Должны ли вы уступить дорогу встречному автомобилю

Содержание

Когда уступить дорогу пешеходу водитель должен, а когда – нет?

И что делать водителю, если он не согласен с обвинением в создании помехи пешеходу? В таких случаях одни суды привлекают водителей к ответственности, другие – нет. Недавние разъяснения МВД могут способствовать формированию однородной судебной практики, но они противоречат ПДД

Когда уступить дорогу пешеходу водитель должен, а когда – нет?

У кого преимущество при движении и перестроении по полосе разгона? Обгон и опережение

WhatsApp

Несмотря на то, что ПДД достаточно категорично и чётко расписывают приоритеты при движении, всё же почти всегда возникают спорные ситуации на дорогах, потому что множественная организация улично-дорожной сети может быть очень разнообразной. А иногда и противоречивой. В этой статье мы разберём ситуации на полосах разгона и торможения. Самое главное, что мы выясним – кто кому уступает дорогу при перестроении и движении по этому ряду и выясним, что не всегда знак “Уступи дорогу” действует по всей длины полосы разгона. Также разберём, можно ли обгонять и опережать транспортные средства на ней, разрешена ли Правилами в 2021 году остановка и стоянка, а также правильное перестроение и съезд со всеми приоритетами.

Дорожный знак 2.4 «Уступи дорогу» на перекрестке

Один из самых распространенных, и одновременно, один из наиболее часто вызывающих споры и недопонимания дорожных знаков – это несомненно «Уступи дорогу». С одной стороны, все вроде бы просто: видишь знак, пропусти и проезжай. Но с другой, на практике возникает огромное число различных ситуаций, когда не удается однозначно трактовать требования этого знака. Бывают случаи, когда и при использовании знака 2.4 пропустить должны не вы, а вас. Все законодательные и практические нюансы, связанные со знаком «Уступи дорогу», подробно разобрал «Юрист-консультант».

Как выполнять выезд на дорогу при одновременном развороте авто

выезд-на-дорогу-при-одновременном-развороте

Здравствуйте, друзья! На дорогах случаются разные ситуации. Некоторые из них легко разрешить, даже не имея глубоких познаний в области правил дорожного движения. Другие же вызывают активные споры среди автомобилистов. Каждый доказывает свою правоту. Кто из них в итоге окажется прав, зависит во многом от ПДД.

Ситуация сегодня следующая. Нужно решить, кто должен уступить дорогу при одновременном развороте. Если быть точнее, то ситуация заключается в том, что одна машина выполняет выезд на дорогу, а второе транспортное средство при этом разворачивается.

Вопрос при этом вполне закономерный. Действительно ли вам необходимо уступать дорогу другим участникам движения. Либо в подобной ситуации приоритет на вашей стороне.

Тут все зависит от того, являетесь ли вы водителем разворачивающейся машины. Либо вы выезжаете на дорогу, и видите препятствие в виде другого авто. Давайте разбираться.

Проезд нерегулируемых перекрестков по второстепенной дороге

В этой статье речь вновь пойдет о правилах дорожного движения, которые относятся к проезду перекрестков. На этот раз будут рассмотрены нерегулируемые перекрестки, к которым автомобиль приближается по второстепенной дороге.

Напомню, что проезд нерегулируемых перекрестков, к которым автомобиль приближается по главной дороге, разобран в предшествующей статье.

Данная статья уже седьмая в серии “Правила проезда перекрестков”, и если Вы по каким-то причинам не читали предшествующие части, то можете начать, например, со статьи “Что такое перекресток?”.

В очередной раз хочу напомнить, что при подъезде к любому перекрестку необходимо сначала занять правильную полосу движения, а затем определиться с типом перекрестка. Ну а в рамках данной статьи будет рассмотрен нерегулируемый перекресток, к которому по второстепенной дороге приближается автомобиль:

Обратите внимание на тот факт, что независимо от направления главной и второстепенной дорог, Вы должны уступить дорогу по крайней мере всем автомобилям, находящимся на главной дороге. Пункт 13.9 ПДД:

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

Кто кому должен уступать и кого признают виновным? Разбираем вирусные задачи по ПДД

Вновь стало популярным мусолить задачки по ПДД на форумах. В соцсетях предлагают пройти тест на знание правил, подбрасывают вирусные вопросы, что вызывает отчаянные споры. А кто должен уступать? Водитель какой машины будет виновен в случае ДТП? Часть вопросов не имеет правильного ответа, а часть откровенно абсурдна и малореальна. Юрий Краснов решает семь задач из подборки самых каверзных тестов, присланных читателями или найденных в интернете.

ПДД: водитель должен уступать дорогу пешеходам

В случае проезда нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода водитель должен соблюдать п. 13.1 и 14.1 ПДД. При повороте направо или налево он обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. При приближении к нерегулируемому пешеходному переходу водитель также обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути).

Уступить дорогу – это значит, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять, продолжать движение или осуществлять маневр, если это может вынудить тех, кто имеет по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость (п. 1.2 ПДД). То есть обязанность пропустить пешехода возникает тогда, когда он избрал направление для движения и это очевидно для водителя.

Если человек вступил на зебру, то водитель обязан его пропустить. В то же время пешеход не должен начинать переход, не убедившись в безопасности движения (п. 4.5 ПДД). Он может выходить на проезжую часть только после того, как оценит расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедится, что переход будет для него безопасен.

Есть ли вообще полосы разгона и торможения в ПДД 2021 года?

Хотя, такие схемы обустройства дорожного движения широко применяют на развязках в городах и вне населённых пунктов, всё же ПДД очень и очень поверхностно устанавливают правила движения по таким полосам.

Так, непосредственно в определениях в пункте 1.2 вы не найдёте ни термина “полоса разгона”, ни словосочетания “полоса торможения”. Но значит ли это, что по сути они являются обычными полосами и фактически регулируются исключительно дорожными знаками и разметкой? А таковыми их называют исключительно в простонародье?

Вовсе нет! Общие правила для них установлены. Но сначала давайте выясним, как вообще определить, что вы находитесь в такой схеме дорожного движения.

Определяем такие полосы по разметке!

Во всём официальном тексте ПДД вы лишь трижды найдёте упоминания таких полос. И одно из них кроется в описании разметки 1.8.

Именно линия разметки 1.8 непременно должна сопровождать полосу разгона или торможения. И именно она в 2021 году является единственным неотъемлемым атрибутом таких организаций дорожного движения.

Она отделяет разгонные или тормозные полосы от основной проезжей части дороги, так говорится в описании 1.8.

А выглядит она следующим образом:

Линия разметки 1.8 на полосе для разгона
Разметка 1.8 имеет чёткие параметры: длина штриха – 1 метр, расстояние между штрихами – 3 метра, а ширина – 20 см для всех дорог, кроме автомагистрали (на последней – 40 сантиметров).

Что значит дорожный знак 2.4? Определение

Знак 2.4 «Уступите дорогу» – это, согласно ПДД России, знак приоритета, означающий необходимость пропустить транспорт, движущийся по пересекаемой дороге. При этом отдельно указано, что при наличии таблички 8.13 пропустить необходимо тех, кто движется по главной дороге.

На ситуацию с табличкой 8.13 необходимо обратить отдельное внимание. Мы еще вернемся к ней, когда будем говорить о том, кто и кого должен пропустить, пока же акцентируем внимание на самом факте: без таблички пропускаем всех, при наличии таблички – тех, кто на главной.

Еще один формальный момент. Официальное название знака по действующим законам имеет более уважительную форму «Уступите дорогу», но часто по привычке его называют по-простому «Уступи дорогу», а иногда и вовсе вспоминают недействующую много лет форму «Не создавай помех». Какое бы из этих словосочетаний не встречалось далее в тексте, надо понимать, что речь идет об одном и том же знаке 2.4 .

Кто должен уступить

Если траектории движения двух транспортных средств пересекаются на выезде с прилегающей к проезжей части территории, то уступить дорогу должен водитель выезжающей автомашины. Это следует из пунктов 8.3 и 17.3 ПДД, в соответствии с которыми он обязан пропустить всех участников движения.

По отношению к нему водитель, съезжающий с дороги, имеет приоритет, при условии, что его авто находится на проезжей части, в соответствующем крайнем положении для поворота во двор (пункт 8.5 ПДД). «Уступить дорогу» в этом случае означает, что выезжающий с придомовой территории автомобилист не должен препятствовать другим двигаться по проезжей части или свернуть с неё на прилегающую.

Отвечаем на вопрос

Из ПДД известно, что в определенных ситуациях водители должны уступать дорогу другим участникам движения. Вопрос лишь в том, в каких именно.

Далеко не всегда нужно проявлять благородство, поскольку действия могут противоречить ПДД. А потому именно вас признают виновником в ДТП.

В рассматриваемом вопросе нет четкой привязки к тому, в какой дорожной обстановке все происходит. То есть нет однозначного ответа, кто кому здесь уступает. Тут нужно отталкиваться от конкретной ситуации, а также обстоятельств.

Начнем с того, что здесь используется понятие дорога. Чтобы все было юридически верно, нужно использовать термин проезжая часть.

Для ответа на вопрос следует понять, кто из участников рассматриваемой дорожной ситуации имеет приоритет.

выезд

Что такое встречный разъезд?

Необходимость встречного разъезда возникает в том случае, если дорога по тем или иным причинам не позволяет одновременно проехать в разных (встречных) направлениях.

На практике правила встречного разъезда могут понадобиться, например, в следующих случаях:

  • Проведение дорожных работ на половине дороги.
  • ДТП, при котором перекрыта часть дороги.
  • Припаркованные у краев проезжей части автомобили.
  • Узкая проезжая часть, где не умещаются 2 машины (например, при въезде во двор).

Естественно, в зимнее время вероятность попасть на узкую дорогу выше, чем в летнее, т.к. не вывезенный с улиц снег может занимать значительную часть проезжей части. Если добавить к сугробам припаркованные с двух сторон автомобили, то дорога превращается в однополосную.

1. Главная дорога не меняет направления (идет прямо)

При этом перед перекрестком может быть установлен один из следующих знаков:

Обратите внимание, если под знаком 2.1 “Главная дорога” установлена табличка, показывающая направление главной дороги, то это другая ситуация и она будет рассмотрена ниже.

Поворот направо

С поворотом направо всё оказывается очень просто. Белый автомобиль не должен уступать дорогу другим транспортным средствам и может спокойно повернуть.

Движения прямо

В этой ситуации всё также оказывается предельно просто. Белый автомобиль имеет приоритет при проезде перекрестка.

Поворот налево или разворот

В данном случае дело обстоит сложнее. Следует уступить дорогу автомобилям, которые едут со встречного направления прямо или направо (синему). Правила дорожного движения, пункт 13.12:

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

Задача первая. Светофор забыли. А что делать водителям?

Этот вопрос нам прислали с просьбой передать Юрию Краснову. Автор письма изложил свое видение ситуации. Его рассуждения верны, но нашим ответом он, вероятно, будет разочарован. Задача не имеет правильного решения.

— Получается, что перекресток регулируемый на три четверти, — замечает ведущий «Разборов». — С трех сторон светофоры установлены, а на выезде с парковки словно забыли. Это очевидный ляп в организации дорожного движения. Допускаю, что такая ситуация действительно возможна на наших улицах, но разве что в виде исключения.

Если строго и формально следовать букве ПДД, то оба водителя обязаны уступить дорогу друг другу: синего автомобиля — по пункту 103 (исходим из того, что автомобилисты не должны рассуждать, какие знаки установлены для других участников дорожного движения), а красного — согласно требованию знака «Уступить дорогу». Но кто имеет большее преимущество?

«При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель транспортного средства, за исключением трамвая, обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, движущимся прямо или направо, и попутному трамваю. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев» (пункт 103 ПДД).

Вопрос интересный, но однозначного ответа на него, по мнению ведущего рубрики, быть не может: «Невозможно всерьез анализировать ситуацию, когда со стороны проектировщика допущена грубейшая ошибка. Как правильно действовать в неправильной ситуации? Это же абсурд. Поэтому я склонен считать, что задача придумана на бумаге».

Имеет ли значение, что красный автомобиль выезжает со стоянки? По словам Юрия Краснова, эта территория действительно относится к прилегающей. Но по ПДД необходимо уступить тем, кто движется по пересекаемой дороге, а не встречным водителям.

Подобная ситуация просто не регламентирована правилами.

— Да, пункт 112 рекомендует при невозможности определить последовательность проезда действовать так, как если бы водитель находился на второстепенной дороге, — напоминает ведущий «Разборов». — Но рассматриваемую ситуацию мы не можем отнести к нему. Ведь у одного горит зеленый сигнал светофора, а у другого установлен знак приоритета. То есть идентифицировать обстановку возможно.

Кстати, похожий вопрос в субботней рубрике уже разбирался. Разница только в том, что на перекрестке пр. Пушкина — ул. Матусевича светофоры как раз таки установлены. Схожая ситуация, но имеющая существенное отличие.

Свежие разъяснения МВД противоречат ПДД

В Письме МВД России от 4 сентября 2020 г. № 13/12-П-7618 разъясняется, в каких случаях водители должны пропускать пешеходов, а в каких – нет. Так, если водитель своими действиями не вынудил пешехода изменить направление движения или скорость, то он не нарушил правила. В качестве примера приводится решение Верховного Суда РФ, где указано, что водитель не может привлекаться к ответственности, если траектории движения транспортного средства и пешехода не пересекаются. Получается, если водитель не помешал пешеходу перейти дорогу так, как тот планировал, например не вынудил его отойти назад или остановиться, то он не нарушил правила.

Однако такой вывод противоречит Правилам дорожного движения. Из п. 1.2 ПДД следует, что нарушением со стороны водителя будут такие действия, которые могли вынудить пешехода изменить направление движения или скорость. Поэтому в некоторых обвинительных решениях судов прямо на это и указано. То есть на практике водителя не оправдывает тот факт, что пешеход не изменил направление движения или скорость, как разъясняется в письме МВД.

При этом с учетом тех же разъяснений можно предположить, что инспектор должен будет фиксировать правонарушение на видеокамеру и получать объяснения от пешехода, чтобы привлечь водителя к административной ответственности. Но нужно помнить, что, даже если у инспектора есть видеозапись правонарушения, показывать ее водителю на месте он не обязан.

Как выглядит знак «Уступи дорогу»?

Не так много в ПДД РФ знаков, имеющих уникальную форму. «Уступите дорогу» — один из них. Это единственный знак, имеющий треугольную форму, но расположенный вершиной вниз. У знака красная окантовка (возможно в белой тонкой рамке) и белый фон.

Согласно положениям действующего ГОСТ Р 52290-2004, знак выглядит так:

Дорожный знак 2.4 - Уступите дорогу

Дорожный знак 2.4 — Уступите дорогу

Что касается аналогичных знаков в других странах, то отличаться они могут незначительно (как правило, наличием надписи), но все имеют одинаковую форму перевернутого треугольника.

Франция Знак Уступи дорогу во Франции
США Знак Уступи дорогу в США
Австралия Знак Уступи дорогу в Великобритании
Великобритания
Индия

Нужно ли уступать дорогу автомобилю, который уже свернул во двор

Если машина уже свернула во двор, пункт 8.3 ПДД неприменим – водитель не имеет преимущества перед другими автомобилистами. Пункт 17.3 тоже не действует. Водитель выезжающего авто при узком проезде и однополосном движении никуда выехать не сможет, потому что ему навстречу движется препятствие в виде заехавшего на территорию транспорта. Если он решит остановиться и стоять, то обязанности пропускать других автомобилистов у него не будет.

По ПДД на дворовой территории действуют те же правила, что и в жилой зоне: приоритет имеют пешеходы, но и они не должны мешать другим участникам движения. То есть вне проезжей части на прилегающей территории автомобилисты по ПДД не обязаны пропускать друг друга.

Эксперты рассматривают такую ситуацию как сложный случай «встречного разъезда», который пункт 11.7 ПДД не регулирует.

Выезд выполняется с прилегающей территории

Фактически тут будет логично поговорить о правилах выезда со двора , а также о том, кто кому обязан в такой ситуации уступать.

Допустим, вы выполняете выезд с парковки, которая расположена рядом с проезжей частью, на дорогу. При этом напротив выезда выполняет разворот автомобиль, едущий по этой дороге. Разворот в этом месте не запрещен. Тогда получается, что разворачивающаяся машина движется по главной.

Вопрос в следующем. Кто кому должен здесь уступить?

Для этого нужно обратиться к пункту 8.3 действующих Правил дорожного движения. Согласно документы, когда машина выезжает с прилегающей территории, она обязана уступить дорогу иным автотранспортным средствам, а также пешеходам, которые по ней движутся.

То есть машина, которая в рассматриваемой ситуации разворачивается, используется наличие преимущества. Ведь фактически он уже едет, завершает разворот, и проезд выполняет первым.

А машина, которая движется со стороны прилегающей территории, обязана пропустить (уступить) всем остальным. Это касается как машин, так и пешеходов. При условии, что те уже движутся по этой дороге.

Также стоит вспомнить о проезде и развороте по главной дороге , что имеет большое значение в рассматриваемом вопросе.

дтп выезд

Какие знаки приоритета

ПДД РФ устанавливают несколько дорожных знаков приоритета, задача которых установить очередность проезда перекрестков, пересечений, узких и опасных участков дороги.

  • 2.1 «Главная дорога». Этот знак предоставляет преимущество при проезде нерегулируемых перекрестков. О конце главной дороги извещает знак 2.2;
  • 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой». Приоритет имеют тот, кто едет по основной дороге. Выезжающие со второстепенной обязаны уступать;
  • 2.3.2-2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги»;
  • 2.4 «Уступите дорогу». Обязывает пропускать все ТС. Зачастую этот знак устанавливается при выезде с прилегающей территории, на нерегулируемых перекрестках, а также при въезде на круговое движение;
  • 2.5 «Движение без остановки запрещено». Водитель обязан остановиться прямо перед знаком или стоп-линией (не заезжая на нее);
  • 2.6 «Преимущество встречного движения». То есть нужно пропускать тех, кто едет по встречной полосе;
  • 2.7 «Преимущество перед встречными». Транспорт, движущийся по встречке, должен уступить право проезда.

Названия многих знаков говорят сами за себя и даже не требуют объяснений.

2. Главная дорога поворачивает направо

При этом перед перекрестком должны быть установлены одновременно 2 знака:


Ситуация регламентируется пунктами 13.10 и 13.11 ПДД:

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

Теперь перейдем к применению этого правила на практике.

Поворот направо

В этом случае можно спокойно выполнить поворот. Уступать дорогу никому не придется, т.к. справа от белого автомобиля не могут оказаться другие транспортные средства.

Движение прямо

При движении прямо необходимо пропустить все автомобили, которые едут справа по главной дороге (оранжевую машину). При этом не имеет значения, какой маневр планирует выполнить оранжевый (поворот, разворот или движение прямо). При въезде на перекресток он в любом случае имеет преимущество.

Обратите внимание на ситуацию, когда оранжевый автомобиль выполняет разворот. При въезде на перекресток оранжевая машина находится справа от Вас, т.е. имеет преимущество. Однако в процессе разворота автомобиль может оказаться слева от Вас, и в этом случае преимущество получите Вы.

Поворот налево или разворот

Также, как и в предшествующем случае, необходимо пропустить все транспортные средства, которые приближаются по главной дороге справа (оранжевую машину).

Задача вторая. Традиционный вопрос, кто кому должен уступать?

— Открываем ПДД и читаем пункт 103. А там сказано, что при повороте налево нужно уступить дорогу тем, кто движется прямо и направо. Что касается водителя желтой машины, то он также обязан предоставлять преимущество. Это опять-таки ситуация, когда оба водителя должны уступать дорогу, — говорит Юрий Краснов.

В отличие от предыдущей задачи этот вариант абсолютно реальный. Такая обстановка регулярно складывается на перекрестке ул. Красная — пр. Машерова в Минске.

В данном случае ведущий рубрики рекомендует наблюдать друг за другом и действовать по ситуации.

— Есть решение этой проблемы: сделать так, чтобы траектории были четко обозначены с помощью разметки или конструктивным образом (островок/полуостровок), — предлагает эксперт. — Или установить дополнительную секцию светофора (стрелку) для поворачивающих налево. Тогда у них будет преимущество.

Что делать водителю, если он не согласен с обвинением в совершении правонарушения?

Основным аргументом в защиту водителя является отсутствие доказательств вины. Если говорить коротко, то рассуждения могут быть такими: раз нет видеозаписи и объяснений пешехода, которому помешали перейти дорогу, чем доказана вина?

При несогласии водителя с совершением правонарушения составляются протокол и постановление. Последним документом он и привлекается к административной ответственности, так как им устанавливается его вина. При составлении протокола водителю разъясняются его права, и ими нужно обязательно воспользоваться.

  • Укажите в протоколе, в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении», что с правонарушением не согласны, его вы не совершали.
  • Напишите объяснения в протоколе или на отдельном листе бумаги. Обязательно укажите в постановлении, что к нему прилагаются объяснения. Здесь не нужно писать, что пешеход появился внезапно, был не виден и т.п. Таких формулировок следует избегать. Человек либо был на проезжей части, либо не был. Поэтому в объяснениях можно указать, что пешехода вы видели, как и он вас, однако ваши действия не вынудили его изменить скорость и направление движения.
  • Если пешеход остался на месте, попросите его сообщить вам его контактные данные. Это позволит допросить пешехода в суде при рассмотрении вашей жалобы на постановление. Лучше, если явку в суд пешехода обеспечите вы.
  • Если допустить совсем уж экстремальный случай: снимите пешехода на камеру своего телефона. Пусть он скажет, что вы не помешали ему перейти дорогу. Такую запись можно использовать при обжаловании постановления инспектора.
  • Обязательно сохраните видеозапись с регистратора. Она может быть представлена суду и использована в качестве доказательства защиты.

Зачем и где устанавливается?

По российским правилам дорожного движения, знак «Уступите дорогу» указывает на необходимость пропустить транспорт, движущийся по пересекаемой проезжей части. Из этого вытекает однозначный параметр его установки – перед перекрестком.

При этом есть таблички, которые могут сопровождать знак 2.4 , значительно влияя на нормы его применения. Подчеркнем, речь идет именно о дополнительных элементах, т.е. при использовании «Уступи дорогу» без них, альтернативы нет – необходимо пропустить всех участников движения, находящихся на пересекаемых дорогах. Одновременно при наличии дополнительных указаний, ситуация может меняться.

Табличка 8.13 — Направление главной дороги

Речь идет о той самой табличке, которая упоминается в определении знака 2.4 , согласно которому необходимо пропустить всех тех, кто располагается на главной дороге.

На указанном примере (картинка выше), вы обязаны пропустить автобус и легковушку справа, как находящихся на главной дороге, и не должны пропускать мотоцикл. Однако если смотреть на ситуацию глазами мотоциклиста, перед которым располагается аналогичный знак, то он должен пропустить всех, в том числе и вас, несмотря на нахождение на второстепенной, т.к. ваш автомобиль будет являться для него помехой справа.

Табличка 8.1.1 — Расстояние до объекта

Речь идет о стандартной табличке, указывающей расстояние до знака 2.4 . Тут главное понять, что сам знак, требование которого необходимо выполнять, находится непосредственно перед перекрестком и таблички 8.1.1 не имеет, а «Уступите дорогу» с такой табличкой всего лишь информирует о предстоящем перекрестке. Выполнять требование знака 2.4 с табличкой 8.1.1 не нужно.

Табличка 8.1.2 — Расстояние до объекта — Стоп

Несмотря на идентичность названий, речь идет о совершенно ином случае. Эта табличка может существовать исключительно вместе со знаком «Уступи дорогу» и, согласно ПДД РФ, обозначает, что через указанное расстояние находится – внимание! – знак 2.5 «Проезд без остановки запрещен». Другими словами, впереди перекресток, остановка перед которым обязательна.

Соответственно и здесь можно говорить, что знак 2.4 с табличкой 8.1.2 – информационный, и не требует выполнения каких-либо действий в месте его расположения.

Зона действия знака 2.4 «Уступите дорогу»

Знак «Уступи дорогу», непосредственно указывающий на необходимость пропустить другой транспорт, не имеет знака или условий, отменяющих его действие (за исключением противоречащих сигналов светофора или регулировщика, о которых поговорим отдельно). Следовательно, действует знак 2.4 исключительно в пределах перекрестка, перед которым установлен – термин зона действия для него неактуален.

Выезд выполняется на главную со второстепенной

Много вопросов возникает касательно того, должны ли вы уступить дорогу встречному автомобилю, а также кто должен уступить при одновременном развороте.

Нужно рассмотреть другую ситуацию. Это неравнозначный перекресток. По главной, используя перекресток, разворачивается ТС. Ваш автомобиль движется по второстепенной, и выезжает при этом на главную, выполняя правый поворот.

Кто обязан уступать здесь?

Тут обращаемся к пункту 13.9 ПДД. При нахождении на неравнозначном перекрестке, авто, которые движутся по второстепенной, уступают машинам, приближающимся по главной. И это не зависит от того, какое дальнейшее направление их движения.

Есть похожая ситуация. Только здесь перекресток равнозначный. Вам требуется выполнить правый поворот. Подъезжая к перекрестку, с другой дороги с правой стороны от вас уже начал разворачиваться другой автомобиль. Нужно ли уступать в подобной ситуации?

Поскольку перекресток равнозначный, то тут автомобилистам следует отталкиваться от пункта 13.11 из действующих Правил дорожного движения. В правиле говорится, что водители обязаны уступать машинам, которые приближаются с правой стороны.

Исходя из этого правила можно сделать вывод. Выезжая на перекресток, а также намереваясь совершить разворот, водитель сначала обязан остановиться, пропустить вас, то есть уступить дорогу, и только после этого завершить маневр. В этом случае действует так называемое правило помехи справа.

Представьте себя на месте водителя, который разворачивается. Он приближается к перекрестку. В данный момент других автомобилей с правой стороны нет. То есть помеха отсутствует. Можно выезжать на перекресток и разворачиваться. Начав движение, он замечает ваш автомобиль. После разворота ваша машина для разворачивающегося водителя оказывается справа. Именно в этот момент, получив помеху справа, нужно остановиться, пропустить, а затем завершить маневр. Если не пропустить, то это будет считаться правонарушением.

разворот выезд

Штраф за нарушение правил встречного разъезда

За нарушение правил встречного разъезда в 2021 году на водителя может быть наложен штраф в размере 1 500 рублей (часть 1 статьи 12.15 КоАП).

Задача третья. Едущий прямо или поворачивающий налево?

Несколько лет назад в интернете широко обсуждалась вирусная задача. Многих сбивал с толку знак «Главная дорога» с табличкой «Направление главной дороги» (это, если можно так выразиться, отвлекающий маневр). В любом случае на форумах было сломано немало копий на тему, кто должен проехать первым — оранжевый или черный автомобиль?

— Это пересечение, а значит, нужно следовать правилам проезда перекрестков, — напоминает Юрий Краснов. — Правильный ответ: водитель черного автомобиля не имеет права поворачивать налево из этого ряда. Согласно пункту 63 ПДД ему следует занять крайнее левое положение и только тогда осуществлять маневр.

«Ну а прямо можно ехать из обеих полос. Так что водитель оранжевой машины может продолжать движение»

Интересно, что в Беларуси вполне можно попасть в такую ситуацию — аналогичным образом организовано движение на некоторых перекрестках в городах, да и вне населенных пунктов.

Куда и как жаловаться?

Постановление по делу об административном правонарушении можно обжаловать либо в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) – например, в ОБДПС ГИБДД УМВД России по городу (району, округу), либо в районный суд по месту нахождения этого органа.

Орган (вышестоящее должностное лицо), в адрес которого жалобу можно направить почтой, указывается в постановлении. Его копия вручается водителю под роспись.

В жалобе укажите на отсутствие в деле об административном правонарушении доказательств вашей вины. Формулировки, подходящие под конкретный случай, можно позаимствовать из текстов судебных актов, доступных по ссылкам ниже. К жалобе следует приложить сделанную вами копию постановления, а также дополнительные материалы при их наличии – видеозапись, фотографии.

Важно не пропустить срок на подачу жалобы – 10 суток с момента получения копии постановления. При этом первым считается день, следующий за днем составления постановления.

У кого преимущество на полосе торможения?

Не забываем также указанную практику Верховного суда и на полосах торможения. Хотя, здесь ситуаций, когда нарушитель не имеет преимущества, может быть гораздо меньше.

При съезде с дороги, если там уже движется автомобиль

Да, здесь будете виноваты вы, если вы перестроились в машину, которая уже находится здесь. И в данном случае здесь действует уже пункт 8.4 Правил.

Совсем другой случай, если вы перестроились гораздо раньше даже начала полосы торможения (например, когда ширина левой обочины позволяет поместиться целому автомобилю), а другое авто – без нарушения правил. Тогда уже вы не имели права на движение в намеченном направлении.

Если заехали на полосу торможения, но передумали

Обязанность, предписанная пунктом 8.10 ПДД, относится исключительно к полосе разгона. Однако, на полосе для торможения действует пункт 8.4. Если вы движетесь по ней, и вам хочется выехать обратно на основную дорогу, то никакой пункт не запрещает вам этого сделать (кроме сплошной линии при её наличии справа от вас). Однако, в таком случае уступаем дорогу всем, кто едет по соседней полосе.

Что еще нужно учитывать

Как проверить диодный мост

Задача четвертая. Опять круг.

Больше всего вопросов возникает при проезде круговых перекрестков. Вспомнить хотя бы пресловутую пл. Бангалор в Минске! Хотя малопонятных моментов хватает даже на обычных кольцах. В данном случае спор возник относительно того, кто должен уступить — съезжающий или выезжающий?

— Практически все хитрые вопросы поступают из России, где ПДД и принципы организации дорожного движения несколько отличаются от белорусских, — замечает ведущий «Разборов. ». — В РФ запрещено съезжать с круга из любой полосы — следует занять крайнее правое положение. У нас не так. На белорусских кольцах перестроение разрешено, правда нужно обращать внимание на знак «Направления движения по полосам».

Юрий Краснов обращает внимание на ряд особенностей задачи: на кругу разметки нет, а для серого автомобиля не установлены знаки приоритета.

Это косвенно свидетельствует о том, что ситуация придуманная. Хотя где-то такое может и встречаться.

— В чем подвох? Указаны траектории, по которым двигались автомобили. Один ехал по главной, а второй вроде как выехал со второстепенной, — поясняет эксперт. — Но сразу возникает вопрос, уступил ли водитель синего автомобиля дорогу или нет? Какова его скорость, динамика? Слишком мало исходной информации. Поэтому не ясно, находятся ли оба водителя на равнозначной дороге, например. Вопрос сформулирован так, чтобы запутать и вызвать спор.

Оба варианта ответа могут быть верными, считает ведущий рубрики. Разумеется, в зависимости от уточнения ситуации: уступил ли дорогу водитель синего автомобиля, с какой скоростью движутся обе машины и пр.

Что происходит в судах?

Для привлечения водителя к ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ («Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения») прежде пешеход инспектору был не нужен. Однако в упомянутом выше письме МВД сотрудникам ГАИ рекомендовано вести видеозапись правонарушения и получить объяснения от пешехода, поэтому ситуация может измениться. Случится ли это – покажет судебная практика. Пока же о единстве ее говорить не приходится. Ниже рассмотрим судебные решения, которые водители смогут использовать при своей защите.

Водитель указал, что пешехода не было на пешеходном переходе. Его слова подтверждала запись с видеорегистратора: человек неожиданно вышел из-за машины, припаркованной под углом к проезжей части в непосредственной близости от пешеходного перехода. Суд установил вину пешехода, к ответственности водитель не привлечен (

При этом в деле нет видеозаписи, нет объяснений пешехода. Вина установлена только на основании протокола, постановления и объяснений водителя, согласно которым он вину не признал. Водитель привлечен к ответственности (

На основании видеозаписи суд установил, что женщина, приблизившись к нерегулируемому пешеходному переходу, не замедлила свой ход, несмотря на приближавшийся автомобиль, и продолжила движение, нарушив требования п. 4.5 ПДД. Кроме того, суд указал, что водитель не должен прибегать к резкому торможению в условиях гололеда. Водитель не привлечен к ответственности (

Суд указал, что водитель при приближении к нерегулируемому пешеходному переходу обязан предоставить преимущество в движении пешеходам, переходящим дорогу, которая включает в себя обочины, тротуары, разделительные полосы, т.е. и тем пешеходам, которые еще не вышли на проезжую часть, но для которых приближающийся автомобиль создает помеху. Водитель привлечен к ответственности (

Таким образом, для привлечения водителя к ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ доказательства совершения им правонарушения должны быть достаточными. А с учетом рекомендаций МВД в числе таких доказательств должны быть видеозапись и объяснения пешехода.

Штрафы за нарушение проезда

Наиболее широко применимой нормой в подобных случаях является ч.2 ст.12.13 КоАП РФ – штраф 1000 рублей за отказ уступить дорогу транспорту, имеющему преимущество. Однако вместе с этим могут быть нарушены и другие правила, тогда штрафные санкции подразумевают и другие типы наказаний.

Стоит отметить, нередко встречается информация, что применено здесь может быть и правило об «опасной езде». Указывается даже статья 12.38 КоАП РФ, по которой якобы будет назначен штраф. Действительно в ПДД введено положение, запрещающее опасную езду, под определение которой может теоретически попасть и рассматриваемое нарушение. Однако никакой статьи 12.38 в КоАП пока не существует. Она есть лишь в законопроекте, который на момент публикации данного материале еще не принят.

Неисправности генератора: как проверить диодный мост своими руками

Все рассмотренные моменты относятся к ситуациям, когда автомобилисты выполняют подъезд к перекрестку, находясь на разных дорогах. При этом они могут встретиться между собой на перекрестке, подъехав по одной дороге, но исключительно с прямо противоположных сторон проезжей части.

Здесь, опираясь на тип перекрестка, нужно опираться на соответствующие пункты правил дорожного движения.

Если этот перекресток регулируемый, тогда это будет пункт 13.4. В случае с нерегулируемым перекрестком основную роль играет пункт 13.2.

Но суть двух правил сводится к одному. При встрече автомобилистов на одной дороге, согласно действующим правилам, уступать будет та машина, которая выполняет разворот.

Правила лишь говорят о том, как нужно все делать в теории. Но на практике действия автомобилистов часто идут вразрез правилам движения. Одна из главных причин заключается в неуверенности, что маневр, то есть разворот, удастся выполнить раньше, чем произойдет пересечение с другим водителем.

Здесь следует отталкиваться от одного неписаного, но очень важного правила. Преимущество лучше определять не исходя из формального приоритета. Тут рекомендуется отталкиваться от здравого смысла, а также гарантий, что ДТП не произойдет.

Чтобы избежать аварий, а также столкновений, важно постоянно контролировать ситуацию вокруг своего транспортного средства.

выезд на дорогу при одновременном развороте

Предусмотренное наказание за невыполнение требований

За нарушение требования уступить дорогу в том или ином случае водитель будет оштрафован. Размер взыскания зависит от конкретного нарушения.

  1. Непредоставление преимущества общественному или личному транспорту — предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
  2. За непропущенный автомобиль, который ехал о главной дороге, нарушитель заплатит штраф 1000 рублей.
  3. За нарушение правил маневрирования — штраф 500 рублей.
  4. Нарушение правил встречного разъезда карается штрафом в размере 1500 рублей.
  5. Нарушение правил со стороны пешехода чревато предупреждением или штрафом в размере 500 рублей. Но пешеход должен учитывать, что переход в неположенном месте может повлечь за собой более страшный исход, чем денежное взыскание.

Обжаловать любой штраф можно в течение 10 суток. В этом есть смысл только при наличии доказательств своей невиновности.

Важно помнить, что непредоставление преимущества может повлечь за собой серьезное ДТП. Участники дорожного движения всегда должны действовать таким образом, чтобы не создавать помех и аварийных ситуаций. Соблюдать правила приоритета должны все участники дорожного движения — водители транспорта, велосипедисты, пешеходы.

Тест для лучшего понимания

Все, кто считает, что уже разобрался с вопросами знака «Уступи дорогу», могут проверить себя в несложном тесте:

Что означает знак 2.4 вместе с табличкой 8.1.2, как это изображено на картинке?

    Что через 250 метров будет еще один знак «Уступи дорогу»

Вы собираетесь свернуть налево, где должно быть место остановки для пропуска ТС справа?

    Перед перекрестком у разметки 1.13

В ваших планах поворот налево. В какой последовательности должны проехать участники движения?

    Необходимо пропустить всех, и только потом двигаться самому

Вам нужно повернуть налево, кого необходимо пропустить?

    Тех, кто на главной, а потом осуществить проезд

Вы собираетесь повернуть налево, надо ли пропускать грузовик?

Вам нужно вправо, кого Вы должны пропустить перед проездом?

    Никого, знака «Уступи дорогу» нет, а я для них помеха справа

В ваших планах свернуть налево. Укажите очередность проезда перекрестка?

    Автобус, вы, грузовик

В завершении рассмотрим еще несколько расхожих вопросов и ответов на них, связанных с темой знака 2.4 «Уступи дорогу».

Не так прост знак 2.4 , как могло показаться. Применение «Уступите дорогу» может привести к ситуациям очень сложным и запутанным. Если в результате вы оказались не в состоянии решить возникшие вопросы самостоятельно, обратитесь за помощью к профессиональным адвокатам. Автоюристы с радостью помогут – для связи с ними отправьте электронное сообщение через специальную форму на сайте, или позвоните по указанному телефону.

Подводим итоги

как-подготовить-автомобиль-к-зиме

Задача шестая. Как разъехаться?

Знакомая ситуация? Оба водителя по какой-то причине не распознали центр перекрестка, и теперь, чтобы благополучно разъехаться, им придется крутиться.

— При повороте налево водители обязаны двигаться как можно ближе к центру перекрестка, а поворачивающее налево встречное транспортное средство должно находиться справа, — напоминает пункт 65.1 ПДД ведущий «Разборов. ». — Чтобы при выполнении данного маневра траектории не пересекались и автомобили благополучно разминулись.

Однако в российских ПДД убрали эту фразу. Теперь если на проезжей части есть разделительная полоса, в российских автошколах учат переезжать центр перекрестка.

— В результате возникает путаница, и появляются такого рода вопросы, — считает Юрий Краснов.

Как подготовить автомобиль к зиме: 10 обязательных действий

Если опираться на юридическую правоту, то вопрос был детально рассмотрен.

Потенциально автомобилист понимает, когда у него приоритет, а в какой ситуации потребуется уступить дорогу.

Но все это поможет лишь в том случае, когда столкновение все же состоится. И между водителями возникнет спор, кто же виноват. А виноватым окажется тот, кто нарушил один из рассмотренных пунктов ПДД.

Будет ли автомобилист доволен такому исходу? Даже если юридически правда окажется на его стороне? Маловероятно. Ведь ДТП произошло. А это минимум поврежденный бампер, который не так дорого заменить, либо отремонтировать.

Но скорость у машин может быть разной. Как и последствия столкновений. Юридическая правота не защищает от необходимости отдавать машину в ремонт, проходить все процедуры получения страховки и так далее.

Прежде чем выполнять маневр, когда потенциально другой автомобилист должен пропустить, о чем и говорится в ПДД, оцените ситуацию. Вероятно другой водитель ПДД знает намного хуже. И по его действиям видно, что уступать он не собирается. Идти до конца не стоит. Лучше пропустить. Хоть и не по правилам.

Случались ли подобные ситуации? Чем закончились? Кто прав, а кто виноват? Происходили ли ДТП по вашей вине?

Вы обязаны уступить дорогу грузовому автомобилю

Если встречный разъезд затруднен, то водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу (п. 11.7). Следовательно, вы уступать дорогу грузовому автомобилю не должны.

Правильный ответ – 2.

. Разрешена, если расстояние от Вашего транспортного средства до линии разметки не менее 3 м.

Напротив бокового проезда трехстороннего перекрестка можно остановиться только при наличии разделительной полосы или сплошной линии размет-ки 1.1. В данной ситуации на пересечении нанесена линия 1.11, поэтому остановка вам запрещена, даже если расстояние от легкового автомобиля до линии разметки более 3 м (п. 12.4).

Правильный ответ – 3.

. Проедете перекресток первым.

. Уступите дорогу обоим трамваям.

. Уступите дорогу только трамваю А.

Такой сигнал светофора дает право на движение вам и водителям трамваев (п. 6.2). А так как для поворота направо вам необходимо пересечь трамвайные пути, вы обязаны уступить дорогу обоим трамваям (п. 13.6).

Правильный ответ – 2.

. Должны уступить дорогу только мотоциклу.

. Должны уступить дорогу только автомобилю.

Проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета не дает преимущества в движении, и вы, руководствуясь правилами проезда перекрестков равнозначных дорог, должны уступить дорогу только мотоциклу, приближающемуся справа (пп. 3.4 и 13.11).

Правильный ответ – 2.

. Только грузовому автомобилю.

Поскольку перед перекрестком установлен знак 2.4 “Уступите дорогу”, вы, двигаясь по второстепенной дороге, должны, руководствуясь правилами проезда перекрестков неравнозначных дорог, уступить дорогу обоим ТС (п. 13.9).

Сообщества › Безопасность на дорогах › Блог › Должен ли водитель уступить дорогу встречному автомобилю?

Метки: пдд, тесты, правила, юмор

Комментарии 26

На счет дороги вопрос уже не важный, но пить бросить стоило бы при таких видениях

Остановиться и спасти бедных инопланетян от кровожадного мужика с топором.

Не просто должны! ОБЯЗАНЫ УСТУПИТЬ!

Обычная ситуация в Зоне 51

тут пропустить фуру, а затем медленно доползти до ближайшей площадки и хорошенько проспаться!

Лучше не останавливаться около машины с радиоактивными отходами в которой сидит инопланетяне! Однозначно сразу в поле или под фуру, что бы не мучаться

Сдаваться инопланетянам, что бы они забрали с этой грязной, продажной планеты.

Мужик с топором разбивает машину в которой сидят инопланетяне а на крыше бочки с радиоактивными материалами? Какой нафиг уступить?! Оттуда валить надо!

Играем в билеты? Должны ли вы уступить дорогу встречному автомобилю — ДА!

Конечно) «препятствие» на его стороне — должен уступить.
Ну если он конечно совсем отбитый, и даже дело не в правилах, но переть против фуры и машины с ядовитой хренью/радиацией — это фиаско. Полное

Если хочет трупом быть пусть не уступает

Да водителю проспаться надо, а не за руль с таким-то приходом

Мдаааааааааааа, прёт его не по детски

Ему надо разворачиваться и валить оттуда вместе с фурой пока живые и отравились нафиг

Че тут уступать, телепортироваться надо сразу туда куда и как хочется)))

надо зеленых таранить

Да, но осторожно, т.к. инопланетяне с взрывчаткой мало ли чего задумали ).

ахаха, а что, есть варианты ?)))))

устал от споров в комментах на тему ПДД, решил немного разрядить обстановку ))

получилось)))
но видя автомобиль с грузом с знаками радиоактивно, лучше применить экстренное торможение, отказатся от движения прямо и включить задний ход ))

вряд ли поможет) как шутят физики-ядерщики, в зоне радиационного поражения к жителям, живущим в пределах 50 км надо обращаться с приставкой “фон”, живущим в пределах 25 — “ваша светлость”, в пределах 5 — “ваше сиятельство” )))

устал от споров в комментах на тему ПДД, решил немного разрядить обстановку ))

1.2 Термин ПДД «Уступить дорогу»

Определение в ПДД РФ:

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

Определение в Конвенции о дорожном движении:

аа) предписание для водителя «уступить дорогу» другим транспортным средствам означает, что водитель не должен продолжать или возобновлять движение или осуществлять маневр, если это может вынудить водителей других транспортных средств внезапно изменить направление движения или скорость.

Требование «уступить дорогу» основано на взаимодействии транспортного средства у которого по Правилам дорожного движения отсутствует преимущество по отношению к транспортным средствам имеющим преимущество. Действия уступающего водителя не должны вынуждать другие транспортные средства изменять скорость или направление.

Стоит обратить внимание на вынуженность таких действий. Например, если в плотном потоке при выезде с прилегающей территории или с второстепенной дороги водитель, который движется по главной дороге останавливается, чтобы выпустить транспортное средство с второстепенной дороги, то требование уступить дорогу будет выполнено, так как водитель изменил скорость добровольно, а не вынужденно.

Нарушить требование «уступить дорогу» возможно только в динамике. Если хотя бы одно транспортное средство не двигается нарушить это требование нельзя. Например, если водитель совершил вынужденную остановку или выехал со второстепенной дороги на перекресток и остановился, чтобы пропустить встречных, а через некоторое время по главной дороге стал приближаться автомобиль, то требование уступить дорогу не будет нарушено, так как водитель со второстепенной дороги перед пересечением траекторий не совершает никаких действий. Водитель на главной дороге должен руководствоваться пунктом 10.1 Правил и принять меры к снижению скорости.

Если в двух словах, то на таран идти нельзя, даже находясь на главной дороге. Однако грань между невыполнением требования «уступить дорогу» и требования принять меры по снижению скорости и остановки очень расплывчата. И доказать второе может быть очень непросто, так как схема, составляемая при ДТП, статична, а для объективной оценки необходимо восстановить картину ДТП в динамике.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий