Датчик температуры масла камаз

Термостат автомобиля Камаз

Большегрузные автомобили Камаз являются легендой. Их ценят за надежность, пригодность к ремонту, возможность перевозить тяжелые грузы на большие расстояния.

Термостат автомобиля камаз

Все эти качества достигаются за счет правильной работы всех основных и вспомогательных систем.

Статья даст подробное описание: термостата Камаза, принципа его работы и основных неисправностей. Также будет дана инструкция по замене этого узла и список лучших моделей терморегуляторов для этого автомобиля.

Датчик давления масла автомобиля КАМАЗ

Любой силовой агрегат, включая двигатель внутреннего сгорания, дольше прослужит, если соблюдать оптимальные условия его эксплуатации. Чтобы он нормально работал, как на легковом, так и грузовом транспорте, необходимо поддерживать нормальный уровень масла и своевременно его заменять. Датчик давления масла КАМАЗ — измеритель, при помощи которого осуществляется контроль уровня масла в моторе. В работающих силовых агрегатах немало деталей, трущихся друг о друга и, чтобы предотвратить их износ и отвести образующееся тепло, используется смазка.

Бывает, на панели приборов загорается красная лампочка в виде лейки-масленки. Обычно это указывает на то, что закончилось масло. Но после проверки оказывается, что это не масло кончилось, а проблема с самим датчиком. Почему он может сбоить, где его найти и как заменить — об этом и пойдет речь в статье.

Датчик давления масла КамАЗ

Датчик давления масла КАМАЗ — Где расположен и как поменять

на КамАЗе датчик давления масла

Мало кто из владельцев интересовался, где на КамАЗе датчик давления масла, в то же время, это простое устройство говорит о многом. Стабильность и долгосрочность работы силовой установки напрямую связана со смазкой узлов и деталей. Давление смазывающей жидкости в каналах двигателя, даёт полное представление о проходящих внутри агрегата процессах.

Датчик, устанавливаемый рядом с остовом мотора, предоставляет информацию об уровне давления масла на автомобиле КамАЗ. Полученная информация передаётся на панель приборов водителю, анализируется и, при нарушении нормы, помогает принять адекватное решение по комплексу дальнейших мер. Чтобы не допустить выхода из строя силовой установки, каждый водитель КамАЗ обязан владеть знаниями по проверке работоспособности датчика или замене прибора контроля.

43114

Возвращаем к жизни датчик давления масла на автомобиле КАМАЗ: диагностика, замена, советы

Датчик давления помогает водителю контролировать уровень масла в двигателе автомобиля КАМАЗ. Качественная смазка — это залог бесперебойной работы силового агрегата, поэтому за уровнем масла необходимо тщательно следить. Водителю необходимо знать, как диагностировать работоспособность датчика, а в случае выхода из строя — как осуществить его замену.

Назначение и устройство

Термостаты на Камазе предназначаются для регулировки температуры и процесса циркуляции антифриза. Для охлаждения силового агрегата этой машины необходимо 35 литров антифриза. Такой объем, при высоком давлении и скорости циркуляции, требует большой пропускной способности. По этой причине, производители оснастили систему охлаждения термостатом с двумя клапанами.

Термостат Камаза

Владельцы грузовых автомобилей могут задаться вопросом — где стоит термостат на Камазе. Этот механизм расположен на переднем торце правого блока цилиндров. Это расположение позволяет наиболее эффективно поддерживать работу охладительной системы. Термостат состоит из:

  1. Корпуса с двумя каналами.
  2. 2 запорных клапанов.
  3. Клапанной крышки.

В свою очередь, запорный клапан состоит из следующих элементов:

  1. Колбы с церезином, установленной в центре клапана.
  2. Штока–толкателя.
  3. Возвратной пружины.
  4. 2 малых запорных чаш и 2 больших.

Комплектация ничем не отличается от запорных клапанов термостатов легковых автомобилей, они просто больше по размеру и диаметру.

Роль смазки в двигателе

Прежде, чем рассматривать устройство и виды датчиков, разберёмся, так ли важна смазка в двигателе. Рассчитывая силовую установку, конструкторы делают поверхности узлов и механизмов как можно прочнее. Это помогает увеличить срок работы агрегата и качество выполняемых функций. Поскольку изделия контактируют друг с другом, возникающая между ними сила трения приводит к износу механизмов. Смазка деталей, единственный способ борьбы с трением.

Циркуляция масла по каналам под давлением, условие выполнения возложенных функций. Способ, проконтролировать правильность показателей, это датчик давления масла, аналогичный прибору, установленному на КамАЗ 740.

двс КамАЗ-740

Поддерживая работоспособность и функциональность мотора, смазка выполняет:

  • Покрытие поверхностей деталей ровным слоем масла;
  • Отвод некоторого количества тепла;
  • Удаление частиц грязи и абразива;
  • Противодействие окислению;
  • Усиление связи и соединения деталей;
  • Выполнение роли рабочего тела.

Учитывается, что величина давления контролируется на прогретой до температуры 70°С установке. Нормальные обороты двигателя КамАЗ, 2600 мин-1. Значение стандартного давления 0,45-0,5 МПа.

Особенности датчика давления масла автомобиля КАМАЗ

В зависимости от комплектации и года выпуска на автомобилях КАМАЗ может быть установлен механический или электронный датчик давления масла. В любом случае он расположен рядом с силовым агрегатом — на кронштейне масляных фильтров.

Датчик давления масла автомобиля КАМАЗ

ДДМ на автомобиле КАМАЗ установлен рядом с двигателем

Конструкция и принцип работы

Конструкция электронного устройства чрезвычайно проста. Он состоит из четырёх элементов:

Электронный датчик давления масла автомобиля КАМАЗ

При давлении масла на мембрану, она приводит в действие толкатель, который размыкает контакты в сети

При давлении масла на мембрану, последняя изгибается и приводит в действие толкатель, который, в свою очередь, размыкает контакты в сети. Если давление на мембрану недостаточное, толкатель останется на месте, а контакты замкнутся и подадут сигнал на панель приборов в кабине автомобиля.

Механический вариант имеет более сложную конструкцию, основу которой составляет нихромовая обмотка и ползунок. Обмотка взаимодействует с ползунком, который определяет уровень давления и через электрическую цепь передаёт данные в кабину водителя.

Механический датчик давления масла автомобиля КАМАЗ

Механический датчик давления масла автомобиля КАМАЗ имеет более сложную конструкцию

Какие должны быть показания

Штатные ДДМ автомобиля КАМАЗ изготовлены в соответствии с ГОСТ 3940–84. Согласно ГОСТу датчик должен иметь следующие характеристики:

напряжение однопроводной цепи — 12 В;

сила тока — 0.4 А;

сочетаемость с реле типа РС509 или ЗС503;

минимальное давление на холостых оборотах — 0.7 атм;

максимально допустимое давление на высоких оборотах — 5–5.5 атм.

Принцип действия

Принцип работы камазовского термостата также не отличается. Отличием является принцип охлаждения двигателя. Работает система следующим образом:

  1. Холодная охлаждающая жидкость, после старта двигателя, циркулирует по каналам силового агрегата, нагнетаемая в систему водяным насосом.
  2. В это время, оба клапана закрыты большими чашами, открыты только малые чаши. Клапан спроектирован таким образом, что малые чаши имеют заводской зазор между посадочным седлом.
  3. Первоначально происходит прогрев левого блока цилиндров, а после него антифриз поступает на правую сторону.Термостат в закрытом положении
  4. После того, как температура антифриза достигла порога 80 градусов, малые чаши закрываются. Происходит открытие больших чаш. Это происходит по причине нагрева и плавления смеси воска и алюминия в колбе термоэлемента. За счет плавления происходит увеличение давления на штоки, они открываются, закрывая пропускные каналы малыми запорными чашами.
  5. Жидкости открывается путь к радиатору, для охлаждения и стабилизации температуры.Термостат в открытом положении

Этот процесс повторяется при увеличении нагрузки на двигатель, при смене режимов работы и оборотов двигателя.

Такая система позволяет быстро и равномерно прогревать оба блока цилиндров силового агрегата.

Современные автомобили Камаз EURO-4 оснащаются более усовершенствованными термостатами. Они получили дополнение в виде электрического терморезистора. Бортовой компьютер регулирует температуру и момент открытия клапанов за счет нагревания этого элемента. Это необходимо для быстрого охлаждения жидкости в моменты воздействия больших нагрузок на двигатель.

Также эти автомобили получили вентиляторы для дополнительного охлаждения. Во время эксплуатации, температура двигателя может пересечь порог в 97 градусов. Для охлаждения такого объема антифриза, производители оснастили электрическим вентилятором термодатчик. Он автоматически срабатывает для включения дополнительного механизма охлаждения.

Устройство и принцип работы датчика

Датчик давления масла КАМАЗ имеет простую конструкцию. Он состоит из:

  • защитного корпуса, предотвращающего проникновение влаги;
  • внешней или внутренней мембраны;
  • толкательного механизма;
  • цепочки контактов.

Диагностика неисправностей

Если на панели приборов загорелось лампочка в виде маслёнки — нужно проверить датчик на работоспособность. Если это произошло во время движения, следует немедленно остановиться и выполнить следующие действия.

Заглушите двигатель и поднимите капот.

Осмотрите двигатель со всех сторон на предмет выявления свежих масляных пятен и повреждений на картере.

Если пробит картер, повреждение залейте герметиком. Если нет герметика, используйте подручные материалы — кусок резины, тряпку или даже изоленту. Этого будет достаточно, чтобы доехать до гаража или СТО.

Масляным щупом проверьте уровень масла в двигателе. Если уровень ниже минимально допустимого — долейте масла.

Щуп для проверки уровня масла

Определите уровень масла в двигателе масляным щупом

Запустите двигатель. Если лампочка индикатора давления масла погасла, причиной её загорания было снижение уровня смазки. Если лампочка продолжает гореть, продолжайте диагностику.

На место датчика давления подсоедините обычный механический манометр. Если на холостом ходу он покажет значение выше 0.7 кг/см, которое с увеличением оборотов будет плавно расти, неисправен именно датчик.

Механический манометр

На место датчика вставьте обычный механический манометр

Дальнейшая диагностика в дорожных условиях невозможна. Отбуксируйте ваш КАМАЗ на ближайшую станцию технического обслуживания.

Замена датчика

Благодаря удобному расположению, замена датчика давления масла на автомобиле КАМАЗ довольно проста. Порядок действий при этом следующий.

При выключенном зажигании откройте капот.

Отсоедините от неисправного датчика шланг и снимите его с кронштейна.

Обработайте гнездо силиконовым герметиком и установите в него новый прибор.

Прикрутите шланг, предварительно обработав место присоединения герметиком.

Соедините манометр со шлангом. Если вы установили электронный датчик, указатель можно подключить к новому устройству через старый разъём.

Видео: установка нового ДДМ

Постоянный контроль уровня масла в двигателе чрезвычайно важен для успешной эксплуатации автомобиля. Это позволит избежать серьёзных неприятностей, сопряжённых с простоем машины и капитальным ремонтом двигателя. Диагностика неисправности и замена датчика давления масла в автомобилях КАМАЗ довольно проста. Сделать ряд несложных операций сможет даже неопытный водитель.

Проверка

Для того чтобы убедиться в синхронной и правильной работе обоих клапанов термостата, необходимо провести проверку. Проверка проводится 2 методами.

Метод первый

Для этой диагностики не придется выполнять демонтажных работ. Водителю необходимо:

  1. Завести силовой агрегат.
  2. Поднять кабину тягача.
  3. Во время работы мотора, необходимо контролировать температуру нижней части корпуса регулятора.

Проверка термостата

На первоначальной стадии нагрева, температура должна повышаться только на нижней части корпуса механизма. Нижняя часть корпуса устройства должна начать нагреваться. Неисправностью можно считать:

  1. Неравномерный нагрев крышки свидетельствует о заклинивании одного из клапанов.
  2. Отсутствие нагрева нижней части корпуса является свидетельством открытия большой чаши запорного механизма.

По достижении порога открытия, нижняя часть должна начать охлаждаться, а крышка наоборот нагреться, так как открытие верхних клапанов, открывает циркуляцию с радиатором. Если нагрева не происходит, термостат признается непригодным.

Второй метод

Этот тест предполагает полный демонтаж крышки терморегулятора, со снятием клапанов с посадочных мест. Далее оба клапана необходимо поместить в воду и нагреть ее. Как только температурный порог в 80–95 градусов будет достигнут, оба устройства должны открыться.

Проверка в кипятке

Если этого не произошло, то механизмы можно признать неисправными. Правильное открытие в нужный момент не считается положительным результатом. Далее оба элемента нужно охладить и проверить их одновременное закрытие. Если оба механизма закрылись в разное время, то их придется поменять на новые.

Проверка терморезистора

Эта проверка проводится при помощи мультиметра, включенного в режим замера сопротивления. Водителю необходимо:

  1. Разъединить штекер питания устройства.
  2. Почистить контактную группу с обеих сторон.
  3. Красный измерительный щуп соединить с контактом «1» на разъеме питания термостата.
  4. Черный измерительный щуп соединить с контактом «2».
  5. Рабочее сопротивление резистора варьируется от 10 до 25 кОм. Любые отклонения или отсутствие данных является признаком неисправности.

Если элемент исправен, то стоит проверить его на отсутствие замыкания с «массой». Для этого красный измерительный щуп соединяется с контактом «1», а черный щуп с корпусом силового агрегата. Тестер переводится в режим прозвонки. Отсутствие зуммера от тестера является свидетельством целостности изоляции резистора. Аналогично проводится тест контакта «2» разъема термостата.

Дополнительно проводится визуальный осмотр проводки электрического питания. Любые дефекты необходимо изолировать.

Где находится датчик давления на КамАЗе

Конструкция измерительного прибора проста:

  • Кожух, выполненный из стали;
  • Упругая перепонка;
  • Шток;
  • Контакты.

Датчик напора смазки КамАЗ:

Датчик напора смазки

Не зависимо от того, какой тип измерителя используется КамАЗе, крепление у изделий стандартное. Как правило, датчик давления масла устанавливается на КамАЗе на остове силового агрегата, на кронштейне, где находится масляный фильтрующий элемент.

Как снять неисправный датчик

Новый двигатель Камаз 5490

Чтобы заменить узел, вышедший из строя, нужно предпринять следующие действия:

  1. Поднять кабину и зафиксировать её в откинутом положении.
  2. Хотя бы частично слить масло из поддона. Для этого подставить чистую ёмкость и вывинтить пробку в нижней части. Учитывая, что в двигатель Камаз 540 входит от 28 до 36 литров, нужно наполнить хотя бы 20-литровую канистру. Остаток не помешает извлечению датчика.
  3. Снять «фишку» (разъём) с проводами с контактов.
  4. Накидным или рожковым ключом вывинтить датчик и извлечь его.
  5. Замену произвести в обратной последовательности. Масло залить обратно через горловину.

Оригинальная запчасть имеет каталожный номер A0091538128.

Штатный электрический датчик

На двигателях, КамАЗ 740.31.240, транспорте КамАЗ-43118, 43114 и др., как штатный измерительный прибор давления смазки используют изделие ММ370. Этот контрольный механизм производится в городе Владимир. Визуально, устройство представляет собой цилиндр с резьбовым соединением в нижней части. Резьба соединяет деталь с рабочей зоной системы смазки. Верхняя часть используется для подключения проводов.

Измеритель напора смазки автомобиля КамАЗ ММ-370:

Измеритель напора смазки автомобиля

Технические характеристики электрического устройства ММ-370

Показатель Значение
Длина, мм. 70
Цилиндр, сечение, мм. 40
Резьбовое соединение М14 на 1,5
Шестигранник, мм 19
Промежуток давлений, кгс/см 2 0-10
Сопротивление, Ом 159-173

Лучшие аналоги

При выборе нового запорного клапана для термостата Камаза, необходимо руководствоваться следующими нюансами:

  1. Приобретать только продукцию проверенных компаний.
  2. Осмотреть устройства на предмет качества сборки. Не должно быть искривлений штока, поверхности чаш.
  3. Пружина должна плотно прилегать к чашам, без зазоров, искривлений.
  4. Важно, чтобы емкость термоэлемента была выполнена из меди или латуни. Эти материалы нагреваются быстрее стали.
  5. Также стоит обратить внимание на маркировку температурного порога и выбрать полный аналог заводского механизма.

Далее сделаем описание 3 лучших моделей терморегуляторов для Камаза.

Прамо Электро

Оригинальные термостаты этой компании маркируются артикулом ТС107.1306100-01М. Отличительной особенностью является материал, из которого изготовлены запорные чаши механизма.

Термостат Прамо

Производитель использует тонкий нержавеющий сплав, который обеспечивает долгий срок службы устройства, невосприимчивость к окислениям. В комплект также входит прокладка для герметизации крышки термостата.

  1. Высокое качество сборки.
  2. Срок службы до 75 000 километров.
  3. Средняя цена.
  4. Использование «нержавейки» для изготовления элементов механизма.

Компания уже более 10 лет на рынке и пользуется высокой популярностью.

LUZAR

Компания ЛУЗАР маркирует свою продукцию артикулом LT (например, LT 03022). Терморегуляторы имеют период открытия 80 ± 2 градуса. Производятся механизмы из нержавеющей стали. Материал термоэлемента — очищенная медь. Особенностью является дополнительное антикоррозийное покрытие, которое увеличивает срок службы.

Термостат LUZAR

  1. Средняя цена.
  2. Комплектация устойчивой к коррозии прокладкой.
  3. Низкая разница порога открытия.
  4. Высокое качество сборки.

Термостаты от этой компании можно использовать для автомобилей серии Euro 1–3.

PEKAR

Еще один известный производитель запасных частей. ПЕКАР маркирует термостаты артикулом 107-1306100-01.

Особенностью является использование нержавеющей стали и дополнительного антикоррозийного покрытия для составных элементов механизма. Период открытия устройств составляет 80–82 градуса.

Термостат PEKAR

  1. Приемлемая цена.
  2. Долгий срок службы.
  3. Качество сборки.
  4. Выбор моделей с различным периодом открытия.

Компания давно заработала высокую репутацию среди автолюбителей России и СНГ.

Как обойтись без датчика

Датчик уровня масла на снятом двигателе Камаз 5490

Собственно, самым лучшим является замена вышедшей из строя детали на оригинальную новую. если же такой возможности нет, а ехать надо без горящей лампочки и писка в салоне, то можно попытаться поставить обманку. Сама обманка — это просто заглушка подходящего диаметра, посаженная на герметик. При двухпроводной системе достаточно соединить два конца и заизолировать. Если провода три, то один из них — массовый, второй — сигнальный, а по третьему идёт питание. Здесь так просто обхитрить бортовой компьютер не получится — проще перепрограммировать панель приборов.

Что же касается отверстия, предусмотренного в поддоне картера, то его обязательно нужно чем-то закрывать, так как в противном случае ,через него будет бежать масло. Некоторые водители находят старые датчики и ставят их вместо заглушек. Если же датчик был утерян, либо его головка повреждена, то вопрос решается обращением к токарю со средними умениями. За небольшое вознаграждение он выточит грибок с необходимым диаметром, шляпкой и шагом резьбы.

Стоит сделать ударение на том, что резиновые прокладки при затяжке обманки в гнезде под датчик не подходят Можно ошибиться с характеристиками материала, и он будет разрушаться под действием масла, приведя к течи. Если в гараже завалялся кусочек нового паронита, можно вырезать уплотнительное кольцо из него. Однако намного удобнее сегодня использование специальных масло- и бензостойких герметиков, предназначенных для работы в условиях высоких температур.

Оснащение двигателей челнинских машин датчиками уровня масла свидетельствует о повышении культуры производства автомобилей. Отечественный производитель меняет модель «дёшево, просто, но очень неудобно» на вполне европейский стандарт «сделано для людей». К сожалению, это не может не сказаться на стоимости — недаром двигатель Мерседес пошл именно в люксовую версию Камаза 5490. Как бы там ни было, удобство и безопасность вождения повышаются с усовершенствованием систем контроля двигателя во время работы.

Принцип работы измерительного устройства

Отличие электрического и механического датчиков заключается в принципе работы. Конструктивно, электронный датчик давления масла, устанавливаемый на КамАЗ Евро 2 и другие автомобили проще, чем механический аналог. Смысл использования, вовремя проинформировать пользователя об опасности, связанной с падением напора. Состав электронного прибора: кожух, перепонка, шток, контакты. Так же есть лампа, выведенная на приборную панель.

Если напор жидкости соответствует заданному уровню, пластина внутри датчика сжимается. Деформация пластины, заставляет двигаться стержень, размыкающий контакты. Разомкнутая цепь автомобиля не даёт загореться индикатору на приборной панели.

Низкого напора жидкости не хватает, что бы мембрана сдвинула стержень, толкатель не двигается. Цепь в данном случае постоянно замкнута, горит индикатор, предупреждающий водителя о неполадках в силовой установке. Дальнейшая эксплуатация мотора чревата серьёзными поломками, поэтому водитель должен в кратчайшие сроки выявить неполадки. Такие изделия устанавливают на моторы КамАЗ 740.31-240, соответствующие стандарту Евро-2 и др.

Схема электронного измерительного прибора напора смазки:

Схема электронного измерительного

Механический прибор конструктивно отличается. Так, кроме корпуса, толкателя и мембраны в устройстве устанавливают обмотку, выполненную из нихрома, ползунок и другие, менее важные детали. Принцип работы заключается в перемещении штоком толкателя ползунка по панели из нихрома. На шкалу с цифрами подаётся информация о том, где сейчас расположен ползунок. Мембрана двигает толкатель посредством изменения напора, шток жестко соединён с сопротивлением. Информация отражается на указателе приборной панели стрелочного типа.

Схема измерительного прибора напора смазки (механика):

Схема прибора напора смазки

Датчики такого типа предоставляют больше информации, по сравнению с электронными устройствами, поэтому их популярность растёт. Этими механизмами укомплектованы двигатели КамАЗ 740.63-400, соответствующие стандарту Евро-3, Евро–4.

Определение неисправности

В случае, если при движении на автомобиле КамАЗ загорелась лампочка, предупреждающая о низком давлении масла, выполняется проверка датчика на работоспособность. Как можно быстрей остановите транспортное средство, выключите силовую установку и выполните действия:

  • Осмотрите силовую установку, обратите внимание, не повреждён ли картер, нет ли течей масла;
  • При нарушении поддона попробуйте устранить течь, примените герметический состав, либо другие средства, с помощью которых доберётесь до гаража;
  • Проследите за уровнем смазки, используйте щуп, при необходимости добавьте жидкости. Заведите мотор, если лампа не горит – поломка из-за нехватки масла;

Проверка уровня смазки:

Проверка уровня масла

  • Установите манометр вместо датчика напора смазки. Показатель 0.7 кг/см при холостой работе с последующим ростом оборотов и значения соответственно, говорит о неисправности прибора измеряющего напор смазки;
  • Если проведенные манипуляции не помогли найти причину горения лампочки, автомобиль КамАЗ доставляется до ближайшей станции, поиск продолжают там.

Заключение

Сегодня читатель узнал где стоят, как проверяются и каким неисправностям подвержены термостаты Камаза. При выборе устройства стоит учитывать качество, а также климатические зоны эксплуатации большегрузного тягача. Мелкая неисправность терморегулятора может стать причиной больших финансовых вложений в ремонт. Нужно помнить о регулярной проверке и обслуживании этого важного узла.

Замена контрольного прибора

Демонтаж и установка нового оборудования, благодаря удачному расположению датчика не представляет труда. При проведении манипуляций, выполняют действия:

  • Выключить зажигание силовой установки, открыть капот автомобиля;
  • Снять с датчика шланг, демонтировать изделие с держателя;
  • Посадочное гнездо обработайте герметичным раствором, поставьте новый прибор;
  • Подсоедините к датчику шланг, предварительно намазав герметичным раствором;
  • Подсоедините шланг к манометру.

Ежедневный контроль уровня масла, давления жидкости, качества топлива, непременное условие нормальной эксплуатации силовой установки КамАЗ. Выполняемые процедуры не представляют сложности, поэтому проводятся водителями любой квалификации. В то же время, пренебрежение этими простыми манипуляциями приведёт к серьезным и непоправимым последствиям, которые легче предупредить, чем устранять.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий