в 2022 году, необходимо изучить влияние составляющих в цене на бензин.

Газ: смысл переоборудования машины постепенно теряется

За последний год стоимость газа на автозаправочных станциях в среднем по Приволжскому федеральному округу выросла более чем на треть: на 35%, с 17,6 до 23,7 рубля за литр. По итогам прошлого года цена на газ вселяла значительно больший оптимизм — тогда он даже подешевел на 4%, с 18,3 рубля. Отметим, что это прошлогоднее снижение стоимости — единственный период (и единственный вид топлива, в случае с которым за три года было зафиксировано снижение). Еще одним годом ранее, по итогам 2016, газ подорожал, но не так сильно, как в 2018 году: в среднем на 16%. В целом же за три года газ подорожал ровно в полтора раза — с 15,8 рубля. Это рекорд среди всех видов топлива, и при сохранении таких темпов газ может скоро перестать быть выгоднее бензина или дизеля, особенно учитывая затраты, которые потребуется понести на переоборудование транспорта.

В зависимости от конкретного города стоимость литра газа по ПФО сейчас варьируется от 23,1 до 24,25 рубля. Дешевле всего он стоит в Альметьевске, дороже всего — в Ульяновске. Больше всего за год газ подорожал в Уфе — на 45%, произошло это благодаря эффекту «низкой базы» — год назад тут был самый дешевый газ из всех городов ПФО. Меньше всего заметен рост (хотя вряд ли такую динамику можно не заметить) в Альметьевске и Йошкар-Оле — на 29%.

2016, 2017: «сговор на рынке»

В таком же ценовом диапазоне стоимость топлива продержалась и в течение 2016 года.

Цены на автозаправке в Севастополе, сентябрь 2016 года

В крымском управлении Федеральной антимонопольной службы тогда заявили о сговоре на рынке нефтепродуктов, который привел к одновременному повышению цен на светлые нефтепродукты – бензина А-92 и А-95, а также дизельного топлива на АЗС Крыма.

«Цены увеличены на одинаковую величину, вне зависимости от поставщика, у которого были осуществлены закупки нефтепродуктов, его отпускной цены и величины собственных издержек предприятия», – утверждали в ведомстве.

Такое формирование цен в службе назвали «доказательством нарушения прав потребителя» и «подтверждением преднамеренности и направленности таких действий на ограничение конкуренции».

От компаний, торгующих топливом в Крыму, потребовали устранить нарушения.

Летом 2017 года в Крыму снова изменились цены на топливо. Стоимость бензина А-95 превысила 43 рубля за литр, а А-92 дошла почти до 41 рубля.

Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев в связи с этим заявил, что в Крыму и Севастополе «налицо сговор нефтетрейдеров», из-за чего крымские цены на топливо существенно превышают российские. Он также пообещал «наложить сумасшедший штраф и разорить этих жуликов».

К сентябрю 2017 года цены на заправках снизились на 20-30 копеек. Но российский глава Крыма Сергей Аксенов назвал «неприемлемыми» ни цены, ни качество топлива. По его словам, в Крыму зачастую продают «суррогат, который негативно влияет на ход машины, износ двигателя, запчастей».

В 2016 и 2017 годах начали звучать заявления от российских властей Крыма о том, что цены на топливо удастся стабилизировать после строительства моста через Керченский пролив – за счет удешевления его доставки на полуостров.

«В Крыму проблема одна – доставка»

Зависимости цены топлива от цены на нефть

По мнению экспертов розничные цены на ГСМ практически не изменяются при любых колебаниях стоимости нефти. Связано это с тем, что доля черного «золота» не превышает 7% в итоговой цене горючего в России. Лучшим подтверждением этому является рассмотрение изменения стоимости двух объектов на одном временном графике.

Даже при очень больших падениях цены за баррель, ГСМ продолжали расти. Поэтому стоимость бензина в 2022 году будет мало зависеть от изменений котировок «черного золота».

Прогноз

Что касается прогнозных данных, то, в ближайшие 5 лет ожидается дальнейший рост цен на бензин.

Так МинЭнерго дает следующие прогнозные показатели:

    планируется порядка 4%. Поэтому, и цены на бензин вырастут приблизительно в этих отметках.
  • В 2023 году прогнозная “вилка” будет находиться от 48,37 до 50,19 руб.
  • К 2024 году от 48,67 до 51,41.

Как видно из прогнозных данных, не стоит ожидать даже незначительного замедления темпов роста. Стоимость горюче-смазочных материалов будет непрерывно повышаться, подтягивая за собой цены на все остальные группы продовольственных и непродовольственных товаров.

Дизельное топливо ставит рекорды роста и обгоняет 95-й

Из «традиционных» видов автомобильного топлива больше всего за год подорожал дизель. Рост стоимости в среднем по ПФО составил целых 14% — это в три раза меньше, чем в случае с газом, но в три раза больше, чем заявленный уровень инфляции. Дизель был одним из самых дорожающих видов топлива еще в прошлом году — тогда рост составил 10%, хотя в 2016 году рост был всего на 5%. По итогам трех лет дизель стал наиболее подорожавшим нефтяным видом топлива — он подорожал на 31%, или более чем на 10 рублей, — с 34,8 до 45,5 рубля.

Любопытна и еще одна тенденция: дизель, который в большинстве стран стоит дешевле, чем бензин, в России уже в 2015 году был на 6% дороже 92-го бензина, но на 3% дешевле 95-го. С годами дороговизна дизеля прогрессировала — в прошлом году, например, дизель оказался дешевле 95-го всего на 0,7%, а разница с 92-м достигла 7,3%. Но именно 2018 год ознаменовался по-своему «эпохальным» событием: дизель стал стоить дороже 95-го бензина. Разница в цене с ним составляет 4,4%, а с 92-м — и вовсе 12%. Причем произошло это знаковое событие практически одновременно во всех городах — в период новогодних праздников.

Отметим, что дизельное топливо очень сильно различается в цене в зависимости от города. Так, в самом дешевом городе — Казани, литр солярки стоит 43,7 рубля, а в самом дорогом, Чебоксарах, — 47,3 рубля. Эти результаты, правда, очень выделяются из общего уровня цен по городам ПФО — в основном дизель стоит 45—46 рубля.

2018: «скачок цен в России»

В мае 2018 года было открыто движение по автомобильной ветке моста через Керченский пролив.

Мост через Керченский пролив

Но уже в июне на полуострове началась очередная топливная паника. Стоимость бензина марки А-95 поднялась почти до 49 рублей за литр, А-92– до 47-48 рублей. Причем ценники на АЗС иногда менялись несколько раз в день.

Цены на автозаправке в Симферополе, 18 июня 2018 года

«Говорили: «Вот мост сделают – будет дешевле». Ничего подобного», – жаловались возмущенные автомобилисты.

Однако скачок цен тогда произошел и в самой России. Там после очередных выборов президента топливо подорожало на 10%. Президент России Владимир Путин пояснял ситуацию тем, что российские компании не хотят дешево продавать бензин внутри страны при подскочивших ценах на мировом рынке. Потому подняв цены, пытаются компенсировать себе недополученную прибыль, говорил он.

В то же время эксперты связывали скачок цен и с повышением акциза на топливо в России. В январе 2018 года в правительстве России решили повысить его на один рубль, рассчитывая получить в бюджет дополнительно 40 миллиардов рублей.

«Отчасти нынешний рост цен связан с повышением акцизов на топливо с 1 января нынешнего года. И повысили их, кстати, специально для того, чтобы профинансировать пресловутый мост в Крым», – заявлял экс-замминистра энергетики России Владимир Милов.

Нефтяной кризис: сможет ли Россия содержать Крым?

Сколько же должен стоить один литр бензина в России, чтобы он стал доступней, как во многих развитых странах?

Чтобы в России топливо стало доступнее (для автомобилистов) на таком же уровне как допустим в тех же США необходимо, чтобы 1 литр топлива в России стоил примерно 5 рублей. Если сравнивать доступность топлива в России со странами Европы, то 1 литр топлива в России должен стоить чуть больше 20 рублей . Что естественно в нынешних экономических условиях России просто нереально.

Значит выход только один, постепенно увеличивать среднедневные доходы населения.

Акциз на топливо

Рост цен на бензин: на сколько подорожает топливо в 2022 году в России?

Без учета акциза на топливо невозможно правильно спрогнозировать сколько будет стоить бензин в 2022 году в России. Акциз является одним из видов налогов, устанавливается на переработку нефти в различные виды топлива.

Так для бензина ниже 5 класса в 2021 году был установлен акциз в размере 13620 рублей за тонну, для 5 класса — 13260 руб./тонна. Дизель облагается налогом в размере 9200 руб./тонна.

В 2022 году акцизы будут подняты на 4% или в абсолютных значениях:

  • бензин ниже 5 класса — 14169 руб./тонна;
  • бензин 5 класса — 13793 руб./тонна;
  • дизель — 9556 руб./тонна.

До 2018 года доля акцизов в стоимости топлива находилась на уровне 15%. Ежегодное увеличение производилось не выше уровня инфляции. Однако, в январе 2018 года акцизы были подняты на 10,7%, что спровоцировало резкое поднятие цены на топливо и повышение доли налога в ценообразовании — до 22-23%.

Данные выплаты направляются государством на дорожное строительство. Резкое увеличение акцизов в 2018 году было вызвано строительством двух крупных объектов: «Таврида» в Крыму и «Приморское кольцо» в Калининграде. Значит, цена бензина в 2022 году поднимется, как минимум, на 3-4%.

98-й бензин: скоро в магазинах «Все по 50»

Помимо того, что стоимость дизеля стала дороже стоимости 95-го бензина, в 2018 году произошло и еще одно знаковое событие. Один из видов топлива «перевалил» за отметку в 50 рублей. Касается это, конечно, лишь одного, самого дорогого вида бензина — 98/100-го, и лишь в одном городе — Чебоксарах, однако раньше литр бензина еще нигде в ПФО не стоил больше, чем полсотни рублей.

Средняя цена 98-го бензина по городам округа, конечно, несколько меньше — 48,7 рубля. Однако, учитывая рост за 2018 год стоимости на 7%, можно догадаться, что повсеместный переход через отметку «50» не заставит себя долго ждать. Еще год назад литр 98-го бензина стоил 45,5 рубля. Отметим, впрочем, что в 2018 году стоимость этого бензина подскочила не так сильно, как в прошлом: тогда это премиальное топливо стало лидером роста с 11%. В лидерах оно было и в 2016 году — с 6%.

В зависимости от города стоимость литра такого бензина сейчас варьируется от 46,2 рубля (в Ульяновске) до 50,3 рубля в Чебоксарах — неоднородность еще большая, чем в случае с дизелем. Лидерами по годовому росту оказались столицы двух национальных республик — Уфа и Казань. В Уфе 98-й подскочил на 10% — с 42,8 до 47 рубля за литр, в Казани — на 9%, с 45,5 до 49,5 рубля. Отметим, что Уфа — прошлогодний лидер по дешевизне этого топлива, сейчас пропустила вперед только Ульяновск. А вот в Казани литр 98-го — один из самых дорогих в ПФО, дороже — только в упомянутых Чебоксарах. За три года 98-й бензин подорожал на четверть.

2019, 2020: растаявшие надежды на мост

На такой же отметке – 48-49 рублей за литр бензина – цена в Крыму держалась и в начале 2019 года.

В октябре в Росстате включили Симферополь и Севастополь в пятерку регионов с самыми высокими ценами на топливо. Российские власти Крыма рекомендовали дождаться открытия железнодорожной ветки моста через Керченский пролив, чтобы улучшить ситуацию на топливном рынке полуострова.

Однако исполняющий обязанности заместителя руководителя крымского управления Федеральной антимонопольной службы России Вугар Мехтиев открыто признал: цены на топливо в Крыму даже после запуска грузового железнодорожного движения по Керченскому мосту останутся выше, чем в России.

«Львиная доля цены обусловлена именно затратами на доставку в Крым. Разница в цене по Крыму и Краснодарскому краю с 2014 года всегда была более трех рублей. Разумеется, с открытием железнодорожной ветки моста (через Керченский пролив – КР) мы прогнозируем небольшое снижение стоимости доставки топлива в Крым, однако затраты на нее будут и дальше отличать крымские цены от цен в России», – пояснил он.

Запуск движения грузовых поездов по Керченскому мосту, 30 июня 2020 года

«Крым остается логистическим тупиком»

Железнодорожную ветку моста через Керченский пролив открыли в декабре прошлого года. Грузовое железнодорожное движение по ней запустили в июне нынешнего года.

В каких странах топливо для жителей менее доступнее, чем в самой России?

Но такая недоступность бензина и дизельного топлива наблюдается не только в нашей стране. В мире есть еще не мало стран, где граждане (автомобилисты) тратят на топливо гораздо больше денежных средств от своего дневного дохода.

К примеру, давайте возьмем туже Румынию, где согласно статистике среднедневной доход населения составляет 1.639 тыс. рублей. За 1 литр бензина в Румынии по состоянию на июль 2016 года надо заплатить около 80 рублей (в переводе на наши рубли).

Соответственно получаем, что для покупки 1 литра бензина житель Румынии должен отдать около 4,83% от своего дневного дохода*.

Удивительно, но это факт, даже такое Нефтяное государство как Иран также не может обеспечить своим жителям доступный по цене бензин. Так согласно установленной аналитике “Bloomberg” стоимость 1 литра бензина в этой стране составляет 25 рубля 84 копейки (в переводе на наши рубли). Как видите друзья, стоимость топлива в стране достаточно дешевая. Но это в том случае, если сравнивать эту стоимость с нашим ценами на АЗС. Но в Иране среднедневной доход населения составляет всего 859 рублей (в переводе на наши рубли). Соответственно, для приобретения 1 литра бензина в Иране жителю страны необходимо потратить около 2,74% от своего дневного заработка*.

Есть еще одна страна на карте мира, которая сегодня не может похвастаться доступностью топлива, это Бразилия, где стоимость 1 литра бензина составляет 70 рублей 33 копейки (в переводе на наши рубли). Среднедневной доход населения Бразилии составляет 1.333 тыс. рублей (в переводе на наши рубли). В итоге получаем, что для покупки 1 литра бензина жителю Бразилии приходится тратить около 4,33% от своего ежедневного дохода*.

92-й бензин: с середины года — дороже 40 рублей

Два самых популярных вида бензина — 92-й и 95-й — за год подорожали примерно одинаково. Однако рост стоимости 92-го бензина был больше как в процентном, так и в номинальном отношении: он подорожал на 9%, или 3,43 рубля за литр. 95-й бензин вырос в цене лишь на 8% — 3,39 рубля.

Годом ранее в городах ПФО 92-й бензин в среднем стоил 37,2 рубля, а сейчас его стоимость перевалила за 40 рублей и вплотную подбирается к отметке в «41», что тоже является своего рода «психологической вехой». Сейчас в крупнейших городах округа этот вид бензина в среднем можно купить за 40,6 рубля.

Дешевле 40 рублей 92-й бензин сейчас не стоит вообще нигде в округе. В зависимости от города цена варьируется от 40,41 рубля (в Ульяновске) до 40,92 рубля (в Чебоксарах). Годовой рост по городам составил 8—10%. Психологическая отметка в 40 рублей была пройдена на неделе с 21 по 28 мая — тогда средняя стоимость этого вида бензина по городам ПФО подскочила разом на 80 копеек — с 39,6 до 40,4 рубля за литр. Можно заметить, что 92-й, в зависимости от города, различается по цене минимально, вероятно, дело в том, что это массовый и в некотором роде «социальный» продукт — большинство бюджетных автомобилей заправляются именно 92-м бензином.

На сколько подорожает топливо в 2022 году

Рост цен на бензин: на сколько подорожает топливо в 2022 году в России?

Узнав прогноз цен на бензин на 2022 год, свежие прогнозы экспертов, можно подготовиться к возможным потрясениям семейного бюджета, создать денежную «подушку» безопасности.

По мнению экономистов в 2022 году следует ожидать среднюю цену за бензин в размере 50,2 руб./литр.

Некоторые эксперты пророчат, что стоимость ГСМ на 2022 год будет еще выше из-за несовершенства демпферного механизма. Указывается превышение на 4% — 10% от существующих цен.

95-й бензин: самый медленный рост

Что касается наименее подорожавшего в ПФО бензина — 95-го, то его средняя стоимость по городам выросла с 40,2 до 43,6 рубля, или на 8%. В зависимости от города цена на этот бензин варьируется от 43,05 до 44,38 рубля — разброс в 1,3 рубля, что заметно больше, чем в случае с 92-м бензином, где разброс составляет всего лишь около 50 копеек. Сказывается, видимо, то, что 95-й, хоть и довольно распространенный вид топлива, но все же не имеет такой социальной значимости, как 92-й, который в последнее время заменяет еще и почти повсеместно исчезнувший 80-й.

Дешевле всего 95-й бензин можно купить в Набережных Челнах. Однако при пристальном взгляде можно обнаружить, что стоимость почти по всем городам Татарстана примерно одинаковая — разница с Альметьевском составляет лишь 2 копейки, с Нижнекамском и Казанью — 3 копейки. То есть разница заключается лишь по конкретным заправкам: фактически бензин по всему региону стоит одинаково. Дороже всего 95-й стоит в Йошкар-Оле — 44,38 рубля за литр. Рост стоимости за год в городах ПФО составил 8—10%, как и в случае с 92-м бензином.

Отметим, что 95-й бензин в течение года также преодолевал «психологические отметки». Например, в начале декабря максимальная зафиксированная стоимость по городам ПФО составляла более 45 рублей, точнее — 45,24 рубля. Такая цена была зафиксирована на одной из федеральных сетей заправок в Йошкар-Оле, правда, речь шла о фирменном «улучшенном» топливе.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий