Победа спорт газ 20 сг1

ГАЗ-М20 «Победа»

ГАЗ-М20 «Победа» - история, характеристики, фото и видео

В середине 40-х годов Горьковский автомобильный завод приступил к разработке заднеприводного автомобиля с кузовом седан-фастбек впоследствии получивший имя ГАЗ-М20 «Победа». «Победа» стала первым автомобилем СССР, который комплектовали электрическими поворотниками и стеклоочистителями

Изначально ГАЗ-М20 планировали назвать «Родина», однако с этим именем произошел казус, когда автомобиль продемонстрировали Сталину, он спросил с усмешкой «Ну и почем у нас нынче Родина?». Название незамедлительно сменили, и ГАЗ-М20 стал именоваться «Победой».

Немецкий Опель Капитан (Opel Kapitan) образца 1039 года был взят за основу автомобиля ГАЗ-М20

Прототипом автомобиля стал немецкий Опель Капитан (Opel Kapitan) образца 1939 года с кузовом понтонного типа. Дизайн немецкого «Капитана» был полностью переосмыслен талантливым художником Вениамином Самойловым, который впоследствии создал окончательный рисунок будущей «Победы». В результате автомобиль получил обтекаемую конструкцию без выступающих крыльев, с утопленными фарами

В плане дизайна ГАЗ-М20 «Победа» в свое время опережала многие западные аналоги вплоть до начала 50-х годов. Автомобиль обладал независимой передней подвеской и уже в стандартной комплектации оснащался печкой с функцией обдува ветрового стекла

Милицейский седан под названием "Варшава", который выпускали в Польше на основе ГАЗ-М20

С начала 50-х годов большое количество автомобилей шло на экспорт, в стране увеличивался выпуск легковых машин, что повлекло за собой нехватку качественного листового проката. Из-за нехватки стального листа, было решено делать автомобили с откидной матерчатой крышей, так на свет появился кабриолет на базе «Победы».

Автомобиль ГАЗ-М20 «Победа» был на конвейере 12 лет, в 1958 году его производство было прекращено, однако в Польше данный автомобиль с кузовом типа седан продолжали выпускать вплоть до 1973 года, но под собственным названием «Варшава».

ГАЗ-СГ4

фото ГАЗ-Спорт (ГАЗ-СГ4)

Спортивные автомобили ГАЗ 50-х годов

К началу 1950-х Горьковский автозавод являлся мощнейшим предприятием с очень сильной конструкторской школой. В кратчайшие сроки завод смог запустить в серийное производство добротный ГАЗ-51 и передовую Победу. Не забывали заводчане и автоспорт: готовили гоночные машины, порой весьма экзотические.

Как ковалась "Победа". История автомобиля, который "благословил" Сталин

МОРЖАРЕТТО Игорь

"Победа" стала первым в СССР массовым легковым автомобилем, а в какой-то степени еще и символом послевоенного возрождения страны. Эта машина давно стала культовой, и дело даже не в том, что конструкция и дизайн были для нашей страны революционными. История создания и постановки в серию автомобиля полна неожиданных поворотов, а "путевку в жизнь" ей дал лично глава государства.

ГАЗ-М20 "Победа", 1947 год ТАСС

Так уж получилось, что в "автомобильную эру" Советский Союз вступил гораздо позже других государств, но очень решительно: первый в стране крупный автозавод — Горьковский — был построен в рекордные сроки и запущен в 1932 году. Строился он при помощи специалистов американской компании "Форд", и модели, которые должны были сходить с конвейера, первоначально были лицензионными.

Но уже изначально они довольно сильно были адаптированными к нашим условиям эксплуатации, а через несколько лет завод был готов приступить к выпуску и собственных моделей. В перспективных планах, разработанных на ГАЗе в конце 1930-х годов, уже значился массовый легковой автомобиль собственной конструкции. Планы нарушила война.

Дизайн и конструкция

ГАЗ-М20 получил 4-цилиндровый двигатель мощностью 50 лошадиных сил, хотя изначально планировалось ставить 6-цилиндровый двигатель ГАЗ-11, благодаря этому двигателю автомобиль мог разогнаться до 105 км/ч

ГАЗ-М20 "Победа" первой серии с так называемой трехэтажной решеткой радиатора. Ее еще называли тельняшка

«Победа» неоднократно подвергалась модернизации, в первый раз через год после начала серийного производства в 1947 году. В этом году ободки передних фар стали хромированные, изменилась решетка радиатора (она стала как бы «трехэтажной», ее нижняя часть заходила за габаритные огни) и габаритные огни. Однако конструкция «Победы» все еще оставалась «сырой» и ее производство приостановили на один год. Основными недостатками первых автомобилей была неудобная посадка, несовершенная выхлопная система и непрочный кузов.

В 1949 году модель вернулась на конвейер, с этого момента началось производство так называемой «второй серии». «Победа», которую выпускали с 1949 года, уже не повторяла недостатки предшественника, автомобиль получил усовершенствованную выпускную систему, карбюратор, так же усилили кузов. На внешний вид «вторую серию» можно было отличить по решетке радиатора, которая теперь была двух, а не «трехэтажной». Колеса автомобиля со штампованными дисками без отверстий имели большую для тех лет ширину, крепились пятью гайками на шпильках. В 1950 году автомобиль получил коробку переключения передач от «ЗИМа» (ранее ставили устаревшую от «Эмки») и новый глушитель. А еще через 2 года, в 1952 году, модернизировали двигатель, его мощность возросла с 50 до 52 лошадиных сил.

ГАЗ-М-20 второй серии с видоизмененной, "двухэтажной" решеткой радиатора

«Третья серия» автомобилей ГАЗ-М20 «Победа» появилась в 1955 году после очередной модернизации автомобиля. Новый автомобиль получил новую, более привлекательную обивку салона и новый руль с кольцевой кнопкой сигнала. В стандартную комплектацию входил радиоприемник. Так же очередной раз изменилась облицовка радиатора, на котором появилась новая эмблема. В очередной раз модернизировался двигатель, теперь его мощность составляла 55 лошадиных сил.

ГАЗ-Победа-Спорт (СГ1)

ГАЗ-Торпедо

Безусловно основной гоночной «рабочей лошадкой» в тот период стал ГАЗ-М-20. Первую такую машину подготовил в 1950 году Смолин Алексей Андреевич. До прихода на ГАЗ он работал авиаконструктором на различных советских авиазаводах, так что об аэродинамике представление имел отменное.

Его Победа-Спорт выделялся аэродинамической формой кузова, гладким днищем и нисходящей крышей. Кроме того Смолин занизил крышу на 16 см и установил массивные обтекатели из дюралюминия, что помогло удержать массу машины в пределах 1200 кг. Без форсировки мотора также не обошлось. Двигатель М-20 был расточен до 2,49 л, а в систему питания добавлен второй карбюратор, благодаря чему отдача мотора увеличилась до 78 л.с.

В результате спортивный ГАЗ-Победа-Спорт установил три рекорда страны по средней скорости на дистанции 50 км — 159,9 км/ч, 100 км — 161,2 км/ч, 300 км — 147,2 км/ч. Время прохождения 1 км с места — 44,1 сек.

ГАЗ-Торпедо (СГ2)

ГАЗ-Торпедо

В 1951 году Смолин продолжил свои разработки и построил ГАЗ-Торпедо. На этот раз автомобиль получил полностью оригинальный кузов каплевидной формы. Он был построен по классической для самолетов схеме: пространственный дюралевый каркас обшитый алюминиевым листом. Тем не менее выигрыш по массе у ГАЗ-Торпедо получился не слишком значительным — автомобиль похудел всего на 100 кг, по сравнению с Победа-Спорт. Зато мощность двигателя после установки нагнетателя типа Рутс увеличилась до 105 л.с.

Спортивные автомобили ГАЗ

В 1951 году ГАЗ-СГ2 вышел на линейную гонку чемпионата СССР, правда вне зачета. Там автомобиль установил новый всесоюзный рекорд пройдя 300 км со средней скоростью в 166 км/ч. Время прохождения 1 км с места — 33,7 сек.

Эволюция скоростей спортивных автомобилей ГАЗ на шасси М-20

Модель Год Масса, кг Мощность, л.с. Скорость, км/ч
ГАЗ-Победа-Спорт 1950 1200 78 165
ГАЗ-Победа-Спорт 1951 1200 105 178
ГАЗ-Торпедо 1951 1100 105 190
ГАЗ-Победа-Спорт 1952 1400 82 145
ГАЗ-Победа-Спорт 1955 960 85 180
Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий