Аварии с пешеходами 2018

Содержание

ДТП с пешеходом: виновники, последствия, наказания

Довольно часто бывают случаи, когда в результате аварии не только наносится вред чужим автомашинам, но также страдают пешеходы, оказавшиеся поблизости. ДТП с пешеходом способно повлечь за собой серьезные неприятности для виновника и вылиться в большие денежные траты.

В вопросе о виновности автомобилисты придерживаются двух мнений. Одни полагают, что за наезд всегда отвечает водитель, а другие перекладывают вину на самого пешехода.

Здесь стоит отметить, что разбираться необходимо на месте по каждому конкретному случаю. И, если автомобилист не виноват, то наказание он нести не должен.

Более подробно мы рассмотрим все возможные ситуации в этой статье.

Пешеход не всегда прав: в чем причины ДТП с наездами

МОРЖАРЕТТО Игорь

Согласно официальной статистике, за последние десять лет число дорожно-транспортных происшествий с наездами на пешеходов снизилось на 43%, количество раненых сократилось на 44%, а количество погибших — на 50%. Но, несмотря на положительную динамику, проблема безопасности пешеходов на дорогах остается острой.

Недавняя трагедия в столичном районе Солнцево, где молодая автомобилистка на пешеходном переходе сбила трех маленьких детей, буквально всколыхнула всю страну. И в очередной раз заставила задуматься — а все ли мы сделали для того, чтобы не гибли и не страдали пешеходы?

Сбил человека насмерть — что грозит, если водитель не виноват

ДТП с участием пешехода считается серьёзным нарушением, за которое предусмотрена административная, гражданская и уголовная ответственность. Водитель, совершивший наезд на человека подверг его огромной опасности и должен возместить ущерб. А именно затраты на лечение, упущенную выгоду за период лечения и возмещение морального ущерба.

Сбил человека насмерть — что грозит, если водитель не виноват

Это интересно: Попал в аварию в маршрутке — рассматриваем все нюансы

Наезд на пешехода на пешеходном переходе — ответственность в 2021 году

ДТП, в котором пострадал пешеход, уже само по себе серьезное происшествие, а если оно произошло на переходе, вина водителя многократно усугубляется. Если некоторые водители не проявили должного рвения при изучении ПДД и успели забыть, чем грозит ДТП с наездом на идущего по зебре пешехода, настоятельно рекомендуем заполнить пробелы в знаниях. Надеемся, что после прочтения этой статьи каждый водитель станет внимательнее на дорогах, включая зоны пешеходных переходов.

Смертельные маршруты: пять самых резонансных ДТП в России и судьба их виновников

Смертельные маршруты: пять самых резонансных ДТП в России и судьба их виновников

Несмотря на усилия властей, в России люди продолжают гибнуть в страшных дорожно-транспортных происшествиях. И хотя статистика смертей в автокатастрофах постепенно выправляется: в 2017 году в них погибло на 5% меньше граждан, чем годом ранее, — абсолютные цифры по России по-прежнему навевают ужас: 19 088 смертей в авариях за прошлый год.

Только за август 2018 года, согласно данным ГИБДД, на дорогах России погиб 1851 человек. Специалисты вынуждены констатировать: количество погибших в ДТП меньше 15 тысяч в год в России уменьшить не удается.

Как правило, трагедия становится итогом человеческой беспечности. Вождение в нетрезвом состоянии, превышение скорости и другие нарушения Правил дорожного движения приводят к непоправимым последствиям для себя и других.

Федеральное агентство новостей обратилось к истории некоторых резонансных ДТП, произошедших в России за последние три года, и выяснило, понесли ли виновные заслуженное наказание.

ДТП с участием пешехода в 2020 году: причины, ответственность, порядок действий

ДТП с участием пешехода – неизбежное явление современности, которое может произойти по вине водителя или переходящего дорогу человека. В любом случае ситуация является крайне неприятной и требующей незамедлительных действий, чтобы помочь пострадавшему. Если факт наезда произошел, а определение виновного – спорный момент, следует обратиться к законодательной базе. Она подробно и четко объясняет, кто и почему должен нести ответственность и в каком виде осуществляется наказание. Об этом в 2020 году будет не лишне знать тем, кто постоянно находится за рулем.

Причины, формирующие вину водителя и пешехода

Случайное столкновение автолюбителя с пешим индивидом входит в разряд серьезных нарушений правил дорожного движения. На первый взгляд крайним оказывается водитель, которому надлежит быть предельно внимательным на дороге. Так как для удобства обзора проезжей части на машине установлены зеркала заднего вида и боковые, а также имеется доступ к просматриванию улицы спереди, у водителя обнаруживается ряд преимуществ.

Однако в вопросе с наездом на пешехода неправыми могут оказаться обе стороны. Чтобы понять, кто пренебрег правилами, следует учесть следующие нюансы:

  • переходил ли человек дорогу в неположенном месте или по «зебре»;
  • начал ли автолюбитель движение на красный свет;
  • возникла ли какая-то неисправность в управлении транспортным средством во время движения, что повлекло за собой невозможность своевременной остановки;
  • имели ли место игры/прогулки, неположенные на проезжей части.

переход в правильном месте

В практике наблюдается распространенность типичных случаев, исходя из которых виновником инцидента становится водитель. Чаще всего тот, кто был за рулем, сбивает пешехода:

  • на нерегулируемом перекрестке;
  • на плохо освещенном участке дороги, особенно если она незнакома;
  • при повороте либо въезде во двор;
  • на скорости, превышающей допустимые показатели.

Есть и невнимательные и рассеянные автолюбители, которые теряют бдительность из-за долгого пребывания в пути. К ним относятся таксисты и личные водители, занимающиеся подобной деятельностью профессионально. Ответственность с лиц первого и второго типа не снимается и эквивалента степени тяжести совершенного наезда.

Следует отметить, что пешеходам тоже предъявляются особые требования при пересечении проезжей части. Пренебрежение этими правилами материально наказуемо. Переходящего дорогу в неположенном месте могут оштрафовать либо назначить более суровый приговор.

Где всего опаснее

Согласно сухим цифрам статистики от ГУОБДД МВД РФ, в прошлом году зарегистрировано 34 240 (–16,8% к предыдущему году) наездов, в результате которых 4205 (–7,7%) человек погибли и 31 430 (–18,1%) ранены. Причем именно на пешеходных переходах в 2020 году произошло 40% (это 15 364 случаев, –10,6% к 2019 году) от всех наездов на пешеходов. Число погибших по сравнению с 2019 годом уменьшилось на 6,4% (до 858) и пострадавших — на 19,3% (15 292). На нерегулируемых пешеходных переходах в прошлом году зарегистрировано 10 999 (–19,3%) происшествий, в которых погибли 610 (–9,6%) и получили ранения 10 972 (–19,9%) человека. Между прочим, регулируемыми у нас в стране являются лишь 17% наземных пешеходных переходов.

Перед началом всероссийской социальной компании "Твой ход! Пешеход" (цель — повысить безопасность на дорогах за счет роста ответственности и понимания рисков среди пешеходов и водителей), которая стартовала этим летом в 15 регионах страны, социологи провели целый ряд исследований и просто изумились полученным результатам. Оказывается, что 80% опрошенных твердо уверены, что водитель несет бóльшую ответственность, чем пешеход, за все происходящее на дороге.

Суд 4 августа рассмотрит жалобу на арест девушки, сбившей трех детей на переходе в Москве

С одной стороны, так оно и есть, ведь он управляет "транспортным средством повышенной опасности". Но пешеход ведь тоже по правилам (и по сути!) является участником дорожного движения.

Еще страшнее то, что 95% опрошенных в рамках этого исследования признались, что не знают правил перехода дороги по пешеходному переходу. В результате чего 85% респондентов считают нерегулируемые пешеходные переходы небезопасными и неохотно ими пользуются. И ладно, если бы действительно было так — боимся и не пользуемся, но это на словах. На деле же вроде бы боимся, но смело шагаем на проезжую часть, порой даже не глядя по сторонам.

Так, 71% ДТП с пешеходами случается именно при пересечении проезжей части. Но немало происшествий происходит и на обочине, на тротуарах, вблизи проезжей части (25%).

При этом самое большее число наездов совершается "вдогонку" — пешеходы идут по краю проезжей части или по обочине в попутном направлении (11%). Обычно это бывает на неосвещенной дороге, в темное время суток, если пешеход облачен в черную одежду. И никто почему-то при этом не вспоминает, что двигаться по обочине надо навстречу транспортному потоку, и что ПДД требует, чтобы в таком случае у пешехода на одежде были светоотражающие элементы.

Так что, несмотря на снижение числа ДТП с наездом на пешеходов, они остаются одними из самых уязвимых участников дорожного движения.

Когда есть состав преступления

Сбил человека насмерть — что грозит, если водитель не виноват

Все виды ответственности виновника ДТП, указаны в гл. 27 УК РФ.

За наезд на пешехода со смертельным исходом существует статья 264 УК РФ. Она регламентирует состав преступления и наказание, которое грозит виновному в произошедшем.

Когда водитель сбил пешехода и он погиб на месте ДТП, то виновность водителя определяется, опираясь на факты нарушения ПДД. Суд будет обязательно учитывать все обстоятельства случившегося.

Если предотвращение наезда было невозможным, то его признают невиновным. Такое решение суда освобождает водителя от возмещения морального и материального ущерба родственникам погибшего.

Случай с летальным исходом относится к одному из самых тяжелых последствий преступной деятельности, а автомобиль выступает источником повышенной опасности. В связи с этим, водителя авто признают виновным, что повлечет за собой наказание даже из-за незначительного нарушения ПДД.

Часто руководствуются пунктом 10.1, в котором оговаривается скоростной режим движения по проезжей части дороги.

К примеру, если незначительное превышение скорости на 10 километров в час, в обычной ситуации признается просто ошибкой приборов, то в данном случае это будет выступать основой для обвинения.

Сбил человека насмерть — что грозит, если водитель не виноват

В вышеупомянутом пункте также указывается, что водитель самостоятельно принимает решение о безопасной скорости в случае плохих условий на дороге.

При отсутствии освещения проезжей части, наличии скользкого покрытия и плохой видимости из-за тумана, нужно проявлять максимальную осторожность либо вовсе остановиться. Продолжать движение следует только будучи полностью уверенным в том, что ничего страшного не произойдет.

Важно понимать, что если сбил пешехода насмерть, при назначении наказания суд будет учитывать, насколько водитель пытался предотвратить столкновение.

При наличии доказательств нарушения правил дорожного движения, виновный получит наказание в соответствии с законом.

Для уголовной ответственности имеет значение следующее:

  • количество пострадавших;
  • количество получивших травмы;
  • состояние нарушителя в момент наезда;
  • привлекался ли водитель ранее к данной ответственности.

Избежать наказания, в соответствии с законодательством 2019 года, можно только в случае гибели виновника ДТП, либо его примирения с родственниками сбитого насмерть.

Каковы основные действия, если сбила машина?

Если сбила машина на пешеходном переходе, основные действия зависят от того насколько тяжелая степень травм и увечий у пешехода. Если человек находится в сознании, не имеет повреждений опасных для здоровья и способен адекватно воспринимать ситуацию, он должен вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД.

После звонка в правоохранительные органы необходимо:

  • Вызвать карету скорой помощи, даже если отсутствуют серьезные основания. Заключение медработника понадобится для последующей процедуры взыскания ответственности с виновника.
  • Зафиксировать данные об автомобиле, совершившем наезд – номер, марку (данный пункт особо важен в тех случаях, когда машина скрылась в неизвестном направлении).
  • Заполнить заявление о привлечении водителя к гражданской ответственности и передать документ полиции.
  • Попросить очевидцев выступить свидетелями, взять их контакты на тот случай, если будет подано исковое заявление в суд.

Ответственность пешехода за ДТП

В 2022 году ответственность пешехода за нарушение правил дорожного движения невелика. Максимальный штраф – 1 000 рублей (статья 12.30 КоАП).

Однако если по вине пешехода произойдет ДТП, в котором будет причинен вред здоровью, то наказание будет более серьезным:

  • Легкий или средней тяжести вред здоровью – штраф в размере 1 000 – 1 500 рублей (статья 12.30 КоАП).
  • Тяжкий вред здоровью – уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до двух лет (статья 268 УК РФ).
  • Смерть человека – уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до четырех лет (статья 268 УК РФ).
  • Смерть двух или более людей – уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до семи лет (статья 268 УК РФ).

Обратите внимание, что пешеход может в том числе попасть за решетку при нарушении правил дорожного движения.

Уход с места аварии

Под оставлением места происшествия понимается уход или удаление одной из стороны на большое расстояние. Если участник не дождался приезда уполномоченных лиц, умышленно покинув локацию столкновения, ему грозит административное либо уголовное наказание.

Не считается уходом перемещение транспортного средства на обочину для освобождения пути другим автомобилям (ПДД пункт 2.6).

В противном случае уход рассматривается как бегство с места преступления и предусматривает серьезное наказание для совершившего это действие.

Какое наказание грозит водителю, если он сбил прохожего насмерть

Если в результате ДТП пешеход скончался, то законодательством предусмотрено наиболее суровое наказание для виновного водителя. Ст. 264 УК РФ дифференцирует его в зависимости от обстоятельств.

Если водитель был трезв в момент наезда на пешехода и не оставлял место происшествия, то, согласно ч. 3 ст. 264 УК РФ наезд на пешехода со смертельным исходом

…наказывается принудительными работами на срок до четырёх лет … либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Автомобиль едущий по зебре

Пьяный виновник ДТП либо оставивший место его совершения, согласно ч. 4 ст. 264 УК РФ

…наказывается лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Ответственность ещё более ужесточается, если в результате аварии погибают два человека и более. Максимальное наказание для трезвого водителя, не убежавшего с места совершения ДТП (ч. 5 ст. 264) — лишение свободы до 7 лет, для пьяного или покинувшего место аварии — от 8 до 15 лет. Стоит отметить, что под состоянием опьянения понимается наличие в организме не только этилового спирта в определённой концентрации, но и наркотических, психотропных или психоактивных веществ.

Лобовое столкновение тягача и автобуса с детьми в ХМАО

В 2016 году Россия содрогнулась от известия о страшной аварии на дороге Тюмень — Ханты-Мансийск, в которой погибли воспитанники Нефтеюганской специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Сибиряк». В командном турнире по спортивной акробатике на первенство округа ребята заняли второе место…

4 декабря тягач Volvo, перевозивший буровое оборудование компании «Башнефтегеофизика», выехал на встречку и столкнулся с автобусом, в котором дети-спортсмены возвращались в Нефтеюганск с соревнований. После этого произошло второе столкновение — со вторым тягачом, также перевозившим груз. Автобус в буквальном смысле слова разорвало. Глядя на то, что осталось от пассажирского транспортного средства, в котором находились 33 человека — из них 29 детей и 2 тренера, — остается лишь удивляться, что кто-то остался жив.

12 человек: оба тренера и дети от 12 до 14 лет, мальчики и девочки, — погибли. Двадцать человек получили травмы, в том числе тяжелые…

Трагедии могло и не быть, не прояви взрослые, планировавшие поездку, преступную беспечность… В сложных погодных условиях — была сильная метель — автобус двигался без положенного в таких случаях сопровождения машин полиции со спецсигналами.

Водитель автобуса, 47-летний Марат Зайнуллин, не справился с управлением, несмотря на более чем 20-летний стаж вождения. При этом в 2016 году его семь раз ловили на нарушении ПДД.

По словам представителя местной полиции, чтобы сэкономить деньги, руководство школы заказало перевозку сомнительной фирме…

6 февраля 2018 года Ханты-Мансийский районный суд вынес четыре обвинительных приговора по данному делу. Несмотря на тяжелейшие последствия, вердикты оказались на удивление мягкими.

Водитель тягача Volvo Раиль Саитханов был признан виновным согласно статье 264 УК РФ и получил наказание в виде 6 лет 9 месяцев лишения свободы.

Водитель автобуса Зайнуллин был признан виновным в оказании услуг, повлекших смерть двух или более лиц (статья 238 УК РФ). 1 год 5 месяцев — именно такое наказание он получил.

Представитель фирмы-перевозчика Александр Сидорук был обвинен по той же статье и получил 1 год 3 месяца.

Экс-директор спортивной школы «Сибиряк» Ирина Тарасова, согласно статье 293 УК РФ о халатности с причинением крупного ущерба, получила 11 месяцев. Впрочем, суд зачел ей нахождение под домашним арестом и… счел наказание отбытым.

Также судом было принято решение взыскать деньги в пользу каждого из потерпевших: с Саитханова — 1 млн рублей, Сидорука и Зайнуллина — по 100 тысяч рублей, а с Тарасовой — 90 тысяч рублей.

Вопрос, конечно, в таких случаях всегда в том, насколько реально будет взыскать деньги с виновных и не окажется ли лишение свободы их единственной платой за беспечность, стоившую жизни 10 детям и двум взрослым.

Про "лежачего полицейского"

Та самая авария в московском районе Солнцево, о которой очень много говорят в последние дни, высветила еще одну проблему — инфраструктурную. Я дважды встречался со шведскими специалистами по вопросам безопасности дорожного движения, а как известно, в этом вопросе скандинавская страна преуспела больше других. В Швеции один из самых низких в мире уровень социального риска — количество людей, которые за год погибли в ДТП из расчета на 100 тыс. человек населения. В России этот показатель расположился около 11, а в Швеции он составил меньше трех.

Оплетающая "Паутина".

Так вот, в Швеции пришли к выводу, что идеального водителя не существует. При том что в этой стране очень дисциплинированное население, хорошая система обучения водителей, высочайшие штрафы за нарушения ПДД. Но человек — не машина, он может ошибаться. Соответственно, нужно создавать на дорогах такую инфраструктуру, чтобы у водителя не было даже шанса на ошибку. Например, если суммарная разрешенная скорость движения на загородных трассах превышает 120 км/ч (60 км/ч + 60 км/ч), то на такой дороге обязательно должен быть разделительный барьер между встречными полосами движения, уверены шведы. И прописали это в своих ГОСТах. А что у нас?

В СМИ пишут, что жители района Солнцево просили несколько лет у местных чиновников установить "лежачего полицейского" у опасного нерегулируемого пешеходного перехода. Не знаю, что им отвечали; наверное, что-то вроде "мы учтем вашу просьбу и поставим ее выполнение в планах на следующую пятилетку". Но спустя несколько часов после трагедии, когда уже двух детей не вернуть, оказалось, что ничего не надо перепроектировать, согласовывать, достаточно просто прислать бригаду рабочих, которые очень быстро уложили этого "лежачего полицейского".

Какой же эффект от этой искусственной насыпи перед зеброй? Водитель заблаговременно снижает скорость, чтобы преодолеть "лежачего полицейского", нога у него перед зеброй уже находится на педали тормоза. А низкая скорость проезда дает дополнительные секунды на то, чтобы увидеть, есть ли пешеходы, и в случае необходимости остановиться.

На мой же взгляд, в случае, когда пешеходный переход организуется на четырехполосной (и более) дороге (по две полосы в каждую сторону), обязательно нужно как минимум устанавливать светофоры с кнопками вызова. Подошел пешеход, нажал на эту кнопку, и через несколько секунд для него загорается зеленый. Водитель, который может не заметить пешеходов за остановившейся или притормаживающей машиной, красный свет увидит обязательно. Пешеходы безопасно перейдут дорогу, для машин загорится зеленый, и все мирно разойдутся-разъедутся.

Виды наказаний для водителей

Любой автомобилист всеми силами будет избегать такой ситуации, как наезд. Это не зависит от того, нарушает ли пешеход правила, переходя трассу в непредусмотренных для этого местах, или соблюдает все условия ПДД.

ДТП по вине пешехода либо самого водителя чревато следующими негативными последствиями:

  • Водитель потеряет массу времени на оформление. Люди, попадавшие ранее в аварии, знают, что на оформление даже легких столкновений двух автомашин можно потратить целых 10 часов. Если же пострадал один или несколько человек, то процедура может растянуться на еще более длительный срок.
  • Если после ДТП по вине пешехода он скрылся с места аварии, разыскать его позже будет проблематично. Так что ремонт поврежденного транспорта владелец будет производить и оплачивать сам.
  • Наезд, пусть даже с незначительными последствиями, для многих является большим стрессом. В наше нелегкое время лишние переживания людям за рулем совершенно ни к чему.

Кроме траты времени, сил и нервов, виновника наезда ждет наказание более серьезное.

Если вы стали участником ДТП, сбили пешехода, это грозит вам следующим:

  • 1,5-2,5 тыс. руб. штрафа за наезд непосредственно на переходе либо при других обстоятельствах, являющихся нарушением ПДД.
  • Сопутствующие штрафы за иные виды нарушений, выявленные сотрудником ГИБДД при оформлении наезда: например, если у водителя нет полиса ОСАГО, он находится в алкогольном опьянении, номер на а/м нечитаем и др.

Административные/уголовные меры при нанесении сбитому человеку вреда:

  • — легкой степени – водитель заплатит 2,5-5 тыс. руб. либо лишится водительского удостоверения на 12-18 месяцев;
  • — средней степени – придется заплатить 10-25 тыс. руб. либо права отберут на полтора-два года;
  • — тяжелой степени – виновника аварии могут посадить на срок до 2-х лет.

В случае гибели одного пешехода водителя могут лишить свободы на 5 лет, при смерти двух и более людей – срок увеличивается до 7 лет.

При этом надо понимать, что наказание предусмотрено только для тех, кто нарушил предписания ПДД, что повлекло за собой несчастный случай. Наезд на человека является событием случайным и обусловлено не одним, а целым рядом обстоятельств.

Поэтому весьма важно, управляя транспортным средством, следить за всеми внешними факторами и учитывать ситуацию на дороге, не торопиться и не давать повода другим нарушать правила, рискуя собственной жизнью и жизнью других людей.

Наказание и ответственность за наезд на человека на пешеходном переходе

Сбил человека насмерть — что грозит, если водитель не виноват

В том случае, когда водитель сбил человека насмерть на пешеходном переходе, ему грозит серьезное наказание и избежать его невозможно.

Суд может назначить:

  • 4 года исправительных работ и лишение прав на 3 года.
  • 4 года исправительных работ, лишение свободы на 5 лет + лишение прав на 3 года.

На наказание оказывают влияние такие факторы:

  • сроки проведения предварительного следствия;
  • период рассмотрения;
  • показания свидетелей;
  • обстоятельства аварии.

По каким номерам звонить в ГИБДД?

Если сбила машина на пешеходном переходе, для вызова патрульной службы по России функционируют бесплатные единые номера, которые можно набирать с любых мобильных телефонов:

  • 102 – вызов полиции напрямую;
  • 112 – вызов полиции через МЧС.

А также отдельные номера для некоторых сотовых операторов:

  • 002 – Билайн,
  • 020 – Мегафон, МТС, Tele2,
  • 902 – Скайлинк.

Желательно сохранить один из номеров на гаджете как быстрый вызов. Это значительно сэкономит время и не подведет в стрессовой ситуации.

Столкновение КамАЗа с автобусом в Дагестане

В горной местности крупные смертельные ДТП, к сожалению, не редкость. В Тарумовском районе Дагестана близ населенного пункта Таловка на 284 км трассы Махачкала — Астрахань 13 июля 2016 года произошла авария с участием автобуса и тягача «КамАЗ» с прицепом. Она унесла 9 человеческих жизней, а еще 20 человек, среди которых оказалось четверо детей, пострадали.

Прицеп тягача, ехавшего из Астрахани в Махачкалу, был плохо закреплен: оторвавшись, он вылетел на встречку и врезался в пассажирский автобус, следовавший рейсом «Дербент — Анапа», в котором ехали 33 пассажира.

Столкновение было неизбежно… Автобус, в котором люди ехали на курорт, смяло как бумажный макет. Лишь чудом при этом не произошло возгорания. Грузовик перевернулся и оказался в кювете…

Местные власти оказали денежную помощь пострадавшим и семьям погибших. Последние получили по 100 тысяч рублей, каждый пострадавший — по 50 тысяч.

Виновным в этой трагедии следствие признало водителя тягача, он был задержан. Ему инкриминировали все ту же статью 264 УК РФ. Предположительно, прицеп, перевозивший картофель, мог оторваться из-за перегруза. Суд приговорил водителя к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.

«Дополнительное наказание — лишение права заниматься определенной деятельностью на срок три года», — уточнили в пресс-службе регионального управления МВД в беседе с ФАН.

Обращает на себя внимание тот факт, что КамАЗ незадолго до ДТП был остановлен полицией в Кочубее, однако после составления протокола поехал дальше.

Первые действия водителя

Важно исходить из того, что любая авария со смертельным исходом является стрессом для человека. Для начала важно успокоиться и не предпринимать необдуманных действий. Опытные юристы при попадании в ДТП и гибели пешехода рекомендуют сделать такие шаги:

  1. Останавливаем машину, глушим мотор и включаем аварийку. Далее выходим из авто и ставим знак аварийной остановки, чтобы избежать случайного ДТП с участием других транспортных средств.
  2. Проверяем состояние пострадавшей стороны. Если виновник не имеет медицинского образования, лучше не трогать жертву.
  3. Вызываем скорую и полицию. При этом важно находиться в непосредственной близости от пострадавшего человека. Если нет такой возможности, можно попросить об этом свидетелей происшествия или других пассажиров авто.
  4. До прибытия скорой и полиции опрашиваем людей, которые видели ситуацию своими глазами и фиксируем их показания.
  5. Делаем фото места события с различных сторон. Особое внимание важно уделить длине тормозного пути. Если имеется запись с регистратора, ее желательно сберечь.
  6. Знакомимся с бумагами, которые оформляют работники ГИБДД, ставим подписи и забираем копии.
  7. Обращаемся к опытному юристу за помощью. Важно, чтобы человек имел навыки решения подобных задач.

Стоит понимать, что от правильности действий виновника аварии во многом зависит решение судебного органа и степень вины. До прибытия полиции трогать что-либо запрещено, как и покидать место аварии. Важно быстро прийти в себя и собрать доказательную базу, которая в будущем позволит защитить интересы в суде.

Это интересно: Сбил пешехода и скрылся с места ДТП что грозит

Когда прав пешеход при наезде?

Проявление осторожности на проезжей части – это вполне естественная реакция каждого пешего человека. Если переходить дорогу в положенных местах, риск угодить под колеса автомобиля невелик. Однако если наезд произошел, правда будет на стороне пешехода в случае наличия у него доказательств о том, что он действовал по правилам.

Ответственность с пешехода снимается при таких обстоятельствах:

  • при движении по «зебре» (перед этим нужно убедиться, что вы находитесь в поле зрения водителей);
  • при осторожном переходе трассы на нерегулируемых, но обозначенных дорожными знаками участках (пункт 4.5 ПДД);
  • при переходе по линиям тротуаров (пункт 4.3 ПДД);
  • при условиях ограниченной видимости или плохой погоде, если человек двигался по проезжей части и при наличии светоотражающих элементов в одежде (пункт 4.1 ПДД).

Страшный обгон под Керчью

«Не уверен — не обгоняй!» — истина, написанная кровью на множестве плакатов, но, тем не менее, не усвоенная многими водителями. 16 февраля 2018 года такая самоуверенность стоила жизни четырем детям и трем взрослым. Два человека получили тяжелые ранения.

ДТП произошло в 19:40 на 367-м км трассы Джанкой—Феодосия—Керчь близ поворота на поселок Ленинское. Водитель легковушки ВАЗ-2105, в которой находились шестеро (!) пассажиров: четверо детей и двое взрослых, — решился на обгон грузовика.

Теперь уже сложно сказать, что двигало человеком, который мало того, что нарушил все нормы безопасности, посадив в салон столько людей, но и в довершении ко всему решил в темноте обогнать грузовик. Задев его, переполненные «Жигули» столкнулись с фурой, следовавшей по встречке. Итогом стала страшная трагедия.

Легковой автомобиль полностью сгорел и превратился в груду металлолома. Никому из находившихся в нем спустись не удалось. Водитель фуры также погиб, заживо сгорев в кабине.

Местные жители, обсуждавшие эту страшную аварию в социальных сетях, отмечали, что на трассе шел ремонт и скорость была ограничена 60 км в час. Но, констатировали они, водители этим ограничением пренебрегали и разгонялись до сотню и более.

МВД по Республике Крым возбудило уголовное дело по статье 264 УК РФ — «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Впрочем, виновный в этой трагедии водитель «Жигулей» погиб. Однако его беспечность стоила жизни еще шестерым, среди которых четверо детей.

Как избежать столкновения?

Статистика показывает, что наезд на пешего – распространенный инцидент на дороге. Этому способствует фактор неадекватного поведения пешехода во время пересечения проезжей части в том месте, где не предусмотрена «зебра». Водителю следует зорко следить за женщинами и детьми, а также держать в поле зрения окружающих людей, которые собираются сойти с тротуара на автотрассу в запрещенном месте.

Еще одно «золотое правило» – не превышать скорость в жилых районах, ночью, на дороге с ограниченной видимостью. Если местность незнакомая, стоит обзавестись навигатором, который снабдит автолюбителя нужными подсказками и снизит риск наезда. Во всяком случае, передвигаться нужно осторожно с попыткой запомнить обстановку, что облегчит возвращение по тому же пути.

Новичкам рекомендуется сконцентрироваться на вождении и не пренебрегать ПДД, даже если на пешеходном переходе никого нет, а светофор вынуждает совершить остановку. Дополнительная страховка защитит человека за рулем от неумышленного преступления, поможет избежать ответственности и не навредит ничьей жизни.

Кошмар под Воронежем: два автобуса выехали из Москвы…

Когда эта статья уже писалась, страшная авария с участием двух автобусов произошла в Новоусманском районе Воронежской области, в 10 км от областного центра.

Судя по всему, события развивались так. 8 сентября 2018 года в 20:20 по московскому времени на обочине трассы М-4 «Дон» на 525-м километре стоял припаркованный автобус Volvo, ехавший из Москвы в Ставрополь. Его водитель устранял техническую неисправность.

Водитель другого автобуса, Neoplan, следовавшего из Москвы в Карачаево-Черкесию, скорее всего, стоявшего на обочине «коллегу» просто не заметил. По имеющейся информации, столкновение произошло на скорости 110 км в час… Задняя часть стоявшей машины была превращена в месиво.

В результате столкновения погибли пять человек: второй водитель автобуса Neoplan и четыре пассажира. Одна из жертв скончалась в больнице во время операции. Всего были госпитализированы 14 человек, трое из которых находятся в тяжелом состоянии. Еще шестерым медики оказали помощь на месте.

Предполагаемый виновник трагедии, водитель Neoplan’а, также находится в больнице. В случае если следствие докажет его вину, ему грозит до 7 лет лишения свободы.

Впрочем, сам водитель Султан, 1962 года рождения, себя виновным не считает.

«Не видел я его. Автобус на обочине на скоростной трассе! Не должен он там стоять!» — уверенно заявляет он.

По его словам, столкновение произошло, когда он попытался перестроиться из левого ряда в правый. Стоявший у обочины автобус он заметил слишком поздно…

Уголовное дело заведено по статье 238 УК РФ — «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшие по неосторожности смерть пятерых лиц».

Столкновение автобусов в Воронежской области

Десятки граждан России гибнут в ДТП ежедневно. Каждый день дороги забирают все новые и новые жертвы. Нас очень пугают новости про авиационные катастрофы, когда одновременно гибнут 300 человек, но в несколько раз больше остаются на дорогах России за месяц. Такое ощущение, что в нашей стране идет незаметная война, в которой агрессором выступают нарушения ПДД, лихачество, алкоголь, легкомысленность, самонадеянность и безответственность.

Нормативная база

Столкновение с пешеходом на обозначенном переходе подлежит рассмотрению с точки зрения закона. На виновного участника дорожно-транспортного происшествия налагается ответственность, степень тяжести которой зависит от характера ситуации, состояния здоровья потерпевшего, нюансов возникновения аварии.

Нормативная база выделяет три формы ответственности:

  1. Гражданская – наступает при легких телесных повреждениях, когда водитель берет на себя обязательство оплатить лечение второй стороне, а также взять расходы на лекарство, упущенную выгоду.
  2. Административная – связана с получением пешехода травм средней и тяжелой степени, утратой трудоспособности на непродолжительное время сроком до 10 суток.
  3. Уголовная – применяется при нанесении серьезных увечий и летальном исходе пешего лица.

Санкции вступают в силу после выяснении всех тонкостей сотрудниками ГИБДД и признании нарушителя виновным.

Причины и статистика аварий с пешеходами

Знак пешеходного перехода

Чаще всего виновником аварии на пешеходном переходе являются водители. Это случается по следующим причинам:

  • превышение скорости;
  • нарушение ПДД;
  • плохая видимость на нерегулируемом переходе;
  • отсутствие навыков вождения;
  • внезапный острый приступ какого-либо заболевания, например, инфаркт;
  • сильное утомление, неадекватная реакция на ситуацию на дороге;
  • неисправность ТС;
  • сложные дорожные условия, например, гололёд.

Авария по вине пешехода может быть спровоцирована:

  • несоблюдением ПДД;
  • алкогольным или наркотическим опьянением;
  • резким ухудшением самочувствия.

Фактор случайности присутствует в случае виновности как водителя, так и пешехода. Но по статистике доля таких ДТП гораздо меньше, чем аварий, спровоцированных другими причинами.

Приведём статистику ДТП на пешеходных переходах с участием пешеходов по данным ГИБДД по РФ за 2017 год (данные взяты с официального сайта ГИБДД ):

  • количество ДТП — 19591, из них:
    • по вине водителей — 16871;
    • по вине пешеходов — 1733;

    Для сравнения те же показатели за 2016 год:

    • количество ДТП — 18498, из них:
      • по вине водителей — 15573;
      • по вине пеших людей — 1639;

      Тенденция неутешительная количество ДТП на пешеходных переходах демонстрирует рост. Соотношение виновных водителей и виновных пешеходов остается на одном уровне: примерно 10 к 1.

      Судебная практика

      Наезд на пешехода на пешеходном переходе

      ДТП на переходах с участием граждан, передвигающихся пешком, происходят ежедневно в разных регионах страны. Судебная практика по таким делам весьма разнообразна, для иллюстрации рассмотрим два наглядных и часто встречающихся примера.

      Гр. Иванов, двигаясь на своем автомобиле по улице, не заметил человека на нерегулируемом неосвещённом пешеходном переходе, но успел затормозить в самый последний момент. Пострадавший упал и получил ушиб руки. Были вызваны сотрудники ГИБДД и неотложка. На судебном заседании гр. Иванову была вменена, согласно ст. 12.24 КоАП, мера наказания в виде штрафа в размере 3 000 рублей и присуждена выплата компенсации пострадавшему пешеходу в размере 2 000 рублей.

      Гр. Петров, будучи пьяным за рулем своего автомобиля, проехал на красный свет и сбил гр. Сидорова на пешеходном переходе. Свидетели происшествия вызвали скорую и сотрудников ГИБДД. Пострадавший гр. Сидоров скончался по пути в больницу. После рассмотрения всех обстоятельств ДТП суд приговорил гр. Петрова согласно ч. 4 ст. 264 УК РФ к 5 годам лишения свободы.

      Ксения Крылова, публицист, журналист, автор сайта

      Окончила Академию управления МВД РФ (44.07.01 Образование и педагогические науки, 2009 год). Основное направление профессиональной деятельности – публицистика, касающаяся вопросов автомобильного права и деятельности МВД в целом.

      Вывод

      К водителю сбившего пешехода может применяться уголовная или административная ответственность. Конкретная ответственность зависит от тяжести последствия ДТП. Также пострадавший пешеход в праве взыскать с виновника компенсацию нанесённого ущерба. Чтобы избежать всех этих негативных последствий, автомобилисту необходимо быть крайне внимательным во время управления транспортным средством, особенно в тёмное время суток, а также в жилых массивах.

      Как пешеходу получить компенсацию?

      Компания ОСАГО предусматривает выплату средств потерпевшему в размере суммы, которая не превышает 500 тыс. рублей. Если в результате расследования подсчеты превышают установленный тариф, виновник ДТП оплачивает остальную часть со своего кармана (ст. 1072 ГК РФ).

      Страховая компания снимает с себя обязательства, когда дело касается взыскания за моральный ущерб. Тогда нужно обращаться к автолюбителю и требовать обеспечения финансами с него. Размер компенсации, если сбила машина на пешеходном переходе, устанавливает суд при рассмотрении случаев ДТП в индивидуальном порядке. Возмещение за причинение морального вреда не облагается госпошлиной.

      Если гражданина сбила машина на пешеходном переходе, чтобы получить деньги на лечение, требуется собрать пакет документов и подать их в страховую компанию виновника ДТП либо в Российский союз автостраховщиков (если водитель не имеет иной страховки).

      Что нужно для обращения в страховую компанию по ОСАГО?

      Этот шаг сопровождается сбором документов, которые ускоряют процесс по возмещению компенсации причиненного ущерба пешеходу при ДТП. В страховую компанию необходимо предоставить:

      • копию паспорта/официального документа;
      • банковские реквизиты;
      • копию протокола о вине водителя выданного сотрудниками ГИБДД;
      • медсправки и иные документы с указанием характера и степени тяжести травм;
      • справку скорой помощи, приехавшей на вызов в момент ДТП на пешеходном переходе;
      • доверенность (если заявитель не присутствует лично).

      Желательно подшить в папку вспомогательные бумаги, которые помогут разрешить спорные моменты быстрее. Помимо этого необходимо заполнить Заявление установленного образца и приложить его к основному пакету. Для того чтобы избежать неправомерного отказа и затягивания денежных выплат, следует оставлять у себя копии всех бумаг.

      Скачать образец заявления на возмещение вреда здоровью после ДТП можно здесь.

      Сроки подачи на возмещение

      После аварии на пешеходном переходе вызывают полицейских и врачей, по желанию можно вызвать сотрудников страховой компании. Это упрощает последующее обращение в организацию для взыскания денежных выплат. По закону пострадавший вправе рассчитывать на полное возмещение за причинение ему ущерба (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).

      После сбора необходимых бумаг (копия протокола, квитанции об оплате оказанных услуг, чеки на покупку лекарств, документ о размере зарплаты/стипендии/пенсии и прочие) потерпевший должен обратиться в страховую компанию, услугами которой пользуется автовладелец. Написать заявление на получение страховой выплаты по ОСАГО необходимо как можно скорее. Его рассматривают в течение 20 дней (часть 21 ст. 12 ФЗ N40 от 25.04.2002 года) или выдается мотивированный отказ.

      Если сумма возмещения выше 500 тыс. рублей, остальную часть выплачивает виновник ДТП. Для этого потерпевший требует компенсацию посредством обращения в суд. Согласно ст. 196 ГК РФ срок исковой давности не превышает 3 лет с момента происшествия.

      Если сбила машина на пешеходном переходе, а у виновника нет страхового полиса ОСАГО, ущерб возмещается за собственные средства водителя.

      Судебное разбирательство

      Подача иска в суд – это неотъемлемая часть расследования наезда на пешеходном переходе, когда виновник отказывается компенсировать ущерб, скрылся с места ДТП либо возникли спорные моменты. Перед началом разбирательства виновнику посылают по почте досудебную претензию. Если он не отреагировал на послание, составляется исковое заявление, в котором не фиксируется сумма за получение морального ущерба (она определяется в процессе судебной тяжбы).

      В ходе разбирательства стороны рассказывают о произошедшей ситуации, далее истец предъявляет свои требования. Виновник ДТП имеет возможность опровергнуть притязания, приводя в пример личные аргументы.

      Выслушав ответчика и истца, судья определяет размер компенсации, устанавливает сумму морального вреда, исходя из судебной практики.

      Обратиться в судебный орган с исковым заявлением необходимо по месту жительства.

      Примирение сторон

      Судебная практика показывает, что в результате примирения сторон уголовная ответственность с виновника дорожного инцидента снимается. По решению судьи сроки административного наказания могут снизиться при условии, что будет возмещен материальный ущерб в полном объеме.

      Даже если родственники погибшего пешехода согласны снять все претензии к водителю, судебное разбирательство не прекращается, обстоятельства примирения могут лишь смягчить меру наказания в незначительной степени.

      Известны случаи, при которых виноват пешеход, и его откровенные показания в суде станут аргументом для вынесения несурового приговора.

      Что делать родственникам, если у пешехода тяжелое состояние или сбили насмерть?

      Летальный исход пешехода приобщает к расследованию его родственников. Именно они должны заполнить бланк заявления и обратиться с ним в правоохранительные органы, отслеживать ход дела и требовать розыска водителя, если тот уехал с места преступления.

      Родственники должны взаимодействовать со следователем и подать ходатайство о признании одного из них потерпевшим, чтобы действовать в дальнейшем на законных основаниях. Аналогичные меры принимаются, когда пострадавший находится в коме или не способен сознательно реагировать на происходящее.

      Далее следует посетить страховую организацию. В ст. 12 ФЗ №40 «Об ОСАГО» говорится о том, что близкие родственники пешехода имеют право на получение денежной компенсации в случае причинения последнему тяжких увечий или летального исхода. Если человека сбил автомобиль на пешеходном переходе, его родственникимогут обратиться в страховую компанию за возмещением при наличии следующих документов:

      • заявления;
      • копии паспорта пострадавшего;
      • справки о смерти;
      • протоколе о дорожно-транспортном происшествии;
      • бумаги, подтверждающей родственную связь с потерпевшим;
      • документы, свидетельствующие об ухудшении положения в семье в связи с потерей кормильца.

      Часть полученной суммы отводится на похороны пешехода (если он не выжил), остальные деньги остаются у родственников на улучшение качества их жизни.

      Компенсация ущерба, если виноват пешеход

      Возникновение аварии на дороге происходит не всегда по вине автолюбителя. Пешеход является равнозначным участником дорожного движения, и ответственность на нем лежит не меньшая (согласно ст. 1064 ГК РФ). Если он нарушил ПДД и виновен в совершении наезда владельцем ТС, ему грозят следующие виды наказания:

      • выплата компенсации за причиненный ущерб ТС (ст. 1064 ГК РФ)
      • штраф в размере 1-1,5 тыс. рублей за вред здоровью легкой/средней тяжести (ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ);
      • принудительные работы либо пребывание в тюрьме 2 года за тяжелые увечья (ч. 1 ст.268 УК РФ);
      • лишение свободы сроком на 4 года за смерть водителя (ч. 2 ст.268 УК РФ);
      • тюремное заключение на 7 лет за летальный исход двух человек (ч. 3 ст. 268 УК РФ).

      Кроме того, на пешехода накладывается обязанность выплатить деньги за материальный ущерб (неисправность запчастей). Однако на практике добиться справедливости в плане финансовой компенсации оказывается намного сложнее, хотя в законе четко оговариваются моменты взыскания ответственности как с владельца авто, так и с пешехода.

      Если наезд произошел вне пешеходного перехода

      Доказать собственную непричастность водителю будет сложно, но если столкновение произошло вне «зебры», он может рассчитывать на смягчение вины в определенных обстоятельствах. Для этого ему нужно заручиться обоснованными аргументами:

      • о невозможности избежать наезда, так как пешеход буквально выбежал с тротуара и создал помеху (п. 4.5 ПДД);
      • доказать умышленные действия потерпевшего (ст. 1083 ГК РФ);
      • при помощи видеорегистратора или свидетелей инцидента выявить факт ДТП, которое произошло вследствие непреодолимой силы.

      В двух последних случаях ответственность с водителя снимается, остальные ситуации не освобождают автолюбителя от компенсации пешеходу.

      Что за собой влечет неоформление наезда?

      Бывает так, что пешеход согласен «замять» историю с наездом без обращения в полицию. Он не получил серьезных увечий, а потому не хочет втягивать себя в нудный процесс оформления протокола. Казалось бы, этот вариант – идеален для обеих сторон. Ведь не нужно ждать приезда ГИБДД, собирать бумаги, участвовать в допросе, если тебя вызовут к следователю.

      Тем не менее, пострадавший человек, которого сбил автомобиль на пешеходном переходе, может не вполне адекватно воспринимать произошедшую ситуацию. Не пройдя полного осмотра у квалифицированного медработника, он рискует здоровьем. Возможно, легкая боль в голове является не ушибом, а сотрясением мозга. И вот тут порядочность пешехода подвергается испытанию.

      При наличии доказательств он с легкостью может требовать компенсацию за причинение вреда здоровью. Поэтому в любом случае и всегда необходимо оформлять ДТП по закону.

      Бывает и так, что потерпевший отделался легкими травмами и не хочет фигурировать в деле. С него следует взять расписку об отсутствии претензий. Так водителю удастся защитить себя от возможных последствий шантажа и административных взысканий.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Егор Новиков
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий