Рулевая колонка велосипеда устройство

Содержание

Велосипедная рулевая колонка и ее устройство

Рулевая колонка велосипеда

В устройстве любого велосипеда есть ряд элементов конструкции, которые входят в состав какого-либо узла или механизма. Например, такие элементы как педали, кривошипы, звезды и каретка – входят в состав кареточного узла. Каждый из этих элементов выполняет свою конкретную функцию для общего дела, но в целом они осуществляют слаженную работу кареточного узла. Так и с рулевым узлом. Руль, вынос, рулевая колонка, шток вилки и стакан – составляющие рулевого узла и вместе они решают то, как будет управляться ваш велосипед и в какой дисциплине он проявит себя лучше. Один из этих элементов скрыт от глаз. Вот о нем и поведает статья, а именно – велосипедная рулевая колонка и ее устройство.

Как отрегулировать руль на велосипеде

Регулировка рулевой перекладины велосипеда

При езде на велобайке важно, чтобы сидящий на нем человек чувствовал себя комфортно. Это обеспечит ему хорошую, эффективную и правильную нагрузку на все мышцы. Этому в большей мере способствует грамотно установленный руль, в соответствии с ростом велосипедиста. Но не все владельцы двухколесников, особенно горных, знают как отрегулировать руль на велосипеде. А ведь для разных типов езды это просто необходимо. Так, высоко поднятая рулевая перекладина подходит для спокойных прогулок, неспешного, медленного движения по дороге, в то время как стремительные заезды требуют его установки пониже, чтобы легче было ехать, преодолевать сопротивление ветра, эффективнее, быстрее нестись по дороге.

Рулевая колонка велосипеда: устройство и регулировка

Что представляет собой рулевая колонка велосипеда? Этот элемент предназначен для обеспечения управления транспортным средством, а конкретнее – изменения положения переднего колеса. Как производится сборка рулевой колонки велосипеда? Какие бывают размеры у представленной детали? Что нужно сделать, чтобы правильно отрегулировать элемент? Об этом и не только будем говорить далее в статье.

Рулевая колонка велосипеда, разновидности, состав механизма, рекомендации по уходу и использованию, как выбирать

Велосипедная рулевая колонка обеспечивает плавное и легкое вращения вилки и руля в стакане рамы велосипеда. Главные элементы вращения — это подшипники. Рулевые колонки могут иметь разные конструкции и типы.

Рулевая колонка велосипеда: устройство, виды и характеристики, установка и смазка

Чтобы понять устройство рулевой велосипедной колонки, начать нужно с понимания рулевого механизма велосипеда, в принципе. А рулевой механизм — это целый комплекс деталей, который позволяет направлять движение транспортного средства в нужную велосипедисту сторону.

В него входят:

  • руль (перекладина или же какая-то более сложная конструкция) с точками хвата и закрепленными аксессуарами, грипсами;
  • вынос (труба) с креплениями для руля и рулевой трубы;
  • рулевая труба, соединяющая вынос или руль с короной вилки и заходящая в стакан и рулевую колонку;
  • рулевая колонка, состоящая из двух чашек, подшипников (верхнего и нижнего), колец (опционно) и позволяющая трубе свободно поворачиваться в стакане;
  • рулевой стакан или часть рамы с нарезанными по определенному стандарту фасками внутри, куда вставляются подшипники колонки и ее чашки.

Что такое рулевой стакан велосипеда?

В велосипедной конструкции рулевая труба представлена в виде двух чашек из двух подшипников — верхнего и нижнего. Опциональность заключается в работе нескольких колец, обеспечивающие поворот рулевого механизма. Также присутствует для распора выноса своеобразный якорь.

Виды и способы регулировки руля

Настройка велоруля

Рулевая перекладина в велосипеде может подвергаться двум видам регулировки:

  • по высоте, от чего зависит наклон туловища велосипедиста и расположение его рук;
  • по углу наклона, от уровня которого будет зависеть, какой нагрузке подвержены те или иные группы мышц и насколько быстро велосипедист устанет.

Поднимать – опускать, регулировать рулевую перекладину следует, отталкиваясь от расположения седла велосипеда, в зависимости от того выше или ниже него расположен руль и как планирует ездить на этом двухколесном транспортном средстве его владелец.

По высоте регулировка руля велобайка может быть двух видов: на резьбовой и безрезьбовой рулевых колонках.

Составляющие элементы

Для лучшего понимания стоит разъяснить назначение каждой детали рулевого механизма:

    Нижняя часть узла управления – это рулевой стакан. Часть рамы в виде короткой трубы, внутренняя часть которой имеет нарезанные фаски по стандарту. По сути, стакан на пару с колонкой делят между собой функционал. Так как в стакан, грубо говоря, вкладываются детали колонки – подшипники и чашки; Шток вилки. Стальная, алюминиевая или карбоновая трубка – верхушка вилки. Вставляется через стакан-колонку и крепит на себе вынос;
  • Вынос. Кронштейн, соединяющий шток вилки и руль при помощи болтов; Якорь. Запрессовывается в шток вилки. Несет в себе резьбу, в которую закручивается болт с колпачком, блокирующие вынос и гарантирующие невозможность срыва выноса со штока вилки.
  • Руль. Как можно догадаться из названия, контактирует непосредственно с руками наездника и осуществляет управление велосипедом. Несет на себе различные аксессуары, грипсы, тормозные ручки и переключатели передач.

Устройство

рулевая колонка велосипеда

Рулевая колонка велосипеда – система, содержащая комплекс деталей, функциональность которых обеспечивает ездоку возможность изменения направления движения двухколесного транспортного средства. К рулевому механизму относятся такие детали:

  • Перекладина – элемент, на который устанавливаются тормозные системы, переключатели скорости, прочие аксессуары.
  • Вынос – труба небольшого размера с креплениями под перекладину.
  • Рулевая труба – деталь, что соединяет вынос с коронкой вилки.
  • Рулевой стакан – элемент рамы в виде короткой трубы с внутренними фасками, что нарезаны согласно определенным стандартам. Сюда помещаются всевозможные чашки и подшипники.

Рулевой механизм

Рулевая колонка содержит все нужные для работы руля детали. Она включает в себя следующие элементы.

  1. Рулевая труба – за неё велосипедист держится руками при езде. На ней расположены аксессуары и гаджеты.
  2. Вынос руля – укороченная труба, к которой с помощью болтового кронштейна или фиксатора закреплена сама рулевая «палка».
  3. Несущая труба – деталь с внутренними креплениями, жёстко закрепленная с вилкой. Та, в свою очередь, удерживает переднее колесо велосипеда. Повороты руля совпадают с точностью до долей градуса с поворотами вилки и переднего колеса в нужную сторону при езде.
  4. Рулевой стакан – большая по диаметру труба, являющаяся уже частью рамы. Для устойчивой и плавной работы весь механизм «посажен» на чашки с шарикоподшипниками.
  5. Подшипниковые комплекты – верхний и нижний – не дают рулю болтаться. Коническая опора соприкасается с нижним комплектом.

Такая схема проверена многолетним опытом практикой производителей и пользователей велопродукции. Рулевая колонка обладает определёнными стандартами и диаметральными размерами, разнящимися от одной модели велосипеда к другой.

Особенности выбора рамы по рулевому стакану

Очевидный момент, что бессмысленно выбирать раму будущего велосипеда «по стакану», т.к. обычно приорететнее оказываются более значимые её характеристики, например: низкий вес, материал или требуемая геометрия

Однако при скурпулёзном подходе будет не лишним обратить внимание и на конструкцию рулевого стакана в том числе. В этом случае логичнее всего выбирать раму со стаканом либо с изначально подготовленными скосами/фасками под запрессовку чашек рулевых (что будет заведомо правильнее и надёжнее в плане посадки на своём законном месте без люфта или зазора), либо же отдавать предпочтение раме со стаканом под интегрированную рулевую колонку как наиболее совершенного, продуманного и технически правильного решения, который прослужит верой и правдой долгие годы без необходимости частого обслуживания, регулировки или ремонта

При этом качественные и дорогие полуинтегрированные и стандартные рулевые так же заслуживают пристального внимания.

Однако стоит учитывать, что под разные стили и дисциплины катания будут более уместны те или иные рулевые механизмы, выигрывая своими неповторимыми преимуществами, несмотря на устаревшие стандарты и прочие недостатки. Так для прогулочных, дорожных, комфортных велосипедов и круизеров однозначно лидирует резьбовая рулевая колонка во всех её вариациях, поскольку только она позволяет регулировать высоту руля вместе с выносом в довольно широком диапазоне, обеспечивая тонкую настройку для идеального комфорта и персонального удобства посадки. В то же время для дёрта, экстрима, трюковых дисциплин или даунхила требуется повышенная прочность всех узлов и компонентов велосипеда, в том числе и рамы, и в таком случае резонно рассматривать рулевые стаканы размерностей не ниже 1.5″ дюйма или же конические (tapered). Во всех остальных случаях роль рулевого стаканы не столь существенна.

Безрезьбовые рулевые

безрезьбовая рулевая

2. Безрезьбовые винтовые колонки

Это более современный и очень надежный вариант конструкции, который используется на всех более дорогих велосипедах. На практике достаточно один раз настроить этот узел и он способен ходить без регулировки весьма длительное время.

Конструкция такой рулевой до удивления простая. Фиксация узла, вместо гайки, осуществляется выносом руля. Сам вынос руля прижимается якорем рулевой. Якорь вбивается непосредственно в шток вилки и держится там только благодаря своим упругим свойствам. Шток не имеет резьбы и одновременно используется как основание для выноса руля. Что, к слову, принципиально отличает её от резьбовой версии, где вынос руля вместе с дополнительной трубой вставляется внутрь штока.

Конструкция безрезьбовой рулевой

Конструкция безрезьбовой рулевой

Чаще всего безрезьбовые рулевые имеют диаметр 1 1/8 дюйма. Однако возможны вариации от 1 дюйма до 1 ½ дюйма.

Безрезьбовые рулевые в свою очередь подразделяются на:

безрезьбовая рулевая

2.1. Традиционные рулевые колонки

Чашки жестко впресовываются в рулевой стакан, а подшипники в итоге находятся снаружи стакана с эти чашках. Не нужно пугаться слова впресовываются – на практике это аккуратно делается обычным молотком (если конечно рама не карбоновая).

Интегрированная рулевая

2.2. Интегрированные рулевые колонки

Запресованых чашек нет. Подшипники находятся в специальной выфрезерованной полости прямо в рулевом стакане, а не снаружи него. Соответственно, не комплектуется чашками. Характерно, что и самих чашек нет в раме. Иногда используются специальные съемные опорные чашки для подшипника. Это чаще всего встречается на карбоновых рамах.

Полуинтегрированная рулевая

2.3. Полуинтегрированная рулевая колонка

Собственно, это почти традиционная рулевая с одним главным отличием – чашки находятся внутри рулевого стакана, а не снаружи. Чашки также впресовываются в раму, как и в традиционном случае.

Принцип действия

Принцип действия рулевой колонки

Рулевая колонка играет важную роль в нормальном функционировании и изменении направления движения велосипеда. В составе колонки два подшипника (нижний и верхний), две опорные чашки (нижняя и верхняя) и упорные кольца. Отлаженная работа составных частей рулевой колонки позволяет штоку вилки поворачиваться свободно в стакане, за счёт чего велосипедист может контролировать механизм управления велосипедом.

Рекомендации по уходу и эксплуатации

Благодаря низкой нагрузке на рулевую колонку и её простому устройству, элементу требуется минимальное обслуживание.

Райдеру следует не реже одного раза за сезон разбирать деталь для проверки составляющих. При наличии абразива следует устранить его. Поврежденные составляющие нужно заменить, заменить смазку.

При сборке требуется учитывать последовательность разбора колонки, следить за тем, чтобы не появилось перекосов. После того как рулевая колонка была возвращена в прежнее состояние, желательно проверить руль на наличие люфта.

Рулевая колонка велосипеда

Большинство рулевых колонок не требует специфичного оборудования для обслуживания. Потребуются только инструменты, при помощи которых можно добраться до нее. Для этого используются базовый набор шестигранников или звездочек.

Износ подшипников определяется по степени стачивания шариков. Обслуживание производится специализированной смазкой.

Стандарты производителей

techobsluzhyvani

Если говорить о каких-то существующих стандартах рулевых колонок, то практически у каждого авторитетного велопроизводителя они свои. Это связано и с попытками защитить модели собственного производства от копирования, и с желанием зафиксировать за брендом какие-то новаторские разработки, и с многими другими вещами. Однако чаще всего на велосипеды массового производства ставятся классические варианты колонок. А вот интегрированные конструкции компании-производители ставят очень редко.

Так, например, используют для установки следующие варианты:

  1. Campagnolo — стандарт полуинтегрированный с подшипником и чашкой конической формы. Эта колонка потребует специальной обработки рамы.
  2. Perdido — этот полуинтегрированный набор на целых 4 мм отличается от полуинтегрированного же ZeroStack, считающегося стандартом.
  3. Columbus — классика от Aheadset, «заточенная» под собственный уникальный диаметр.
  4. Onepointfive Standard, предназначенный для экстремальных велодисциплин — неинтегрированный стандарт от группы производителей, созданный под широкую трубку руля.

Безрезьбовая рулевая колонка велосипеда

Детали данного характера считаются современным стандартом. Внутри такой колонки отсутствует резьба. Безрезьбовые системы не берут на себя нагрузки от фиксации вилки.

Состоят подобные детали из нижней и верхней чашек. Обе запрессовываются в рулевом стакане. Внутри содержится подшипник рулевой колонки велосипеда. Поверх последнего устанавливается кольцо качения. В резьбовых системах вначале выполняется установка выноса и простановочных колец. Только после этого происходит фиксация рулевой трубы.

Рулевая с конусом

рулевая на конус

3. В последнее время появилось и ещё одно «новое веяние» — шток вилки делается не прямым, а конусным. Рулевая с конусным штоком часто встречается на современных полупрофессиональных велосипедах. Это самая обычная безрезьбовая рулевая, но не прямая, а конусная. Идея правильная и простая – производители увеличивают прочность тех участков, которые наиболее нагружены, без увеличения размера всей трубы. Чаще других встречаются конусные рулевые, где нижний диаметр 1 ½ дюйма, а сверху 1 1/8 дюйма.

Способ настройки угла наклона

Изменение угла наклона велоруля

Для комфортных прогулок на велосипеде порой нужно лишь слегка настроить наклон руля.

Регулируемый кронштейн

Легче всего это сделать в том случае, если у вас установлен регулируемый вынос. Воздействуя на регулируемый вынос, который соединен с рамой одним болтом, его следует немного ослабить, поменяв угол наклона и снова зажать. Однако такой элемент если и ставится на велобайк, то исключительно на любительский прогулочный.

Другим способом регулировки угла наклона велоруля является ослабление четырех (двух) винтов, расположенных посередине руля. Послабив эти болты можно проворачивать руль вокруг своей оси. После корректировки, следует проверить, стало ли комфортнее ехать на велобайке. Однако прежде обязательно нужно зажать обратно болты. Иначе рулевая перекладина будет плохо держаться и в любой момент под весом велосипедиста может наклониться вперед, что чревато получением травм и другими неприятными последствиями.

Если регулировка угла наклона произведена успешно и велосипед подготовлен для комфортной езды, нужно максимально туго затянуть болты. Они должны надежно фиксировать руль, чтобы тот не шатался, не болтался во время велопрогулки.

Разновидности

  • Campagnolo – стандарт полуинтегрированного вида, однако, производят чашки и подшипники с формой конуса. Для установки необходима специальная обработка рамы;
  • Perdido – также полуинтегрированный набор, но имеет отличие в 4 мм от такого же полуинтегрированного ZeroStack;
  • Columbus – стандарт, который выпускают под собственный диаметр от бренда Aheadset;
  • Onepointfive Standard – неинтегрированный, устанавливается на широкую трубу вилки. Используется на велосипедах для экстремальных заездов.

Совместимость с рулевыми стаканами

Существуют два типа стаканов: стандартный и интегрированный. Под каждый требуется подбирать рулевую колонку:

  • для интегрированного стакана подойдёт только интегрированная рулевая колонка, другие модели устанавливать нельзя;
  • обычному рулевому стакану (не интегрированному виду) подойдут остальные вариации колонок: резьбовая, безрезьбовая, полуинтегрированная и неинтегрированная.

Рулевая колонка подбирается в соответствии с диаметром трубы рулевого стакана.

Рулевая колонка велосипеда

Стандарты

На все рулевые колонки есть стандарты, введённые ведущими поставщиками. Цель – продвинуть собственные идеи, пока ещё не покорившие рынок, либо защититься от подделки со стороны малоизвестных китайских фирм.

  1. Campagnolo – полуинтегрированная колонка с чашкой и шарикоподшипником в конусном исполнении. Велосипедная рама при этом затачивается особым образом.
  2. Perdido – полуинтегрированный вариант, отличный на 4 мм от более широкораспространённого исполнения ZeroStack.
  3. Columbus – классика от компании Aheadset. Защищён от подделки и неформатной доработки особым значением по диаметру трубы.
  4. Onepointfive Standard – неинтегрированная рулевая колонка под трубу широкого диаметра. Несколько производителей здесь объединились, чтобы выпускать детали для «даунхилльных» и других экстремальных байков.
  5. Складная рулевая колонка – прерогатива велопроизводителей, стремящихся сделать из велосипеда трансформер, предельно лёгкий в транспортировке в поездах и самолётах, максимально удобный в хранении в малометражных комнатах. Таковы, например, конструкции для велосипедов от Langtu. Угол наклона раскладной конструкции – от 25 градусов.

Классификация по параметрам куда более исчерпывающая. У резьбовых колонок по диаметру следующие показатели:

  • 1 дюйм – внешний диаметр чашек на 30-30,8 мм, внутренний – 26,4-27 мм;
  • 1,125 дюйма – 34 и 30 мм соответственно;
  • 1,25 дюйма – 37 и 34 мм.

Простые безрезьбовые имеют следующие посадочные диаметры:

  • 0,833 дюйма (маркер EC-32 по внешнему диаметру) – 32,7 и 26,4 мм для внешнего и внутреннего диаметра чашек соответственно;
  • 1 дюйм (EC-30) – на 30,2 и 26,4 мм;
  • 1,125 дюйма (EC-34) – 34 и 30 мм в диаметрах;
  • 1.25 дюйма (EC-37) – на 37 и 33 мм;
  • 1,5 дюйма (EC-49) – на 49,7 и 39,8 мм;
  • 2,21 дюйма (EC-56) – внешний диаметр на 56 мм, внутренний не регламентирован.

Полуинтегрированные безрезьбовые колонки обладают следующими внешним и внутренним диаметрами для подшипниковых деталей:

  • 1,125 дюйма (ZC-41) – на 41,3 и 44 мм;
  • 1,5 дюйма (ZC-49) – на 49,7 и 39,8 мм;
  • 2,21 дюйма (ZC-56) – 56 мм для внешнего диаметра;

Полностью интегрированные безрезьбовые – обладают следующим разбросом:

  • 1 дюйм (IS-38) – на 38 и 26 мм;
  • 1,125 дюйма – (IS-41/42/47) на 41,3, 41,8, 47 (любое из значений для внешнего диаметра) и 30 мм (для внутреннего);
  • 2,05 дюйма (IS-52) – 52 мм для внешнего диаметра.

Параметры указаны на заводской упаковке с деталями.

Итоги

Для комфортной езды на велосипеде нужно, чтобы высота и угол наклона руля в нем соответствовали росту человека и тому типу езды, на которую он настроен. В противном случае прогулка или стремительная поездка оставит неприятный осадок, вместо приятных впечатлений. Для неспешной, спокойной езды руль желательно настроить на одной высоте с сиденьем или даже немного повыше. Быстрая, стремительная гонка требует другой регулировки – руль опускается ниже, чтобы можно было наклоняться, так легче крутить педали, увеличивать скорость велобайка.

Понравилось? Поделитесь с друзьями и оцените запись:

(2 оценок, среднее: 1,00 из 5)

Интегрированная колонка

подшипник рулевой колонки велосипеда

Относится к безрезьбовому типу систем. От остальных отличается отсутствием чашек. Другими словами, подшипники укладываются непосредственно в рулевой стакан рамы. В конструкции нет канавок качения. Интегрированная рулевая колонка велосипеда может содержать в себе исключительно промышленные подшипники.

Системы представленного типа обладают самым незначительным весом и простотой конструкции. Однако они довольно сложно поддаются восстановлению после полученных повреждений. Кроме того, здесь наблюдается значительный разброс размеров и моделей.

Разборка передней вилки на запчасти

Для замены деталь разбирать не нужно, а вот ее ремонт потребует «влезть» в механизм и тщательно покопаться в нем. Рассмотрим, как перебрать амортизационную вилку пружинно-эластомерного типа:

  1. Отвинтить нижние крепления с помощью шестигранного ключа.
  2. Выкрутить болт регулировки сжатия пружины – Preload. Он является основным регулятором хода амортизатора.
  3. Вынуть эластомер-ограничитель, или демпфер.
  4. Снять «штаны».
  5. При помощи отвертки извлечь из штанов уплотнители.

Любуемся на амортизационную вилку в разобранном виде: слева – ноги, справа – «штаны»

К основным причинам, почему вилка скрипит, издает стуки и не сглаживает колебания на ходу велосипеда, относится износ деталей, попадание воды и грязи, отсутствие внутренней смазки. Приводим в порядок:

  1. Удалить всю грязь с внутренней поверхности штанов.
  2. Тщательно протереть ноги вилки, пружину и уплотнители.
  3. По необходимости заменить неисправную деталь.
  4. Поставить эластомерный демпфер (залить масло через ниппель для гидравлической вилки).
  5. Смазать внутреннюю полость – впрыснуть масло из баллончика.
  6. Установить крепежный болт и Preload.

Так выглядит переборка велосипедной вилки своими руками. Нужна ли она для новой детали? Существует мнение, что перебранная сразу вилка будет лучше настроена и дольше прослужит. Здесь многое зависит от качества комплекта, а выяснится это в реальных условиях катания.

Плановый ремонт делается по необходимости, переборка раз в сезон. И конечно, не стоит забывать о профилактике. После каждой поездки удалять грязь с поверхности сальников, смазывать, проверять крепления и целостность.

Обслуживание и ремонт рулевого механизма

Конструктивно процесс обслуживания прост, он заключается в следующем:

  1. Разборка рулевого блока для оценки состояния подшипников. Необходимо это для возможной очистки канавок от абразивы(при разборе это видно), а также для возможной смазки узлов. Если детали пришли негодность — возможна самостоятельная замена.
  2. Изменение высоты. Если требуется изменение высоты, то для безрезьбовых механизмов потребуются проставочные кольца, но вот для резьбовых уже требуется удлинитель руля. Примечание: при работах необходимо соблюдать строгую последовательность разбор>сбора — собирать строго так, как разбирали. При сборке также не стоит делать перекосов, а в качестве инструмента использовать специализированный для этого инструмент.

В статье были оговорены основные моменты рулевого механизма, а также его обслуживание. Как стало ясно — каждый тип рулевого механизма отличается не только конструктивно, но и по цели.

Обслуживание и регулировка

Обслуживание рулевой колонкиОбычно, если нужно поменять высоту руля, то на безрезьбовых типах достаточно добавить проставочные кольца под вынос. Но необходимо учитывать, что в таком случае понадобится и дополнительная длина трубки штока вилки, излишки которого спиливаются при первичной настройке рулевой части. На резьбовых же – потребуется добавить длину трубки выноса.

Первичную установку и настройку рулевого узла на ново собранной раме не стоит пытаться осуществлять самому, разве что вы не веломастер. Даже при наличии понимания принципов установки, нужен ряд специальных инструментов, среди которых, например, запресовщик чашек и подшипников системы в стакан.

В дальнейшем, как и для всех остальных узлов и систем велобайка, желательно проходить ежесезонное ТО. Как и любые другие элементы велобайка, рулевая колонка имеет способность загрязняться. А значит при необходимости нужна чистка и смазка подшипников (если это не промподшипники) или замена таковых.

При обнаружении люфта штока в стакане или скрипа, треска, исходящего от стакана рамы, необходимо проводить внеочередное ТО. Ну или же добить окончательно рулевую и все равно нести к веломастеру ????

Полуинтегрированная колонка

В наполовину интегрированных колонках обычно содержатся комбинации стандартных и промышленных подшипников. Чашки таких конструкций полностью уходят во внутреннюю полость рулевого стакана. С внешней стороны остаются заметными лишь пыльники.

Полуинтегрированная колонка велосипеда имеет довольно сложное устройство, обладает высокой стоимостью. Несмотря на это, системы указанного плана считаются наиболее удобными, поскольку дают возможность без особых сложностей выставлять необходимую высоту руля.

Как изменить высоту руля

Как правило, регулировка высоты руля велосипеда осуществляется с помощью специальных настроек на рулевой колонке – они присутствуют практически во всех моделях двухколесного транспортного средства. Но сначала нужно понять, какой тип рулевой колонки установлен на конкретно вашем велосипеде:

Резьбовая колонка

Такой тип крепления рулевой колонки можно встретить в профессиональных моделях велосипедов, так как он значительно облегчает всю конструкцию транспортного средства. Удивительно, но именно резьбовой рулевой колонкой были оборудованы и все велосипеды старого (советского) образца.

Конструкция очень простая – рулевая труба находится внутри колонки, затягивается гайками, тем самым и соединяется с рулевым механизмом. Именно эта простота позволяет изменять высоту руля велосипеда буквально за считанные минуты:

  1. Ослабляем крепежную гайку (она расположена на самой нижней части трубы, непосредственно над рамой).
  2. При необходимости нужно ослабить и стопорную гайку на рулевой трубе.
  3. Поднимаем трубу на необходимую высоту (в некоторых случаях может понадобиться установка дополнительной трубы – своеобразного удлинителя руля).
  4. Затягиваем сначала крепежную гайку, затем – стопорную.

Безрезьбовая колонка

Вообще, такой тип рулевой колонки является стандартным для горных велосипедов. Этот механизм несколько тяжелее и сложнее, чем предыдущий тип рулевой колонки велосипеда, поэтому и процесс увеличения высоты руля будет несколько труднее. Руль крепится к трубе на горных велосипедах с помощью дополнительного элемента – выноса, который и задействуется при изменении высоты руля.

Изменить высоту руля с безрезьбовой колонкой можно следующим образом:

  1. Открутить болт якоря шестигранником (своеобразная крышка в верхней части трубы).
  2. Открутить болты стягивающего типа, которые крепят вынос к рулевой трубе.
  3. Снять руль вместе с выносом – делать это нужно медленно и предельно аккуратно.
  4. На трубу добавить постановочные кольца, либо убрать лишние – все зависит от того, в сторону уменьшения или увеличения нужны изменения высоты руля.
  5. Вынос установить на исходное место.
  6. Закрутить сначала стягивающий болт, затем – болт якоря.

Обратите внимание: закручивать болты при изменении высоты руля на безрезьбовой колонке нужно аккуратно – на таких велосипедах при сильном затягивании детали приходят в негодность. После окончания процедуры регулировки высоты руля на горном велосипеде обязательно нужно скорректировать уровень руля по отношению к переднему колесу транспортного средства – сместить конструкцию очень легко

Если необходимо немного подправить положение руля, то болт якоря и крепежный болт слегка откручиваются, руль выправляется в нужное положение, а потом болты снова затягиваются.

Как собрать рулевую колонку?

сборка рулевой колонки велосипеда

Прежде чем приступить к конкретным действиям, необходимо тщательно протереть отрезком ткани фаски для установки подшипников, избавив их от масла и пыли. Также рекомендуется проверить поверхности на предмет щербинок, сколов, прочих повреждений. При обнаружении дефектов придется извлекать и менять посадочные кольца под подшипники. Если проигнорировать проблему, вскоре на шариках подшипников обязательно появятся повреждения.

Теперь перейдем непосредственно к работе. Для начала следует набить смазкой фаски для подшипников. Использовать для этого рекомендуется густой материал. Сборку нужно производить, начиная с самого нижнего подшипника. Последний утапливается на посадочное место. При этом сепаратор должен находиться в верхней позиции, а шарики быть уложенными вниз.

Далее на подшипник устанавливается очищенная от пыли и смазанная ответная чаша рулевой колонки. Сюда же укладывается уплотнительное кольцо, что будет защищать внутреннее пространство от проникновения загрязнений.

Затем необходимо перевернуть раму велосипеда. После этого устанавливается верхний подшипник по тому же принципу, что и нижний. Посадочное место запирается пыльником. В завершение укладываются внешний уплотнитель и шайба упора. На рулевую колонку надеваются дополнительные кольца, количество которых зависит от параметров рамы и размера трубы вилки. Поверх колец насаживается руль. Затем затягивается шайба и закрепляется болтом.

Цены на ремонт велосипедов

    Регулировка передач и тормозов 300

Регулировка тормозов, переключателей

Исправление радиальных и фронтальных биений, устранение люфтов втулок, сборка на новую смазку

Регулировка передач, тормозов, чистка тросиков, сборка на новую смазку рулевой колонки, кареточного узла, колёсных втулок, устранение биения ободов

Демонтаж кассеты/трещётки, цепи, промывка, продувка, установка, смазка, регулировка

Чистка шарниров, замена втулок скольжения, замена подшипников по необходимости, устранение люфтов

Сборка, регулировка всех узлов, дефектовка компонентов

Советы по подборке компонентов, установка и регулировка всех узлов велосипеда

Снятиезамена тормозных колодок, прокачка тормоза, регулировка калипера, регулировка хода тормозной ручки

Регулировка

размеры рулевых колонок велосипеда

Регулировка рулевой колонки велосипеда предполагает выставление руля в правильном положении. Для начала перекладина руля размещается перпендикулярно колесу. Затем затягивается шайба, пока не будет полностью устранен люфт. Выполнять это действие нужно так, чтобы руль свободно наклонялся в одну из сторон от центрального положения при удержании велосипеда на весу. Только после этого плотно затягиваются болты непосредственно на руле.

Как проверить велосипед на наличие люфта рулевой колонки?

регулировка рулевой колонки велосипеда

Насколько надежно зафиксирована рулевая колонка велосипеда, можно определить, прибегнув к нехитрому способу. Достаточно поставить средство передвижения на ровную поверхность, после чего зажать передний тормоз. Как только у велосипеда не окажется возможности для качения, нужно толкнуть его вперед. Если люфт в рулевой колонке отсутствует, не возникнет никаких колебаний. При его наличии станет ощутимой заметная отдача.

Как возникает проблема? Как уже отмечалось выше, причиной может послужить изношенность фасок, куда укладываются подшипники. Если люфт замечен на новом велосипеде, это может означать, что при его сборке была произведена некачественная регулировка. В таком случае необходимо открутить верхний удерживающий болт, плотно затянуть шайбу и произвести обратную сборку элементов.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий