F1Archive.Ru
Архив материалов о Формуле 1
     
 
Навигация по статьям

Мир Гран-При

История

Технологии

Команды

Пилоты

Трассы

Отдельные статьи

 
Дополнительные ресурсы

Новости

Видеоматериалы

Видеоархив

 
   
   
Бело-голубые против остальных

Журнал "За рулем", май 1994, стр. 58-59

Текст: А. Мельник

Главными фаворитами 45-ого чемпионата мира формулы 1 без сомнения будут английская команда "Вильямс", французские моторы "Рено" и табачная компания "Ротманс".

Благими намерениями, говорят, выстлана дорога в ад. Так это или нет на самом деле, проверить трудно. Зато нынешней осенью мы сможем убедиться, верна ли старинная поговорка применительно к чемпионату мира по автогонкам формулы 1.

С 1 января пересмотрены технические требования в этой дисциплине автоспорта. Запрещена активная подвеска колес, поддерживавшая кузов машины параллельно поверхности трассы. Противобуксовочная система, которая заботилась о том, чтобы ведущие колеса не проскальзывали, и, таким образом, существенно улучшала динамику разгона, особенно на мокрой трассе, также поставлена вне закона. Кроме того, запретили антиблокировочную систему тормозов и двустороннюю телеметрическую связь автомобиль — боксы — автомобиль.

Намерения Международной автомобильной федерации можно признать самыми благими. Ее чиновников заботило падение состязательности — не секрет, что в последние годы все меньше гонщиков и команд Ф1 претендуют на чемпионский титул. Что ж, логика железная: электронные системы — штука дорогая. Запретив их, можно снизить затраты команд, позволить относительно бедным «конюшням» догнать богачей.

Но вот один пример. В апреле прошлого года небольшая фирма «Эрроуз» заключила с «Мак-Лареном» соглашение о совместной разработке управляющей электроники. А в июле стало известно о запрете ФИА. Вся работа пошла насмарку, многие сотни тысяч долларов потрачены впустую. Владелец «конюшни», японский миллионер Ватару Охаси отказался от «Эрроуза». Потеряв деньги, команда потеряла и моторы «Муген-Хонда». Так, в результате заботы ФИА о «бедняках» «Эрроуз» остался у разбитого корыта.

Еще один довод ФИА — электронные изыски облегчают управление машиной, нивелируя способности пилотов. Чемпионат среди гонщиков становится чем-то вроде чемпионата компьютеров. Да, с отменой двусторонней телеметрии инженеры в боксах потеряют возможность влиять на работу узлов и агрегатов автомобиля, контролируя и даже заменяя пилота.

Но вот ведь какое дело. Когда автор этих строк год назад наблюдал за работой «Мак-Ларена» в боксах Гран-при Сан-Марино, то, не удержавшись, спросил одного из инженеров: «Часто ли приходится вмешиваться в работу пилота?» Ответом послужил недоуменный взгляд: «На моей памяти мы не делали этого никогда. Наше дело — давать советы». «Во всех ситуациях на трассе,— добавил шеф «Мак-Ларена» Рон Деннис,— решение остается за водителем».

Впрочем, давайте отвлечемся от дел минувших и обратимся к нынешнему сезону. Может быть, запреты ФИА уже сказались на повышении состязательности? В чемпионате-94 участвуют 14 команд, на одну больше, чем год назад. На место «ВМС-Скудерия Италия» пришли два новичка из Англии — «Симтек» и «Пасифик». Неофиты обладают своими козырями. У «Симтека» — это оригинальная конструкция передней подвески и трехкратный чемпион мира Джек Брэбхэм в роли коммерческого директора и главной приманки для рекламодателей. «Пасифик» может похвастать великолепным послужным списком — за десять лет существования команда выигрывала все чемпионаты, в которых участвовала. И все же полное отсутствие опыта в Ф1, невысокий класс пилотов и моторы двухлетней давности делают новичков наиболее вероятными кандидатами в аутсайдеры.

Еще одной группе команд — английскому «Тиррелу», итальянской «Минарди», французским «Лижье» и «Ляруссу» — предстоит доказывать свое право на существование. Главная причина их неудач в последние годы — организационные проблемы. И хотя Кен Тиррел надеется на нового конструктора — одного из самых известных в Ф1 — Харви Постлтуэйта, Джанкарло Минарди — на мотор «Форд-Косворт-НВ», выигравший в прошлом году шесть больших призов, думается все же, что уделом этой «малой четверки» станет борьба за места пониже пьедестала.

Гораздо более амбициозные планы у английских «Лотоса» и «Джордана», а также швейцарского «Заубера». Первый из них располагает самым длинным в Ф1 «подписным листом» спонсоров, талантливыми пилотами и мотором «Муген», за спиной конструкторов которого стоит «Хонда».

А «Заубер» поддерживает другой гранд мировой автоиндустрии — «Мерседес-Бенц». Немцы решились на серьезные капиталовложения, гарантировав «Зауберу» последнюю модель двигателя «Илмор» и содействие своего инженерного штаба.

Возможности «Джордана» в этом сезоне увеличились с приходом в помощь шеф-конструктору Гэри Андерсону американца Стива Николза, успешно работавшего в «Мак-Ларене» и «Феррари». «Новый автомобиль просто покорил меня,— восхищался после первых испытаний один из самых (если не самый) перспективных молодых пилотов Ф1 Рубенс Барричелло.— Повороты он проходит как по рельсам!»

И все же шансы на победу машинам даже этих трех команд может дать разве что чудо. Шестнадцать Гран-при нынешнего сезона будут оспаривать гонщики «Мак-Ларена», «Бенеттона», «Феррари».

Первые две «конюшни» уделили основное внимание мотору. Установленный на «Мак-Ларене» 10-цилиндровый V-об-разный «Пежо-А4» построен с учетом четырехлетнего успешного участия марки в чемпионате спортивных прототипов. А вот изменения в кузове и шасси нового «Мак-Ларена-МР4/9» минимальны. Облегченные тормоза и радиаторы, более короткие боковые понтоны — вот практически и все. А рассчитывать на новые успехи со старым багажом вряд ли правомерно.

То же можно сказать о «Бенеттоне». Аэродинамическая «упаковка» его кузова была создана еще два года назад Джоном Барнардом. Теперь англичанин ушел в «Феррари», а нынешний шеф-дизайнер Росс Браун пока не предложил ничего существенно нового. Главное внимание здесь сосредоточили на двигателе. «Беиеттон-В194» — огромный шаг вперед для команды»,— говорил накануне сезона пилот «конюшни» номер 1 Михаэль Шумахер, имея в виду прежде всего двигатель «Форд-Косворт-Цитек-R» последней модификации. Производители редко раскрывают технические характеристики моторов, но говорят, что 8-цилиндровый V-образный «Форд» восьмого поколения располагает мощностью 720—740 л. с. и числом оборотов 14 500 в минуту.

В отличие от двух английских команд, старейшая участница чемпионата мира «Феррари» основное внимание уделила кузову и шасси. Машина стала уже, ниже и более обтекаемой. Барнард пересмотрел конструкцию подвески, аэродинамического оборудования. Двигатель же машины остался прежним — 12-цилиндровый V-образный с углом развала 65° и мощностью (по «шпионским» данным) 780 л. с. при 15 500 об/мин. Правда, новый менеджер «Феррари» Жан Тодт серьезно озабочен усилением моторостроительного отдела фирмы. Он переманил нескольких инженеров из «Пежо» и бывшего главного конструктора «Хонды» Озаму Гото.

Говорят, что новый мотор «Феррари» с углом развала 75° появится уже в середине лета. И все же ждать от него немедленных результатов было бы неосторожно. Главным претендентом на чемпионский титул в нынешнем сезоне, как и год назад, будет «Вильяме».

Лучший мотор прошлого года «Рено-RS5» уступил место более современной модификации-RS6. В его конструкции пересмотрены системы впуска и выпуска и камеры сгорания. Шасси может похвастать новой передней и задней подвеской, снизившей высоту кузова, особенно в задней части. К тому же Фрэнк Вильяме сумел заполучить лучшего пилота современности — бразильца Айртона Сенну. Так что, судя по всему, нас ожидает в нынешнем сезоне бенефис трехкратного чемпиона мира.

Помешать ему сможет только (тьфу-тьфу-тьфу) авария или ... Или суд. Да, да, не удивляйтесь. «Дай Бог, чтобы нынешний чемпионат мира не превратился в мировой чемпионат по судебным процессам!» — произнес один из моих коллег на первом представлении нового «Вильямса» в Эшториле. Виной всему опять же запреты фИА. В «Мак-Ларене» раздаются голоса о том, что новая подвеска «бело-голубых» не соответствует техтребованиям. Вильяме всячески отпирается и... обвиняет Денниса в использовании электроники в управлении дроссельной заслонкой. У «Феррари» поддерживают и тех и других, а «Бенеттон» обвиняет «Феррари»...

Такое уже было в формуле в начале 80-х годов. Протесты, апелляции и бойкоты даже приводили к отмене этапов. Как будет на этот раз и сумеют ли благие намерения ФИА хоть немного уравнять шансы Сенны и «Вильямса» с шансами других пилотов и команд, покажут ближайшие месяцы.

 
 
 
 
 
   © Copyright 2010 F1Archive.ru