Как подключить реле света

Содержание

Схема подключения и монтаж датчика освещенности

Датчик освещения LXP-02 и LXP-03. монтаж

В статье рассмотрим вопросы монтажа и подключения датчика освещенности. Также приведены электрические схемы наиболее популярных моделей датчиков света.

Напоминаю, что это устройство широко применяется в сфере домашней автоматики для включения/выключения электрического освещения в зависимости от уровня освещенности на улице. Названия могут быть разные – датчик света, датчик освещенности, светоконтролирующим выключателем или фотореле, но суть одна.

Подробно о таком датчике я рассказал в первой части статьи – Устройство и функции датчика освещенности. Там подробно рассмотрено его устройство, работа и характеристики.

Поэтому – сразу перехожу к делу:

Подключение фар через реле

Если нужно подключить дополнительные фары или снять нагрузку с основных источников света, используется реле. Проще всего ставить четырехконтактный вариант, так как его можно купить в любом автомагазине, он стоит недорого и легко устанавливается. Главное – разобраться в особенностях работы и правильно подсоединить провода, чтобы обеспечить нормальную работу оборудования.

Импульсное реле для управления освещением: схема подключения

Часто можно встретить у разных владельцев строений системы, которые централизованно управляют осветительными приборами. Такие схемы используются вместо типовых решений, где включение и выключение происходит отдельно в каждой комнате.

Такие варианты удобнее, особенно если помещения имеют большие площади или присутствуют удлиненные холлы. При подключении импульсных реле в электрическую цепь светильнику включаются в одном месте, а выключаются в другом. Применение подобных схем удобно для лестничных клеток многоэтажных зданий.

Реле включения ближнего и дальнего света фар — диагностика и замена

Реле размещаем на правой стороне лонжерона (можно где понравиться). Отключаем родные фишки фар. Находим контролькой какой провод отвечает за дальний свет, а какой за ближний. Далее подключаем реле: «+» берем либо от АКБ либо от генератора (как захочется) и пускаем 2 плюса через предохранитель к реле и подключаем к контактам «87» обеих реле. С контакта «30» плюс ведем к обеим фарам и подключаем сначала ближний свет (дальний потом). Теперь к контакту «85» подключаем родной провод ближнего света, а к контакту «86» массу. Проверяем. Включаем ближний свет. Все работает, отлично.

Подключаем второе реле. Так же с контакта «30» ведем плюс к обеим фарам и подключаем дальний свет. К контакту «85» подключаем родной провод дальнего света, а к контакту «86» массу. Проверяем. Сначала включаем ближний, потом дальний, потом все в месте. Все работает. Готово.

(на левой стороне останется не подключенная фишка левой фары (её так и оставляем), она больше не пригодиться).

Из- за тусклого света фар, был увлечен поиском ярких ламп. Но наткнувшись на то, что на В3 нет реле на ближний/ дальний свет фар- удивление было велико) Спасибо за схему Роману

Итак начнём. Был извлечен из запасов корпус реле поворотников от ПАЗа, лежал лет десять и ждал своего часа. Ведь знал же я тогда, что сей девайс мне понадобится для каких то усовершенствований)

Можно засунуть и третью релюшку

Конечно не желательно тянуть провода перед радиатором по известным причинам, но тянуть их в обход двигателя проблематично. Поэтому продел их в кембрики и дополнительно в гофру.

Соединение с правой фишкой фары

Прикрепил блок к пластиковой подкрылке левого колеса.

Счастью нет предела) И разница до и после очевидна! Ехал домой с гаража довольный работой.

Сутки спустя мне моргают ночью фарами! ВПЕРВЫЕ !

Пришлось опустить корректор фар))

Впереди замена переднего внутреннего правого шруса.

Подробно про подключение и установку ДХО

Правила дорожного движения требуют, чтобы автомобиль в дневное время двигался с включенными дневными ходовыми огнями (ДХО, DRL). Это повышает видимость авто на дороге и ведет к снижению аварийности. В качестве ДХО можно использовать фонари штатного светотехнического оборудования машины, а можно смонтировать для этого отдельные осветительные приборы. Установить ходовые огни можно самостоятельно, но надо соблюдать определенные правила.

Фотореле для уличного освещения – устройство и процесс монтажа

Лучшее решение для управления светильниками – фотореле для уличного освещения. Это устройство не только позволяет регулировать работу осветительных устройств, но и экономит средства на электроэнергию. Помимо этого, с помощью него можно получить доступ к управлению труднодоступными световыми аппаратами. В зависимости от сложности подключения различают несколько видов фотореле. Рассмотрим принципы функционирования датчика, его особенности, способы подключения и приведём несколько советов по монтажу.

Проходные и перекрестные переключатели

По этому вопросу у меня есть статья. Там рассказано, что в случае, если управление светом нужно с 2-х мест, используются проходные переключатели (или выключатели, как говорят в народе). К каждому из них нужно проложить три провода.

Схема будет такой:

Классическая схема включения освещения из двух точек с проходными выключателями

Если точек управления светом 3 и больше, нужно уже (кроме двух проходных по краям схемы) ставить перекрестные переключатели, к каждому из которых прокладывается по 4 провода:

Схема с перекрестным переключателем для включения освещения с трёх мест

Если нужно управление с 4-х мест, но нужно соответственно 2 проходных и 2 перекрестных переключателя:

Схема на двух проходных и двух перекрестных переключателях для включения света с четырех мест

И так далее, количество перекрестных переключателей увеличивается.

Минусы схем с проходными и перекрестными переключателями

Некоторые недостатки классических схем с переключателями могут показаться неочевидными или малозначительными, но всё же перечислю их.

  • Проходные и перекрестные переключатели имеют более высокую цену, чем обычные.
  • Часто их не бывает в наличии в магазинах.
  • Требуется прокладка большего количества проводов.

Датчик освещенности

Существует всего три вида датчиков света: фотодиод, фоторезистор и фототранзистор. Каждый из них используется согласно ситуации и желания удешевить производство схемы. Первый, когда его поверхность освещена, работает как обычный выпрямляющий диод, пропускающий ток в одном направлении. В темноте он полностью заперт и движение электронов через p-n переход приостанавливается. На схемах он обозначается обратным от светодиода:

схема

Если произвести обратное подключение движения тока, то есть, при подаче плюса на катод, он станет работать как фоторезистор, но в отличие от последнего выдержит более высокие токи. Кроме того, у фотодиода быстрее скорость реакции срабатывания и выше общая чувствительность к световому потоку. Различают несколько видов фотодиодов, определяющих конкретный спектр излучения. Распространены инфракрасные датчики и сенсоры видимого света.

Следующим в списке идет фоторезистор. Чувствительный элемент, изменяющий характеристики сопротивления в зависимости от освещенности. В темноте значение может достигать от нескольких до сотен Мегаом. На свету уменьшается до Килоомных величин. Большим плюсом детектора служит его линейная зависимость основного параметра от мощности попадающего видимого излучения. Очень удобен в измерительных приборах, чему способствует более низкая цена в сравнении с остальными. Основные минусы — высокие значения сопротивления прохождению тока и относительно низкая чувствительность.

Внешний вид и обозначение в принципиальных схемах фоторезистора:

схема

И наконец фототранзистор. Управляющий элемент, действие света на который аналогично подачи открывающего тока на базу. То есть, чем сильнее излучение, тем меньше сопротивление перехода эмиттер-коллектор транзистора. Самим электрическим контактом, подключенным к той же базе, можно управлять общей чувствительностью детектирующего устройства.

Обозначение фототранзистора и фото оптрона на принципиальной схеме:

схема

Что такое фотореле, устройство и принцип действия

Если рассмотреть фотореле в качестве «черного ящика», то его устройство и принцип действия просты:

  • на стороне входа чувствительный элемент, куда попадает свет;
  • на выходе – сигнальное устройство;
  • на корпусе – настроечный орган.

При попадании света (или прекращении попадания) на чувствительный сенсор устройство выдает сигнал, который можно использовать для управления исполнительными механизмами, фонарями (напрямую или через реле-повторитель).

Схема подключения датчика освещенности

Можно выдавать сигнал на пульт управления или инициировать работу тревожной сигнализации. Сигнал может быть в виде:

  • изменения уровня напряжения (логического уровня);
  • «сухого контакта» реле;
  • изменения состояния электронного ключа (транзистор с открытым коллектором) и т.д.

Детектор освещенности может быть встроенным в корпус прибора, а может быть выносным. Тогда его можно установить в любом удобном месте. Орган настройки позволяет регулировать уровень срабатывания – можно заставить реле включать свет раньше или позже.

На самом деле устройство фотореле более сложно.

Блок-схема фотореле.

В общем случае прибор содержит:

  • элемент, чувствительный к свету (фоторезистор, фотодиод и т.п.);
  • устройство преобразования (преобразует изменение состояния сенсора в изменение электрического напряжения);
  • усилитель-буфер;
  • пороговое устройство – сравнивает напряжение от датчика с заданным уровнем;
  • таймер – ограничивает время работы освещения;
  • формирователь выходного сигнала.

Устройства разных производителей имеют разную схемотехнику. Некоторые элементы могут быть совмещены, некоторые могут отсутствовать. Некоторые приборы имеют фиксированный уровень срабатывания, у них нет органа регулировки.

Важно! Фотореле часто называют датчиком света, датчиком освещенности, датчиком день-ночь и т.д. Такие названия не совсем корректны. Датчиком освещения, строго говоря, является часть фотореле, преобразующая уровень освещенности в электрический сигнал или в величину, которую можно преобразовать в электрический сигнал.

Что такое импульсное реле

Импульсное реле — это выключатель, который замыкает или размыкает электрическую цепь в случае изменения входных состояний «включено-выключено». Отличается устройство от обыкновенного релейного элемента тем, что для него не нужна постоянная подача электроэнергии.

Существуют и более современные приборы, управляемые по Wi-Fi сигналу, однако импульсные реле доступнее по деньгам большему количеству рядовых покупателей. Стоят они в среднем 1000 – 1500 рублей за устройство, цена зависит от изготовителя и оснащенности. Комплектация:

  • встроенный таймер;
  • функция централизованного управления;
  • возможность подключения Wi-Fi.

Такие реле для управления освещением появились давно, но широкую популярность и распространение получили только сейчас. Возможности подобных систем большие, важно в них разобраться.

Нормы установки ПДД

Требование о наличии DRL содержится в ПДД, а технические параметры огней регламентируются двумя ГОСТами – Р 41.48-2004 и Р 41.87-99. Согласно их требованиям, фонарей должно быть два, и цвет их свечения только белый. Другие характеристики не должны выходить за пределы:

  • яркость свечения 400..800 кандел;
  • расстояние между фонарями – не более 60 см;
  • расстояние от края автомобиля – в пределах 40 см;
  • горизонтальный угол раскрыва светового пучка – 20 градусов, вертикальный – 10 градусов;
  • высота установки – 25..150 см.

Пункт 6.19 ГОСТ Р 41.48-2004 говорит о том, что ДХО должны начинать светить при включении зажигания.

Важно! Даже если фонари ДХО полностью соответствуют требованиям ГОСТ, но их установка не предусмотрена штатным конструктивом автомобиля, после монтажа DRL все изменения в обязательном порядке надо зарегистрировать в ГИБДД.

Определение и функции фотореле

Фотореле – это устройство со специальным встроенным датчиком, который собирает информацию об освещении вокруг. Подключив его к системе освещения, можно контролировать активацию и выключение ламп. Датчик света для уличного освещения активирует фотореле в зависимости от степени освещения. Устройство сильно экономит электроэнергию, так как включается только по запросу. Чтобы фотореле корректно работало, важно выполнить правильную установку и настройку. Результатом регулировки станет включение датчика только вечером, днём он будет находиться в ожидающем режиме.

Чтобы понять, как подключить фотореле, важно усвоить:

  • что это за аппарат и как он устроен;
  • какой используется внутри или снаружи фотоэлемент;
  • какие инструменты необходимы для его подключения.

Управляющее устройство

Мало иметь датчик освещенности, кроме него схема фотореле подключения подразумевает наличие управляющей части, которая будет «обрабатывать» поступающую информацию от сенсора, и в зависимости от внешних условий, производить действия с лампами. Схема проста и выполнима даже начинающими радиолюбителями. Но, возможно даже к сожалению, в настоящее время надобности в травлении плат и пайке компонентов нет. Уже продаются управляющие устройства в сборе, с датчиком, креплением и корпусом. Остается только присоединить нужные провода и смонтировать сами части прибора в места его постоянной дислокации.

Для тех же, кто желает повторить управляющую часть фотореле для освещения своими руками, можно предложить следующую отлаженную практическим опытом схему, которая поможет в том, как правильно подключить устройство:

схема

Фактически, схема аналогичная продемонстрированной, используется в промышленном фотореле ФР-601. Ее принцип работы: уменьшение сопротивления при попадании света на фоторезисторе R1, запирает транзистор VT2, который, в свою очередь, не дает сработать реле K1. Названый соединитель разрывает контакт K1.1, управляющий подачей тока на нагрузку. В случае повышения сопротивления, при потере освещенности R1, транзистор открывается, срабатывает реле и соединяет линию питания ламп. Подстроечным резистором R3 можно производить регулировку системы, настраивая ее общую чувствительность срабатывания.

Важные технические параметры и разновидности

Перед выбором фотореле должна быть полная ясность, где оно будет устанавливаться и какой нагрузкой управлять. Исходя из этого, при покупке надо обратить внимание на следующие технические характеристики.

  1. Напряжение питания. Может быть переменным 220 вольт или низким постоянным (12, 24 вольта и т.д.). Выбирается из удобства подключения на месте установки.
  2. Конструкция сенсора. Детектор света бывает выносной или встроенный. Выносной может монтироваться в нескольких десятках метров от основного блока.
  3. Степень защиты. Определяет место монтажа. Если, например, прибор имеет степень защиты IP20, то это подразумевает установку только в помещении (в распредщите) и выносной сенсор.
  4. Нагрузочная способность. Определяет электрическую мощность, которую может напрямую коммутировать фотореле.
  5. Диапазон изменения порога включения. Указывается в люксах. Особо полезной информации не несет, потому что трудно на глаз определить, какой уровень включения нужен на месте. Чем шире диапазон, тем лучше.
  6. Задержка на включение или выключение. От нуля до нескольких десятков секунд хватит на все случаи жизни.
  7. Также среди параметров указывается собственное потребление устройства. Оно невелико, в большинстве случаев не превышает 5-6 ватт. Поэтому гнаться за этим параметром нет смысла.

Исходя из этих характеристик можно подобрать реле, оптимальное по сочетанию технических и ценовых параметров.

Схема подсоединения импульсного прибора

Данное устройство используется в системе удаленного включения и отключения светильников. Для корректного действия системы с коммутационными элементами данного вида, нужно правильно подключить проводники. Разберем в этом материале – как подключить импульсное реле? Данный вопрос важный и непростой, нужно подходить к выбору и монтажу прибора осознанно.

Схемы с импульсным реле для управления светом не комплектуется защитными элементами. Следовательно, если в электрической линии, идущей к светильникам, возникает короткое замыкание (КЗ), происходит подгорание контактов прибора. Воспламеняются также любые легкие к возгоранию предметы, которые в это время находились рядом с медным проводником. Для исключения появления таких ситуаций и минимизации потенциальных последствий подключение импульсного реле надо производить после автоматического выключателя или плавких предохранителей.

  • В схеме подключения одного импульсного реле для переключения режимов прибора применяются кнопочные выключатели.
  • Данные элементы электрической системы укомплектованы пружинными деталями, возвращающими кнопку в прежнее положение сразу после завершения давления на ее поверхность.
  • Если контакт находится долго в замкнутом состоянии, перегревается обмотка катушки и электромеханическое устройство выходит из строя.

В паспортах указывается данный параметр, обычно до 1 сек.

Количество выключателей, с использованием которых идет сигнал к импульсному реле, не ограничивается. В обычных схемах подключения прибора присутствуют 3 – 4 кнопки. Этого хватает, чтобы управлять светом из многих участков территории.

Все выключатели подсоединяются в цепь параллельно друг к другу. Подобная схема подсоединения устройства позволяет применять меньше проводов. Одна жила кабеля с клеммы выключателя уходит к фазе, другая – соединяется с клеммой А1 прибора.

В схеме при подключении импульсного реле кроме фазного провода, уходящего от выключателя, 220 В подключается на контакт 2 импульсного реле. Благодаря такому подходу передается сигнал о включении или выключении устройства. Также реле снабжает электрическим током приборы освещения. К клемме 2 походит «ноль». Светильники соединяются с заземленным проводом не через коммутационный прибор, а ноль приходит к источнику освещения от нулевой шины.

Импульсное реле, применяемое для управления светом, обычно размещается в электрощитах, но могут быть установлены в коробке рядом со светильниками.

А это собственно и сама схема подключения стандартного 4-х контактного реле:

Реле может быть 1-канальным, то есть содержать 1 коммутационную пару. Если на корпусе реле изображен значок диода, значит при его включении необходимо соблюдать полярность на контактах управления.

Набор контактов может быть разным, например: Реле с одной парой контактов; С двумя парами контактов нормально-замкнутые — NC, и нормально-разомкнутые — NO ; С несколькими группами для управления нагрузкой в независимых друг от друга цепях.

Хотя реле от вольтовой грузовой машины в вольтовой сети не заработает — тут уж разница слишком велика… Коммутируемый ток Второй главный параметр реле после рабочего напряжения обмотки — максимальный ток, который может пропустить через себя контактная группа без перегрева и пригорания. В этом случае, вы имеете право установить ДХО без каких-либо согласований с сертифицирующими органами. При управлении кнопкой или герконом, диод D2 не нужен.

На помощь опять приходит реле. Включаем габариты или ближний свет, ДХО тухнут. Другой конец провода подцепляем к контакту 87А.

На помощь опять приходит реле. Так что сомнительный момент недостаток. Токи базы это часть тока коммутируемой через эмиттер-коллектор цепи, в тиристоре, в принципе, ситуация подобна. Схемы инверсии сигналов могут применяться для инвертирования сигналов концевиков дверей или багажника при подключении к сигнализации или в других случаях.

А чем больше деталей — тем меньше надежность. Даже самое миниатюрное коммутирует ампер, реле стандартных размеров — ампер.

Как правильно подключить 4 контактное реле. Как правильно подключить. Kak-PravilnoDelat

На каждое изменение конструкции транспортного средства должен быть получен сертификат, что само по себе дело не быстрое и не дешевое. Поэтому в качестве дистанционного силового коммутатора чаще всего применяется реле — оно устанавливается рядом с нагрузкой или в релейном боксе, а управляем мы им с помощью крошечной маломощной кнопочки с подведенными к ней тоненькими проводками, дизайн которой легко вписать в салон современной машины. Для того чтобы ДХО гасли при остановке двигателя, вы можете подать сигнал на кнопку от бензонасоса, или от того же датчика давления масла. Лучше пропаять все места соединений и защитить их термоусадочной трубкой.

Плохой контакт выделяет на себе тепло. Реле используют в тех случаях когда исполнительное устройство потребляет больший ток до ампер , чем способен выдать управляющий выход потребление катушек реле как правило не превышает миллиампер. Примеры использования реле для коммутации различных устройств приведены в конце статьи. Как работает и устроено 5 — ти контактное реле

Особенности функционирования

Фотореле функционирует ночью благодаря встроенному фотоэлементу. Через него анализируется уровень света вне помещения и, если данные соответствуют запросу, включается свет. Днём – это изолятор, который не проводит сквозь себя свет, а вечером – отличный проводник.

Схема прибора довольно проста и без проблем вмещается в маленький корпус, через который проходят проводники, подключаемые к электросети здания. Через них также реализуется активация устройства в зависимости от установленных настроек освещённости улицы. Фотореле применяют для различных задач, в том числе и в частном пользовании, но чаще всего, его главное предназначение – создавать уличную освещённость вечером и ночью.

Практически все устройства сейчас оснащены точечным регулятором, благодаря которому можно выставить необходимые значения для активации освещения. Он нужен для наиболее точной регулировки и выводится на корпус, что сильно упрощает его применение. Снизив значение на регуляторе до минимального, фотореле будет активироваться только глубокой ночью, а при максимальном – в конце дня, когда заходит солнце. Оптимальным значением будет среднее, но для правильной работы, как правило, настраивают несколько параметров:

  • Мощность аппарата. Рекомендуемый диапазон – от 1 до 4 КВт;
  • Масштаб чувствительности. Выставляется в пределах от 4 до 40 Люкс, в зависимости от нужной площади освещённости.

  • Нагрузка на электросеть не должна быть более 10 А для бесперебойного функционирования.

Фотореле также имеют отличия, которые заключены, в основном, в положении фотоэлемента внутри корпуса аппарата:

  • Внешний датчик.
  • Внутренний датчик.

Это стандартный вид фотореле с подключённым внутри фотоэлементом и таймером для активации. Подключается стандартно по обычной электрической схеме. Таймер зачастую используется как отдельный способ активации устройства. С его помощью без труда выставляются временные значения для активации и отключения аппарата. Результатом его настройки станет активация освещённости на улице только в заданное время, что в целом позволяет снизить расходы на электроэнергию.

Настройка и калибровка

При настройке датчика освещенности важно использовать черный пакетик, который идёт в комплекте с датчиком. Этот пакетик служит для имитации ночи.

Кулечек для датчика

Кулечек для настройки датчика освещения

Из органов настройки в датчике освещенности – только регулятор уровня освещения (LUX). Он устанавливает уровень, про котором срабатывает внутреннее реле датчика.

Подробнее настройка уровня описывается в описании принципиальной схемы, ниже.

Есть простейшие датчики освещения (например, LXP-01), в котором вообще нет никаких регулировок. Есть продвинутые, где ещё есть регулятор времени задержки включения/выключения.

Ну, а теперь самое интересное –

Управление светом с нескольких мест при помощи промежуточных реле

Промежуточное реле – это в принципе обычное реле, которое может выполнять перечисленные функции (или одну из них):

  1. Гальваническая развязка,
  2. Переход с одного уровня напряжения на другой (или с одного рода тока на другой),
  3. Усиление тока, когда управляющий ток гораздо меньше, чем ток контактов,
  4. Выполнение логических функций,
  5. Размножение контактов (из одного переключения можно сделать 4, например).

Как раз последняя функция и поможет нам изготовить проходные и перекрестные выключатели на реле, при этом используя обычные выключатели, чтобы управлять этими реле.

Схема поможет понять написанное:

Схема на 2 проходных переключателях и 2 реле. Включение светильников с четырех мест

То есть, реле своими контактами имитируют перекрестные переключатели.

Можем пойти дальше – используем 4 реле, и 4 обычных выключателя!

Схема на 4 реле для имитации схемы на 2 проходных и 2 перекрестных переключателя

На схеме S1, S2, S3, S4 – обычные привычные включатели. Людям, далёким от электрики и автоматики, будет легко и просто понять эту систему.

Уличное освещение

Светодиодное уличное освещение:

датчик света для уличного освещения

Разберем вначале наиболее простую схему того, как подключить датчик света для уличного освещения, без высокоинтеллектуальной части и дополнительных компонентов. Такая конструкция состоит всего из нескольких элементов: самого сенсора, контролирующего его работу узла и управляемой лампы. Причем паять плату, как было раньше, даже не придется — она продается уже в сборе. Поэтому в том, чтобы знать, как подключить фотореле, потребуется только присоединить детектор света (если он не идет в составе приобретаемого оборудования) и нагрузку. Возьмем к примеру фотореле «FR-01 6А, IP44, düwi», как один из наиболее низких по цене вариантов. Устройство стоит всего около 250 рублей и уже оснащено встроенным, чувствительным к видимому спектру излучения, элементом. В сущности, весь названый прибор управления представляет собой небольшую полупрозрачную коробочку с тремя проводами — синим, красным и коричневым. Монтаж производится именно в том месте, характеристики которого должны влиять на процесс запуска ламп.

FR-01 6А, IP44, düwi:

фотореле

Для устройства доступен наружный монтаж на улице. Происходящие погодные и климатические события, включая снег, дождь или яркое солнце, на работу прибора не влияют. Хотя, пользуясь опытом некоторых инженеров, можно дать рекомендацию взять оборудование с второй цифрой индекса IP повыше. Где-нибудь от 5 включительно, что точно убережет компоненты даже от сильного проливного дождя.

Сама же сборка системы в законченный вид элементарна — к контактам фотореле подключается фаза, нейтраль и нагрузка, как указано на приведенной далее схеме:

схема

К вопросу о монтаже есть интересный момент. Размещать устройство, содержащее датчики света, требуется так, чтобы на чувствительные элементы не падало видимое излучение ламп. Иначе вместо включения их в темноте и выключения днем, получится неплохая дискотека. Посудите сами: пришла ночь, реле сработало и зажгло лампу. Свет от нее падает на датчик, и тот считая, что уже день, разрывает линию. Опять темно, а значит снова включение. И так по кругу.

Ошибки при подключении

Чтобы избежать проблем, нужно учитывать основные ошибки и не допускать их:

    Плохой контакт соединений. Не стоит делать скрутки и обматывать их изолентой, это недолговечный вариант.

Подключение фар через реле

Подключить фары через реле несложно, так как все необходимое продается в автомагазинах, а схема очень проста. Главное – обеспечить надежный контакт соединений и проложить проводку аккуратно, чтобы она не повреждалась в процессе эксплуатации.

Система удаленного управления светом рио-1

Этим видом устройства пользуются для управления светильниками из 2-х и больше участков. В отличие от схемы, в которой присутствуют перекрестные или проходные выключатели, для работы РИО -1 выбираются приборы звонкового типа. Они не фиксирующиеся. Выключателей может быть установлено в цепи до 10 штук, подключаются параллельно друг к другу.

РИО-1 состоит из первых букв составляющих:

  • Р — реле;
  • И — импульсное;
  • О — для освещения (управляет цепью);
  • 1 — серия.

При подсоединении реле, применяемом для управления освещением, вся проводка ведется кабелями одинакового диаметра, поскольку через осветительные приборы идет ток нагрузки проходя по всей цепи выключателей. РИО-1 монтируется в электрощите на рейке DIN, иногда устанавливают просто на гладкий участок стены.

Схема подключения импульсного реле РИО-1:

  • 11-14 — стандартно открытый контакт для замыкания цепи.

Силовые контактные элементы рассчитаны на ток до 16 А при коммутации только активной нагрузки. Такой величины для цепей освещения достаточно. Если не будет хватать, то устанавливается еще контактор.

  • Y — вход «Вкл./Откл» импульсного реле;
  • Y1 — вход «Вкл.»;
  • Y2 — вход «Откл»;
  • N — нулевой проводник.

Как подключить единичное импульсное реле? В системе линия, идущая к светильникам, защищается при помощи одного автоматического контактора на 10 А. Кнопочные выключатели соединяются друг с другом параллельно. При шлейфовом подключении экономится длина кабеля.

  • Фаза с автомата красным проводом идет ко всем кнопочным элементам, а также на силовую клемму прибора (11).
  • Фазный оранжевый кабель с приборов выключения света отходит на соединение (Y).
  • На контакт (N) подсоединяется ноль с силовой шины (N).
  • На элемент (14) приходит оранжевая фаза, которая затем уходит на осветительные приборы.

Ноль для источников освещения поступает с шинного контакта (N).

Реализация схемы управления освещением на промежуточных реле

Мой постоянный читатель Николай собрал предложенную схему. Задача стояла сделать включение света с четырех мест в большом общественном помещении, причем использовать выключатели, а не кнопки. К каждому выключателю было подведено 3 провода, а плитку трогать было вообще не вариант.

Сборка схемы

Сборка схемы на переключателях и реле

Обратите внимание – используются клеммы Wago 221 на 5 контактов, установленные на ДИН-рейку через специальный держатель.

Сборка и отладка схемы управления освещением на реле

Сборка и отладка схемы управления освещением на реле

В качестве промежуточных реле используются реле Finder с катушкой на 230В.

Сборка и отладка схемы управления освещением на реле и модульном контакторе

Схема управления освещением на реле и модульном контакторе

Поскольку используются мощные прожектора, мощность которых более 2 кВт, применен модульный контактор с током контактов 25А. Контактор разделяет “логическую” и силовую части.

Обратите внимание, у этого контактора есть 3 положения – Включен, Автомат (управление через катушку), и Выключен.

Схема получилась следующая:

Схема на 2 проходных переключателях 2 реле и модульном контакторе

Кому интересно, почитайте, чем контактор принципиально отличается от пускателя.

Кстати, похожий модульный контактор я использовал в самодельном АВР для подключении генератора к дому. Там я рекомендовал катушку включать последовательно с резистором, чтобы уменьшить её нагрев при длительном включении.

А процесс монтажа в подсобном помещении (электрощитовой) выглядел так:

Монтаж системы управления светом

Монтаж системы управления освещением с 4 мест

Используется кабель NYM, медный моножильный круглый.

Спасибо за внимание, прошу делиться мнениями и задавать вопросы в комментариях!

Использование прожекторов

В сущности, если используется подключение фотореле к светодиодному прожектору, никаких изменений в схему вносить не нужно. Мощности пропускаемого тока самим устройством, достаточно для снабжения слаботочных осветительных приборов. К которым, безусловно, относится и светодиодный прожектор. Более того, на рынке есть аналогичные осветители, уже оборудованные встроенным в корпус фотореле для уличного освещения.

Подключение обычного светодиодного прожектора:

схема

Линия PE (земля) используется только в случае металлического кожуха осветительного прибора. В остальных случаях монтировать ее не нужно.

Другое дело, когда фотореле уличного освещения требуется использовать для подключения мощного прожектора с высоким потреблением энергии и соответствующей яркостью. К сожалению, в таком случае, пропускной способности по току у маленькой и ограниченной схемы детектора недостаточно. Тут требуется дополнительно ставить пускатель линии питания потребляющего устройства, управлять которым как раз и будет фотореле для уличного освещения. Общая схема подключения датчика к прожектору станет выглядеть так:

схема

Подсоединение устройств в центральную систему

С использование импульсных приборов собираются система, позволяющая управлять светильниками с единого центра. Благодаря внедрению таких схем, с выбранного по удобству места осуществляется запуск сразу нескольких устройств. Понадобится в этом случае дополнить рассмотренную ранее схему 2-мя обыкновенными выключателями с клавишей: «Вкл.» и «Откл.». Принцип действия:

  • При касании кнопки «Включение» фаза поступает на соединение (Y1) 2-х реле одновременно.
  • Оба устройства замыкают силовые механизмы (11-14), поэтому включаются 1 и 2 группы, идущие к светильникам.
  • При повторном нажатии на кнопку «Вкл.», устройства не отключаются, а остаются во включенном состоянии.

Следовательно, при помощи данной клавиши включаются только импульсные приборы.

То же самое происходит и с клавишей «Откл.». При касании фаза поступает на соединение (Y2) 2-х реле одновременно. Они размыкают силовые механизмы (11-14), поэтому отключаются источники освещения 1 и 2 группы. При повторном касании кнопки «Откл.», прибор не включается, сохраняет отключенное положение. Следовательно, при помощи этой кнопки отключается только устройство.

Удобно, если организовать такую схему при входе в дом. Тогда при уходе выключается лишь одной клавишей освещение во всех помещениях. Либо наоборот при входе включается везде свет.

Для чего нужны противотуманки?

В общем случае на пальцах схема подключения фар через реле выглядит следующим образом: Чтобы не было непоняток, в случае реализации 2 варианта, когда рвется провод от подрулевого выключателя, это в соответствии со схемой выше выглядит так. Решение проблемы — развязать цепи питания и управления фарами через реле.

Так вы значительно увеличите ресурс эксплуатации фар и обеспечите им высокую безопасность при езде по пересеченной местности.

По такому же принципу реле устанавливается и на любые другие потребители электричества в автомобиле.

Остановлюсь на 2 варианте реализации. После доработки, через контактную группу замка начинает проходить слабый управляющий ток, а уже реле подключает мощное питание стартера. Второй вариант установки Куда проще будет владельцам авто, у которых в бампере уже предусмотрено место для крепления противотуманных фар.

Схема подключения противотуманных фар Сразу отметим, наиболее простой схемой подключения ПТФ является подключение туманок от АКБ через выключатель. Взял колодку от газели, изогтовил под неё кронштейн. Сигнал о включении ближнего или дальнего света берется с разъема фары обычно левой.

Как поменять реле фар своими руками?

Если не работает ближний свет, найдите реле соответствующей номенклатуры и вытащите его. Установка реле зависит от марки автомобиля. В одних, для этого предусмотрен специальный монтажный блок, а в автомобилях раннего выпуска реле крепится к кузову посредством «массы». Если в случае с первым все понятно, то второе необходимо вначале освободить от контактных проводов, затем выкрутить массу. Перед проведением работ, обязательно отключите «минусовую» клемму аккумулятора.

На место реле ближнего света установите другое реле, например, дальнего света и проверьте работоспособность оптического прибора. Если ближний свет заработал, значит, реле необходимо заменить. Делается это достаточно просто: на место старого устанавливается новое и подключается, аналогично старому элементу.

Та же проверка может осуществляться и в отношении других режимов работы оптики автомобиля. При проведении диагностики, самое главное – обратить внимание на обозначения и маркировки устройств. Если значения тока заметно различаются, то проверять работоспособность ближнего света с помощью реле дальнего света не допускается. В этом случае, лучше всего, приобрести новое и попробовать включить ближний свет уже с помощью него.

Если после смены реле, ближний свет по-прежнему не работает, значит, реле исправно и проблему стоит искать в проводке, устройствах защиты цепи или в самих лампах соответствующего режима работы света.

Это все, что нужно знать о реле ближнего и дальнего света. Как видите, диагностику и замену устройств выполнять не сложно, а потому можно обойтись без автоэлектрика и сэкономить определенную сумму. Желаем вам удачи на дорогах!

Астротаймер

Подключая устройство для ночного освещения самостоятельно, важно знать основные виды устройства. В странах мира используются отличающиеся временные пояса, поэтому единых параметров для функционирования фотореле не существует. В одной части планеты устройство будет работать корректно, тогда как в другой со сбоями, например, сработает активация раньше времени.

Наиболее популярным для частного использования является астротаймер, который ежедневно анализирует данные освещённости на улице, после чего включается и отключается только в определённое время суток. Астротаймер устроен таким образом, чтобы считывать информацию через специальную прошивку схемы с полученными суточными данными.

Обновление: Схема гаражного освещения с нескольких датчиков

Читатель Артём (см.комментарий от 22 февр.2020 г.) прислал своё видео, в котором он подробно рассматривает принципы построения подобных схем “гаражной” автоматики. В итоге у него получилась своя схема, рекомендую к ознакомлению!

Датчик движения и сенсор света

Закончив разбирать подключение и присоединение фотореле для уличного освещения, перейдем в помещения под крышей. Здесь также найдется работа аналогичной системе. В сущности, кроме обширности пространства по сравнению с внешними пределами, различий нет. Ночью, как и на улице в помещении ничего не видно. И здесь также нужна система иллюминации, разгоняющая тьму в периоды мрака. Вот только не каждый рачительный хозяин готов платить лишние деньги за расходуемую бессмысленно большую часть времени электроэнергию. Ведь надобность в свете хоть и возникает изредка ночью, но не длится весь ее период. Вот здесь, как раз придет на помощь соединение нескольких компонентов: датчика освещенности и движения. То есть, сама система будет работать только ночью и именно в то время, когда кто-то движется в пределах действия сенсоров. В момент определения обоих факторов и будет отдаваться команда светильнику для включения. Главное не забыть настроить фотореле на текущую норму освещенности пространства и детектор движения на желаемую чувствительность.

Схема подключения детектора движения и датчика освещенности к лампам:

схема

Сразу небольшое замечание, касающееся детектора движения. Он должен быть или инфракрасным, или ультразвуковым. Причина проста — оптический, пока выключен свет, не «увидит» движение объекта в сенсорном поле, а значит и не даст команду на активацию ламп.

Технические характеристики и принцип работы

При прокладке проводов и установке систем освещения, куда будут встраиваться импульсные реле, нужно учесть ключевые параметры данного устройства. Если прибор не рассчитан на подключаемую нагрузку или сетевое напряжение, то он быстро выйдет из строя. В технической документации к импульсному реле изготовитель указывает особо важные сведения. Среди них:

  • Выходной ток.

Предельная величина силы тока, которая возникает в катушке во время перемещения якоря. Это относится к электромеханическим приборам.

  • Норма срабатывания.

Показывается значение, при котором происходит автоматическое срабатывание реле.

  • Ток при втягивании.

Самая низкая величина силы тока, при котором может возникнуть срабатывание реле.

  • Возвратный коэффициент.

Это соотношение тока, которое фиксируется на выходе якоря, к токовому значению при втягивании.

При подборе и применении реле надо учитывать максимальную величину установленного производителем расчетного напряжения. То же самое касается и значения силы тока, на которое рассчитано импульсное реле.

В техническом паспорте прибора обычно указывается время срабатывания. Различные реле быстрого типа включаются моментально – за 0.001 – 0.05 сек. Приборы, имеющие относительно долгую задержку – запускаются за одну секунду.

Рекомендации по подключению

При монтаже и подсоединении фотореле к ночному освещению, важно понимать особенности, которые могут сильно упростить эти процессы:

  1. Если необходимо подключить сразу несколько осветительных устройств, следует использовать профильный контроллер. Он получает информацию о сигнале с регулятора датчика и регулирует уличное освещение.
  2. Перед установкой прибора важно убедиться в том, что его мощность подходит к подключаемой электрической сети. В ином случае схема внутри корпуса фотореле может попросту перегореть.
  3. В магазине, перед покупкой, стоит ознакомиться с полным ассортиментом устройств. Они различаются по способу подключения, многие из которых могут быть сложны для новичка.
  4. При установке минимальное значение срабатывания практически всегда – 5 Люкс. Поэтому этот предел необходимо самостоятельно изменить под ночное время суток. Иначе прибор будет активироваться днём.
  5. В систему ночного освещения часто подключают одновременно и фотореле, и датчики, реагирующие на движение для дополнительной охраны дома. Важно пользоваться этим сочетанием для максимальной эффективности освещения.

Что нужно знать дополнительно

Фотореле уличного освещения и внутреннего бывают как однофазные-, так и трехфазные. Вторые отличаются большей мощностью. Существуют не только простые аналоговые датчики, но и чисто цифровые модели, оснащенные встроенным программируемым микроконтроллером. Многие промышленные варианты фотореле, ориентированные на использование в составе уличного освещения, идут в комплекте с реле времени, обеспечивающим необходимую задержку включения.

Приблизительная схема подключения трехфазного цифрового фотореле уличного освещения и внутреннего:

Требования к установке противотуманок

Допускается расположение ламп противотуманного света непосредственно в фарах головного освещения.

Привила установки фар регламентируются двумя нормативными актами:

  • ГОСТ 8769-75 или стандарт СЭВ 4122-83;
  • государственным стандартом РФ ГОСТ Р 41.48-2004, соответствующим Правилам ЕЭК ООН №48.


Расположение противотуманных фар на автомобиле

Схема подключения ДХО без реле

Это самая простая схема подключения ДХО, но и самая не правильная. Немного опишу ее. При такой схеме подключения вы подаете напряжение на ДХО от основной цепи питания автомобиля. Основная цепь питания включается в работу при повороте ключа в замке зажигания. Очевидно, ваши ДХО будут работать всегда, пока повернут ключ в замке зажигания, не зависимо от того, какие осветительные приборы вы используете при этом. У вас нет возможности отключить ДХО до тех пор, пока вы не вытащите ключ из замка зажигания.

Как вам уже известно, запрещено использование ДХО совместно с другими осветительными приборами. Я не рекомендую подключение ДХО по такой схеме.

Какие дополнительные аксессуары необходимо приобрести для подключения импульсного реле

Для прокладки схемы понадобятся:

  • Стандартный набор инструментов электромонтажника.
  • Кнопочные выключатели.

На количество влияет число управляемых мест. Надо выбирать любые модели, где не требуется фиксация включенного положения с механизмом самовозврата. Достигается это благодаря усилию встроенной пружины. В качестве таковых подойдут: а) заказные уникальные приборы с необычным дизайном от одной до 3-х клавиш в одном корпусе; б) переделанные из обычных выключателей; в) входные кнопки дверей, даже оснащенные индикатором подсветки.

  • Силовой кабель.

Провод должен выдерживать основную нагрузку, создаваемую приборами освещения. Среди большого разнообразия современных материалов выбирайте любой, который устроит по цене и условиям работы в бытовых помещениях. Важно грамотно рассчитать его параметры по мощности нагрузки.

  • Провода для слаботочной системы.

Они нужны для параллельного подсоединения всех предусмотренных кнопок с импульсными реле. Лучше купить обычную медную «лапшу», используемую на телефонных линиях или витую пару с необходимым количеством жил. Также можно брать любой медный проводник, но он должен быть тонким. Ключевое внимание при подборе нужно уделять 2-м вопросам: а) состоянию электрической изоляции; б) механической прочности жил, которые смогут выдержать нагрузки в процессе монтажа и эксплуатации.

Что понадобится для установки противотуманных фар?

Для самостоятельной установки противотуманных фар требуется минимальный набор инструмента. Владелец автомобиля должен обладать знаниями и навыками работы с электропроводкой, поскольку от правильности монтажа зависит безопасность эксплуатации автомобиля в целом.

  • цветная электрическая схема автомобиля;
  • кусачки или бокорезы;
  • нож для очистки проводов;
  • клещи для обжимки клемм (клеммник);
  • паяльник.

Набор материалов, необходимых для монтажа:

  • комплект противотуманных фар подходящих для установки в штатные отверстия в бампере или универсальных, которые монтируются на поверхности бампера;
  • многожильный медный провод с сечением 1,5-2 мм² с изоляцией, способной работать при низких температурах и устойчивой к воздействию паров бензина и масла;
  • реле для включения (обычно используются стандартные реле включения фар от переднеприводных моделей ВАЗ);
  • выносной корпус для установки ножевого предохранителя;
  • ножевой предохранитель на 30 А;
  • клавиша управления, подходящая под дизайн салона (желательно с лампой подсветки);
  • разъемы и клеммы для соединения проводов с элементами цепи;
  • термоусадочная трубка подходящего диаметра;
  • изолента на полиэтиленовой или матерчатой основе;
  • пластиковые стяжки;
  • автомобильный гофрорукав для прокладки провода.


Набор противотуманных фар для Форд Фокус 3

Преимущества импульсного реле

Использование импульсных устройств для создания системы управления освещением в доме имеет ряд плюсов:

  • невысокая стоимость;
  • длительный срок эксплуатации;
  • нет ограничения по количеству подключаемых выключателей в цепь управления;
  • довольно незначительное энергопотребление;
  • простой монтаж по сравнению с маршевыми видами выключателей.

При пользовании реле электронного типа есть возможность задать время, по истечении которого прекращается подача для прибора электроэнергии.

Работа реле в нестандартных ситуациях

Многих домовладельцев интересует вопрос, а что случится с реле, если исчезнет в доме напряжение? Что станет при последующем его появлении? Они опасаются того, что, когда ситуация нормализуется, все светильники включаются одновременно.

Нет, так не получится. Но положения контактов зависит от модели прибора, наличия в нем памяти. Если она есть, то те лампы, которые горели до отключения сети, загорятся сразу при подаче напряжения. Там, где память не предусмотрена, контакты размыкаются и светильники не загораются.

Если 2 человека одновременно нажмут на 2 кнопки, прибор воспримет как одноразовое нажатие. Тогда лампочка или загорится, или погаснет. Все зависит от предыдущего положения.

Импульсное реле для установки в распределительную коробку

Кроме тех моделей, которые устанавливаются в электрический щит, выпускаются навесные варианты реле. Такие приборы монтируются за подвесным потолком либо в распределительной коробке.

При их использовании легко переводится освещение в квартире с одноклавишных выключателей на импульсные реле. Для этого в монтажных блоках нужно поменять приборы для включения света на кнопки. Затем выполнить переключения жил кабелей в распределительном блоке.

На рисунке показана схема подсоединения импульсного реле прямо в коробке, расположенной под потолком.

Структура щита с импульсными реле

В электрическом щите мало что изменится при подключении импульсного реле. Зато у вас будет оптимальное решение управления освещением. Такая система похожа на вариант с проходным выключателем.

При подсоединении в щитовой к стандартному импульсному прибору одновременно нескольких приборов освещения, обязательно требуется установка кросс-модуля или клеммы.

Прокладывать по 2, 3 провода на одно реле не получится, поскольку существует ограничение по толщине кабеля. В этом случае нужно раскидать кабеля по разным колодкам.

С какой целью применяются импульсные прерыватели электрической цепи

Особенность данных устройств – их можно фиксировать в конкретном положении, после того как на его контакты поступает электрический импульс. Данная двухпозиционная стабильность электронного прибора удобна в организации управления многими механизмами. В бытовых условиях часто реле используют в схемах включения светильников.

Главным достоинством импульсного прибора является его способность «запоминания» последней позиции контактов. Это обеспечивается даже тогда, когда полностью обесточивается электрическая сеть. Другое значимое преимущество импульсного устройства заключается в том, что для его запуска подходит низкое напряжение. За счет этого выключатель можно устанавливать во влажном помещении, например:

  • подвале;
  • туалете;
  • ванной комнате.

Таким образом, удается достичь более высокой степени безопасности в работе электрических систем относительно простых выключателей.

Для чего применяют импульсные реле?

С помощью данных приборов легко организовать включение осветительных приборов из нескольких мест, например, подойдут для этих целей:

  • длинные коридоры;
  • лестницы многоэтажных зданий;
  • подъезды домов.

Можно установить реле где угодно без ограничений по количеству. Соединяются выключатели света параллельно друг другу с помощью тонких 2-х жильных проводов. Вся схема подключается к входному контакту блока управления импульсного реле.

Благодаря внедрению данной системы больше нет необходимости:

  • путаться в коммутационных схемах;
  • заморачиваться с выключателями проходного типа;
  • мучиться с подключением переключателей;
  • прокладывать 3 – 4-х жильные кабели.

Не нужны действия, имевшие место в классической схеме управления осветительными приборами из нескольких мест.

Заключение

Подключение в электрическую схему импульсного реле дает возможность дистанционного управления источниками освещения. Благодаря приборам светильники включаются в одном месте, а выключаются в другом. Такая система особенно актуальна для лестниц многоэтажных жилых, общественных зданий и современных коттеджей.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий