Как проверить ксенон блок розжига

Как проверить ксенон

При поиске неисправности светосигнальной системы автомобиля важно локализовать проблему. Для этого надо в общих чертах определить, что неисправно – схема управления, сама ксеноновая лампа или блок розжига. Для этого надо владеть некоторыми навыками диагностики и иметь определенный набор инструментов и приспособлений.

Как проверить блок розжига ксенона: диагностика неисправностей

Ксеноновые лампы вывели автомобильный свет на совершенно иной уровень. Каждый автолюбитель, испробовавший нововведения, может легко отметить положительные моменты их применения. К сожалению, поломки происходят с разными деталями новых систем освещения. Отнестись к каждой из них стоит внимательно, ведь стандартные методы решения могут не дать нужного результата.

Рассмотрим одну из сложных поломок, которая может потребовать существенных материальных затрат. Ее название – выход из строя блока розжига ксеноновой лампы.

Как самостоятельно установить ксеноновые лампы

Ксеноновая лампа разработана еще в 40-х годах прошлого столетия. Этот источник света с равномерным спектром, близким к естественному освещению, изначально применялся для сценической подсветки. С начала 90-х годов ксеноновые светильники стали широко использоваться в автомобильной светотехнике в качестве ламп для фар ближнего и дальнего света. Для поворотников и габаритов лампы на основе Xe не применяют – они не любят частого включения и выключения.

Проверка и ремонт блока розжига ксенона: 4 признака неисправности устройства

В современных автомобилях используется не менее современное осветительное оборудование, к примеру ксеноновое.

Оно работает на основе газа, которым заполнена лампа, размещаемая в фарах, а когда через него с помощью электродов проходит электрический ток, газ разгорается и обеспечивает освещение.

Собственно, задачу разжигания лампы выполняет специальный блок, который обязательно нужен в системе и обеспечивает полноценную работу, поскольку без него включить освещение дороги не получится.

Поэтому необходимо разобраться, что это такое блок розжига ксенона в 2019 году, поскольку это довольно важный технический элемент системы освещения в целом.

Что нужно для проверки

Для полной проверки и ремонта, предлагаемых в рамках данного обзора, максимальный набор приборов и приспособлений выглядит так:

  • мультиметр;
  • исправный блок розжига;
  • исправная ксеноновая лампа;
  • осциллограф;
  • паяльник с набором расходников.

Если полного набора нет, частичную диагностику и неполный ремонт можно выполнить и без недостающих элементов списка.

Блоки розжига ксенона — какие лучше

Оригинальные блоки

Ставятся производителями автомобилей, поэтому качество гарантировано и отвечает всем требованиям светового оборудования, соответственно цена будет на такие модели высокой, да и подбор весьма затруднителен. Все механизмы штатного типа обладают крепким корпусом, отличной герметизацией, высокой длительностью работы при минимальном потреблении энергии, но при этом дорого стоят и проблематичен их подбор под автомобиль.

Универсальные блоки

Универсальный блок розжига SHO-ME

Необязательно этот тип блока будет отличного качества, но все зависит от производителя. Например, китайские недорогие универсальные SHO-ME работают весьма исправно, и зарекомендовали себя как неплохую альтернативу штатным. Еще один представитель популярных устройств освещения MIXLINE имеет массу достоинств: безопасность (т.к. используются низкие значения пусковых токов), надежная электроизоляция, плавный розжиг, отлично работает в различных климатических условиях. Стоимость блок розжига данного бренда около 850 руб. Сейчас несложно найти исчерпывающую информацию о топовых моделей блоков розжига ксенона. Например, редакция одного интернет-магазина провела свой тест и выявила лидера, это MTF-Light Slim Line, он не подделывается, обладает высочайшим качеством, но цена чуть выше, чем у похожих других моделей.

Что нужно для установки ксеноновых ламп

Установить и подключить ксенон можно самостоятельно. Для этого потребуются:

  • собственно ксеноновые лампы;
  • блоки розжига – по одному на каждую фару;
  • высоковольтные провода от блока розжига к лампам;
  • обычные провода от бортсети и схемы управления к блокам розжига.

Во многих случаях все это можно купить комплектом, но можно и по отдельности. Также потребуются материалы для крепления блоков розжига внутри автомобиля. В зависимости от выбранного способа, это могут быть:

  • пластиковые стяжки (хомуты);
  • двусторонний скотч;
  • саморезы по металлу.

Не обойтись и без мелкого столярного инструмента (отвертки, гаечные ключи) – подбирается по ходу работ.

Что такое блок розжига ксенона?

Блок розжига ксеноновой лампы – сложная электронная схема, способная привести в действие лампу через вспышку мощного импульса. Блок представлен в виде металлической прямоугольной коробочки, которая закреплена под фарой автомобиля.

Как проверить блок розжига ксенона: диагностика неисправностей

На блоке указана информация о производителе и основные характеристики продукта. Кроме этого, есть специальное гнездо для подключения фары и датчика. Разъем защищен герметичной резинкой.

Что представляет собой

Блоком розжига или автомобильным балластом называют – пусковое приспособление, запитывающееся от высоковольтного напряжения, чтобы создать искру для осветительных газоразрядных ламп и фонарей в наружном освещении автотранспортного средства.

Без этого устройства никакая лампа на ксеноне долго не прослужит, а точнее, она практически сразу же выйдет из строя, либо вовсе не станет зажигаться.

Каждому источнику освещения полагается один балласт, чей принцип работы заключается в следующем:

  1. Чтобы зажглась газовая смесь (ксенон) в колбе необходима искра, создающая внутри колбы электродугу.
  2. В машине подача напряжения на фонари напрямую составляет 12 В, а для зажигания газоразрядной лампы потребуется 30 КВ (иногда даже – 50КВ, в зависимости от типа лампы).
  3. Напряжения для горения лампы нужно гораздо меньше – уже 25,30,55, 80 В (опять же, все зависит от типа самого светильника).
  4. Вывод – высоковольтного тока понадобится исключительно только для искры, подающейся на преобразователь электротока.
  5. Блок розжига как и служит таким преобразователем тока. Принимая высокое напряжение в виде короткого разряда, балласт использует искру для преобразования в колбе дуги.
  6. От электрической дуги зажигается газ и подает свечение определенной интенсивности (дальность светового пучка), цвета, яркости.

В комплект балласта входит следующее:

  1. Непосредственно коробочка самого блока с внутренней микросхемой и другими деталями.
  2. Провод, блок и разъем для высоковольтного питания.
  3. Провода и контакты для лампы.
  4. Разъем питания блока

Внешне блок выглядит в виде компактной коробочки, установленной рядом возле подсоединений фар, либо на саму лампу, смотря какая модель комплекта.

Сейчас уже многие используют балласты Slim – нового поколения устройства, которые по размеру меньше ладони. Крупногабаритные конструкции применяются реже, хоть и относятся к типовым стандартным блокам.

Корпус конструкции прорезинен специальным материалом, который, как герметик, изолирует установку от влаги и иных вмешательств.

С одной стороны блок подключается через специальные разъемы к электрике бортовой системы общего электропитания.

С другой стороны, два провода подают высокое напряжение непосредственно ксеноновой лампе (на одну лампочку – два контакта).

Чтобы понять, например, почему не зажигаются лампы, достаточно проверить, насколько крепко «сидят» контакты.

Зачастую проблемой может быть их ослабленность в результате долгого использования частой тряски авто при движении по неровным дорогам.

Внутренне устройство блока состоит из таких деталей:

  • микросхема с транзисторами;
  • конденсаторы;
  • часть балласта принимающего высоковольтное напряжение;
  • часть балласта, принимающая «выпрямленный» ток на обмотку;
  • разрядник («искровик»);
  • трансформатор («игнитор») или катушка;
  • силовые ключи на транзисторах (биполярных либо полевых);
  • выпрямительные диоды.

Схема подключения ксенона

Схема подключения несложна, но различна для двух вариантов ламп – ксеноновой и биксеноновой. Общее у них – наличие блока розжига (его часто называют неверным в данном случае термином – балласт). Это принципиально необходимый узел. Для инициации зажигания дуги требуется ионизация межэлектродного промежутка напряжением 25-30 кВ в течение небольшого времени. После этого напряжение можно снизить до нескольких десятков вольт – этого достаточно для поддержания физических процессов, вызывающих свечение. Формирование этих напряжений возложено на блок розжига. Он включается между схемой управления освещением, выдающей 12 вольт, и лампой на основе Xe.

Если у штатной фары для ближнего и дальнего света используются раздельные лампы, то вместо каждого осветительного элемента устанавливается отдельная ксеноновая лампа со своим блоком розжига.

Как самостоятельно установить ксеноновые лампы

Если в штатной фаре использовалась одна лампа с нитями для ближнего и дальнего света, то надо будет ставить биксеноновую лампу. У нее яркость и интенсивность свечения при подаче внешнего сигнала регулируются:

  • встроенной шторкой (биксеноновая линза, устаревший вариант, почти не выпускается);
  • изменением положения колбы.

Потребуется дополнительный сигнал, переключающий ближний свет на дальний. Его формирование зависит от изначальной схемы электрооборудования автомобиля, поэтому подсоединять провод управления во многих случаях придется по месту.

Как самостоятельно установить ксеноновые лампы

Существуют две базовые схемы включения двойной лампы. Первая – с использованием диода. Он развязывает цепи розжига и управления.

Как самостоятельно установить ксеноновые лампы

Несколько сложнее выглядит схема разделения цепей с помощью электромагнитного реле. Подключение разъема к схеме управления дальним-ближним освещением выбирается исходя из фактической схемы электрооборудования машины.

Где располагается блок розжига?

Блок укреплен в нижней части фары. Самостоятельно добраться до него просто открыв капот не получится. Лучше всего, доставать фару и отсоединять датчики с проводами. Для этого потребуется снять передний бампер. Провести операцию можно самостоятельно или воспользовавшись услугами автоэлектрика.

Как проверить блок розжига ксенона: диагностика неисправностей

Возможные причины поломки

Если при запуске автомобиля не работают световые приборы, то причинами неисправности могут:

  • неработоспособность лампы;
  • неработоспособность блока розжига.

Если вышли из строя лампы, установленные в фарах автомобиля, то проблема решается банальной заменой, которую можно провести своими силами.

Неисправности блока розжига являются более существенными проблемами, но в большинстве случаев и их можно решить без обращения к специалистам.

Наиболее часто блок розжига ксеноновых ламп ломается по следующим причинам:

  1. Недостаточный уровень герметичности корпуса устройства. Как правило, при снижении герметичности лампа сначала мигает и только впоследствии перестает работать полностью. Поиск неисправности производится визуально. Для устранения проблемы можно воспользоваться любым герметиком, который наносится на поврежденные поверхности.
  2. Образование коррозии на корпусе или внутри устройства. Причиной образования ржавчины является невысокая герметичность корпуса, вследствие чего влага попадает внутрь устройства. Коррозия может повредить элементы блока или привести к выпадению составных частей. Как проверить блок розжига ксенона без лампы на наличие коррозии? Так же как и в предыдущем случае, определяется путем осмотра устройства. Для ее устранения можно воспользоваться спиртом.
  3. Отсутствие сигнала на управляющий контроллер. Причина может являться следствием разгерметизации корпуса или попадания влаги, а так же неисправности проводки соединяющей блок с аккумулятором.
  4. Выход из строя трансформатора, транзистора или иного устройства, необходимого для корректной работы блока. Как проверить работает ли блок розжига ксенона в случае неисправности внутренних элементов? Для проведения этой операции необходимы специальные инструменты.

На практике могут встречаться и иные причины неисправности блока. Однако практически все они являются следствием указанных ранее.

Устройство и принцип действия ксеноновой фары

Ксеноновое освещение подразумевает применение не только соответствующей лампы, но и блока розжига (БР), обеспечивающего нормальную работу всей системы. Его предназначение – формирование тока определённой силы, чтобы газ в колбе начал гореть и впоследствии светил с постоянной мощностью. Штатное электрооборудование автомобиля не может выдать нужное напряжение, что и предопределило применение блока. Также он автоматически регулирует уровень потока света в зависимости от уровня освещённости дороги.

Как выбрать блок розжига

Если с заводскими устройствам всё понятно: необходимо, чтобы его код соответствовал характеристикам модели вашего авто. А как покупать универсальный БР и на что нужно смотреть в первую очередь?

Технические параметры

Сначала убедитесь, что напряжение питания блока соответствует бортовой сети вашей машины. Производители выпускают блоки, рассчитанные на 12, 24 и даже 36 вольт.

Другие параметры (усреднённые данные):

  • мощность: 35-75 Вт;
  • пусковой и рабочий ток: 5,8 и 3,1 А;
  • напряжение розжига: 23 тыс. вольт;
  • время стабилизации дуги: до 20 секунд;
  • рабочая температура: от минус 30 до плюс 105 градусов.

Обратите внимание на конструкцию: возможен стандартный вариант или Slim (с утончённым корпусом). Многие модели имеют защиту от чрезмерно низкого или высокого напряжения: в этом случае блок отключается через полсекунды.

Популярные производители и цены

Издания, в т.ч. и в интернете, регулярно публикуют рейтинги компаний, выпускающие комплекты ксенона. Среди наиболее часто попадающих в «топы» стоит выделить несколько производителей.

  1. MTF. Отличается высоким качеством продукции – процент брака не превышает 1 %! Наиболее популярные комплекты: MTF-Light Slim Line, MTF-Light Slim Line MSP с подавителем помех. Из минусов можно отметить оригинальные коннекторы (не подходят к блокам иных фирм) и высокую (5500 — 5900 руб.) стоимость.
  2. Optima. Выпускаемые фирмой блоки ARX304 относятся к 5-му поколению приборов. Средняя цена за комплект 3300 руб. (максимум для грузовиков — 4800 руб.) Лампы желательно менять каждый полтора года.
  3. SHO-Me. Наиболее распространенный в РФ набор. Есть стандартный вариант конструкции и slim. Рекомендуется менять лампы через 12 месяцев. Средняя стоимость 2800 руб.
  4. APP Digital Ultra Slim. Японский производитель, специализирующийся на выпуске приборов освещения для авто. Имеет расширенный диапазон рабочей температуры, подходящий для российских условий: от минус 40 до плюс 125 градусов. Средняя цена 4000 руб.
  5. Interpowre. Качественный и надежный блок. Лампы служат до 2 лет. Стоимость комплекта 2500 руб.
  6. Xenotex. Это продукт, в создании которого участвовали сразу 3 страны: Япония, КНР и Южная Корея. Комплект характеризуется доступной ценой – в среднем 2300 руб.

При установке внимательно изучите инструкцию: схема подключения ксенона должна быть строго соблюдена.

Причины выхода из строя блока розжига

Практика показывает, что ключевыми причинами поломки являются:

  1. Попадание в середину блока влаги.
  2. Неисправности проводки, вызвавшие замыкание.
  3. Отсутствие контакта в соединении.

Причина №1: вода

Любое запотевание фары – это тревожный сигнал для владельца авто. Разгерметизация позволяет воде заполнять саму нишу фары, что приводит к попаданию влаги в блок. Страдает само соединение. До определенного момента схемы держат нагрузку, но со временем, сильное напряжение и контакт с водой, приводят к поломке.

Как проверить блок розжига ксенона: диагностика неисправностей

При такой поломке только замена блока не поможет. Лучше всего просушить фару и герметизировать ее. Произвести такой процесс могут специалисты. Если фара имеет существенные нарушения целостности, то придется производить ее полную замену.

Возможно, что блок лишь частично вышел из строя вследствие окисления контактов. Просушив блок и продув внутренность можно его проверить установить еще раз.

Причина №2: неисправности проводки

Изъяны проводки может диагностировать исключительно профессионал. Самостоятельные попытки залезть в систему высокого напряжения могут трагически обернуться для жизни и здоровья. Если проблема действительно в проводах электрического обеспечения, то скорее всего, их лучше заменить.

Как проверить блок розжига ксенона: диагностика неисправностей

Если произошло замыкание устройства, то обратить внимание нужно на предохранители. Возможно, замена нужного элемента вернет устройство фары к работе.

Причина №3: отсутствие контакта

Автоэлектрик, в первую очередь, обязательно проверит все подходы к фаре. Иногда случается, что банальное окисление контактов или их отсоединение приводит к отключению света фары.

Если проблема действительно в окислении, то блок был подвержен воздействию влаги. Значит, необходимо проверить места, где в основное пространство может попадать вода. Проблема разгерметизации фары описана выше. Возможно, необходимо проверить резинку крышки капота.

Как проверить блок розжига ксенона: диагностика неисправностей

Какие лампы лучше выбирать при покупке

При выборе ксеноновых ламп следует учитывать следующие параметры:

  1. Цоколь лампы. Для каждой марки и модели авто необходимо корректно подобрать цоколь лампы, что не прибегать к переделке стандартной системы. Как правило, размер цоколя указывается в описании к транспортному средству. Если такой информации нет, то можно воспользоваться таблицей, расположенной на сайте автомагазина VipFara по ссылке — http://www.vipfara ru/page/podbor-tsokolya-lamp;
  2. Подбирается оптимальный цвет свечения лампы, который зависит от температуры, измеряемой в Кельвинах (указывается на упаковке или самой лампе):
    3000К — получаемый свет желтый такие лампы рекомендуется устанавливать в противотуманные фонари
    4300К – молочно – белый этот свет максимально приближен к дневному и имеет наиболее высокие показатели яркости. Лампы с этим параметром чаще всего устанавливаются изготовителем в штатном ксеноне
    5000К – белый лампы с этим параметром так же устанавливаются для ближнего и дальнего света
    6000К и выше как правило, в световом оборудовании транспортного средства не используются, так как велика вероятность создания аварийной ситуации вследствие ослепления водителя встречного автомобиля

цвет свечения лампы зависит от температуры

При установке ксенона на автомобиль, если фары не предусмотрены производителем, необходимо проходить процедуру легализации, то есть переоборудования транспортного средства.

За использование «колхозного» (не узаконенного) ксенона владелец транспортного средства может быть подвергнут административному наказанию в виде лишения прав на срок от 6 до 12 месяцев.

В какие фары можно ставить ксенон В какие фары можно ставить ксенон и его маркировка показано в статье: в какие фары можно ставить ксенон.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий