Газ 13 чайка авито

ГАЗ-13 «Чайка»

ГАЗ-13 «Чайка»

В первой половине 50-х годов появились знаменитые «Волга» и «Москвич-402», предназначавшиеся для массового выпуска, а вот с автомобилями для партийной и государственной номенклатуры было сложнее. Большие представительские автомобили в СССР всегда создавались с оглядкой на Америку, но советская промышленность не могла так же быстро менять модели. В результате наш ЗИМ, созданный по лекалам американской автомобильной моды 40-х годов, к середине 50-х выглядел уже изрядно устаревшим. Кроме того, за это время возросли требования к мощности мотора, комфортабельности и прочим характеристикам автомобиля. Назревал вопрос о замене ЗИМа машиной более высокого класса.

ГАЗ-13 «Чайка», вид сбоку

ГАЗ-13 «Чайка», вид спереди белая

ГАЗ-13 «Чайка», вид спереди красная

ГАЗ-13 «Чайка», вид спереди чёрная

Первые образцы и начало производства автомобиля ГАЗ-13 «Чайка»

Первый опытный образец «Чайки» собрали к июлю 1957 года. Машина была окрашена в два цвета – темно-вишневый низ и светло-бежевый верх. Многие элементы на ней были заимствованы с Packard почти без изменений, например, задние фонари или V-образная галочка на решетке радиатора. Разница в том, что на нашей машине она символизировала чайку, отраженную в названии автомобиля, а на американской – V-образный двигатель. Первый образец также отличался внешне от знакомых нам серийных машин: вокруг арок задних колес не было молдингов, иначе выглядела рамка ветрового стекла и передние подфарники, отсутствовали противотуманные фары.

В 1958 году изготовили еще несколько опытных образцов «Чайки», которые внешне уже практически соответствовали серийным – эти машины предназначались для различных испытаний. Автомобильного полигона тогда еще не существовало, испытания проводились на обычных дорогах. Ходовые испытания оказались непростыми: «Чайкам» предстояло пройти свыше 20 тыс. км по дорогам России и Украины, продемонстрировать свои лучшие качества на горных серпантинах Кавказа. Все тесты новый автомобиль выдержал с честью.

ГАЗ-13 «Чайка», первые опытные образцы

ГАЗ-13 «Чайка», первые опытные образцы

ГАЗ-13 «Чайка», первые опытные образцы

Еще до начала производства, в 1958 году, опытный образец «Чайки» вместе с ГАЗ-21 «Волга» демонстрировали на Всемирной промышленной выставке ЭКСПО-58 в Брюсселе, где они были удостоены Гран-при за достижения конструкторов и дизайнеров. На следующий год «Чайку» многократно показывали на различных международных автомобильных и промышленных выставках в Брно, Будапеште, Лейпциге, Женеве и даже в Нью-Йорке. На протяжении нескольких лет двухцветная бордово-бежевая «Чайка» экспонировалась на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (впоследствии — ВДНХ) в павильоне «Машиностроение».

Первый серийный автомобиль ГАЗ-13 вышел за его ворота 16 января 1959 года. Эта дата и считается официальным началом производства «Чайки». Именно в этот день открылся XXI съезд КПСС и «Чайка» стала «трудовым подарком» коллектива Горьковского автозавода главному партсобранию страны. ГАЗ-13 выпускался не штучно, как лимузины ЗИЛ, а небольшой, но полноценной серией – до 300 экз. в год. Выпуск ГАЗ-13 продолжался до 1981 года несмотря на то, что в 1977 году параллельно с ним Горьковский автомобильный завод освоил производство автомобиля-преемника – ГАЗ-14. За 19 лет производства было вы пущено 3179 экземпляров этого автомобиля.

Packard Patrician 1956

Packard Patrician 1956

Эксплуатация

«Чайка» так понравилась иностранцам, что на завод стали приходить письма из-за границы с запросами о возможности приобретения автомобиля. Однако пыл потенциальных покупателей быстро охладили: частным владельцам «Чайка» не продавалась. Когда начался выпуск «Чайки», на неё, как на обычный легковой автомобиль, установили розничную цену для продажи индивидуальным владельцам. Стоимость вышла очень высокой – 17400 руб. в ценах 1961 года. Иначе говоря, «Чайка» стоила как три «Волги» ГАЗ-21. Но в частные руки «Чайку» не продавали, причем не из-за административных запретов. В первые годы все выпущенные ГАЗ-13 поставлялись либо на экспорт, либо в многочисленные гаражи ведомств и учреждений. Административный запрет на регистрацию «Чаек» в индивидуальное пользование последовал только в 1975 году.

ГАЗ-13 «Чайка», Брежнев

ГАЗ-13 «Чайка», Шарль де Голь в СССР

ГАЗ-13 «Чайка», Софи Лорен в Москве

ГАЗ-13 «Чайка», на параде

С завода машины отправляли в столичный Гараж особого назначения (ГОН), на автобазу Министерства обороны, автопредприятия министерств и ведомств, Академии наук СССР, ВЦСПС, а также в гаражи особого назначения, располагавшиеся в столицах союзных республик. На «Чайках» ездили высокопоставленные чиновники: главы министерств и ведомств, секретари ЦК КПСС и первые секретари обкомов партии, представители СССР в зарубежных странах. Также немало этих машин обслуживало московский дипломатический корпус: на них возили послов ГДР, Болгарии, Венгрии, Монголии, КНДР, Индонезии, Эфиопии, Финляндии. Одна «Чайка» даже эксплуатировалась в посольстве США. Некоторое количество автомобилей имелось в гараже «Интуриста» для обслуживания высокопоставленных гостей.

Отслужившие свой век в министерствах и прошедшие не один капремонт автомобили передавались во дворцы бракосочетаний и ЗАГСы. В середине семидесятых годов ХХ Века прокат «Чайки» обходился новобрачным в 50 рублей, что оказывалось вдвое дороже аренды «Волги». Но кто же не хотел привязать целлулоидного пупсика к радиаторной решетке «Чайки».

Модернизация модели

В 1962 году «Чайка» обновилась технически и внешне: появились карбюратор К-114 вместо К-113, приёмник с дополнительным регулятором громкости в левом подлокотнике заднего дивана, новые колпаки колесных дисков. Салон стали отделывать материалом серо-зеленого цвета. В начале 70-х годов слева установили боковое зеркало на передней стойке рамки двери – до этого было только салонное зеркало заднего вида. В конце 70-х с приборной панели исчезла латунная сетка, вместо нее использовалась вставка «под дерево», обивочный материал диванов и дверей заменили велюром горчичного цвета. На машине появились ремни безопасности, двухконтурная тормозная система и уже третий вариант радиоприёмника – транзисторный, с коротковолновым диапазоном.

ГАЗ-13 «Чайка», универсал медицинской службы

ГАЗ-13 «Чайка», универсал медицинской службы

ГАЗ-13 «Чайка», автомобили для киносъёмок

У ГАЗ-13 было несколько модификаций, выпущенных в небольшом количестве, – от нескольких экземпляров до нескольких десятков автомобилей. Фаэтон ГАЗ-13Б и лимузин с перегородкой ГАЗ-13А строил сам ГАЗ. Универсал медицинской службы и катафалк на его базе выпускала Рижская автобусная фабрика (РАФ), тоже подчинённая Минавтопрому. Операторские автомобили для киносъёмок ОАСД-3 и ОАСД-4 строил Черниговский производственный комбинат Государственного комитета УССР по кинематографии.

Изначально «Чайку» комплектовали 5-диапазонным радиоприемником с автоматической настройкой (позже он усовершенствовался) и электрическим приводом телескопической антенны.

Изначально «Чайку» комплектовали 5-диапазонным радиоприемником с автоматической настройкой (позже он усовершенствовался) и электрическим приводом телескопической антенны.

Двигатель — V-образная «восьмерка», спроектированная специально для этого автомобиля. Говорят, инженеры при его разработке вдохновлялись идеями «крайслеровского» V8. Но даже если так, значительное количество решений, принятых во время создания ГАЗ-13, оказались революционными для того времени. Блок цилиндров, поршни и ряд прочих составляющих 5,5-литрового и 195-сильного V8 были выполнены из алюминиевых сплавов, что позволило значительно снизить вес автомобиля и в то же время добавить ему динамики и экономичности.

«Сотни» ГАЗ-13 достигал уже через 20 секунд разгона. Максимальная скорость — 160 км/ч. Что еще нужно представительскому лимузину? Мотор оказался настолько удачным, что его впоследствии, модернизировав, ставили на ряд горьковских грузовиков — например, ГАЗ-53 и ГАЗ-66.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий