Отдых водителей при суммированном учете рабочего времени

rezhim_raboty_truda_i_otdyha_voditelya_novye_pravila_2021.jpg

Похожие публикации

С января 2021 года режим труда и отдыха водителей автомобилей будет существенно изменен. Нововведения утверждены Приказом Минтранса России от 16.10.2020 № 424. Новые правила будут применяться до конца 2026 года. Особенности режима труда и отдыха водителей в 2021 году будут рассмотрены в нашем материале.

Учет рабочего времени водителей скорой помощи

Учет рабочего времени водителей скорой помощи

Согласно ст. 91 ТК РФ рабочим считаются время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые относятся к рабочему времени. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Поскольку труд водителей скорой помощи специфичен, расскажем, какие режимы работы предполагаются для него.

Как мы сказали, труд водителей скорой помощи специфичен, ведь станции скорой медицинской помощи принимают вызовы от населения круглосуточно. Поэтому особенно актуален вопрос учета рабочего времени, так как основная масса выездных бригад скорой медицинской помощи работает на 1,25 или 1,5 ставки. Но водители машин скорой помощи не могут столько времени находиться за рулем – это чревато дорожно-транспортными происшествиями. Поэтому руководство в соответствии с ч. 2 ст. 212 ТК РФ обязано обеспечить режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством. Аналогичная норма содержится и в ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей (ч. 2 ст. 239 ТК РФ). В частности, Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее – Положение).

Установление режима труда и отдыха водителей автобуса в 2019 году

Режим труда и отдыха водителей автобусаВ этой статье речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством. Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только штраф за отсутствие тахографа (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.

  • • характер автобусного маршрута — внутригородской или междугородный;
  • • дальность автобусного маршрута;
  • • режим учета рабочего времени, применяемый на предприятии;
  • • другие факторы.

В большинстве случаев водители автобусов трудятся в режиме нормальной рабочей недели, которая предполагает пять восьмичасовых смен общей продолжительностью 40 часов. Для видов работ, которые невозможно уложить в указанный график, может быть установлен суммированный учет рабочего времени. Максимальная продолжительность учетного периода составляет шесть месяцев — она устанавливается для курортных территорий с выраженной сезонностью. При суммированном учете продолжительность одной смены может достигать десяти часов, а в исключительных случаях — 12 часов.

Водители автобусов – это рабочие, труд которых имеет свои специфические особенности. Дополнительное напряжение связано с тем, что водитель управляет транспортным средством, несущим потенциальную опасность. Водитель постоянно страдает от воздействия окружающей среды. Самый опасный фактор – напряжение, как физическое, так и ментальное.

Руководитель отвечает за составление соответствующего графика. Документ составляется ежемесячно, отдельно для каждой из созданных смен. Иногда требуется отдельное оформление дней. Работодатель отвечает в данном случае за установку:

• момента, когда выполнение обязанностей начинается ;

• конечного пункта и времени;

• смены в зависимости от ее длительности;

• перерыва, когда водители просто отдыхают, питаются;

• отдыха за каждый день и каждую неделю.

Составляя графики, надо учитывать, в каком режиме работает организация в целом. В качестве основы берут учет времени по ежедневной либо суммированной схеме. Отдельное задание формируется для тех, кого отправляют в дальние рейсы.

Для каких водителей можно вводить ненормированное время

Рабочий режим, время перерывов и отдыха сотрудников, управляющих транспортными средствами, до 2021 года регулирует приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15. В этом документе предусмотрен ряд ограничений, из-за которых к ним не всегда можно применить ненормированный рабочий день для организации работы.

В п. 14 старого приказа Минтранса и п. 8 нового документа чётко определен перечень водителей, для который может быть установлен ненормированный рабочий режим (т. е. изменений в перечне с 2021 г. нет). Это:

  • трудящиеся, занятые управлением легкового автомобиля (кроме такси);
  • водители в рамках геологоразведочных, изыскательских, топографо-геодезических работ в полевых условиях.

Таким образом, для водителей грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники, если они не участвуют в экспедициях или геологических изысканиях, такой режим работы установлен быть не может.

Суммированный учет рабочего времени в 2021 году

Дружелюбный, простой и функциональный онлайн-сервис для малого предприятия. Понятно директору, удобно бухгалтеру!

Рабочее время — это период, в течение которого работник должен заниматься трудовыми обязанностями, следуя правилам внутреннего распорядка и условиям трудового договора (ст. 91 ТК РФ). А работодатель обязан фиксировать время, которое отработано сотрудником фактически. Часто организации нужно установить для сотрудников специальный график и привязать к нему оплату труда, для этого применяется суммированный учет рабочего времени.

Какие изменения вступят в силу с января 2021 года

Нововведения затронут работающих по найму водителей автомобилей и ИП, самостоятельно управляющих автомобилем в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Изменения не затронут водителей автомобилей, занятых в таких сферах:

  • обслуживание органов государственной власти;
  • междугородние перевозки;
  • ведомственная охрана;
  • оперативно-розыскная деятельность.

Также исключением являются водители скорой помощи и пожарных автомобилей, водители-военнослужащие и др. Исчерпывающий перечень водителей, которых не затронут нововведения, приведен в п. 1 Приложения к Приказу Минтранса № 424.

В соответствии с новым Приказом Минтранса режим труда и отдыха водителей претерпел немало изменений, в частности:

  • Расширен перечень водителей, которым разрешено не соблюдать утвержденные требования. А вот водители, входящие в состав вахтовых бригад, теперь смогут работать только по общепринятым правилам. Для них необходимо составлять график работы и придерживаться установленного режима труда и отдыха водителей в 2021 году.
  • Отменены ограничения рабочего времени для 5-ти и 6-дневной рабочей недели (8 и 7 часов в день соответственно). В Приказе Минтранса о режиме труда и отдыха водителей указано только общее ограничение – продолжительность рабочей недели может составлять не более 40 часов.
  • Максимально допустимое время управления автомобилем – 9 часов в день. При необходимости водитель транспортного средства сможет увеличивать его до 10 часов, но это можно делать не более 2 раз в неделю. Еще на 2 часа можно увеличить время движения, чтобы завершить перевозку или доехать до места стоянки.
  • Отменен суммированный учет на период до 6 месяцев. Обновленный режим работы труда и отдыха водителя предусматривает, что теперь продолжительность периода для суммированного учета всегда будет составлять 1 месяц. Но если профсоюз даст одобрение, этот период может быть увеличен до 3 месяцев.
  • Теперь можно разделять смену на части, перерыв между которыми должен наступить не позднее чем через 5 часов после того, как водитель приступил к работе. Но это допускается только с согласия водителя и после получения одобрения профсоюзного органа. Время перерыва между частями рабочего дня не входит в рабочее время водителя.
  • Водители должны отдыхать не менее 45 часов в неделю (ранее было 42 часа).
  • Минимальная продолжительность ежедневного отдыха для водителей, по отношению к которым применяется суммированный учет рабочего времени, в 2021 году составит 11 часов вместо 12.

Сложности ненормированного режима водителей

В длительность рабочего дня водителя входит:

  • продолжительность управления автомобилем;
  • подготовительно-заключительное время;
  • время специальных перерывов для отдыха;
  • время устранения неисправностей;
  • время простоев не по вине работника;
  • иные категории времени.

Сложность в части применения ненормированного режима водителей заключается в жестком ограничении времени непрерывного вождения. Так, согласно пп. 10-14[/cplink] нового приказа Минтранса, с 2021 года можно заниматься непосредственным движением на машине:

  • не более 9 часов в течение рабочего дня при ежедневном режиме;
  • повышение длительности управления до 10 часов возможно при суммированном учете времени работы, но не более 2 раз в неделю;
  • при достижении максимального времени управления автомобилем, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и/или следования к месту стоянки;
  • время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель – 90 часов.

Есть и другие нюансы касаемо специальных перерывов.

За нарушение указанных ограничений в п. 3 ст. 11.23 КоАП РФ предусмотрен штраф:

  • для должностных лиц – от 7000 до 10 000 руб.;
  • для ИП – от 15 000 до 20 000 руб.;
  • для организаций – от 20 000 руб. до 50 000 руб.

Для трудящихся на ненормированном режиме действует общий режим работы в компании: длительность рабочего дня, время перерывов для отдыха и питания, время междусменного отдыха, количество и очередность предоставления выходных дней, закрепленных в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном или трудовом договоре.

Периодическое разовое привлечение к труду за пределами рабочей смены оплате не подлежит, но его компенсируют предоставлением дополнительного отпуска (ст. 101 ТК РФ). Длительность такого периода дополнительного отдыха не может быть менее 3-х дней (ст. 119 ТК РФ).

Порядок оформления ненормированного рабочего дня водителя

Существенных отличий в процедуре документального оформления ненормированного режима водителей с 2021 года нет. До его ведения работодатель обязан закрепить в локальном акте перечень должностей, для которых он возможен. Ненормированное время может быть введено как при приеме на работу, так и впоследствии – для уже трудящегося сотрудника.

Поскольку режим труда и отдыха – это обязательное условие трудового договора, оно должно быть включено в его текст при приеме. Если сотрудник уже трудится в компании, подобное обстоятельство указывают в дополнительном соглашении к трудовому договору.

Время отдыха

Положением, помимо прочего, регулируется длительность времени отдыха водителей. Так, при СУРВ продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов (п. 25). Исключение из данного правила предусмотрено для лиц, работающих на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении. Для них продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 до 9 часов, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом.

На междугородных перевозках при СУРВ продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не должна быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до 9 часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели работнику предоставляется дополнительный отдых.

При СУРВ выходные дни устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель данного месяца.

Все описанные выше нюансы следует учитывать при составлении графика работы водителей. Установление графика, при котором суммированное рабочее время водителя превышает нормальную продолжительность рабочего времени за учетный период, несоблюдение требований к длительности времени отдыха – повод для наложения на организацию административного штрафа. Подтверждение тому – многочисленная арбитражная практика. Так, в Постановлении ФАС СЗО от 07.03.2014 № Ф07-10953/2013 по делу № А13-8530/2013 судьи выявили, что в графиках работы водителей продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц) превышала нормальное число рабочих часов[2]. В Постановлении ФАС ВВО от 14.05.2014 № Ф01-1303/2014 по делу № А28-9929/2013 обнаружилось, что организацией не соблюдаются требования междусменного и еженедельного непрерывного отдыха водителя. В обоих случаях транспортные организации привлечены к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Как накажут компанию, если не соблюдать новый режим труда и отдыха водителей

Отвечать за неисполнение нового приказа будет не только работодатель, но и сам водитель. Административная ответственность водителей, работодателей и ответственных должностных лиц за нарушение режима труда и отдыха предусмотрена статьей 11.23 Кодекса об административной ответственности.

К ответственным должностным лицам относятся: руководитель организации, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, а также ответственный за техническое состояние транспортного средства и диспетчер.

· на водителя в размере от 1500 до 2000 рублей;

· на должностных лиц от 7000 до 10 000 рублей;

· на ИП от 15 000 до 20 000 рублей;

· на юридическое лицо от 20 000 до 50 000 рублей

Водителя оштрафуют только если в организации разработан и утвержден режим труда и отдыха.

В остальных случаях ответственность будет нести только работодатель

Обратите внимание! Работодателю запрещено оплачивать штрафы вместо водителя. Водитель в данном случае является гражданином, и должен выплачивать административный штраф лично, со своих счетов. Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должно оплатить лицо, привлеченное к административной ответственности в срок не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Если работодатель компании может каким-либо образом, как правило, из прибыли, возместить работнику его потери, то для бюджетных организаций подобное действие является нецелевым использованием, и ни один главный бухгалтер не пропустит такое нарушение.

Оплата труда при суммированном учете

При суммированном учете организация оплачивает работу так, как считает для себя целесообразным. Можно установить часовые тарифные ставки или ввести должностные оклады. Размеры выплат прописываются в коллективном договоре или Положении об оплате труда. Оклад прикрепляется к той норме времени, которую сотрудник должен отработать в учетный период. В таком случае переработки будут означать рост зарплаты.

Когда человек отработал по графику за месяц все свои дни, он получает свой оклад и недоработки не возникает. По окончании учетного периода смотрите только переработку — ее оплачивайте в повышенном размере.

Фиксированная тарифная ставка очень удобна при суммированном учете. Начисление зарплаты в таком случае делается по простой формуле: Отработанные часы × Тарифная ставка.

Пример применения фиксированной ставки

В компании введен суммированный учет рабочего времени, учетный период — месяц. Сотрудник работает по часовой тарифной ставке 200 рублей. Он работает на сменном графике по 14 часов 2 дня через 2. За месяц он отработал 14 рабочих смен, итого 196 часов. Заработная плата за месяц составит 196 × 200 = 39 200 рублей.

Что входит в рабочую смену водителя?

В рабочую смену водителя входит не только время, когда он непосредственно находится за рулем (время управления автомобилем), но и следующие периоды (п. 15 Положения):

  • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
  • подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках – для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
  • время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
  • время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
  • время простоев не по вине водителя;
  • время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;
  • время в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Ответственность для нарушителей режима

Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение режима труда и отдыха водителей. Отвечать придется и водителям, и их работодателям. Размер штрафа указан в ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ:

  • для водителей – 1,5-2 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 7-10 тыс. руб.;
  • для ИП – 15-25 тыс. руб.;
  • для юрлиц – 25-50 тыс. руб.

Кроме того, работодателям и ответственным должностным лицам будут грозить штрафные санкции в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение норм трудового законодательства. Нужно отметить, что штраф за режим труда и отдыха водителей организации и должностные лица будут уплачивать только в том случае, если они утвердили график работы с нарушением законодательных норм.

Перерыв между ежедневными сменами водителя

Как уже было сказано ранее, ежедневный отдых — это период отдыха между рабочими сменами. По закону у водителей длительность перерыва между ежедневными сменами определяется так:

  • Если применяется схема ежедневного учета времени. В таком случае длительность отдыха определяется по формуле: (2 X РВ) — ОП. РВ — это рабочее время без учета обеда, а ОП — обеденный перерыв. Например, вы работали с 10 до 18.30 часов — и при этом у Вас был перерыв на обед длительностью 30 минут. Подсчитаем длительность отдыха по формуле: (2 x 8 часов) — 30 минут = 15 часов 30 минут. Иным словами, следующий рабочий день можно начаться не ранее 10 часов следующего дня.
  • Если применяется схема суммарного учета времени. В данном случае длительность ежедневного отдыха должна составлять не менее 12 часов для всех основных ситуаций. На городских и пригородных автобусах — не менее 9 часов, на междугородных — не менее 11 часов. После завершения рейса водители должны также получить дополнительный полноценный отдых.

Перерыв между сменами

Какие доплаты положены водителям при введении СУРВ?

Водителям, учет рабочего времени которых осуществляется суммировано, при выполнении ими работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, положены все виды доплат, предусмотренные трудовым законодательством (ст. 149 ТК РФ), а именно:

  • доплата за сверхурочно отработанные часы;
  • доплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
  • доплата за работу в ночное время.

Остановимся на каждой из этих доплат подробно.

Суммированный учет при сверхурочной работе

Суммированный учет предприятия вводят чаще всего в том случае, когда не могут предложить сотрудникам 8-часовой рабочий день без переработок. Например, курьер службы доставки пиццы может работать 12-14 часов в день. Тогда предприятие организует посменный режим, чтобы компенсировать переработки в одни дни отдыхом в другие дни. Но даже при таком режиме сотрудники иногда работают сверхурочно. Тогда за переработки они получают доплату, которая рассчитывается по итогам учетного периода.

Переработку считайте по итогам установленного учетного периода. Может получиться так, что в предпраздничный день сотрудник отработал на час больше остальных, а по итогам всего учетного периода его отработанные часы вписались в норму. В таком случае сверхурочных не будет. Это главная особенность суммированного учета.

Первые два часа переработки должны оплачиваться не менее чем в полуторном размере, а дальнейшие часы переработки — не менее чем в двойном (ст. 152 ТК РФ). Это гарантии ТК РФ, но организация может предлагать и большее вознаграждение за сверхурочную работу. Вместо выплат сотруднику можно предложить отдых на то количество часов или дней, которые он переработал.

В трудовом кодексе четко не указано, как рассчитывать сверхурочные при переработке. Если переработка составила, например, 10 часов в месяц, рекомендуем оплатить первые два часа по коэффициенту 1,5, а остальные 8 — по коэффициенту 2. Некоторые работодатели предпочитают разбивать часы переработки по сменам и использовать ставку 1,5 для большего количества часов. Суды с этим, как правило, не соглашаются.

Если рабочий день совпадает с праздничным, и это происходит в соответствии с установленным графиком рабочего времени, то этот день оплачивается обычным образом. Если же работа в праздник не входила в норму рабочего времени по графику и является переработкой, то оплата за этот день должна быть минимум вдвое больше, чем в простой день (ст. 153 ТК РФ). По желанию работника вместо денежной компенсации он может взять другой день отдыха.

Существуют ограничения по сверхурочной работе: например, нельзя превышать 4 часа переработки в двух рабочих днях подряд, а годовой предел переработки составляет 120 часов (ст. 99 ТК РФ).

Пример оплаты сверхурочной работы

На предприятии установлен суммированный учет рабочего времени и фиксированная ставка оплаты труда 200 рублей в час. Сотрудник в течение мая 2021 года отработал 160 часов, из них сверхурочно — 8 часов. Предприятие следует ТК РФ и первые два часа переработки оплачивает в полуторном размере, а последующие часы — в двойном. По фиксированной ставке рассчитаем оплату за отработанные по нормативу часы:

(160 – 8) × 200 = 30 400 рублей

Первые два часа переработки: 2 × 200 × 1,5 = 600 рублей.

Последующие часы переработки: (8 – 2) × 200 × 2 = 2 400 рублей.

Итого сотрудник получит оплату: 30 400 + 600 + 2 400= 33 400 рублей.

Оформление суммарного учета на производстве

Организация должна разработать и утвердить график работы сотрудников, для которых введен суммированный учет. График утверждается приказом руководителя, сотрудники знакомятся с графиком по правилам внутреннего распорядка.

Нужно понимать, что если график не установлен, то по закону сотрудник должен работать согласно общему рабочему режиму, который принят в организации. И тогда часы, которые он отработал сверх предусмотренной общей нормы, считаются переработкой, которая должна оплачиваться в соответствии с Трудовым кодексом.

Учитывайте рабочее время в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия: он подходит для всех видов учета рабочего времени. В Контур.Бухгалтерии легко начислять зарплату, вести бухучет, платить налоги и отправлять отчетность.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий