Что значит черный лед на дорогах

Черный лед

Черный лед , иногда называемый прозрачным льдом , представляет собой тонкий слой гололеда на поверхности, особенно на дорогах. Сам по себе лед не черный, но визуально прозрачный , что позволяет видеть часто черную дорогу внизу. Обычно низкие уровни заметных ледяных шариков, снега или мокрого снега вокруг черного льда означают, что участки льда часто практически невидимы для водителей или людей, наступающих на него. Таким образом, существует риск проскальзывания и последующего несчастного случая из-за неожиданной потери тяги.

Дорожные ловушки: как избежать ДТП во время гололеда

Дорожные ловушки: как избежать ДТП во время гололеда

Берегитесь «черного льда» – где на дорогах образуется гололедица?

Гололед фото

С наступлением минусовой температуры ночью на дорогах образуется гололедица. Все водители знакомы с тем, насколько лёд на дороге может быть опасен. Но не все знают, что образуется наледь не по всему асфальту, а только в отдельных местах, попав на которые, можно угодить в ДТП. Разберём самые опасные участки дороги в гололедицу, при проезде которых нужно быть максимально осторожным.

Как выжить на дорогах в сезон смертельно опасного чёрного льда

Он может оказаться на дороге в самом неожиданном месте и устроить вашему автомобилю шоу «Танцы на льду». Likeyou рассказывает, что такое чёрный лёд, где он прячется и как не попасть в аварию в канун новогодних праздников.

© lifehacker.com

Что такое чёрный лёд

Так называют прозрачную наледь на тёмной поверхности. Она настолько тонкая, что сливается по цвету с асфальтом, поэтому её сложно заметить. Лёд особенно опасен на оживлённых дорогах, где риск попасть в аварию больше.

Как появляется чёрный лёд

  • При перепаде температур — когда растаявший днём снег за ночь превращается в тонкую прозрачную наледь.
  • После дождя или снега на дороге появляются лужицы, которые замерзают при минусовой температуре.
  • Когда из-за высокой влажности на дорогах выпадает роса и становится на морозе прозрачной коркой льда.

Как не попасть на чёрный лёд

  1. Будьте аккуратнее на мостах и эстакадах. Их обдувает холодный ветер, поэтому дорога замерзает быстрее.
  2. Избегайте затененных участков и низин, которые не прогреваются солнцем.
  3. Следите за погодой. При температуре ниже 4 °C есть риск гололёда.

Днём замороженные участки асфальта блестят, а ночью выглядят тёмными. Если на улице слякоть, а дорога кажется просто влажной, местами на ней всё равно может быть лёд. Тонкая наледь появляется на ровной поверхности, поэтому грунтовые дороги безопаснее.

Что делать, если автомобиль потерял управление на льду

  1. Отпустите педаль газа и начинайте тормозить, но не резко. При резком торможении колёса заблокируются и машина будет катиться ещё быстрее. Хорошо, если в машине установлена антиблокировочная система (АБС), она автоматически распределит нагрузку на тормоза.
  2. Держите руль прямо и не поворачивайте, иначе вас может развернуть на 90 градусов.
  3. Если машину занесло на повороте, профессиональные водители советуют повернуть руль в сторону заноса и чуть прибавить газ. Обычно это помогает удержать автомобиль на дороге.

Отключите в гололёд круиз-контроль. Увеличьте дистанцию от впереди идущего автомобиля. Банальный совет «двигайтесь как можно медленнее» тоже работает. Если сзади вам будут сигналить, не обращайте внимания.

Удачи на дорогах!

Подпишитесь на нашу страницу в фейсбуке, там много веселых видео и добрых открыток.

Подпишитесь на наш инстаграм, и вы первыми узнаете, что вышел новый пост.

Подпишитесь на канал likeyou в Яндекс.Дзене, чтобы читать посты вместе с новостями.

После первых морозов резко возрастает количество аварий на тюменских дорогах.

Всплеск ДТП после первых холодов и снегопадов происходит из-за того, что многие автомобилисты не успевают вовремя перестроиться с летней манеры езды на зимнюю. Как советует эксперт по безопасности дорожного движения Максим Долматов, лучше всего вообще не перестраиваться и все время ездить в «зимнем режиме». Эксперт напомнил об основных ошибках, которые допускают автомобилисты в холодное время года.

На что следует обратить внимание

1. Много аварий зимой происходит на мостах и путепроводах. Чаще всего водители бьются на спуске. Набирают скорость на относительно свободном участке и не видят обстановку на той стороне моста, путепровода или развязки. А там — затор и тормозить уже поздно. Максим Долматов рекомендует еще до заезда на середину моста убирать ногу с педали газа и заранее быть готовым к торможению.

2. Как это ни банально звучит, но нужно соблюдать дистанцию. В снег, дождь или гололед этот интервал, разумеется, должен быть больше. Наберите скорость (до 30-40 км в час или меньше, все зависит от водительского опыта) на участке, где нет машин, и попробуйте резко затормозить. И у вас в голове на всю зиму отложится, что ваша машина на снегу или льду тормозит иначе.

3. Перестраиваться из одного ряда в другой на зимней дороге следует очень аккуратно. Возьмите за правило при перестроении не вращать рулем из стороны в сторону: поверните руль, двигайтесь по диагонали, при этом колеса должны быть выровнены, снова поверните руль и выровняйте машину.

Траектория перестроения должна быть похожа на латинскую букву «Z», а не «S». Вращая рулем из стороны в сторону, вы раскачиваете машину, и она быстрее уйдет в занос на скользкой дороге. А если еще переднее колесо упрется в снежную колею, машину резко развернет поперек дороги.

Безопасный прием перестроения мы показывали в «Дорожных ловушках», посвященных тому, как правильно перестраиваться на дороге, где есть колеи. Принцип тот же.

4. Многие автомобилисты не понимают, почему при повороте нельзя тормозить. На сухом асфальте, скорее всего, ничего не случится, а вот на скользкой дороге машина может потерять управление и по инерции продолжит двигаться прямо, хотя у вас руль повернут вправо или влево. Мы понаблюдали за водителями в поворотах.

У большинства из них при заезде на развязку или съезде с нее загораются стоп-сигналы. Это значит, что при вращении рулем автомобилист жмет и на педаль тормоза. Сбрасывать скорость нужно перед поворотом. Во время поворота колеса должны вращаться. ABS, система курсовой устойчивости, полный привод и прочие «хитрости» помогают лишь до определенного предела.

5. И в городе, и на трассе выбирайте безопасную скорость и помните, что от заноса не спасут даже самые дорогие шины.

Основные признаки черного льда

  • Температура возле нуля;
  • Осадки, в т. ч. незначительные, накануне;
  • Неестественно черный, как будто чистый асфальт;
  • Визуальный эффект мокрого асфальта (не всегда);
  • Участка дороги в тени, в низинах, на мостах и путепроводах.

Що таке чорна крига на дорозі і що з нею робити

Що таке чорна крига на дорозі і що з нею робити

Типичный пример черного льда: асфальт то мокрый, то ли действительно обледенелый. Опытный водитель всегда предполагает худшее.

Имейте в виду, что далеко не всегда черная лед покрывает дорогу везде. Даже если был большой туман или дождь моросит над всем регионом, зледеніти может только какая-то одна участок шоссе, где сложились наиболее благоприятные условия для этого. То есть выезд на лед часто бывает неожиданным.

Что такое черный лед?

*Образование тонкого слоя льда на дороге во время ледяного дождя

Проще говоря, черный лед — это прозрачный лед, который образуется на черной поверхности асфальта (дорожного покрытия) в виде тонкой пленки, в результате чего он смешивается с поверхностью дороги. В итоге водителям его практически не видно. Как вы понимаете, это очень опасно, поскольку каждый водитель может потерять контроль над своим автомобилем при движении на оживленной трассе. Вот при каких погодных условиях на автомобильных дорогах может образовываться черный лед:

  • – Снег падает на дорогу и тает в течение дня, делая дороги мокрыми, а затем ночью при отрицательной температуре мокрая поверхность дороги замерзает, образуя тонкий слой прозрачного льда.
  • – В зимнее время в дневные часы иногда могут выпадать осадки в виде дождя, увлажняющего дорогу, в результате чего образуются лужи, которые в ночные часы при отрицательной температуре замерзают.
  • – Когда в воздухе конденсируется очень много влаги, которая может оседать при плюсовой температуре на дорожную поверхность, делая дороги мокрыми. Как правило, это происходит во время тумана. Далее влага, содержащаяся в воздухе, достигая определенной температуры, выпадает на дорогу в виде росы. В ночные часы, когда температуры опустится ниже 0 градусов, роса замерзнет. В результате на дороге появится тонкая невидимая пленка льда.

Для образования черного льда на дороге нужна определенная температура над и на поверхности дороги — не выше 0 градусов. То есть при достижении температуры 0 градусов по Цельсию и ниже на дороге может появляться опасная гололедица. Это означает, что мосты и эстакады особенно подвержены образованию черного льда, так как холодный воздух может течь под и над возвышенной дорожной поверхностью.

То же самое касается и участков дороги, куда, как правило, в дневное время почти не попадает солнце, которое в других местах обычно растапливает лед, образовавшийся в ночные часы. В итоге в некоторых местах на дорогах даже при небольшой плюсовой температуре может появляться невидимая тонкая пленка льда, которая грозит привести к аварии.

Не дорога, а каток

В отличие от гололёда, например, после ледяного дождя, когда всё покрывается льдом, в гололедицу лёд на дороге появляется только в некоторых местах и на небольших участках. Он представляет большую опасность, так как возникает совершенно неожиданно для водителя. Да и распознать его непросто — неслучайно гололедицу автомобилисты называют «чёрным льдом», внешне она очень похожа на мокрый асфальт, но это лёд. Особенно это явление опасно в середине осени, когда ещё не все водители переобули свои машины на зимнюю резину.

Гололед фото

Отказаться от поездок в сильную гололедицу

Если на дорогах образовалась сильная гололедица, то прежде чем сесть за руль задайте себе вопрос – нужно ли вам использовать автомобиль сегодня? Если ваша поездка на машине несрочная, то может быть, лучше воздержаться от соблазна сесть за руль? Помните, что вождение на льду не лучшее решение, если вам не нужно никуда ехать. Зачем увеличивать риск попасть в ДТП, если вы можете сегодня отказаться от поездки на машине?

Не забывайте следующее, даже, если вы уверенный в себе и опытный водитель, не боитесь ездить на обледенелой дороге, то это не означает, что вы не попадете в аварию. В голове обязательно нужно держать и то, что на дороге полно неопытных и невнимательных водителей, которые могут стать виновниками ДТП, а значит и повредить вашу машину. Особенно это касается сложных зимних условий. Естественно, что при сильной гололедице ваш автомобиль может быть поережден на много больше, чем при суой погоде. Поэтому советуем вам, если есть такая возможность, то лучше откажитесь от поездок на автомобиле во время гололедицы.

Самые опасные места в гололедицу

На мостах и эстакадах очень часто образуется гололедица. Они хорошо продуваются холодными ветрами, из-за чего подтаявший снег или лужа быстро замерзают, превращаясь в тот самый коварный «чёрный лёд». Очень часто именно гололедица виновата в утренних авариях на мостах, которые собирают километровые пробки. На подъёме или на спуске с моста водители не замечают ледяную корку под колёсами и при попытке затормозить врезаются в автомобиль, едущий впереди.

Не меньше мостов опасны и низины. Многие дороги имеют сложный рельеф — то петляют из стороны в сторону, то устраивают водителю «американские» горки. На загородных дорогах крутые спуски могут быть очень опасны. В низинах скапливает не только влажный воздух, но и подтаявший снег. За ночь вся вода превращается в лёд, образуя в конце спуска натуральный каток. Часто такие ледяные участки в низинах не дают фурам забраться на гору, из-за чего образуется огромная пробка.

Гололед фото

Снизьте скорость

Когда на улице в зимнее время портится погода а дороги становятся скользкими, то каждый водитель должен сразу снизить скорость движения автомобиля. Помните, что на скользкой обледенелой дороге или на чистом льду тормозной путь может увеличиться в 10 раз. Помимо этого и в некоторых случаях (когда машина попадет на чистый лед всеми колесами), автомобиль вообще может остаться без тормозов из-за отсутствия сцепления с дорожным покрытием.

Обращаем ваше внимание, что даже на очень низких скоростях неприменно существует риск заноса. Особенно при торможении или при прохождении поворотов.

Поэтому входить в повороты вы должны на маленькой скорости. А на скользкой и обледенелой дороге надо вообще забыть про резкое нажатие на педали. Иначе это приведет к ДТП. Нажимайте педали газа и тормоза плавно. Не дергайте резко руль. Иначе вы рискуете тем, что автомобиль уйдет в занос.

Кроме того, всегда полагайтесь на свои ощущения. Например, если вы считаете, что скорость 30 км/час слишком большая, то обязательно снизьте ее даже в том случае, если это не оправдано для данной дорожной ситуации. Ваше опасение может быть не спроста. То есть, если вас что-то тревожит и вы боитесь, то никогда не игнорируйте ваши ощущения. В этом случае просто снизьте скорость до тех пор пока вы не начнете ощущать себя уверенней за рулем.

На всех ветрах

Опасны и открытые участки трассы, например, если дорога проходит через поля или по равнинам. На таких участках за ночь может образоваться тонкая, невидимая для водителя, корка льда. Налетев на неё с сухого асфальта, водитель может легко потерять контроль над машиной. На открытых трассах очень осторожным нужно быть и с краями дороги. Если посередине полосы лёд от трения шин тает и высыхает, то вот края остаются ещё в наледи. Наехав одной стороной машины на этот лёд, вы можете легко оказаться в кювете.

Торможение коробкой передач

Вождение на ледяных дорогах в принципе основано, как мы уже сказали, на плавных движениях рулевого колеса, на соблюдении скоростного режима и на плавной работе педалью газа и тормоза.

В том числе не стоит забывать и о той важности самой коробки передач, которая в некоторых случаях может помочь вам притормозить автомобиль. Вот подробная информация о том, как вы можете тормозить с помощью механической коробки передач.

Если кратко, то торможение скоростью заключается в технике вождения при которой, для торможения необходимо включать пониженную передачу на МКПП.

В случае опасности на дороге самое главное – не паникуйте, не спешите с испуга резко ударить ногой в педаль тормоза утопив ее таким образом в пол. Помните, даже если ваша машина и оснащена системой ABS, которая призвана бороться с блокировкой колес при торможении, то законы физики никто еще не отменял. Поэтому вы должны знать, что всему всегда есть предел. Так что знайте, если вы ошибётесь, то система ABS вам не поможет.

Вы должны знать, что данная система ABS не очень эффективна на льду. Таким образом, если вы рассчитываете на обледенелой дороге на систему ABS, то она вам не поможет, вы глубоко ошибаетесь.

Так же хотим отметить следующее. Если вы движетесь по сильно обледенелой трассе, то обязательно снижайте скорость перед опасными участками дороги. Вот например, если вы увидели в переди, что дорога идет или пошла вниз, то обязательно снизьте скорость в два раза, а если на дороге сплошной лед, то тормозите с помощью включения пониженной передачи. В этом случае вы снижаете необходимость использования педали тормоза до самого минимума.

Несколько советов при торможении на скользкой поверхности

1) Торможение без антиблокировочной системы ABS: Используйте метод пятки и носка. Держите пятку на полу и используйте пальцы на ногах, чтобы надавить на педаль тормоза. Если колеса заблокируются, ослабьте давление ноги на педали тормоза, подняв ступню и переместив центр тяжести на пятку.

Далее нажмите снова педаль тормоза. Повторяйте это движение до тех пор, пока машина полностью не остановится.

То есть ваша задача — не просто нажать на педаль тормоза и ждать остановки автомобиля (в этом случае на скользкой дороге, скорее всего, колеса заблокируются и машину занесет), а быстро нажимать и отпускать ее. Это позволит остановить автомобиль без полной блокировки колес.

2) Торможение с помощью антиблокировочной системы ABS: Конечно, на скользкой дороге старайтесь применять педаль тормоза как можно реже, снижая скорость с помощью отпускания педали газа и с помощью техники переключения коробки передач на пониженную скорость. Но если вам все-таки пришлось нажимать педаль тормоза в машине, оснащенной системой ABS, то не снимайте при торможении ногу с педали, боясь, что колеса заблокируются. Этому будет мешать антиблокировочная система.

Если же вы попали на черный лед и ваша машина, независимо от тормозной системы, начала терять сцепление с дорогой (начался занос), то ваша задача — выровнять машину с помощью рулевого колеса, повернув руль в сторону заноса. Также вы можете для выравнивания машины поставить коробку передач в нейтральное положение.

Черный лед действительно представляет собой очень серьезную опасность на дороге. Поэтому каждый водитель должен помнить в зимнее время об этом опасном явлении и не забывать, что помимо видимой гололедицы на дороге существует опасность образования также невидимого тонкого слоя льда, который может привести к потере контроля над автомобилем. Следите за дорогой внимательно, будьте осторожны и соблюдайте зимний скоростной режим.

Подготовьте свой автомобиль

Отправляясь в зимнее время в дорогу кроме обычного скребка для льда всегда берите с собой, полностью заряженный мобильный телефон, который поможет вам в случае чрезвычайной ситуации. Так же в вашей машине обязательно должен быть трос, зимняя одежда, знак аварийной остановки, лопата и т.п. принадлежности. Также еще, если вы часто ездите за городом, то советуем возить с собой в багажнике старые резиновые напольные коврики, которые вы сможете подложить под колеса в том случае, если вдруг застрянете на снегу, или в том случае, если не сможете тронуться с места из-за проскальзывания колес на льду.

В том числе, перед поездкой вы должны всегда быть уверенны в своем автомобиле. Прежде чем тронуться в путь проверьте, все ли работает в машине. Обязательно проверьте, работают ли в машине такие функции, как обогрев заднего стекла, как обогрев боковых зеркал, и т.п.

Знайте, что делать вам в чрезвычайной ситуации

Если ваша машина начнет скользить и терять управление, то:

На переднеприводном автомобиле необходимо вывернуть руль в сторону, противоположную заносу, при этом подавая газ.

На заднеприводной машине необходимо повернуть передние колеса в сторону заноса и отпустить педаль газа.

На полном приводе нужно филигранно работать с педалью газа. Поворачиваем руль в сторону возникшего заноса добавляя или уменьшая подачу газа и выводим автомобиль из сложной ситуации.

ВНИМАНИЕ! Без практики в критической ситуации ваши действия обречены на провал, даже если вы и прочитаете десять увесистых книг по теории экстремального вождения автомобиля. Поэтому, в обязательно порядке стоит задуматься о самих практических занятиях.

В случае заноса не тормозите педалью тормоза, поскольку тормоза скорее всего не помогут. В этом случае вы скорее всего только усугубите ситуацию из-за того, что колеса машины заблокируются и при торможении она будет продвигаться дальше (точнее – скользить).

Если вы застряли в снегу, то подложите под ведущие колеса старый резиновый салонный коврик или какой-нибудь старый мешок. Теперь попытайтесь медленно выехать. Возможно застряв в снегу ваши колеса капая рыхлый снег просто скользят на льду, который находится под снегом и не заметен. Может оказаться и так, для того, чтобы выбраться и выехать вам также понадобится лопата.

Не дергайся

Если вы владелец полноприводного кроссовера или внедорожника с полноценным 4х4 приводом, и если вы еще новичок, в первый же зимний период у вас может возникнуть ложное чувство уверенности. Самое интересное, что подобное чувство испытывают не только водители-новички. Все дело в том, что высота посадки и полный привод создают ощущение нашей непобедимости на дороге в зимнее время. Например, многим владельцам полноприводных внедорожников начинает казаться, что они владеют вездеходами, которые спокойно могут пересечь Антарктиду.

Именно это чувство создает ложную безопасность на дороге.

Помните, что законы физики внедорожники отменить никак не смогут. Вы должны понимать, что ваш внедорожник, как и любой легковой автомобиль может не только легко застрять в снегу, но и реально потерять сцепление с дорогой. Особенно это касается движения по льду. На такой скользкой поверхности преимущество в проходимости внедорожника ,как правило исчезает.

Таким образом еще раз напомним. Независимо от того за рулем какого автомобиля вы едете, будьте всегда бдительны и внимательны, никогда не забывайте, что дорога не прощает ошибок. Ледяные дороги всегда непредсказуемы. Поэтому вы должны наперед знать и помнить, что вы будете делать в экстренной ситуации на дороге.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий