Какие признаки перегрева двигателя

Как предотвратить перегрев двигателя автомобиля

Статья о том, как предотвратить перегрев мотора машины. Причины перегревания мотора. В конце статьи — видео о том, что делать в случае закипания двигателя автомобиля. Статья о том, как предотвратить перегрев мотора машины. Причины перегревания мотора. В конце статьи — видео о том, что делать в случае закипания двигателя автомобиля.

Как предотвратить перегрев двигателя автомобиля

Перегрев мотора автомобиля – довольно большая неприятность, которая может случиться с вашим «железным другом». Как правило, перегревание в последней стадии чревато поломкой двигателя, а это и время, потраченное на ремонт, и немалые деньги.

Признаки, причины и последствия перегрева двигателя автомобиля

Одной из самых опасных и распространенных проблем, влекущих за собой серьезные последствия в виде капитального ремонта ДВС или его замены, является перегрев двигателя. В основном такая проблема возникает в летнее время, однако некоторые неисправности могут вызвать такую незадачу и в более прохладный период. Перегревания сердца автомобиля проще избежать, чем потом устранять серьезные последствия даже однократного превышения рабочей температуры. Для этого необходимо знать симптомы и способы быстрого устранения подобной проблемы

Перегрев двигателя: признаки, причины и последствия

В процессе работы любого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) выделяется большое количество тепла. Чтобы не допустить перегрева, машины оснащают системой охлаждения: она держит рабочую температуру двигателя в оптимальных пределах (обычно от 85 до 105°С). Как и любая другая технически сложная часть, система охлаждения иногда дает сбои, в результате температура растет до критических значений, а это может привести к очень серьезным последствиям.

Перегрев двигателя: признаки, причины, способы устранения

Одной из основных причин «головной боли» автомобилистов в летнее время является перегрев двигателя их «железных коней». Многие из них – и особенно, начинающие – только завидев клубы пара, выбивающиеся из-под капота автомобиля, начинают паниковать. Они не знают, что с этим делать, что в таких случаях необходимо предпринять.

Цель этой статьи – кратко и доступно объяснить владельцам этих авто, что такое перегрев двигателя и чем он опасен. Подсказать, каковы основные признаки перегрева мотора. Назвать причины, вызывающие чрезмерный нагрев двигателя. Ну и, конечно же, перечислить основные профилактические меры, минимизирующие перегрев двигателя.

Содержание
1. Основные признаки перегрева двигателя
2. Что делать, если двигатель перегрелся
3. Причины, вызывающие перегрев двигателя и способы его устранения
4. Меры профилактики, способствующие уменьшению риска перегрева двигателя
5. Подведем итог

Признаки перегрева

Если мотор перегревается на ходу, тогда основным признаком является резко поднимающаяся температура охлаждающей жидкости, стрелка указателя температуры на панели стремится в красную зону. Параллельно с этим отмечается значительное падение мощности, силовой агрегат попросту не тянет.

Сам двигатель начинает работать более «жестко» и шумно. Могут отчетливо прослушиваться звонкие металлические стуки, начинают «звенеть пальцы». Такие изменения происходят в результате появившейся детонации двигателя, когда сгорание топлива в цилиндрах приобретает взрывной характер.

Также признаки перегрева можно заметить, подняв крышку капота и заглянув в моторный отсек. На сильный перегрев укажут трещины в БЦ и ГБЦ, заметные деформации головки блока цилиндров. Из-под прокладки головки блока могут быть видны течи антифриза или масла и т.д.

Еще можно определить перегрев по свечам зажигания. Как правило, на значительное повышение температуры в камере сгорания указывает белый налет на электродах, а также общее состояние свечи (растрескивание изолятора и т.д.).

Также можно открыть крышку расширительного бачка системы охлаждения (только после остывания ДВС). Признаки перегрева двигателя, которые можно определить при осмотре, представляют собой потемнения на стенках бачка (серо-черные пятна).

Дополнительно следует взглянуть на сам антифриз. Если заметны хлопья темного цвета, которые находятся в ОЖ, тогда это масло, попавшее в систему охлаждения в результате перегревов. Обычно попадание масла происходит после повреждения (прогара) прокладки ГБЦ. Параллельно необходимо извлечь масляный щуп и открутить крышку маслозаливной горловины. Если в масле видна пена и наблюдается эмульсия под крышкой, тогда в смазочную систему попал антифриз.

Двигатель перегревается: признаки возникшей неисправности

Признаки перегрева двигателя автомобиля

Итак, если происходит перегрев, далеко не всегда из-под капота должен пойти густой белый пар. Основным поводом для беспокойства можно считать показания стрелки температуры охлаждающей жидкости на приборной панели.

На большинстве автомобилей используется именно такая схема контроля температуры ДВС. Также может быть установлен индикатор-лампочка, а повышение температуры выше заданных пределов будет сопровождаться характерным звуковым сигналом.

Если мотор перегревается на ходу, тогда основным признаком является резко поднимающаяся температура охлаждающей жидкости, стрелка указателя температуры на панели стремится в красную зону. Параллельно с этим отмечается значительное падение мощности, силовой агрегат попросту не тянет.

Сам двигатель начинает работать более «жестко» и шумно. Могут отчетливо прослушиваться звонкие металлические стуки, начинают «звенеть пальцы». Такие изменения происходят в результате появившейся детонации двигателя, когда сгорание топлива в цилиндрах приобретает взрывной характер.

Еще можно определить перегрев по свечам зажигания. Как правило, на значительное повышение температуры в камере сгорания указывает белый налет на электродах, а также общее состояние свечи (растрескивание изолятора и т.д.).

Также можно открыть крышку расширительного бачка системы охлаждения (только после остывания ДВС). Признаки перегрева двигателя, которые можно определить при осмотре, представляют собой потемнения на стенках бачка (серо-черные пятна). Дополнительно следует взглянуть на сам антифриз. Если заметны хлопья темного цвета, которые находятся в ОЖ, тогда это масло, попавшее в систему охлаждения в результате перегревов.

Обычно попадание масла происходит после повреждения (прогара) прокладки ГБЦ. Параллельно необходимо извлечь масляный щуп и открутить крышку маслозаливной горловины. Если в масле видна пена и наблюдается эмульсия под крышкой, тогда в смазочную систему попал антифриз.

Если водитель перегрел двигатель: последствия для мотора

Как правило, специалисты выделяют несколько вариантов перегрева двигателя:

  • слабый или локальный;
  • перегрев мотора средней тяжести;
  • сильный перегрев, повлекший поломку и/или заклинивание ДВС;

В разных случаях последствия будут зависеть от того, какая степень перегрева была допущена. Если температура повышена, но не дошла до критической отметки и водитель своевременно заметил проблему и быстро заглушил агрегат, тогда высока вероятность того, что мотор останется в исправном состоянии. Как правило, в этом случае причиной становится сбой в работе вентилятора, ухудшение производительности помпы, подклинивание термостата.

В том случае, когда перед остановкой перегретый двигатель работал и не заклинил, тогда такой перегрев можно отнести к среднему.

Однако если из-под капота виден пар, температура ДВС на шкале приборов поднялась до красной зоны, тогда последствия могут быть куда серьезнее. Речь идет не только о прогаре прокладки ГБЦ, но и о разрушении поршневых колец, оплавлении поршней, деформации привалочной плоскости головки блока цилиндров (головку «повело»), появлении трещин в корпусе головки, на тарелках клапанов и т.д.

Внезапная остановка мотора является признаком критического перегрева. В этой ситуации агрегат может просто заглохнуть в результате повреждения его деталей и узлов. Также силовая установка может заклинить, что проявляется в виде резкого удара и прекращения работы ДВС. Последствия такого перегрева разрушительные, происходит оплавление и прогар поршней, расплавленный материал стекает на стенки цилиндров. Моторное масло перегревается и коксуется, нагруженные пары трения разрушаются, на коленчатом валу расплавляются шатунные и коренные вкладыши.

В ряде случаев коленвал может сломаться, поршни могут пробить стенку блока цилиндров и т.п. Как видно, в последнем случае восстанавливать такой мотор обычно бывает нецелесообразно с экономической точки зрения. Получается, сильно перегретый и разрушенный двигатель требует полной замены на новый или контрактный силовой агрегат.

Какие могут быть причины

Если не знаете, как понять, что двигатель перегрелся, полезно изучить возможные причины такого явления.

Казалось бы, корень проблемы в жару очевиден: высокие температуры воздуха влияют на все системы. Во время езды в зной, при длительных нагрузках в пробках, когда радиатор и остальное пространство под капотом не обдуваются воздушными потоками, автомобиль работает на износ. При падении уровня охлаждающей жидкости последствия неизбежны. Однако далеко не всегда неприятности возникают только из-за того, что водитель не добавил вовремя антифриз.

Протечка

Иногда охлаждающая жидкость банально протекает – через соединения либо разрывы в шлангах. Тогда необходимо срочно обратиться в сервисный центр.

Лопнувший патрубок

В зависимости от масштабов повреждения, можно попытаться доехать в пункт назначения самостоятельно или же вызвать эвакуатор.

Термостат

Еще одна причина перегрева – неисправность термостата. Температура антифриза растет, так как устройство не срабатывает должным образом для переключения на большой контур системы охлаждения.

Вышедший из строя термостат придется менять

В такой ситуации перегрев, как правило, не происходит резко и не доходит до критических показателей. Поэтому можно своевременно устранить проблему в сервисе, доехав туда самостоятельно.

Поломка вентилятора

Мотор перегревается, если поломался вентилятор. Эту поломку можно определить на слух. Когда температура доходит до определенного показателя, устройство включается. Если этого не происходит, охлаждение не осуществляется должным образом.

Грязный радиатор

Также к проблемам приводит загрязнение радиаторов. На них выпадают повышенные нагрузки, отягощенные плохими дорогами, воздействием химических реагентов.

Грязный радиатор авто мешает нормальному воздухообмену

Для надлежащего охлаждения масла аппаратура должна периодически проходить хорошую очистку. Причем радиаторы в отечественных условиях нуждаются в ручной обработке, а не только в промывании.

Расширительный бачок

Если в автомобиле установлен пластиковый расширительный бачок, при проблемах с охлаждением стоит проверить, не лопнул ли он. На таких емкостях зачастую появляются щели по швам. Если они небольшие и едва заметные, для устранения последствий придется чаще выполнять доливку. Но иногда бачок лопается так, что его уже ничто не спасет. В таких ситуациях двигатель перегревается очень быстро.

Проверьте, не потек ли расширительный бачок

Сравнительно редко, но случается разрушение водяного насоса. В таком случае необходима его срочная замена.

Советы и рекомендации

Уровень антифриза в расширительном бачке проверка

На практике большинство водителей, заметив повышение температуры, стремятся как можно быстрее заглушить мотор. Обратите внимание, если стрелка в красной зоне, тогда это решение можно считать единственно верным.

Однако если перегрев есть, но температура не дошла до критической отметки, тогда двигатель лучше не глушить сразу. Оптимально сразу снизить обороты, после чего остановить машину и дать агрегату еще поработать на ХХ пару минут.

Перегрев двигателя последствияРекомендуем также прочитать статью о том, к каким последствиям может привести перегрев двигателя автомобиля. Из этой статьи вы узнаете о различных степенях перегрева мотора по тем или иным причинам, а также к каким неисправностям и дефектам приводит такой перегрев ДВС.

Дело в том, что такой способ помогает избежать деформации и растрескивания сильно нагретых деталей после их остывания. Также запрещается открывать крышку расширительного бачка на горячем двигателе, так как это может привести к ожогам. Еще запрещено доливать ОЖ в бачок до того момента, пока мотор не остыл. Разница температуры нагретых деталей мотора и заливаемой жидкости также способна вызвать деформацию.

Параллельно необходимо на каждом ТО проверять работоспособность помпы, а также состояние приводного ремня. В ряде случаев следует уделять внимание температурному датчику, который отвечает за срабатывание вентилятора охлаждения.

Дополнительной рекомендацией является мойка радиатора и подкапотного пространства. При этом необходимо выполнять все работы грамотно, чтобы не залить электрооборудование, не повредить радиатор, вентилятор охлаждения и т.п. Для старых авто желательно также проводить внутреннюю очистку системы охлаждения, промывать радиатор от накипи и ржавчины.

Еще добавим, что если зимой двигатель и подкапотное пространство утеплялись при помощи различных утеплителей, тогда все указанные элементы нужно снять, чтобы улучшить охлаждение и снизить нагрузки на систему.

Что делать если двигатель уже начал перегреваться

При обнаружении начавшегося перегрева или подозрений на него необходимо срочно принимать меры, для избегания в последствии серьезных проблем с мотором.

Если стрелка только вошла в красную зону (зону перегрева), то можно заглушить двигатель, но желательно немного охладить его, включив на максимальную температуру и обдув печку.

В любом случае необходимости произвести осмотр радиатора и подкапотного пространства. Если жидкость в расширительном бачке присутствует, то немного охладить мотор можно включением вентилятора печки на максимальную температуру и режим обдува.

При полном отсутствии охлаждающей жидкости в бачке включение печки на максимальном режиме не поможет охладить ДВС, а может усугубить ситуацию. В таком случае необходимо заглушить мотор и доставить автомобиль на место ремонта на эвакуаторе.

При обнаружении незначительных течей в системе охлаждения после охлаждения двигателя возможно доливание воды или охлаждающих жидкостей. Ни в коем случае нельзя доливать в расширительный бачок горячего двигателя никакую жидкость, так как разница в температурах может привести к появлению трещин в разных узлах ДВС или к иным последствиям.

Категорически запрещено поливать мотор водой, так как в таком случае его ремонт неизбежен из-за появления трещин на корпусе блока цилиндров.

Перегретый мотор глушится только в определенных случаях: при появлении пара из-под капота, свидетельствующий о появлении значительной течи в системе охлаждения, или полном отсутствии охлаждающей жидкости в бачке.

Даже незначительный перегрев мотора в лучшем случае в будущем приведет к неприятным последствиям, а значительный его перегрев способен практически полностью разрушить его внутренности, что приведет к необходимости установки другого мотора.

Подобные ситуации можно предотвратить, для этого необходимо постоянно контролировать уровень охлаждающей жидкости, не заливать воду в охлаждающую систему, своевременно менять помпу охлаждения и рабочие жидкости, регулярно оглядывать патрубки на появление трещин в них, следить за чистотой радиатора и корпуса ДВС.

Последствия

Опытные автомобилисты знают, что при перегреве не стоит испытывать судьбу. Нужно сразу разобраться с причинами и устранить их. В лучшем случае придется делать дорогостоящий ремонт. Как пример, во время перегрева быстро выходит из строя алюминиевая головка блока цилиндров. От высоких температур металл деформируется, а вернуть его геометрию не получается, поэтому нужна замена.

Головка блока цилиндра запросто может деформироваться

Это не единственное последствие, когда перегрелся двигатель. Если температуры достигают критических показателей, страдает весь мотор полностью.

4. Меры профилактики, способствующие уменьшению риска перегрева двигателя

Мойка радиатора под давлением.Фото из Яндекс Картинки

Как говаривал еще Гиппократ: «Болезнь легче предупредить, чем лечить». От себя добавлю – «и дешевле».

Это знаменитое высказывание древнегреческого врача и философа вполне применимо и к нашей сегодняшней теме.

В ряде случаев перегрев двигателя можно предотвратить, если своевременно выполнять ряд профилактических мер. Кстати, выполнить их совсем не сложно.

Ниже приводится их перечень:

  • Регулярно проверять уровень антифриза в системе охлаждении двигателя автомобиля;
  • Следить за чистотой радиатора. Регулярно производить его продувку сжатым воздухом. А иногда – и его демонтаж с последующей промывкой;
  • Почаще проверять состояние патрубков радиатора и ремней привода помпы и вентилятора (на старых моделях авто);
  • На автомобилях старых моделей необходимо правильно установить угол зажигания. От его неправильной установки тоже может произойти перегрев двигателя;
  • Периодически проверять исправность работы термостата, помпы и электровентилятора охлаждения радиатора.

Как предотвратить перегрев автомобиля

Регулярное обслуживание системы охлаждения вашего автомобиля — лучший способ предотвратить перегрев двигателя. По крайней мере, вы должны периодически проверять уровень охлаждающей жидкости и при необходимости доливать его.

Если вы не боитесь запачкать руки и испытываете периодически возникающую проблему с перегревом, вы можете попробовать следующие способы, определения причины перегрева:

Как не допустить перегревания мотора

Есть несколько правил, соблюдая которые водитель может защитить двигатель от перегревания. Прежде всего, необходимо систематически контролировать уровень охладителя. При обнаружении падения уровня следует долить охладительную жидкость до пределов нормы. Иначе могут возникнуть серьезные проблемы.

Демонтируйте термостат и опустите его в воду. Затем нагрейте воду до 80 градусов по Цельсию. При нагреве воды до заданной температуры клапан должен отреагировать. Если этого не произошло, термостат нужно заменить на новый.

Необходимо иногда подвергать ревизии проходные каналы. В них не должно быть отверстий, трещин и других повреждений. Сужение этих каналов чревато нарушением качественного отвода тепла от поверхности мотора. Также надо учитывать, что даже самые микроскопические отверстия в каналах охладителя могут стать причиной утечки охладительной жидкости.

Для охлаждения не стоит пользоваться жесткой водой — в ней содержится много минеральных солей. В этих целях безопаснее применять тосол либо дистиллированную воду, которая является идеально мягкой. Кроме нее мягкой может быть дождевая вода. Морская или грунтовая вода – это типичные примеры жесткой воды.

Нельзя оставлять без внимания работу вентилятора. В результате его повреждения и остановки мотор начнет перегреваться со всеми указанными ранее последствиями.

Теперь вы знаете, каким образом может перегреваться двигатель вашего автомобиля, как определить эту неприятность, и какие меры предосторожности нужно применять. Соблюдайте эти нехитрые правила, и счастливого вам пути!

Что делать, если закипел двигатель — смотрим видео:

Что делать, если ДВС начал перегреваться?

Среди двух вопросов — как бороться с перегревом двигателя и почему греется двигатель — большая пропасть. Мотор может попадать в «красную зону» по множеству причин и угадать верную из них сразу наверняка не удастся, только если вы не профессиональный мастер и под автомобилем нет лужи. Решать проблемы надо по мере поступления, поэтому сначала не даем двигателю «встать колом», а потом ищем причины.

При первых признаках закипания немедленно останавливаемся на дороге. После этого проверяем уровень охлаждающей жидкости. Капот открываем осторожно — может обдать горячим паром.

Крайне нежелательно пытаться самостоятельно остудить перегретый двигатель. Были случаи, когда автовладельцы из лучших побуждений лили холодную воду прямо на ДВС — в результате головка блока цилиндров (а иногда и сам блок) трескалась, вынуждая заняться капитальным ремонтом. Наберитесь терпения и ждите — мотор остынет сам.

Когда перестанет идти пар и бурление в бачке прекратится (если оно было), нужно оценить ситуацию. Если вы не имеете опыта ремонта автомобиля, скорее всего вряд ли поймете причину перегрева двигателя. Внимательно осмотрите детали подкапотного пространства. Возможно, соскочил один из патрубков системы охлаждения или образовалась трещина в радиаторе: в этом случае под проблемным местом можно увидеть лужу. Но чаще всего никаких внешних признаков распознать не удается. В таком случае нужно долить антифриз (или на крайний случай воду) в расширительный бачок и попробовать продолжить поездку.

Как добраться до места ремонта без риска для двигателя?

Обычно перегрев происходит в жаркую погоду или в пробке. Имеет смысл подождать вечера, чтобы без проблем добраться до места ремонта своим ходом: станет прохладнее и спадет трафик. Есть несколько лайфхаков, которые увеличат ваши шансы доехать до нужной точки без перегрева двигателя.

Включите отопитель на максимум. Ваша задача — максимально отвести тепло из системы охлаждения. Печка заберет лишний жар мотора, но при этом вскипеть рискуете вы сами.

Держите минимальные обороты. Мы имеем в виду минимально возможные для нормального движения. При этом нагрузка на двигатель будет меньше — значит, меньше тепла будет выделяться при работе. На автомобилях с механической коробкой передач можно переходить на повышенную передачу раньше обычного. Машины с автоматом, как правило, имеют ручной режим: переведите в него ручку селектора и управляйте диапазонами вручную.

Есть подозрения? Давайте проверим!

Если состояние радиатора или уровень жидкости в расширительном бачке легко проверить, узнать что-то о термостате, водяном насосе, качестве антифриза обычному водителю никак не удастся. Антифриз обычно служит 5 лет, помпу в зависимости от модели меняют раз в 60 000 – 100 000 км. Более точные сроки можно узнать в ближайшем дилерском центре ГК FAVORIT MOTORS: если у вас есть подозрения, что двигатель перегревается, запишитесь на диагностику прямо сейчас. Помните, что реальный перегрев — это всегда большие расходы, которых на самом деле легко избежать.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий