Как проверить датчик холостого хода 2114

Содержание

ВАЗ 2114: где находится датчик холостого хода, симптомы неисправности, способы проверки

Многие владельцы «четырнадцатой» занимаются её ремонтом и обслуживанием самостоятельно. При нестабильной работе двигателя на холостом ходу у них возникает вопрос о проверке его регулятора. Для этого нужно знать, где находится датчик холостого хода на ВАЗ 2114. В данной статье представлено описание и местонахождение этого регулятора, а также рекомендации по его диагностике и замене.

9 признаков неисправности датчика холостого хода ВАЗ 2114 – коды ошибок, способы проверки

Признаки неисправности датчика холостого хода ВАЗ 2114

Неисправности датчика холостого хода ВАЗ 2114 с 8-ми клапанным двигателем обычно сопровождаются следующими признаками:

  1. Двигатель глохнет на холостых оборотах. Мотор может прекратить работать самопроизвольно, без видимой причины.
  2. Плавающие обороты на ХХ. Они могут самостоятельно возрастать или падать.
  3. Обороты не снижаются при прогреве мотора. Даже на прогретом двигателе они выше положенных.
  4. Мотор глохнет при включении нейтралки или переключении передач. Обороты могут сильно упасть в этот момент, а силовой агрегат неожиданно перестаёт работать.
  5. Двигатель запускается не с первого раза или только при нажатии на газ. Запуск мотора осложнён, особенно в прохладную погоду. Иногда он может не запуститься вообще.
  6. ДВС перестаёт работать при включении электрооборудования (печки, магнитолы и т.д.). Мотор может неожиданно заглохнуть, если заработают эти электропотребители.
  7. Повышенные или пониженные обороты на ХХ. На приборной панели присутствуют значения, отличные от нормальных.
  8. Двигатель трясётся на холостых. В салоне ощущается тряска и вибрация ДВС.
  9. На приборке горит значокCheckEngine. Спустя несколько секунд после запуска мотора индикатор не гаснет, как положено.

Основной признак неисправности датчика холостого хода ВАЗ 2114 – это пониженные, повышенные или плавающие обороты ДВС. Симптомы выхода из строя РХХ могут присутствовать одновременно все вместе или проявляться лишь некоторые из них.

Иногда они произвольно исчезают или уменьшаются на время, чтобы затем возникнуть с новой силой. Указанные выше признаки не всегда говорят о том, что РХХ сломался. Они могут появляться и по иным причинам. А чек может и вовсе не гореть при неисправном РХХ.
Поэтому при возникновении подобных проблем следует проверить систему на наличие ошибок и продиагностировать датчик. Обычно это можно сделать самостоятельно.

НЕМНОГО О ПРИНЦИПЕ РАБОТЫ ДАТЧИКА

Основной задачей таких приборов является дозированная подача воздуха для образования рабочей смеси. Игла в виде конуса выполняет работу запорного устройства.

ДХХ

ДХХ

На фото иглу хорошо видно. При включении зажигания конус иголки полностью упирается в калибровочное отверстие и закрывает поступление воздушной смеси. Во время пуска двигателя привод дхх ступенчато открывает канал, и мотор получает нужное в данный момент количество воздуха. Величина открытия прибора зависит от прошивки электронного блока управления.

Регулятор холостого хода ВАЗ 2114 выполняет регулировку поступления воздушного потока, минуя дроссельный канал, а также производит регулировку частоты оборотов мотора в режимах холостого хода.

Назначение и признаки неисправности РХХ на ВАЗ 2114

В специальной литературе имеется несколько названий этого прибора. На двигателях оснащенных карбюраторами он называется электромагнитным клапаном. На инжекторных ДВС его называют регулятором или датчиком холостого хода. Также он имеет название клапан холостого хода.

На ВАЗ 2114 применяется РХХ с шаговым электродвигателем. Фактически он является приводом конусной иглы, которая, перемещаясь, регулирует подачу воздуха через дроссельный патрубок. Расположен регулятор на дроссельном узле и крепится к нему двумя винтами.

РХХ связан с ЭБУ и контроллер обеспечивает работоспособность ДВС в непрогретом состоянии, обеспечивая дополнительную подачу воздуха для обеднения смеси при закрытой дроссельной заслонке.

О проблемах в работе этого прибора может сообщить бортовой компьютер, установленный на машине. На дисплее БК в этом случае высвечиваются ошибки:

  • 0505 — ошибка регулятора холостого хода;
  • 0506 — низкие обороты холостого хода;
  • 0507 — высокие обороты холостого хода.

Однако наиболее выразительными могут оказаться внешние признаки неисправности прибора:

  • на малом газу обороты двигателя гуляют с большой амплитудой или движок самопроизвольно глохнет;
  • во время движения, при установке рукоятки переключателя скоростей в нейтральное положение, двигатель выключается;
  • сразу после запуска на холодном двигателе невозможно увеличить обороты;
  • на неразогретом ДВС при включении дополнительного оборудования обороты заметно падают.

Обнаружив какой-нибудь из признаков неисправности датчика, до того как поменять датчик холостого хода на ВАЗ 2114, можно проверить его работоспособность достаточно простыми способами.

  1. Самый простой — открутить два винта и снять РХХ, вытащив его из гнезда. Подключить разъем к клеммам датчика и легким прикосновением приложить палец к игле, ни в коем случае не нажимая на нее. При включении зажигания должны чувствоваться легкие толки кончиком иглы. Если они проявляются, значит РХХ исправен, если никаких толчков нет — значит прибор неисправен и требуется замена датчика холостого хода на ВАЗ 2114.
  2. Регулятор — это по сути электродвигатель и проверить в рабочем он состоянии или нет можно замерив сопротивление на его обмотках. Оно должно быть 53 ом. Если сопротивление не соответствует, тогда нужна на ВАЗ 2114 замена регулятора холостого хода.

Одной из причин неработоспособности РХХ может быть отсутствие сигнала от ЭБУ. В этом случае требуется проверить разъем и проводку.

ЕГО НАЗНАЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПИТАНИЯ АВТОМОБИЛЯ

Этот прибор, необходимое устройство для экономии топлива, имеет несколько распространённых названий. Его называют клапаном, датчиком, а также регулятором для регулировки холостого хода. Принцип работы примерно одинаков для всех приборов. Он заключается в изменении проходного сечения впускного канала для воздушной смеси в приёмный тракт мотора.

Если на прежних моделях работа прибора заключалась только в открытии или закрытия воздушного канала, то в этой модели также как и для ВАЗ 2113 и ВАЗ 2115 принцип функционирования несколько изменён. Он представляет собой шаговый электродвигатель с иглой в виде конуса. Электронный блок управления мотором считывает показания различных датчиков, контролирующих различные системы двигателя, и в соответствии с их показаниями включает прибор, диапазон «шагов» которого, равен примерно 250 шагов.

Где находится РХХ на ВАЗ 2114?

Датчик холостого хода на ВАЗ 2114, как и на любом другом авто, служит для автоматического регулирования оборотов двигателя на нейтральной передаче или при переключении передач. Клапан обеспечивает поступление нужного количества воздуха в камеры сгорания. Элемент открывает или приоткрывает дроссельную заслонку, когда необходимо обеднение топливной смеси. Это позволяет поднять обороты на ХХ.

Регулятор, расположенный на инжекторных моторах ВАЗ 2114, установлен в посадочное отверстие на корпусе дросселя. Как видно на фото РХХ, он имеет форму цилиндра с двумя ушками для крепления.

Где находится РХХ на ВАЗ 2114?

Стоит отметить, что деталь присутствует только на машинах с механическим дроссельным узлом. На автомобилях с электронной педалью газа, выпускавшихся с 2010 по 2013 года, его функцию выполняет электроника.

Устройство

В 2000 году ВАЗ 2115 эволюционировал. На смену карбюратору пришёл инжектор. В последующие годы, с разницей в 7 лет, «пятнадцатые» модели оснащался 2-я типами двигателей:

  • 8 клапанов (1499 см³, 71.6 л.с.);
  • 16 клапанов (1596 см³, 80.9 л.с.).

На оба мотора устанавливался шаговый регулятор холостого хода. Это мини-электромотор, выполняющий открытие/закрытие воздушного канала впускного коллектора, регулируя таким образом обогащение или обеднение топливной смеси (по аналогии с болтом на карбюраторе).

Внутри РХХ есть кольцевой магнит, 2 обмотки и ходовой винт (игла). Под напряжением в обмотках появляется электромагнитное поле, вследствие чего ротор начинает вращаться в одну или другую сторону, выдвигая/задвигая иглу по червячной передаче. На конце иглы стоит клапан, который открывает/закрывает воздушный проток на впускном коллекторе.

Что такое шаг? Это расстояние между коническим запорным клапаном (наконечником РХХ) и впускным коллектором, которое измеряется количеством полных оборотов ротора.

Устройство

Какие коды ошибок появляются при неисправном РХХ?

Если регулятор холостого хода неисправен, бортовой компьютер может выдавать следующие ошибки:

  • P1509 — перегружена схема управления РХХ;
  • P1513 — цепь управления РХХ, замыкание на массу;
  • Р1514 —цепь управления РХХ, обрыв или замыкание на +12 В.

Симптомы выхода из строя РХХ на ВАЗ 2114

При расшифровке кодов неисправностей через Интернет или в руководстве по эксплуатации автомобиля иногда могут встречаться определения, говорящие о неполадках в работе РХХ. Они нередко указывают на поломку регулятора.
Ошибки можно увидеть не только на бортовике, но и при диагностике авто с помощью сканера. Иногда они свидетельствуют не о дефектах датчика, а о нарушении контактов.

Как выглядит и где его место расположения

Датчик, или регулятор, сокращённо ДХХ и РХХ, регулирует холостой ход у ВАЗ 2114, он же отвечает за его стабилизацию. Это своего рода маленький электрический двигатель с иглой в виде конуса на конце.

РХХ ВАЗ 2114

Такой датчик крепится на лак либо прикручивается двумя винтами к корпусу дроссельного узла. Неподалёку находится датчик заслонки дроссельной, регулирующий ее расположение.

Расположение РХХ на ВАЗ 2114

Расположение РХХ на ВАЗ 2114

Неисправности с ним периодически возникают. В этой статье мы расскажем о том, как проверить РХХ на ВАЗ 2114 самостоятельно и бесплатно.

МЕСТО РАСПОЛОЖЕНИЯ ДХХ ВАЗ 2114

Многие водители и механики, которые занимаются или занимались ремонтов этого прибора, знают, где находиться датчик, и отмечают его крайне неудобное расположение. РХХ ВАЗ 2114 уготовано место постоянной прописки на корпусе дроссельного устройства.

ДХХ(РХХ) расположен в дроссельном узле

ДХХ(РХХ) расположен в дроссельном узле

Поэтому придётся смириться с некоторыми неудобствами во время работы с ним.

Расположение датчика на двигателе

Датчик, регулирующий холостой ход на ВАЗ-2114, как правило, фиксируется при помощи двух болтов рядом с дроссельным узлом. Его легко узнать по наличию колодки питания и специфической форме.

Датчик холостого хода на ВАЗ-2114

Расположение датчика холостого хода

Теперь, когда мы разобрались о его местонахождении, можно приступить к диагностике и при необходимости к ремонту.

Проверка состояния

Если есть тестер для проверки, то процедура упрощается. Но диагностировать работоспособность можно и без помощи специальных анализаторов. Здесь без помощи друга, коллеги, соседа или просто знакомого не обойтись. Нужно присоединить разъем к снятому датчику. Аккуратно поставить палец на конусную иглу и ее кончик. При этом нужно помнить, что давить на иглу нельзя. После этого просим завести машину (включить зажигание). Палец должен почувствовать небольшие вибрации (толчки). Это говорит о рабочем состоянии регулятора.

Датчик холостого хода ВАЗ 2114

Датчик холостого хода ВАЗ 2114

Далее осматриваем сам РХХ на предмет выявления его загрязненности. Почистить его необходимо, так как это увеличит срок его службы и отразится на оборотах двигателя и его работе. Чистится он просто. Берем очиститель специальный, предназначенный для карбюратора. Стоит недорого, продается в любом магазине для авто, а также во многих гипермаркетах в отделе для автомобиля. В жидкость обмакиваем ватную палочку и аккуратно промываем все контакты.

Шток, пружину и конусную иглу также заливаем очистителем и при помощи старой зубной щетки убираем все загрязнения. Для улучшения показателей также чистим и дроссельную заслонку. Прежде чем вернуть РХХ на место лучше также очистить клапан и его седло, а также площадь всей поверхности, на которую крепится уплотнительное кольцо. Само кольцо-уплотнитель обмазываем маслом для мотора и ставим в обратном порядке все на место.

ГДЕ ЕГО ИСКАТЬ НА ДВИГАТЕЛЕ

Находим и проверяем регулятор холостого хода на ВАЗ 2114: подробная инструкция

Если кто-то не знает, где находится датчик холостого хода, тогда подскажем, о его месте расположения. Эти приборы устанавливаются на корпусах дроссельных заслонок, крепёж осуществлён с помощью двух винтов. Встречается и такой способ крепления, как «посадка» на лак. Но он не получил большого распространения ввиду сложности проведения таких работ. На снимке стрелкой указано место, где установлен рхх на ВАЗ 2114.

Как проверить РХХ?

Проверку ДХХ нужно начинать с визуального осмотра. Иногда можно на глаз заметить окисление контактов или повреждение проводки либо самой детали. А чтобы устранить проблему, потребуется зачистить контактные соединения, восстановить целостность проводов или заменить датчик.

Если внешних дефектов не обнаружено, следует выполнить диагностику мультиметром. Удостовериться, что на регулятор поступает напряжение можно так:

  • Включить зажигание авто;
  • Перевести измерительный прибор в режим вольтметра;
  • Минусовую клемму вольтметра установить на корпус мотора;
  • Плюсовую клемму устройства присоединить к контакту A регулятора, а затем – к D.

Симптомы выхода из строя РХХ на ВАЗ 2114

На экране прибора должно высвечиваться значение, равно примерно 12 Вольт. Если оно иное, значит, имеется обрыв проводки.
Чтобы проверить сам РХХ, нужно:

  • Снять датчик с автомобиля;
  • Установить на мультиметре режим омметра;
  • Клеммы тестера подключить к контактам A и B детали, а затем – к C и D. Если датчик исправен, прибор покажет 50-53 Ом;
  • Подключить омметр к клеммам A и C, B и D. Сопротивление должно стремиться к бесконечности.

Симптомы выхода из строя РХХ на ВАЗ 2114

Если показания тестера иные, регулятор вышел из строя. При её поломке необходима замена. Продиагностировать и заменить элемент можно своими руками. Обращаться в автосервис с такой неполадкой обычно не требуется.

ЧТО МОЖЕТ УКАЗЫВАТЬ НА ПРОБЛЕМЫ С ДАТЧИКОМ

Почему-то разработчики не запрограммировали в блок управления работой мотора, функцию проверки и сообщений об ошибке при отказе этого прибора. Поэтому для определения проблем с рхх применимы только внешние проявления в поведении мотора машины. Можно наблюдать такое поведение силового агрегата:

  • Появление плавающих оборотов мотора;
  • Остановка мотора во время движения транспортного средства;
  • Отказ работы двигателя при движении на нейтральной передаче.

Необходимо учитывать при диагностике и тот факт, что такие «симптомы» болезни принадлежат и некоторым другим датчикам силового агрегата.

Также иногда встречаются повышенные обороты на холостом ходу. В этом также может быть виновен этот прибор. Высокие обороты на холостом ходу могут быть вызваны «лишним» количеством рабочей смеси в том случае, когда конусная игла полностью не садится в своё гнездо. Причинами такого явления может стать образование нагара или попадание посторонних мелких частиц в поток воздуха. О том, какие обороты должны быть на холостом ходу ВАЗ 2114, можно узнать из инструкции по эксплуатации машины. Рекомендуется устанавливать обороты холостого хода равными 750-800 оборотов в минуту.

Как проверить датчик холостого хода на ВАЗ 2114?

Фишка РХХ

Особенность этого клапана является то, что его поломки невозможно определить по бортовому компьютеру или, например, горящему значку Check Engine на приборной панели. Допустим, о выходе из строя ДПДЗ может сообщить обычный бортовик. Поэтому проверить его работоспособность можно только вручную, зная, где находится датчик холостого хода. Также для этого потребуется мультиметр.
Для проверки элемента следует открыть капот и отключить от него колодку, обеспечивающую питание. Чтобы протестировать датчик холостого хода на ВАЗ 2114инжектор с 8-клапанным двигателем объёмом 1,6 литра, также нужно удалить крепление дросселя, отодвинув его на некоторое расстояние от узла.
При диагностике стоит изначально проверить состояние цепи регулятора, так как нередко проблемы бывают именно с ней, а не с самой деталью. Также иногда можно столкнуться с севшим или неисправным аккумулятором или поломкой блока управления силовым агрегатом. Проверка мультитестером позволит выявить такие неполадки. Её желательно выполнять с помощником. А проводится она в такой последовательности:

  1. Выбрать на измерительном приборе режим «Вольтметр».
  2. К массе подключить чёрный щуп, а красный закрепить на крайних боковых выводах колодки. Они на рисунке обозначены буквами A и D.
  3. Попросить помощника включить зажигание и проверить показания мультиметра. На его экране должно высветиться не менее 12 вольт. При более низких значениях, следует протестировать аккумулятор или генератор. Когда прибор не показывает никаких значений – неисправна проводка или блок управления двигателем. В таком случае проводится диагностика этих узлов.

Если не было установлено неполадок в цепи, значит, потребуется диагностика самого регулятора. Он проверятся также мультиметром. Для этого прибор переводят в режим омметра. Последовательность операции такова:

Проверка РХХ ВАЗ 2114

  • Подключить щупы устройства к выводам с левой стороны клапана, обозначенным на рисунке A и B, а после – к правым, имеющим обозначения на картинке C и D. При исправности стабилизатора, прибор покажет около 53 Ом.
  • Затем подключить щупы к выводам A и C, потом – B и D. В этом случае на омметре должен высветиться значок бесконечности.

Если показания мультиметра отличаются от нормальных, клапан неисправен. Скорее всего, его потребуется заменить. Но в некоторых случаях элемент можно почистить очистителем карбюратора.

Маркер неисправности и причины

Многие автовладельцы скажут, что вычислить поломку РХХ на ВАЗ 2115 очень сложно, так как признаки неисправности не всегда указывают на проблемы с регулятором. Тем более нередко предательски молчит блок управления и не сигналист владельцу значком Check Engine. Просто ЭБУ достаточно примитивен и не всегда может определить, в чём именно произошёл сбой. Из-за этого водители грешат на плохое топливо, забитый фильтр, некачественные свечи и прочее. Но благодаря пытливым владельцам «пятнашек», стали известны основные признаки неисправности РХХ:

  • мучительный запуск ДВС, особенно зимой;
  • плавающие обороты на горячую, в диапазоне 850–1100;
  • мотор замирает, если перейти на нейтральную передачу и сбросить газ;
  • прошивка скидывает обороты до 800–900 на холодном ДВС (менее 40 °C), не дождавшись полного прогрева.

Перечисленные симптомы с большой вероятностью говорят о проблемах с РХХ. Внутри датчика постоянно происходит движение, поэтому появляется естественный износ. Часто в ходовом винте и роторе. Даже небольшой люфт не позволяет ЭБУ правильно выставить шаги, поэтому топливная смесь получается некорректной, из-за чего мотор работает неправильно. Иногда банально засоряется воздушный клапан, что также негативно отражается на работе топливной системы.

Полезная информация! Независимые эксперты автоиндустрии и специалисты сервисных мастерских рекомендуют приобретать оригинальный РХХ. Его номер 2112-1148300-02 (иногда на окончание: 01, 02, 04). Если нет заводской детали, то можно заменить её достойным аналогом: «Омега» или «КЗТА».

Как проверить

Новый или б/у регулятор холостого хода от ВАЗ 2115 можно проверить. Для этой цели понадобится мультитестер, который следует перевести в омметр. На выходе датчика есть 4 контакта: A, B, C, D. Сначала тестируем A-B (первая обмотка), затем C-D (вторая обм.). Для модели 2112-1148300-02 традиционное сопротивление 51 (±2) Ом, а для 2112-1148300-01 — 53 (±5) Ом. Если снимаемые параметры стремятся к бесконечности, то вероятнее всего в цепи обмоток обрыв.

проверка рхх

Внимание! Игла на новом регуляторе должна быть полузакрытой, то есть, торчать из корпуса не более, чем на 23 мм. Если она сильно выступает из тела регулятора, то при монтаже могут повредиться шлицы ходового винта. Вернуть иглу в нижнее положение возможно. Для этого необходимо подключить питание (12 В) и вдавить шток.

Ремонт и покупка нового РХХ

Выше мы рассмотрели порядок действий при рабочем датчике. Если при диагностике пальцем не чувствуется вибрация иглы, то ремонтировать такой агрегат не стоит. Проще его выкинуть и приобрести новый. Не нужно переживать по этому поводу, поскольку цена датчика холостого хода на ВАЗ 2114 не велика. Самые дешевые – отечественные. Ценник начинается от 350 рублей и зависит от производителя и вида. Всего их 4. Какой РХХ лучше поставить на ВАЗ 2114 решать только вам, но идеальным вариантом считается замена нового на аналогичный.

Можно взять старый с собой в магазин, и попросить продать точно такой же. Консультацию по выбору могут дать также и продавцы запасных частей. Купить датчик холостого хода возможно в разных местах, таких как магазины автозапчастей и автомобильные рынки. При этом стоит обратить особое внимание на вид упаковки, правильность написания названий и показателей.

Ошибки на коробке не являются опечатками, а свидетельствуют о том, что данный товар поддельный. Внешне упаковка очень похожа, поэтому владельцу машины очень легко не заметить разницы. Покупать необходимые узлы и агрегаты на автомобиль лучше в проверенных местах, всегда спрашивать чек на покупку, а также можно попросить сертификаты на интересующую модель.

Точный срок службы РХХ определить невозможно. Зависит он от качества материала, завода-производителя, износа всего автомобиля. Поэтому при оценке работоспособности нужно обращать внимание на вышеуказанные «симптомы». Как видим, если плавают обороты на ВАЗ 2114, то проверить РХХ надо в первую очередь. В автомобиле не бывает лишних узлов, но от того, какие обороты должны быть на холостом ходу ВАЗ 2114, зависит дальнейшее состояние двигателя. При переведении рычага коробки передач в положение «нейтралки» ваш железный конь может заглохнуть на любом перекрестке, что может привести к самым непредсказуемым последствиям.

Диагностика неполадок

Сложность диагностики датчика холостого хода заключается в том, что его неполадки не покажет бортовой компьютер, а работоспособность можно проверить лишь в ручную. Чего нельзя сказать, о датчике положения дроссельной заслонки, потому как признаки неисправностей у них одинаковые, а выявить последнюю, может самый обычный бортовой компьютер.

Проверка цепи датчика

  1. Перед тем как приступить к проверке датчика, позаботьтесь о том, что мультиметр исправен и готов к работе.

Датчик холостого хода под капотом ВАЗ-2114

Датчик холостого хода и его «провода» ниже датчика дроссельной заслонки. Датчик дроссельной заслонки отмечен стрелочкой. У датчика холостого хода снята колодка.

Обратите внимание, что на автомобилях оборудованных двигателем с объёмом в 1,6 литра, необходимо демонтировать крепление дроссельного узла, и убрать его от самого ресивера примерно на пару сантиметров.

Берём мультиметр

  1. Затем, на мультиметре выставляем режим проверки «вольтметра».
  2. Чёрный щуп подключаем к «массе», а красный, фиксируем на выводах колодки А – D.

Колодка РХХ на ВАЗ-2114

Так выглядит расположение выводов на колодке питания РХХ.

Если после проверки было установлено, что цепь исправна, то можно приступать непосредственно к датчику.

Проверка датчика холостого хода

При проверке самого датчика, вы должны подключить датчик в режим проверки сопротивления следующим образом:

    Независимо от полярности, подключаем щупы сначала к выводам A и B , а затем C и D . Если датчик исправен, то значения должны составлять порядка 53 Ом.

Проверка сопротивления РХХ на ВАЗ-2114

Значения в норме.

Если показания проверки были с отклонениями от нормы, то его можно попробовать очистить при помощи очистителя карбюратора, либо приобрести новый.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ВОЗМОЖНОСТИ ПРОВЕРКИ ПРИБОРА

Как уже отмечалось выше, на ощупь определить поломку этого прибора невозможно, нужна инструментальная проверка. Как понять, что пора менять рхх на машине? Для этого нужен простейший мультиметр, умелые руки и голова на плечах. Для выполнения такой процедуры необходимо отсоединить разъём с проводами от этого прибора. Во всех практических руководствах по ремонту такого оборудования, утверждается, что сопротивление его обмоток должно быть в диапазоне от 40 Ом до 80 Ом.

Чтобы убедиться в этом, переключают измерительный прибор в положение, при котором измеряют сопротивление. Предел измерений устанавливают в положение до 1 кОм. Нужно проверить обмотки А и В, а затем С и D.

На схеме видно расположение выводов в разъёме рхх. Если показания прибора сильно отличаются в ту или иную сторону, он неисправен и нужна замена датчика холостого хода ВАЗ2114. Если эти параметры в норме, то следует проверить выводы А и D, а также В и С. В этом случае показания должны быть равны нулю, или стремиться к бесконечности, в ином случае, это тоже неисправность прибора.

Убедиться в работоспособности можно и в отсутствие прибора. Нужно на снятом рхх пальцем «нежно» удерживать конус иголки, и включить зажигание. Она должна сдвинуться с места. Виновниками неисправностей могут быть проводка и сам блок управления.

КАКИЕ БЫВАЮТ ПРИЗНАКИ ЕГО НЕИСПРАВНОСТИ

Пока ещё такие датчики не снабжаются системами для проведения диагностики, водитель не увидит на табло сигнала о его неисправности. Пока судить о проблемах с ним или проверить рхх на ВАЗ 2114, можно только по косвенным признакам, которых вполне достаточно для постановки правильного диагноза. К таким признакам можно отнести:

  • Непредвиденные остановки при работе на холостом ходу;
  • Наблюдаются плавающие обороты при работе на оборотах холостого хода;
  • Нельзя добиться повышения оборотов во время пуска холодного двигателя;
  • При выключении скорости происходит остановка мотора.

Хочется предупредить владельцев машин о том, что схожие признаки неисправностей бывают и у других датчиков, но на некоторые из них реагирует контроллер и выдаёт на табло код ошибок.

Замена

Любой самостоятельный ремонт требует подготовки. Перед демонтажом/монтажом датчика холостого хода на вашем ВАЗ 2115 следует подобрать место. Желательно заниматься машиной в хорошо освещённом гараже. Также необходимо приготовить инструмент. На 8-клапанных моторах некоторые умельцы снимают РХХ без демонтажа дроссельного узла (ДУ), но при условии, что нижний винт поддаётся откручиванию.

На 16 клапанных ДВС без разборки не обойтись. Вам потребуются прочная крестовая отвёртка средних размеров, ключ 13 мм (головка), смазка WD-40, аэрозольный очиститель карбюратора и ветошь. И ещё, между дросселем и впускным коллектором есть прокладка. Из-за длительной эксплуатации она может пребывать в плохом состоянии. Лучше заранее купить новую (30–40 руб.). Процесс замены выглядит так:

  1. Установите машину на ручной тормоз.
  2. Отсоедините минусовую клемму с АКБ.
  3. Снимите защитный экран двигателя (для 1.6).
  4. Ослабьте хомуты на трубке отвода картерных газов и гофрированном патрубке.
  5. Отсоедините гофру от дроссельного узла.
  6. Снимите верхний патрубок вентиляции картера на холостом ходу.
  7. Скиньте тросик газа.
  8. Открутите 2 крепёжные гайки ДУ и снимите его со шпилек.замена рхх
  9. Слева, снизу, найдите место расположения РХХ.
  10. Отщёлкните от датчика штекер питания.
  11. Открутите 2 винта регулятора при помощи крестовой отвёртки.
  12. Почистите ДУ от нагара и грязи, используя очиститель карбюратора.
  13. Обмажьте резиновое кольцо регулятора машинным маслом.
  14. Установите РХХ в дроссельный механизм.
  15. Соберите всё в обратной хронологии. замена дхх

Внимание! Поменяв датчик холостого хода не пытайтесь заводить машину. Сперва включите зажигание и подождите 10–15 сек. Система ЭБУ настроит РХХ в рабочее положение. Затем повторите операцию 3–4 раза (мастера прозвали это «пропиской»). Только после «прописки» можно запустить и прогреть мотор, и оценить его работу.

Какой датчик выбрать?

Для того, чтобы правильно подойти к выбору датчика холостого хода на ВАЗ-2114, вы должны знать, то, что последние две цифры на артикуле датчика имеют особое значение. Потому как, если артикул старого, заканчивался на «01», а на замену будет поставлен датчик с цифрами «04», то никакого толка от этого не будет, потому, как он просто-напросто не заработает должным образом.

Родной датчик холостого хода на ВАЗ-2114 и его аналог

Родной датчик и аналог

Взаимозаменяемыми считаются датчики с номера «01» на «02» и «03» на «04» соответственно.

Во время выбора этого устройства обращайте внимание также на контрафактные товары, потому как на современном рынке их скопилось достаточно.

КАК ПРОИЗВОДИТСЯ ЗАМЕНА ПРИБОРА

Если есть уверенность на все сто процентов в том, что рхх неисправен, его нужно заменить. Проблем в таких случаях практически не бывает. Поэтому меняем самостоятельно неисправный прибор. Перед этим его нужно приобрести. Его уже давно не относят к разряду дефицитных. В торговых сетях стоимость дхх примерно 450-550 рулей.

Если поручить такую работу механикам сервисов, то кроме стоимости прибора придётся заплатить стоимость за диагностику мотора, а также добавиться стоимость работ по снятию и установке прибора. Нечего пугаться трудностей, готовьте инструмент и приступайте к работе.

Для этих работ приготовьте, кроме нового датчика:

  1. Ключ на «13»;
  2. Жидкость, которой прочищают карбюраторы;
  3. Ветошь или тряпки;
  4. Крестообразную отвёртку.

Замена регулятора холостого хода ВАЗ 2114,производится в гараже или любой ровной площадке. Теперь расскажем более подробно о том, как поменять датчик холостого хода ВАЗ 2114. Это выполняют в таком порядке:

  1. Открывают доступ в моторный отсек машины, для этого поднимают капот;
  2. Отключают минусовую клемму аккумулятора;
  3. Снимают установленную над мотором защитную пластмассовую крышку;
  4. Немного отпускают стяжной хомут на воздушном патрубке и снимают его с корпуса воздушного фильтра;
  5. Снова отпускают хомут, теперь уже на другом конце патрубка, отсоединяют его и отводят гофру в сторону;
  6. Отсоединяют привод, который связывает педаль газа и дроссельный узел. Для этого нужно ослабить крепящий узел и отсоединить трос;
  7. Ветошью или тряпками очищают дроссельную заслонку и всё вокруг неё;
  8. Перед отвинчиванием гаек их предварительно нужно обрызгать жидкостью WD-40, это облегчит их отвинчивание;
  9. Аккуратно отвинчивают гайки крепежа и снимают дроссельный узел в сборе;
  10. Отключают разъём от прибора, нужно просто отсоединить его и отвести в сторону;
  11. Теперь настала очередь крестообразной отвёртки. Она нужна для отвинчивания двух винтов крепления рхх к дроссельному узлу;
  12. Далее происходит извлечение клапана из установочного гнезда;
  13. Перед установкой нового изделия тщательно прочищают все каналы дроссельного узла и установочное место прибора. С этим хорошо справляется жидкость для очистки карбюраторов;

Установка производится в обратной последовательности.

Перед установкой нового изделия уплотнительную прокладку нужно смазать моторным маслом.

После того как замена датчика холостого хода будет произведена, его необходимо калибровать.

КАК МОЖНО ПРОВЕРИТЬ ЕГО РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Лучше всего проверять работоспособность с помощью приборов. Давайте рассмотрим, как проверить датчик холостого хода ВАЗ 2114. Хорошо если для этих целей найдётся самый простой мультиметр, его будет вполне достаточно. Для проведения «инструментальной проверки» необходимо:

  1. При выключенном зажигании с датчика снимают разъём с проводами;
  2. Прибор переводят в режим измерения напряжения и при включенном зажигании проверяют его наличие на проводах разъёма;
  3. Если напряжение присутствует, датчик неисправен, в противном случае проверяют всю цепь от датчика до контроллера.

Проверка регулятора холостого хода может быть произведена и без приборов. Для этого на снятом датчике с подключенными проводами проверяют выдвижение штока при включении зажигания. Если конусную иглу слегка удерживать пальцем и включить зажигание, то она должна выдвинуться. Те владельцы, кто владеет основами радиотехники, могут собрать тестер рхх своими руками, которым может быть проведена проверка рхх с шаговым двигателем. Кого заинтересует такой прибор, схема его будет ниже.

Находим и проверяем регулятор холостого хода на ВАЗ 2114: подробная инструкция

Как видно из схемы, прибор подключается к бортовой сети, а вторым разъёмом непосредственно к датчику.

Теперь несколько слов о том, как проверить датчик регулятора холостого хода с помощью этого прибора. Для этого необходимо:

  1. Подключить прибор к аккумулятору, а вторым разъёмом к выводам датчика;
  2. При включении происходит задвигание на все 250 шагов, потом он выдвинет шток с иглой примерно на 70 шагов;
  3. Нажатие кнопок к1 и к2 будет выполняться выдвижение конусной иглы и наоборот, её задвигание;
  4. Комплексная проверка датчика холостого хода будет проведена, если одновременно включить обе кнопки и задержать их включёнными, чуть более 3 секунд. Прибор начнёт периодически задвигать и выдвигать шток с конусной иглой;
  5. Переменным резистором можно изменять скорость выполнения операции проверки.

Заключение

Датчик холостого хода на модели ВАЗ 2115 преподносит немало сюрпризов автовладельцам. Так как регулятор ХХ тоже механизм (электрический шаговый микромотор), то со временем у него вырабатываются внутренние детали (ходовой винт и ротор). Как следствие, смесь топлива получается неправильной, из-за чего двигатель начинает работать разбалансировано. Электронный блок не всегда видит сбой в системе, поэтому не предупреждает водителя о неисправности значком Check Engine. Но выявить дефект возможно, по ряду признаков. Для замены рекомендуется использовать оригинальный РХХ, а ремонт можно сделать своими руками.

ВОЗМОЖЕН ЛИ РЕМОНТ ЭТОГО ПРИБОРА

Приобретать новый датчик торопиться не нужно потому, что в некоторых случаях возможен ремонт датчика холостого хода. Очень часто, особенно, когда используется некачественное топливо, или ресурс двигателя близок к капитальному ремонту, происходит закоксовка штока с конусной иглой в корпусе прибора. Что в таких случаях делают?

На помощь может прийти жидкость для очистки карбюраторов. Ватная палочка, обмакнутая в эту жидкость, хорошо очищает все контакты. После этого производят очистку штока конусной иглы. Обычно после этих действий он начинает работать.


Если имеется обрыв проводки внутри датчика, то в некоторых случаях это поправимо. Нужно аккуратно разобрать корпус прибора и внимательно осмотреть его внутреннее содержимое. Обрыв провода подключения можно исправить, если есть возможность припаять его на место подключения. Если всё получилось, то место пайки нужно покрыть слоем лака для защиты от коррозии. Если произошёл обрыв провода внутри обмотки шагового двигателя, то исправить его практически невозможно. В таком случае датчик просто меняют.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий