Дакар 2014 камаз мастер

«Дакар-2014»: победят ли КАМАЗы?

Руководитель команды «КАМАЗ-Мастер» Владимир Чагин сделал заявление, которое тянет на сенсацию. По его словам, задача ведущих камазовских экипажей на «Дакар-2014» – попасть в десятку сильнейших. Портал Kolesa.Ru выясняет: это конкуренция настолько усилилась или Чагин намеренно скромничает, желая усыпить бдительность соперников?

Слова семикратного победителя «Дакара», а ныне преемника Семена Якубова на посту главы заводской гоночной команды Камского автозавода тем более удивительны, если вспомнить прошлогодний триумф челнинских пилотов.

Владимир Чагин

Пилоты КАМАЗ-Мастер и руководитель команды В. Чагин на пресс-конференции в Москве

На «Дакаре-2013», напомним, камазовские экипажи оккупировали весь призовой подиум: «золотого бедуина» завоевал Эдуард Николаев, второе место досталось Айрату Мардееву, замкнул тройку призеров Андрей Каргинов, финишировавший с пробитой покрышкой.

Обозреватель Kolesa.Ru – о своих ощущениях от поездки на гоночном грузовике под управлением Андрея Каргинова: «Наш человек в раллийном КАМАЗе».

Казалось бы, после такого триумфа любой другой результат, кроме победы, можно расценивать как провал! Камазовцы же говорят о планах на 2014 год так, будто отправляют в Южную Америку «необкатанных» зеленых юнцов, а не действующих чемпиона и призеров.

КАМАЗ на "Дакаре 2013"

Цвета команды «КАМАЗ-Мастер», к слову, вместе с Николаевым, Мардеевым-младшим и Каргиновым будет также защищать прошлогодний победитель ралли-марафона Africa Race Антон Шибалов, а роль «боевой технички» доверена экипажу Дмитрия Сотникова.

Между тем конкуренция в грузовом зачете «Дакара» в 2014 году действительно будет сильна, как никогда. Вот приблизительный и отнюдь не исчерпывающий список главных конкурентов челнинских гонщиков в борьбе за «золотого бедуина».

«КАМАЗ-мастер» выиграл ралли «Дакар»-2021: победа Сотникова, подиумы Шибалова и Мардеева

Дмитрий Захарченко

В зачёте мотоциклов финальный день не преподнёс больших неожиданностей: Кевин Бенавидес показал второе время и с 5-минутным преимуществом выиграл первый в своей карьере «Дакар». Не то чтобы эта победа далась аргентинцу легко, ведь отставание Сэма Сандерленда перед стартом составляло всего четыре с небольшим минуты, однако британец не сразу взял одну из путевых точек, потерял время и откатился на третью позицию генеральной классификации.

Второе место занял Рикки Брабек — «Хонда», таким образом, празднует победный дубль. На четвёртом и пятом местах расположились Даниэль Сандерс и Скайлер Хауэс на KTM.

Кевин Бенавидес

Лоренцо Сантолино на мотоцикле «Шерко» занял шестую позицию в генеральной классификации, а на седьмой строчке расположился лучший представитель «Хускварны» — Пабло Кинтанилья. Восьмое место перед заключительным днём занимал Адриен ван Беверен, однако на его мотоцикле возникли технические проблемы — и для «Ямахи» это полный провал, поскольку ни одного её райдера нет даже в топ-30.

В классе квадроциклов по итогам финального этапа первая пятёрка не претерпела никаких изменений: Мануэль Андухар одержал первую в карьере победу, Джованни Энрико занял второе место, а третьим стал Пабло Копетти.

Грузовики команды «КАМАЗ-мастер» на ралли «Дакар»: обзор, фото, результаты

Евгений Кустов

В 2018 году команда «КАМАЗ-мастер» отмечала собственное 30-летие и по этому поводу собрала вместе все грузовики, которые приносили ей успех на ралли-марафоне «Дакар». Корреспондент «Чемпионата» был одним из тех, кто выслушал рассказ легендарного камазовского штурмана Айдара Беляева

Жерар де Рой

Жерар де Рой

Iveco

У двукратного призера и победителя «Дакара-2012» особые счеты к камазовцам: в прошлом году он не попал даже на подиум. А помешал ему в этом Андрей Каргинов, пробивший шину, но кое-как «доковылявший» до финиша практически на трех колесах. В сезоне-2014 голландец выступает за команду Iveco и, надо полагать, спит и видит, как возьмет реванш за прошлогоднее поражение.

AUTO: чуда не произошло

Весь марафон прошёл под знаком борьбы Стефана Петеранселя и Нассера Аль-Аттия, соперничать с ними по скорости мог лишь Карлос Сайнс, но Матадор отстал уже в первые дни. Казалось, что Аль-Аттия будет до конца прессинговать француза, но после потери 17 минут на девятом этапе шансы катарца резко упали. Перед финальным этапом Петерансель опережал Аль-Аттию на 15 с половиной минут — без проблем у лидера отыграть такой разрыв на дистанции в 200 километров было нереально.

Сенсации на заключительном этапе не произошло — Нассер отыграл 40 секунд, но это ничего не изменило. Стефан Петерансель одержал рекордную 14-ю победу на ралли «Дакар» — шесть раз он выигрывал этот марафон на мотоцикле и ещё восемь — за рулём внедорожника. Нассер Аль-Аттия в итоге занял второе место, а Карлос Сайнс остался третьим.

Призёры зачёта внедорожников

Призёры зачёта внедорожников

«От 14-й победы эмоции такие же, как и от предыдущих! Как я уже говорил, «Дакар» всегда сложный, здесь не бывает лёгких побед, — заявил по окончании марафона Петерансель. — Каждый день мы испытывали огромный прессинг, каждый день мы понимали, что можем всё потерять, но в конце концов мы справились. Кстати, сегодня исполняется 30 лет со дня моей первой победы!».

Четвёртую позицию занял польский пилот Якуб Пшигонски, опередивший Нани Рому — испанец добрался до финиша и занял пятое место, что для BRX — команды-дебютанта с собственным прототипом — большой успех. На шестой позиции расположился Халид Аль-Кассими, выступающий на прототипах «Пежо», а на седьмой строчке — Владимир Васильев. Россиянин был очень близок к тому, чтобы опередить Аль-Кассими, но в итоге проиграл ему жалкие семь секунд!

Экипаж Виктора Хорошавцева в генеральной классификации расположился на 24-м месте, Денис Кротов занял 30-ю позицию, а Ясир Сеайдан, который выступал в экипаже с российским штурманом Алексеем Кузьмичом, после очередных проблем в финальный день стал 39-м.

КАМАЗ-С4310

2-е и 3-е места на «Дакаре»-1992

«30 лет назад такой же грузовик взяли с конвейера. Поставили дуги безопасности и наружные дуги, минимально форсировали двигатель, немножко поработали с кузовом автомобиля, сместив его вперёд. Немного оттянули пружинами к раме передний мост, а то он ударялся при прыжках».

«Команда двумя экипажами выехала в Польский город Вроцлав. Там и состоялся дебют команды на «Ралли Ельч». За рулём автомобиля были Владимир Гольцов и Равиль Нургалиев. Штурманы – Фирдаус Кабиров и Евгений Доронин. Выступили удачно, заняв второе и четвёртое места».

Ханс Стейси

Ханс Стейси

Iveco

Еще один пилот из числа тех, кого можно автоматически причислять к фаворитам «Дакара» независимо от того, за какую команду он выступает и в какой форме находится в данный момент. Стейси, в активе которого победа и два «серебра» на «Дакаре», приезжает на престижнейший ралли-марафон современности только за победой! В нынешнем году он выступает в одной команде со своим соотечественником де Роем.

SSV: Чалеко Лопес — двукратный чемпион

В классе мотовездеходов первое место удержал Франсиско Чалеко Лопес на Can-Am — и это уже вторая его победа на «Дакаре», поскольку он уже выигрывал в 2019-м. К слову, в 2020-м Лопес был третьим, так что уже третий год подряд чилиец становится призёром главного ралли-рейда планеты. На второй позиции расположился американец Остин Джонс, а замкнул тройку призёров 2021 года поляк Арон Домжала. Сергей Карякин после своих технических проблем и штрафов занял 24-е место.

КАМАЗ-49252

Победы на «Дакаре»-1996, «Дакаре»-2000 и «Дакаре»-2002

«База от автомобиля 4310 использовалась до 1993 года. Брали с конвейера и доводили до спортивных. Но уже к 1993 году было понятно, что на такой машине результата не показать. В 1994 году при поддержке компании «Мастер» создали сразу два автомобиля — 49252 с двигателем ЯМЗ и 49251 с мотором «Камминс». Была использована среднемоторная компоновка — к тому моменту она уже использовалась на «Татрах» и «Перлини». Также применили колёсные диски на 25 дюймов и покрышки большого диаметра. Естественно, всегда продолжали развивать подвеску. КАМАЗ-49252 победил на «Дакаре» 1996 года. Эта модель выступала уже на «Дакаре»-1995, но ещё доводилась до ума – до финиша немного не хватило».

Алеш Лопрайс

Алеш Лопрайс

Tatra

Сын легендарного Карела Лопрайса, шестикратного триумфатора «Дакара», похвастать успехами именитых голландцев пока не может (в его активе – пока лишь третье место в 2007 году). Однако за победы на спецучастках на равных с камазовцами он сражается регулярно. Как показывает практика, количество рано или поздно переходит в качество: однажды Лопрайсу-младшему все же удастся «собрать» столько побед на с/у, сколько понадобится для победы. Если только «Татра» не подведет…

TRUCK: тройной триумф «КАМАЗ-мастера»

Уже в четвёртый раз в истории ралли «Дакар» весь призовой подиум заняла команда «КАМАЗ-мастер». Подобное уже бывало в 2011-м, когда свою последнюю победу одержал Владимир Чагин, в 2013-м — в год первой победы Эдуарда Николаева как пилота, а также в 2015-м, когда чемпионом стал Айрат Мардеев. На этот же раз пришёл черёд Дмитрия Сотникова.

Ранее Сотников уже выигрывал Africa Eco Race (2013) и дважды побеждал на «Шёлковом пути» (2013 и 2017), ну а теперь Дмитрий и его коллеги по экипажу — Руслан Ахмадеев и Ильгиз Ахметзянов — пополнят коллекцию наград «бедуинами».

«У меня просто нет слов, одни эмоции. Даже не верится пока, что мы выиграли, — признался на финише Сотников. — Это что-то фантастическое и невероятное, наш экипаж и вся команда проделали очень тяжелую работу, чтобы оказаться на первом месте. Рад, что «КАМАЗ-мастер» занял все три призовых места на этом «Дакаре». В этот успех вложено много труда и пота. Это не только борьба на трассе, а еще и самоотверженная работа команды ассистентов. Каждый спецучасток был настоящим испытанием, и очень здорово, что наш КАМАЗ ни разу не подвёл нас».

Серебряным призёром гонки стал Антон Шибалов, хотя для него гонка легко могла завершиться крайне неожиданно: в одном из эпизодов телевизионный вертолёт спустился так низко к «КАМАЗу», что после небольшого прыжка на трамплине грузовик едва не сбил его! К счастью, контакт получился не слишком сильным, вертолёт, как и «КАМАЗ», не пострадали и продолжили движение — каждый по своим делам.

Третью позицию в итоговых протоколах завоевал Айрат Мардеев, в то время как ближайший соперник «Синей Армады» — Мартин Мацик — занял четвёртое место, уступив 1 час 47 минут. Пятёрку сильнейших замкнул Алеш Лопрайс на собственном грузовике «Прага», а на шестой позиции расположился Алексей Вишневский — единственный «МАЗ» на финише марафона. Андрей Каргинов, потерявший много времени из-за технических неполадок уже на первом этапе, занял седьмое место.

КАМАЗ-4911

Победы на «Дакарах» 2003-2006 годов

«Каждый год на «Дакаре» идёт техническая борьба с лидерами: тем, кто впереди, что-нибудь запрещают. С нами тоже боролись. Например, мы использовали для облегчения автомобиля магниевые и титановые сплавы – это нам запретили. В 1997 году запретили 25-дюймовые диски — сказали, что все будут ездить на 20-дюймовых. В 2001 году запретили среднемоторную компоновку двигателя. В итоге в 2002 году на «КАМАЗе» был выпущен новый автомобиль — 4911.

Тогда организаторы «Дакара» из A.S.O работали вместе с ФИА – по требованиям федерации надо было выпустить минимальную партию в 15 автомобилей. Как раз столько мы и выпустили – различной компоновки. Часть машин купили военные, часть – коллекционеры… Эта модель открыла новую веху в истории команды. Двигатель теперь находился под кабиной, плюс именно тогда запретили скошенные аэродинамические кузова – мы их называли «горбатыми». Такие кузова были у многих команд, но ФИА почему-то не понравились».

«4911 – машина легендарная, с ней связано очень много побед. Она выступала на многих выставках. Например, на военной выставке в Эмиратах такой грузовик прозвали «летающим». Хотя предыдущий автомобиль тоже прыгал, но только на самих гонках. 4911-й метров 30 летел, приземлялся и нормально ехал дальше».

Питер Верслюис

Питер Верслюис

MAN

Голландский пилот в 2014 году проведет всего четвертый «Дакар» в своей карьере. Но это – не повод недооценивать его как потенциального соперника в борьбе за победу: в позапрошлом году Верслюис замкнул Top-10, а в прошлом стал седьмым, записав себе в актив один выигранный этап. Прогресс налицо, к тому же голландец «голоден» до побед, а команда MAN в этом году будет весьма и весьма сильна, что признают даже ее соперники.

КАМАЗ-4326

Победы на «Дакарах» 2009, 2010, 2011, 2013, 2014, 2015, 2017 и 2018 годов

«В 2007 году мы создали новый автомобиль 4326. При этом надо понимать, что каждый год грузовик дорабатывался. На месте мы не стояли, каждый год внедряли что-то новое – так что если сравнить два грузовика с одинаковым индексом, но разных лет, то внимательный человек заметит разницу.

Эти автомобили до сих пор выступают: они разрешены на всех гонках, кроме «Дакара», где A.S.O вышла из правил ФИА и сказала, что будет жить по собственному регламенту. На 4326 стоял сначала мотор ЯМЗ (17,4 л), затем тутаевский (18,2 л), а в более новой версии грузовика, когда нас начали ущемлять по объёму двигателя, – уже 16-литровый «Либхерр».

Мартин ван ден Бринк

Мартин ван ден Бринк

Ginaf

Как и его соотечественник Верслюис, ван ден Бринк пока еще не ощутил вкуса больших побед, хотя за его плечами уже пять «Дакаров». Два раза он финишировал в шаге от первой десятки, и, надо думать, полон желания доказать, что достоин большего. В 2014 году он выступает за Ginaf: команду, которая на «Дакаре» пока не побеждала, но всеми силами стремится войти в когорту сильнейших.

Капотный грузовик

«Этот автомобиль уже выступает несколько лет, но на него не оформлены документы для выступлений на «Дакаре» — это стоит в планах до марафона 2020 года. Во всех остальных гонках он выезжает и показывает результаты. Это, конечно, уже совсем другое поколение грузовиков. На тренировках в Карелии я сел в такой грузовик и в первые в жизни смог одной рукой держать легенду, а в другой – держать мобильный телефон и снимать, как я еду по красоте карельских мест! Во всех предыдущих автомобилях невозможно: если другой рукой не переключаешь никакие приборы, то всегда держишься. А здесь можно спокойно не держаться – совсем другие ощущения у экипажа. В других грузовиках ты сидишь прямо над колёсами и чувствуешь все колебания, а здесь уже сидишь в базе. Экипаж едет, как в легковом автомобиле! Ещё одна разница: здесь штурман сидит не по центру, а справа, чтобы лучше видеть».

Резюме Kolesa.Ru

Прогнозы в спорте – дело, конечно, неблагодарное, но мы все же возьмем на себя роль Ванги. И рискнем предположить, что команда «КАМАЗ-Мастер» с вероятностью в 80% отстоит титул действующего чемпиона ралли «Дакар».

Главный наш аргумент прост: конкуренция, безусловно, возросла, однако челнинская команда за прошедший год слабее не стала. Напротив, пилоты, о которых еще недавно говорили как о перспективной молодежи, набрались опыта выступлений на самом высоком уровне и полны желания закрепить свои прошлогодние успехи.

С техникой тоже не должно быть серьезных проблем: по словам В. Чагина, все автомобили получили усовершенствованную тормозную пневмоаппаратуру Wabco и Knorr-Bremse с электронным управлением. Два грузовика из пяти стартующих на «Дакаре 2014» оснащены новыми двигателями Liebherr.

Команда КАМАЗ-Мастер в Набережных Челнах

Так что пилоты КАМАЗа в 2014 году по-прежнему останутся главными фаворитами марафона, а голландцы и чехи, при всем уважении, будут выступать в роли «догоняющих»…

КАМАЗ-43509

Победа на «Дакаре»-2019

«С «Дакара»-2019 все автомобили должны выезжать с двигателем не более 13 литров. Мы начали работу с прицелом на новый регламент три года назад, и уже в 2018 году Дмитрий Сотников выехал на «Дакар» на машине под индексом 43509 с двигателем «Камминс». Нам двигатели никто не готовит: мы сами создаём форсированные моторы, беря за основу стандартные агрегаты. За два года мы уже довели «Камминс» до ума, но процесс продолжается».

«43509 позволяет экипажу ехать на более высоких скоростях по неровным дорогам — эта машина действительно обеспечивает очень многое. Совершенно другой автомобиль – так всегда и бывает при развитии техники».

Долго праздновать победу на «Дакаре»-2019 у «КАМАЗ-мастера» вряд ли получится: выступления сразу четырёх обновлённых грузовиков наверняка уже принесли новые идеи относительно их доводки. Также нужно решать бумажные вопросы с «капотником» и продолжать его доводку. Да и организаторы «Дакара» наверняка уже размышляют, что ещё сделать, чтобы наконец остановить российскую команду…

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий