Правила для мотоциклистов 2018

Содержание

Можно ли ездить без прав на электрическом мотоцикле и где? Нужно ли регистрировать в ГИБДД?

WhatsApp

В ПДД чёткого ответа на то, что такое электромотоцикл, равно как где на нём можно передвигаться, можно ли ездить без водительских прав или без нужной их категории, а также обязанность постановки на учёт электрических мотоциклов вы не найдёте. Равно как не будет и чёткости в том, к чему приравнять данное транспортное средство. Однако, в статье мы разберёмся достаточно точно, к чему можно приравнять такую категорию транспорта и, исходя из этого, какие права есть у водителей этих устройств. Также выясним размеры штрафов, которые могут быть за неисполнение соответствующих обязанностей и прикладные вопросы.

Существуют ли специальные ПДД для мотоциклистов?

Новички, которые впервые садятся за руль мотоцикла, часто пытаются узнать, существуют ли специальные ПДД для мотоциклистов. Ответ, конечно же, будет отрицательным, поскольку Правила — это универсальный и всеобъемлющий документ, который касается абсолютно всех участников дорожного движения. Представьте себе, как выглядели бы наши дороги, если мотоциклисты, водители автомобилей, троллейбусов и автобусов, а также пешеходы пользовались своими редакциями ПДД. Однако в действующих Правилах есть некоторые положения, действия которых распространяются исключительно на мотоциклистов. Рассмотрим, какими привилегиями пользуются водители мотоциклов, и какие ограничения накладываются на них.

Могут ли мотоциклисты двигаться между рядов с разметкой и без? Штраф и кто виноват, если сбили?

WhatsApp

Опасность мотоциклов компенсируется их удобством на дорогах – особенно, внутри городов. И наоборот. Однако, есть и законодательные тонкости в этом удобстве. В этой статье вы узнаете, что, на самом деле, далеко не всегда мотоциклисты могут ехать между рядами машин по ПДД. Мы также разберём наиболее насущные ситуации: какой размер штрафа за движение между рядов для водителей двухколёсных и что будет, если автомобиль собьёт мотоцикл между полос на дороге. И выясним всё о новом законе, про который одни говорят, что байкерам разрешили передвигаться в междурядье, а другие – что теперь это, наоборот, запрещено. Но давайте обо всём по порядку!

Можно ли ездить на мотоцикле, если по документам он спортинвентарь?

Езда на мотоцикле-спортинвентаре

Если мотоцикл – спортинвентарь, ездить на нем, безусловно, можно. Вопрос, где! Для допуска к дорогам общего пользования в 2021 году он должен быть оформлен как транспортное средство с соответствующими документами, а сам водитель должен обладать водительским удостоверением с соответствующей категорией. Но нужны ли права спортинвентарь, если он будет использоваться на специально предназначенных для этого трассах? Где можно ездить на питбайках и прочих мотоциклах для активного отдыха? И можно ли на них выезжать на дорогу?

На чём можно ездить без прав? Мопед, скутер, мотоцикл, квадроцикл, машина и другие

Чем можно управлять без прав?

На дорогах России с юридической точки зрения достаточно много различных видов транспортных средств для разделения их по требуемым категориям водительского удостоверения или вовсе для возможности езды без права управления. Наиболее распространённые из них автомобили легковые и грузовые, мотоциклы различных параметров, скутеры, квадроциклы, мопеды, тракторы и даже мотоблоки. Для каких из них по состоянию на 2021 год нужно водительское удостоверение и какая конкретно категория требуется, а на чём можно ездить вообще без прав, давайте разбираться!

Мотопутешествия по России: что нужно знать перед такой поездкой

Отец Иоанн в очередном путешествии по России. Фото из архива Иоанна Карабидовича.

Какие транспортные средства относятся к мотоциклам?

В первую очередь рассмотрим пункт 1.2 правил дорожного движения, в котором дается понятие мотоцикл:

“Мотоцикл” – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

Итак, к мотоциклам относятся двухколесные транспортные средства, которые обладают одной из следующих характеристик:

  • Максимальная скорость превышает 50 км/ч.
  • Объем двигателя превышает 50 см 3 .

Примечание. Транспортное средство, у которого максимальная скорость меньше 50 км/ч и объем двигателя не превышает 50 см 3 является мопедом с точки зрения ПДД.

Кроме того, к мотоциклам относятся трехколесные и четырехколесные транспортные средства, которые:

  • Имеют мотоциклетную посадку или руль мотоциклетного типа.
  • Имеют ненагруженную массу 400 кг или менее (550 кг для грузовых транспортных средств) без учета массы аккумуляторов. Данная величина указывается в поле “Масса без нагрузки, kq” на обратной стороне свидетельства о регистрации.
  • Имеют максимальную эффективную мощность двигателя 15 кВт или менее.

Что есть электромотоцикл по ПДД в 2021 году?

Итак, Правила дорожного движения не предоставляют чёткого определения мотоциклов с электродвигателями. Зато они регламентируют разные виды транспортных средств в зависимости от мощности двигателя (в том числе электрического) и максимальной скорости.

И для ответов на все перечисленные вопросы следует сначала выяснить, чем по ПДД является электрический мотоцикл.

Это транспортное средство?

Да. И здесь Правила дают достаточно общее определение. Транспортное средство – это устройство, которое предназначается для перевозки людей и/или грузов.

Причём, электромотоцикл не просто ТС, а механическое ТС, так как приводится в движение двигателем.

Мопед?

А теперь перейдём, собственно, к категоризации этого транспортного средства. Как мы уже упоминали выше, ПДД разделяют такие категории в зависимости от мощности мотора и максимальной развиваемой технически скорости.

И первое, что мы рассмотрим – это мопеды. У них есть 2 критерия в нашем вопросе:

  • его максимальная скорость конструктивно составляет не более 50 км/ч,
  • объём ДВС – не более 50 см 3 (не включительно),
  • либо мощность электродвигателя от 250 до 4 000 Вт.

Таким образом, получаем, что к мопеду электромотоцикл можно отнести, если соблюдаются 2 главных условия:

  1. он не может ехать быстрее 50 км/час,
  2. мощность его электродвигателя составляет не более 4 кВт.

Где можно ездить на электрическом мотоцикле и какой штраф

Посмотрите в характеристики вашего электрического мотоцикла, чтобы выяснить этот вопрос.

Мотоцикл?

А вот полноценным мотоциклом ваш электрический транспорт будет являться уже при выходе за указанные выше пределы технических характеристик:

  • если электромотоцикл может ехать быстрее 50 км/ч,
  • если мощность его мотора превышает 4 кВт.

Обратите внимание, что, если хотя бы одно из этих условий выполняется, то это уже формально мотоцикл, а не мопед.

Таким образом, электромотоцикл по ПДД в 2021 году может быть как мотоциклом, так и мопедом, в зависимости от его мощности и максимальной скорости. Исходя из этого, уже следует выяснять, где можно передвигаться на электромотоцикле, какая категория прав на него нужна или вовсе водительское удостоверение не требуется, и нужно ли его регистрировать в ГИБДД.

Собственно, давайте рассмотрим эти главные вопросы!

Послабления

Главное преимущество мотоциклиста согласно ПДД заключается в том, что он может пользоваться некоторыми правами пешехода. В частности, Правила не запрещают проезд двухколёсного транспорта по пешеходным дорожкам и парковку на тротуаре при условии, что мотоцикл не будет создавать помех для прочих участников движения. Также мотоциклисты могут проезжать под знаки, ограничивающие движение автомобилей — однако нужно быть внимательным, поскольку езда в направлении, противоположном регламентированному разметкой и знаками, карается согласно действующему законодательству без малейших послаблений. Это означает, что мотоциклистам можно пребывать в тех местах, где запрещается сквозной проезд, но строго запрещается отправляться под «кирпич» улицы с односторонним движением и на встречную полосу шоссе с разделителем.

Интересное преимущество касается владельцев малокубатурной техники, представленной мопедами и скутерами. Оказывается, им разрешено движение по велосипедным дорожкам. Но преимущество моторизованному транспорту всё же не предоставляется — им приходится уступать дорогу движущимся быстрее велосипедам и ждать, пока не представится возможность обогнать их, не нарушая действующих Правил в области использования велосипедных дорожек. Владельцы упомянутой малокубатурной техники даже не обязаны подчиняться знакам, запрещающим движение мотоциклов, поскольку на них распространяются разделы Правил для велосипедистов. Также ПДД разрешают мотоциклистам парковаться в два ряда, если иное не предписывается дорожными знаками либо разметкой вблизи бордюра.

Мотоциклисты могут длительное время двигаться по обочине — однако стоит знать, что Правила дают им такую возможность вовсе не в качестве привилегии, о чём будет сказано далее. Кроме того, владельцам двухколёсного транспорта ПДД позволяют переходить через закрытые железнодорожные переезды и рядом со шлагбаумами, установленными в других местах. Но глагол употреблён правильно — именно переходить, удерживая транспортное средство в руках.

На кого распространяются знаки

Знаки «Движение мотоциклистов запрещено» и табличка 8.4.6 не распространяются на мопеды и скутеры, объем двигателя которых не превышает 50 кубических сантиметров, а их максимальная скорость – 50 км/ч. Все остальные типы мотоциклов под действия знака попадают.

К категории мотоциклов, в том числе, относятся и четырехколесные механические транспортные средства весом до 400 кг в полностью снаряженном состоянии.

Соответственно, также его требования не должны выполнять водители автомобилей и других видов транспорта, а также пешеходы.

Мотоцикл-спортинвентарь: ТС или нет?

Это ключевой вопрос, ответ на который определяет возможность использования мотоцикла на дорогах общего пользования. Потому начнем с него.

И речь идет не только о мото. В ПДД есть общие понятия для таких двухколесных, как:

  • кроссовый мотоцикл – будь выпущен как транспортное средство или спортивный инвентарь,
  • питбайк,
  • скутер (электрический или с ДВС),
  • разного рода квадроциклы и трициклы.

Дело в том, что законодательство о дорожном движении 2021 года в принципе не регулирует такого понятия как “спортинвентарь”, ему известно лишь определение “транспортное средство”. Таковым, согласно ПДД, является устройство, предназначенное для перевозки людей по дорогам.

В зависимости от объема двигателя, согласно ст. 25 ФЗ №196, кроссовый мотоцикл либо питбайк, можно приравнять либо к мопеду (до 50 см 3 ), либо к мотоциклу (более 50 3 ). Таким образом, спортивные мотоциклы можно приравнять к транспортным средствам категории А, А1 либо М, а на управление ими предоставляется специальное право. Аналогичный подход и у КоАП.

Логика закона такова, что транспортным средством можно признать только устройство, на управление которым нужно ВУ. Но нужно ли водительское удостоверение на мотоцикл-спортинвентарь?

Что обязывает ездить только с правами?

Итак, есть 3 нормативно-правовых акта, обязывающие иметь права для езды на определённых транспортных средствах:

  1. Конституция России даёт гражданам право на свободное передвижение,
  2. но Федеральный закон О безопасности дорожного движения предписывает, что участники дорожного движения могут свободно передвигаться на основании установленных правил, а реализация своих прав граждан не должна ущемлять права других людей,
  3. а вот пункт 2.1.1 ПДД РФ говорит о том, что водитель обязан иметь при себе и передавать для проверки сотруднику ГИБДД водительские права в числе прочих документов при управлении транспортными средствами.

Таким образом, мы можем ездить на любых транспортных средствах при наличии права ездить на них. Если для этого требуется проходить специальное обучение, то такое право называется специальным – правом управления, и оно подтверждается водительским удостоверением.

Где можно ездить на электромотоцикле?

И начнём мы с самой распространённой проблемы в этой категории транспорта. Дело в том, что большинство электрических мотоциклов – это не более чем игрушки. “Спортинвентарь”, как его ошибочно называют многие авто- и мотолюбители.

Объясним, в чём здесь дело!

В вопросах законодательного регулирования дорожного движения наивысший приоритет в России имеет его безопасность. В соответствии с этой целью много лет назад был принят соответствующий Федеральный закон “О безопасности дорожного движения”. И он устанавливает два важные требования для любого транспорта:

  1. для возможности управления большинством видов транспортных средств граждане обязаны получить специальное право (и доказать, что они его заслужили: сдали экзамены, получили медсправку и так далее),
  2. а для возможности ездить по дорогам в РФ сам транспорт должен удовлетворять требованиям закона в 2021 году.

Первый пункт мы рассмотрим немного ниже. И данный раздел как раз о втором пункте.

Согласно статьи 15 указанного закона, все транспортные средства в России должны быть обязательно задекларированы и сертифицированы для допуска к участию в дорожном движении.

Во исполнение указанного пункта в 2021 году действует специальный Технический регламент О безопасности колёсных транспортных средств. Он устанавливает требования по техническому оснащению транспорта для обеспечения безопасности.

И этот же правовой акт указывает, что для ввозимых на территорию России и производимых внутри страны транспортных средств должен быть важный документ – Одобрение типа ТС. Именно он подтверждает соблюдение требований Техрегламента для допуска к участию в дорожном движении.

Вот в этом и кроется самая большая проблема 2021 года для электромотоциклов. Подавляющее большинство из них не имеют одобрения типа, и потому не могут иметь допуска к участию в дорожном движении в РФ. Более того, многие из электрических мотоциклов не имеют даже ПТС. Особенно, если они куплены где-нибудь на Aliexpress или перепродаются российскими магазинами, но куплены в том же Китае очень недорого.

Так вот, если на электромотоцикл нет одобрения типа, то передвигаться на нём по дорогам запрещено. Обратите внимание, что по ПДД дорога – это не только обустроенная для езды полоса, но и приспособленная. То есть полевая или лесная колея тоже является дорогой.

И потому на таком электрическом мотоцикле есть возможность езды только на закрытых специально подготовленных территориях.

Совет здесь простой и нехитрый: обязательно перед покупкой электромотоцикла проверяйте наличие ПТС с одобрением типа транспортного средства (без такого одобрения устройство и не получит паспорт ТС).

Судебная практика о расстоянии между автомобилем и мотоциклом

Выше мы не раз упоминали такой важный параметр в динамике дорожного движения, как боковой интервал. А ещё указали, что в ПДД конкретных значений безопасности этого расстояния не указано.

Однако, и здесь не всё так просто! Дело в том, что есть целых 2 официальных акта, которые по сути имеют возможность указать боковой интервал в цифрах и имеют юридическую силу:

  • справочник автотехнической экспертизы,
  • судебная практика 2021 года.

Итак, эксперты уже давно умеют высчитывать значение безопасного бокового интервала. И делают это при ДТП – собственно, именно при наличии прецедента нарушения пункта 9.10 ПДД это приобретает значение.

И формула расчёта напрямую зависит от скорости ТС и выглядит следующим образом:

где V1 и V2 – это скорости первого и второго транспортных средств.

Рассмотрим пример: легковой автомобиль движется со скоростью 60 км/ч, как его опережает мотоцикл “между рядами”, едущий со скоростью 80 км/ч. В таком случае безопасный боковой интервал будет составлять: 9,7+0,005(60+80)=1,4 метра.

Заметьте, однако, ущербность данной формулы – здесь выглядит не всё так сложно, потому что разность в скорости составляет всего 20 км/ч. Но если бы мотоциклист ехал между рядов со скоростью уже 120 км/ч, то число безопасного бокового интервала увеличилось бы всего до 1,6 метров.

Соответственно, в общих случаях тот, кто влез в ряд (либо сделал попытку создать второй), того и могут признать виновником в случае ДТП при несоблюдении бокового интервала.

Но есть и другая методика расчёта. Заключается она просто в оценочном суждении безопасности интервала на основании личного убеждения суда путём объективного исследования всех доказательств. К слову, такие заумные слова прописаны в законе – статье 26.11 КоАП РФ.

Так вот, в одном из судебных решений суда Ленинградской области признано законным, когда мотоциклист влез в полосу автомобиля при следующих расстояниях:

  • 1,6 метра от края машины до разметки,
  • ширине мотоцикла 0,78 метра.

Таким образом, 82 сантиметра суд признал безопасным боковым интервалом. При этом, скорость движения транспортных средств вовсе не учитывалась.

Нужны ли права на кроссовый мотоцикл, питбайк?

Водительские права на спортинвентарь

По смыслу закона, ВУ предоставляет водителю право управлять ТС – устройством для передвижения по дорогам. Под таковыми понимаются дороги общего пользования, прилегающие территории и прочие территории, езда по которым регулируется Правилами дорожного движения. Следовательно, обязательный атрибут ТС – это возможность перемещаться по таким территориям.

Если же изучить паспорт спортинвентаря-мотоцикла и иные документы, которые предоставляются на него производителем, в них, очевидно, будет указано, что он используется в основном для спорта и активного отдыха. А вместо ПТС на него идет обычный паспорт изделия.

То есть, следуя этой логике и этой стороне “медали”, по дорогам общего пользования такие устройства не ездят, а следовательно, права на питбайк, кроссовый мотоцикл не нужны. Какой бы двигатель на него установлен не был. А значит, такое устройство и транспортным средством не является, что подтверждает и существующая судебная практика Верховного суда РФ (Постановлением ВС РФ № 13-АД15-1 от 13.02.2015). Получается, на мотокроссе можно ездить без прав?!

Но есть и противоречивая этой логике практика судов. В соответствии с Постановлением ВС РФ № 11-АД19-17 от 22.07.2019, то обстоятельство, что по документам производителя питбайк либо кроссовый мотоцикл используется в основном для спорта и активного отдыха, не говорит о том, что он должен использоваться только для этого и не может эксплуатироваться для езды по дорогам. Тем более, если его технические характеристики позволяют отнести его к транспортным средствам категории А либо М.

Такой вывод суда позволяет говорить, что права на мотоцикл-спортинвентарь таки нужны. Но опять же, лишь при движении по дорогам общего пользования и иным территориям, на которые распространяются ПДД. При использовании же такого устройства по прямому назначению, например, при езде по лесам/горам/полям, специально предназначенным для мотоспорта, водительское удостоверение не требуется. Но и здесь следует взглянуть на понятие слова дорога по букве ПДД 2021 года – по сути она определяется в том числе и как “приспособленная и используемая для движения полоса земли”. То есть лесная дорога по сути Правил также подходит под это определение.

Но можно ли на таком устройстве ездить по городу?

Водительское удостоверение для мотоцикла

Для управления мотоциклом подойдет водительское удостоверение одной из следующих категорий:

  • А1 – только для мотоциклов с объемом двигателя до 125 см 3 и мощностью до 11 кВт включительно.
  • А – для любых мотоциклов.

При этом правила дорожного движения для мотоциклов подкатегории А1 и категории А не различаются.

Что обязательно нужно возить с собой

Все водитель транспортных средств привыкли к обязательному набору специальных предметов, которые всегда должны быть с собой и в любой момент могут быть проверены представителем ГИБДД. В него входит:

  1. Медицинская аптечка с регламентированным набором лекарств.
  2. Знак аварийной остановки, выполненный по ГОСТу Р 41.27-2001.
  3. Огнетушитель.

Отсутствие одно или более предметов приводит к штрафу водителя.

Мотоцикл не имеет места для перевозки стандартных наборов, а потому к нему применяются другие правила. Аптечка и знак аварийной остановки обязаны быть только на мотоциклах с боковыми прицепами. Обычные двухколесные байки не комплектуются перечисленными средствами.

Огнетушитель не нужен ни для одного из видов мотоциклов.

Никаких особых правил

Если вы сдавали экзамены на удостоверение для управления автомобилем, то наверняка изучали положения, которые распространяются на мотоциклистов. Поэтому ничего нового для себя в специальной редакции Правил, которая нередко поступает в продажу, вы не найдёте. Однако повторить нормативы, действующие для двухколёсного транспорта, никогда не помешает. Кроме того, следует всегда помнить, что даже в сфере ПДД для двухколёсной техники есть свои различия. В некоторых ситуациях водители мотоциклов и мопедов могут пользоваться различными правилами.

Какой штраф за междурядье в 2021 году?

Если же автомобиль не сбил мотоциклиста между рядами, но сотрудники ГИБДД увидели нарушение со стороны байкера, то штраф в этом случае будет положен по части 1 статьи 12.15 КоАП в размере 1 500 рублей.

Это общая норма наказания за любые нарушения правил расположения ТС на проезжей части. Более частные наказания предусмотрены другими частями этой же статьи, и езды между рядами там нет.

Штраф за движение между рядами для мотоциклиста

Исключения

В ПДД предусмотрен ряд исключений, при которых мотоциклисты могут проехать под данный знак. Это мотоциклы, которые принадлежат федеральной почтовой связи.

На мотоцикле, обслуживающем почту в обязательном порядке должен иметься опознавательный знак в виде белой диагональной полосы на синем фоне. Обычно она наносится на боковой поверхности мотоцикла.

Также под знак могут проехать мотоциклы, которые закреплены или обслуживают предприятия, а также объекты, расположенные на территории действия знака. Или же – владельцы этих мотоциклов проживают в домах на их территории. В данном случае водители мотоциклов должны въезжать в зону действия знака и покидать ее на ближайшем к этому месту перекрестке. Более того, если водители данных транспортных средств обслуживают организации или иные объекты, при себе им надлежит иметь соответствующие документы (справку, удостоверение, заверенное печатью фирмы).

К примеру, мотоциклист выполняет задание курьерской службы. В этом случае у него при себе должно иметься соответствующие удостоверение от курьерской фирмы, а также накладная, в которой будет прописан адрес места назначения посылки. Он, естественно, должен совпадать с адресом объекта, расположенного в зоне действия знака 3.5. В противном случае можно нарваться на штраф.

Есть еще один любопытный момент, который позволяет мотоциклисту избежать ответственности. Все дело в том, что по отношению к мотоциклам Правилами дорожного движения предусмотрен так называемый «двойной статус». Чтобы попасть на территорию знака «Движение мотоцикла запрещено», водителю байка достаточно заглушить двигатель, слезть с него и спокойно докатить до нужного места. В этом случае водитель будет иметь статус пешехода, а пройти под знак пешеходу – не запрещено.

Есть и еще один нюанс, который вправе использовать мотоциклисты. В случае, если нужно проехать к нужному месту, но на пути встречается знак 3.5, то достаточно всего лишь проехаться рядом с данной территорией и найти поворот, перед которым не будет установлен запрещающий знак. В этом случае въезжать можно спокойно, не опасаясь никаких штрафов.

Исключения в части автомобильных знаков

Сами мотоциклисты имеют право проезжать игнорировать требование знаков, ограничивающих движение автомобилей в случае, если дополнительно на дороге нет указательной разметки или не стоит дополнительный знак, сигнализирующей о разрешенном направлении движения. Водитель мотоцикла может находиться на территории, где запрещен сквозной проезд, но не имеет права проезжать под «Кирпич», на улицу с односторонним движением или встречную полосу дороги с разделителем.

Разрешена ли езда на спортинвентаре по дорогам?

Следуя свежему постановлению Верховного суда, питбайк либо схожее с ним устройство вполне может использоваться как транспортное средство, тем более если они отвечают предусмотренным законом определениям и техническим характеристикам. В таком случае, езда на мотоцикле-спортинвентаре по дорогам возможна. В теории. И это не значит, что она будет законна.

Дело в том, что п. 3 ст. 15 ФЗ № 196 разрешает допуск транспортных средств для их использования в дорожных условиях только после регистрации и выдачи соответствующих документов в ГИБДД. Но в соответствии с Правилами регистрации, она невозможна без ПТС. А, так как питбайк и прочая подобная техника изначально выпускаются как инвентарь для активного отдыха и спорта, ПТС на них естественно не изготавливается.

Таким образом, регистрация спортинвентаря-мотоцикла в ГИБДД не будет проведена, а это исключает возможность законной эксплуатации таких устройств на дорогах общего пользования и прилежащих территориях. Перемещение такого устройства по дорогам возможно лишь путем его погрузки на специально оборудованный прицеп.

А где можно ездить?

Можно ли ездить на мотоцикле по дорогам?

Законодательство 2021 года, опять же, не дает четкого и прямого ответа, где можно ездить на подобных технических устройствах. Следуя его логике, законным перемещением можно считать езду на питбайке и кроссовых мотоциклах за пределами зон, где работает ПДД. К таким можно отнести как минимум специально подготовленные трассы для мотокросса, а также горы, леса и поля (не полевые дороги), где отсутствуют дороги, рассчитанные на езду автомобилей и других ТС.

Впрочем, это вопрос неоднозначный, так как конкретного регулирования закон не предполагает, а судебная практика по этому поводу неоднозначна.

Для каких транспортных средств нужны права?

Теперь рассмотрим распространённые транспортные средства, для управления которыми Вам потребуется специальное право. Очевидно, автомобили рассматривать не будем – для них всегда права были нужны и спорных моментов тут быть не может.

Мотоцикл

Для управления мотоциклами нужны права категории A или подкатегории A1:

  • “A” потребуется, если Вы едете на мотоцикле с рабочим объёмом более 125 кубиков,
  • “A1” для мотоциклов с объёмом мотора менее 125, но более или равно 50.

Обратите внимание, что по тексту ПДД с такими же техническими характеристиками подпадают трёх- и более колёсные мотоциклы, разного рода трициклы с мотоциклетной посадкой и рулевым управлением, и если их масса не более 400 кг.

Скутер и мопед

Вопреки всё редеющим среди скутеролюбителей мнениям, на эти транспортные средства нужны права. Причём, абсолютно любой категории:

  • “M” – это специальная категория прав для возможности ездить на скутерах и мопедах, её можно получить с 16 лет,
  • “A1” – с этой категорией можно управлять с 17 лет,
  • все остальные категории прав дают возможность ездить на этом транспорте с 18 лет.

К скутерам и мопедам относят двухколёсные транспортные средства с рабочим объёмом двигателя до 50 кубов (до 49,9 кубиков, при 50 ездить уже нельзя) и с максимальной скоростью до 50 км/ч.

Категория прав для управления скутером

Квадроцикл

А вот на квадроциклы и им подобные средства, предназначенные, аналогично питбайкам для езды по бездорожью, нужны вовсе тракторные категории водительских прав. Это очень спорный момент, но практика правоприменения 2021 года говорит о том, что если Вас поймают как дороге, так и на грунте, то оштрафуют за отсутствие права управления.

Поэтому, если Вы задаётесь вопросом “Могу ли я ездить без прав на квадроциклах”, то ответ – нет, не можете.

Пешеход, ведущий мотоцикл

“Пешеход” – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Водитель мотоцикла, также как велосипедисты и мопедисты, может в любой момент стать пешеходом. Для этого ему достаточно слезть с мотоцикла, а сам мотоцикл повести рядом с собой.

Такой прием мотоциклисты могут использовать для своего удобства:

Например, мотоцикл едет по загородной автодороге, имеющей разделительную полосу. Он хочет повернуть налево (в деревню), однако поворот налево невозможен, т.к. разделительное ограждение проходит через перекресток. Поэтому мотоциклист вынужден проехать прямо и развернуться через несколько километров по специальной разворотной петле.

Однако есть и другой вариант – спешиться и перейти дорогу по пешеходному переходу, который расположен рядом с остановкой общественного транспорта.

Кроме того, нужно помнить, что пешеход, ведущий мотоцикл, на проезжей части должен двигаться попутно потоку транспортных средств, т.е. по правой стороне дороги. Пункт 4.1 ПДД:

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Передвижение зимой

Передвижение на байках в зимний период времени не слишком комфортно и удобно по целому ряду причин. С одной стороны, низкая температура требует специального снаряжения. С другой стороны, осадки, гололед и другие неблагоприятные природные явления, не позволяют безопасно передвигаться. Но несмотря на это прямого запрета на езду зимой ПДД не устанавливает.

Мотоцикл не является зимним видом транспортом и не приспособлено для движения в суровых реалиях зимы. Но только сам водитель может для себя решить в какую погоду ему можно ездить на байке, а когда лучше воздержаться.

Что касается правил, то они регламентируют только одно – установку специальной резины на колеса ТС. До начала зимнего сезона водитель обязан переобуть байк в приспособленные для этого времени года шины, если он планирует продолжать езду в холодное время года. Других ограничений Правила не устанавливают, но есть рекомендации, которых следует придерживаться:

  1. Следить за зарядкой аккумуляторной батареи, так как при минусовой температуре она очень быстро садится.
  2. Использовать моторные масла с низкой вязкостью. Такие жидкости не густеют на морозе, что позволяет без проблем заводить остывший двигатель.
  3. Смазывать тросы.
  4. Установить «горячие» свечи зажигания. Они обеспечивают бесперебойную и беспроблемную эксплуатацию.

Инспектор ГИБДД при проверке обращает внимание только на наличие зимней резины, остальные рекомендательные пункты его не интересуют. Их несоблюдение влияет скорей на общую эксплуатацию байка, чем на безопасность движения.

Какая категория водительских прав нужна?

Теперь выясним, какие именно права потребуются водителям электромотоциклов. И это как раз зависит от того, чем именно такой транспорт является с точки зрения Правил дорожного движения.

  • Если электромотоцикл является по ПДД мопедом (до 4 кВт мощности и до 50 км/ч максимальная скорость), то вам подойдёт любая категория водительских прав для возможности езды, в том числе “M”.
  • А вот с мотоциклом всё немного ограниченнее, здесь возможны 2 варианта:
    • если мощность электродвигателя более 4 кВт, но менее 1 кВт, то достаточно будет подкатегории “A1“,
    • а если больше 11 000 Ватт, то нужна уже полноценная категория “A”.

    Со скольки лет можно ездить?

    Согласно описанному выше, соответствующие категории водительских прав выдаются в разного возраста. И это тоже описано в законе О безопасности дорожного движения.

    • На электромотоцикле мощностью до 4 квт и скоростью до 50 км/ч можно ездить с 16 лет при наличии категории “M”. Это единственное право управления, которое выдаётся в 2021 году с такого возраста.
    • Если же конструктивно максимальная скорость превышает 50 км/ч, а мощность электрического мотоцикла составляет не более 11 000 Ватт, тогда вы имеете право ездить на нём с 17 лет (подкатегория A1).
    • В случае же, если мощность свыше 11 кВт, то только с 18 лет.

    Какой размер штрафа, если у меня нет категории?

    Сумма наказания за отсутствие нужной для данного электромотоцикла категории ровно та же, как если бы у вас не было водительских прав вовсе – часть 1 статьи 12.7 со штрафом от 5 000 до 15 000 рублей.

    Другие статьи категории «О вождении»

    22.02.2016

    Новый закон о запрете или разрешении двигаться между рядов для мотоциклов

    Кстати, уже давно ведутся разработки по ужесточению ответственности для мотоциклистов за междурядье и движение между автомобилями с небезопасным боковым интервалом. Так, один из последних проектов законов предлагает ужесточить наказание, введя отдельную норму для мотоциклов за это в виде:

    • штрафа за движение мотоциклов между рядами от 3 до 5 тысяч рублей,
    • или лишения прав от 3 месяцев до полугода.

    Между тем, некоторые издания, далёкие от автозаконодательства, утверждают о том, что якобы “мотоциклистам хотят запретить двигаться между полос движения”. Зная то, что вы уже прочитали выше, можно понять всю абсурдность данного утверждения. Ведь мотоциклистам итак нельзя ездить по полосам разметки, а помещаясь в один ряд с машинами, они могут, не нарушая ПДД, создать второй ряд в рамках одной полосы.

    Обязателен ли шлем на мотоцикле?

    Вопрос использования шлема на мотоцикле регламентируется пунктами 2.1 и 5.1 ПДД:

    • при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле – быть в застегнутом мотошлеме;

    То есть при поездке на мотоцикле, шлем должен быть надет и на водителя, и на пассажиров. В том числе и на пассажиров, которые едут в коляске (люльке).

    Расход топлива

    Алексей Пушкин за рулем своего «Харлея». Фото из архива А. Пушкина.

    Пришлось обращаться в сервисный центр и менять запчасть. Официальные центры “Харлея” есть в большинстве крупных городов Европы, если бы такая же поломка произошла где-то в России, можно было бы постучаться на байк-пост — это отдельные “точки” на карте — небольшие частные сервисные центры и ремонтные мастерские, которые созданы любителями мотоциклов. Туда можно обращаться, если случается какая-то поломка, нужно передохнуть или просто хочется познакомиться с новым человеком в путешествии. Обычно их держат энтузиасты, и они часто очень гостеприимны, если гости вежливы и тоже доброжелательны.

    Иногда ремонт может выглядеть так:
    — Ага, катушка полетела. У меня такой нет. И ни у кого такой нет. Но похожие в холодильниках. Наверное, проволока такая же. У меня знакомый в соседнем селе, он их мотает. Давай посмотрим, может, починим ими твой «Харлей», вроде диаметр проволоки такой же.

    Правила буксировки

    Двухколесные транспортные средства буксировать невозможно чисто технически. Чтобы не было соблазна проверять это на собственном опыте в пункте 20.4 ПДД есть прямой запрет на проведение такого действия. Байкер также не может сам кого-то буксировать.

    Трехколесные и четырехколесные мотоциклы буксировать не запрещается. Они устойчивы в движении и могут быть пассивными участниками движения в случае поломки.

    Нужно ли регистрировать в ГИБДД?

    И здесь всё достаточно просто! Если на ваш электромотоцикл нет одобрения типа, равно как и ПТС, то вы просто не сможете зарегистрировать его в ГАИ. Это так, потому что ПТС – это основной документ, на основании которого производится постановка транспортных средств на учёт ГИБДД. А ваш электрический мотоцикл в данном контексте и транспортом то не является, и не допускается к участию в дорожном движении в Российской Федерации.

    Если же аппарат имеет ПТС, то вы обязаны поставить его на учёт в течение 10 суток после приобретения (не важно, новый электромотоцикл у вас или вы купили б/у подержанный).

    Но есть также кроссовые мотоциклы с электродвигателем. У них может не быть ПТС, но есть одобрение типа. В этом случае чаще всего они поставляются в Россию в комплекте с таким документом, как “паспорт самоходной машины” (ПСМ). И тогда его необходимо зарегистрировать не в ГИБДД (вам по-прежнему откажут в регистрации без ПТС), а в Гостехнадзоре.

    Какие документы нужны?

    Документы для езды на спортивном инвентаре

    Чтобы не иметь проблем при эксплуатации и транспортировке такого устройства, даже при соблюдении всех требований и правил, при себе всегда необходимо иметь:

    • документ, подтверждающий, что вы – владелец. По сути, таковым является обычный договор купли-продажи, в котором указано, что купленное устройство – спортивный инвентарь, и указаны его отличительные характеристики (цвет, номер двигателя, вин-код);
    • паспорт спортинвентаря (свидетельство о регистрации спортивного мотоцикла). Подобные документы в РФ сегодня можно оформить лишь в двух организациях: МФР и НРМФ.

    Имея такие документы, пилот сможет подтвердить спортивное предназначение своего оборудования и избежать лишних вопросов от инспектора. Но только в случае использования его по назначению – при езде по дороге карточка спортинвентаря его от проблем не спасет.

    Скорость движения мотоциклов

    Для мотоциклистов действуют точно такие же ограничения, как для легковых автомобилей:

    • 110 км/ч – на автомагистрали.
    • 90 км/ч – вне населенных пунктов.
    • 60 км/ч – в населенных пунктах.
    • 20 км/ч – в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях.

    Предусмотренные штрафы за нарушения

    Мотоциклисты подвергаются тем же штрафным санкциям, что и автомобилисты. Все пункты, по которым они могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности, исчерпывающе перечислены в законодательстве. Но есть и такие штрафы, которые выписываются чаще всего на владельцев мотоциклов. К ним относят:

    • передвижение на байке без отметки в водительском удостоверении о наличии категории А или вообще при отсутствии прав. Водителю выписывается штраф от 5 000 до 15 000 рублей, в зависимости от тяжести провинности;
    • перевозка пассажиров, если байкер еще не отъездил положенных два года с момента получения категории А. Придется оплатить 500 рублей;
    • отсутствие шлема у водителя или пассажира – 1 000 рублей;
    • ТС не состоит на учете. Первичное нарушение обойдется в 500-800 рублей. При повторном наказании – 5 000 рублей или лишение прав на 1-3 месяца;
    • нет номерных знаков – 5 000 рублей или на 1-3 месяца отбирается право вождения.

    В остальных ситуациях размер штрафов и мера ответственности налагается такая же, как и на автомобилистов.

    Поворот налево и разворот

    В отличие от мопедов, мотоциклы могут поворачивать налево и разворачиваться на любых дорогах (независимо от наличия трамвайных путей и количества полос движения).

    Поворот мотоцикла налево

    Как планировать поездку?

    Заранее, особенно, если вы собираетесь пересекать границу страны. Нужно привести в порядок все документы. Если едете в экзотические страны, можно рассказать о своем маршруте в Русское географическое общество и описать цель поездки. Например, исследование сёл в странах Средней Азии. Тогда РГО может сделать вам документ, в котором будет указано, что вы не просто тусовщик-экстремал, а у вас есть миссия — на таможне это может вам помочь.

    Кроме того, о своем маршруте нужно сообщить друзьям или знакомым в тех городах, где планируете оказаться. Если таких знакомых нет, можно сообщить о своем путешествии на форуме Дальняк.рф, где опытные мотоциклисты дадут совет и помогут, если вам это потребуется. Вообще хорошо, чтобы у вас был человек, готовый к вашему звонку с любой проблемой в любую минуту и к её решению. И контакты в консульствах стран, через которые вы едете, кому позвонить при проблемах в пересечении границ.

    Маршрут путешествия тоже надо запланировать, хотя бы опорные точки. Например, посмотреть за теми, кто организует мототуры, отметить их места на своей карте, а затем проложить сам путь. Очень полезно заранее внимательно изучить онлайн-карты и посмотреть фотографии. Можно пользоваться байкерскими форумами, где мотоциклисты также выкладывают фотографии и рассказывают о качестве дорожного покрытия, отелях, кафе.

    Мотоблогеров сегодня очень много. Секреты поездок можно подглядеть у них.

    Например:
    — Андрей Бересневич много путешествует по Азии, выпускает понятные видео про подготовку мотоцикла к дальней дороге, рассказывает, что брать с собой, делится лайфхаками байк-трипов.
    – Сел и поехал — канал для любителей экстремальных путешествий по России на мотоцикле.
    — Русские байки — это многосерийный документальный фильм о путешествии русских ребят на «Харлеях» вокруг света.
    — Вокруг света на мотоцикле — путешествие Олега Харитонова, который в одиночку объехал мир, рванул более 200 тысяч километров. Тут и лайфхаки, и приключения, и красивые места. Он это сделал почти сразу после получения категории «А».

    Долго учиться?

    Научиться ездить на мотоцикле можно при автошколе, стоит это в пределах 20 тысяч рублей, обучение займет не больше двух с половиной месяцев. Лучше учиться в специализированных мотошколах, где мотоцикл — это не «ещё одна буква в правах», а отдельная дисциплина.

    Если вы уже водите автомобиль и знаете правила дорожного движения, некоторые мотошколы предлагают перепрофилирование: за 2-3 недели вас научат ездить не на четырех колесах, а на двух, а в ваших правах появится новая категория — “А”. С ними уже можно брать в аренду мотоцикл или покупать свой.

    Базовый курс учит только одному — сдать экзамен. Очень желательно на этом не останавливаться и учиться реальной езде по трассе, по городу и поведению в нештатных ситуациях.

    Мощный мотороллер можно купить без «А» в правах, но ощущения будут совершенно не те.

    Для дальних путешествий нужен опыт вождения. Он нарабатывается с годами: сначала мотоциклисты ездят на специальных тренировочных площадках, затем — по городу или на небольшие расстояния, которые с каждой поездкой увеличиваются. Но бывает и по-другому, например, Олег Харитонов уехал в одиночную кругосветку на 4 года и 200 тысяч километров через несколько недель после открытия категории А.

    Для тех, кто хочет ездить не только по асфальтированным городским улицам или шоссе, а готов забираться в дебри по бездорожью, есть эндуро — это езда на мотоцикле по лесам и горам, преодоление препятствий. Александр Гладилин с 2004 года ездит на городских “чопперах”, брал в разных странах в аренду мотоциклы разных марок, объездил Европу и несколько штатов, а параллельно пошёл заниматься эндуро, чтобы рассекать по проселочным дорогам российских глубинок.

    — Почти всегда, когда я куда-нибудь езжу с семьей или по учебе, я беру на месте мотоцикл в аренду и катаюсь. В Штатах брал “Харлей”, проехал знаменитое западное побережье, Долину смерти, Гранд Каньон и много чего ещё. Четыре года назад решил освоить эндуро — на легком внедорожном мотоцикле можно заехать в такие места, куда ты пешком не всегда зайдешь. Например, на песчаные подъемы. На днях наконец-то купил себе мотоцикл для путешествий, собираюсь в этом году поехать в Мурманск через Карелию и Хибины. А в следующем году планирую кругосветку.
    Александр Гладилин

    Обучиться такому вождению можно на специальных курсах и в школах. В Москве цена за одно эндуро-занятие — около 3000-4000 рублей. Это дает новые навыки и свободу в управлении в самых разных условиях, в том числе и для «обычной» езды.

    Знак “Движение мотоциклов запрещено”

    В ПДД имеется знак 3.5, который запрещает только движение мотоциклов:

    Знак 3.5 Движение мотоциклов запрещено

    Знак “Начинающий водитель” на мотоцикле

    В 2022 году водитель, который имеет общий стаж менее 2-х лет, обязан устанавливать знак начинающий водитель на заднюю часть транспортного средства. Однако на мотоциклистов данное требование не распространяется:

    “Начинающий водитель” – в виде квадрата желтого цвета (сторона 150 мм) с изображением восклицательного знака черного цвета высотой 110 мм – сзади механических транспортных средств (за исключением тракторов, самоходных машин, мотоциклов и мопедов), управляемых водителями, имеющими право на управление указанными транспортными средствами менее 2 лет.

    Аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки

    • на мотоцикле с боковым прицепом – медицинская аптечка, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.

    Медицинская аптечка и знак аварийной остановки должны присутствовать только на мотоцикле с коляской.

    Огнетушитель на мотоциклах не требуется.

    Штрафы для мотоциклистов в 2022 году

    Если описать ситуацию в целом, то на мотоциклистов накладываются точно такие же штрафы, как и на водителей автомобилей. Они подробно описаны в рубрике “Штрафы ГИБДД”.

    Тем не менее рассмотрим штрафы, которые вызывают больше всего вопросов у мотоциклистов:

    Нарушение Штраф Статья КоАП
    Перевозка пассажиров на мотоцикле, если стаж водителя меньше 2-х лет 500 рублей 12.23 ч.1
    Езда на мотоцикле без прав или без категории А 5 000 – 15 000 рублей 12.7 ч.1
    Езда на мотоцикле без шлема 1 000 рублей 12.6
    Непостановка мотоцикла на учет При первом нарушении: 500 – 800 рублей
    При повторном: 5 000 рублей или лишение на срок от 1 до 3 месяцев
    12.1 ч.1
    12.1 ч.1 1
    Езда без номеров 5 000 рублей или лишение на срок от 1 до 3 месяцев 12.2 ч.2

    Напомню, что в данной статье приведены пункты правил для мотоциклистов, которые отличаются от правил для водителей легковых автомобилей. Если Вас интересует ситуация, которая не рассмотрена выше, то значит в этой ситуации автомобилисты и мотоциклисты руководствуются одинаковыми правилами. Тем не менее если у Вас остались вопросы, то напишите их в комментариях к статье.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий