F1Archive.Ru
Архив материалов о Формуле 1
     
 
Навигация по статьям

Мир Гран-При

История

Технологии

Команды

Пилоты

Трассы

Отдельные статьи

 
Дополнительные ресурсы

Новости

Видеоматериалы

Видеоархив

 
   
   
Сезон 89: комментарии и цифры

Журнал "АМС", январь 1990, стр. 28-31

Текст: С. Дорофеев

Запрет турбодвигателей, открывший дорогу автомобилям с моторами без наддува, внес достаточное напряжение в ход 40-го чемпионата мира в высшем классе автоспорта. Многие поклонники формулы 1 теперь не скучали как раньше, глядя на запланированные победы в Больших призах пилотов команды «Мак-Ларен». Их соперники подтянулись, стали более агрессивными, ищущими свои пути к выигрышу. Безусловно, новые предписания ФИСА сыграли положительную роль в повышении спортивного уровня гонок. Однако не только это привлекало внимание миллионов болельщиков. Аварии, скандалы, протесты — вот еще характерные особенности прошлогоднего сезона.

Уже первые тренировочные заезды в Рио-де-Жанейро перед началом чемпионата не могли не взволновать. Французский гонщик Филипп Штрайф на машине АЖС не справился с управлением, и потерпел аварию, досрочно выбыв на борьбы. Полученная травма позвоночника оказалась настолько серьезной, что надолго приковала его к больничной постели. Впрочем, скорая победа Найджела Мзнселла в гонке на Большой приз Бразилии, завертевшей многомесячную карусель формулы 1, отодвинула трагедию Штрайфа на второй план. Новый «Феррари» победителя этапа в Рио с двенадцатицилиндровым атмосферным двигателем и семиступенчатой трансмиссией, имеющей электронную систему переключения скоростей, представлялся реальным конкурентом мак-ларенов и необычайно подогревал интерес к соревнованиям. Но следующая гонка в Имоле (Большой приз Сан-Марино) снова заставила говорить о средствах безопасности для спортсменов. На скоростном повороте «Тамбурелло» красный «Феррари» Герхарда Бергера вылетел с трассы и врезался в бетонную стену, после чего, расколовшись на несколько частей, начал гореть. Пожарная бригада, быстро погасив огонь, спасла Бергеру жизнь, хотя на сей раз выручили и специальные секции корпуса машины, деформировавшиеся при ударе и поглотившие энергию. У австрийца были обожжены руки, поэтому к старту в Монте-Карло его не допустили. Президент Международной федерации автоспорта Жан-Мари Балестр отметил: «Бергер чудом пережил аварию. Но в данном случае не менее чудесна изобретательность и смекалка людей, отвечающих за жизнь гонщиков».

Пока руководство «Феррари», возглавляемое новым шефом Чезаро Фьорио, приходило в себя, пилоты команды «Мак-Ларен» уходили вперед. Их преимущество не было таким значительным, как в предыдущие годы, однако набранные суммы очков после этапа в США утвердили спортивный мир в мысли, что чемпионское звание опять разыграют между собой Сенна и Прост. В этом споре предпочтение отдавалось бразильцу, который рвался к своему второму титулу, не думая об этике поведения как на гоночной трассе, так и вне ее. Подобная тактика очень быстро привела к конфронтации с Простом. Итог — два лучших пилота формулы 1 перестали общаться друг с другом.

Три последующие гонки не принесли Сенне ни одного зачетного очка. Технические неполадки не позволили ему финишировать в первой шестерке, а это было на руку Просту, добившемуся, благодаря победам во Франции и Англии, довольно большого отрыва. Тем не менее, положение француза оставалось шатким. Среди руководителей команды «Мак-Ларен». видевших в Сенне потенциального чемпиона, возникло недовольство сложившейся ситуацией. Все чаще разгорались конфликты между Простом и боссом команды Роном Деннисом. Все чаще стали поговаривать о неравном техническом оснащении автомобилей двух соперничающих гонщиков.

Чем ближе был финиш чемпионата, тем нервознее становилась обстановка в стане лидеров. Первое место Проста в Монце накалило отношения до предела — чемпионское звание ускользало от Сенны. К тому же результат гонки в Португалии сводил шансы бразильца практически к нулю. Находясь во главе лидирующей группы, он столкнулся с Мэнселлом, не реагировавшим на приказ главного судьи прекратить езду, и сошел с дистанции, недосчитавшись девяти очков. Только победы в оставшихся больших призах выводили Сенну на первое место. И если в Испании он справился с программой-минимум, то в Японии лишился последней надежды. Со старта пелетон вел Прост, и Сенна, шедший следом, ясно видел, что француз ошибку не сделает. За несколько кругов до конца гонки Айртон поставил на карту все: на одном из правосторонних поворотов он попытался обойти лидера по внутреннему радиусу, но лишь заблокировал проезд. Оба Мак-Ларена вылетели на газон. К счастью, никто не пострадал. Прост спокойно вышел из кокпита и направился к боксам, но раньше него там был не сдавшийся Сенна. Заменив на автомобиле поврежденный при столкновении передний спойлер, бразилец возвратился на трассу и первым пересек финишную черту.

Организаторы долго не объявляли итоги гонки. От их решения зависела судьба чемпионского титула. Но правила есть правила, и за допущенные ошибки при обгоне, за самовольное сокращение расстояния от места аварии до боксов Сенна был дисквалифицирован, а его результат аннулирован. Протест команды «Мак-Ларен» не нашел поддержки в апелляционном
трибунале ФИА, после чего чемпионом мира в третий раз был объявлен Ален Прост. Разочарованный Айртон еще грозился судом, однако последний Большой приз сезона в Аделаиде (Австралия) его добил окончательно — в сильнейший ливень при плохой видимости он потерял ориентацию и наскочил сзади на «Брэбхэм» Мартина Брандля.

Руководители ФИА направили команде «Мак-Ларен» письмо с резкой критикой ее действий, а генеральный директор федерации Жак Саррю объявил о принятом решении дисквалифицировать Сенну на полгода и оштрафовать на 100 тысяч долларов. Половина этом суммы пошла в фонд помощи пострадавшему Штрайфу. Присоединился к критике и Ален Прост: «Правила существуют для того, чтобы их выполнить. Сенна слишком опрометчиво подверг себя и других чрезмерному, бессмысленному риску».

В Аделаиде чемпион выступил за «Мак-Ларен» в последний раз, прежде чем присоединился к команде «Феррари». Ему освободил место Герхард Бергер, пожалуй, один из самых больших неудачников сезона. Помимо страшной аварии в Имоле австрийцу доставили немало хлопот закулисные игры Чезаре Фьорио. Как стало известно, коллега Бергера Найджел Мэнселл на последних этапах имел автомобиль с более доработанным кузовом и двигателем большей мощности. «Я знал, что Фьорио относится ко мне предвзято,— сказал в одном из интервью Бергер,— но те неприкрытые махинации в конце сезона просто лишили меня покоя. Ухожу из «Феррари» крайне разочарованным». Неудивительно, что впервые австрийский гонщик пришел к финишу лишь на двенадцатом этапе в Италии. Найджел Мэнселл после незначительного спада снова заслужил высокие оценки. Показательна была гонка в Будапеште, когда он в равном бою опередил пилотов «Мак-Ларен». Пожалуй, за два года только ему удалось, не используя сходов фаворитов, одержать чистую победу. Даже дисквалификации Мэнселла за нарушение правил в Канаде и Португалии не смогли бросить тень на его спортивные успехи в сезоне.

Значительно оживили ход соревнований Тьерри Бутсен и Риккардо Патрезе на «вильямсах» с десятицилиндровыми двигателями «Рено». Бутсен после семилетнего пребывания в формуле 1 наконец-то добился успеха, зарекомендовав себя большем специалистом на мокрых трассах, а Патрезе, входящий в число наиболее опытных пилотов, провел самый успешный сезон, заняв по сумме очков место за Простом и Сенной.

Необычно большое количество молодых гонщиков ворвалось в формулу 1. Англичанин Джонни Герберт, француз Жан Алези в первых же стартах доехали до финиша в зачетной шестерке. Алези, несмотря на восемь проведенных гонок в чемпионате мира и на занятость в формуле 3000, сумел подняться на высокое девятое место, опередив многих искушенных пилотов. Из наступающей гвардии набрали первые очки итальянцы Стефано Модена, Алекс Каффи, Эммануэль Пирро, Габриэль Тарквини, француз Оливье Груйяр, испанец Луис Перес-Сала. Обратили на себя внимание Эрик Бернар (Франция), Юрки-Ярви Лехто (Финляндия), Бертран Гашо (Бельгия).

Интересно, что по заключению западногерманскою журнала «Ралли Рэйсинг», оценивающего мастерство гонщиков после каждого этапа по шестибалльной шкале (1 балл — класс чемпиона мира; 2 — отлично; 3 — хорошо; 4 — посредственно; 5 — слабо; 6 — ниже уровня формулы 1), наименьшую сумму по итогам сезона набрал Айртон Сенна— 1.4. Далее расположились Прост — 1,7; Бергер — 2,1; Мзнселл — 2.2; Патрезе — 2,3; Алези — 2.6; Бутсен — 2.7; Наннини — 2,8; Мартини — 3.0; Палмер — 3,0. Как видно, в десятку лучших попал и Алези, считающийся на сегодняшний день самым перспективным пилотом формулы 1. Замыкают же таблицу: Дальма — 5,3; Pафанель — 5.3; Бертаггиа — 5.5; Ларраури — 5.6 и Сузуки — 5,6.

По числу набранных единичек лидирует снова Сенна — 10. У Проста — 7 и Мзнселла — 4. Шестерок больше всего получил Сузуки — 10. У Морено — 8 и Рафанеля — 6.

Известно, что статистика знает все, поэтому любопытно взглянуть на другие цифры, характеризующие прошедший сезон.

Чемпионат мира формулы 1 длился 226 дней — с 26 марта по 5 ноября. Заключительный Большой приз Австралии был 484-м в истории чемпионатов. Из них 334 проходило в Европе, 73— в Северной Америке 46 — в Латинской Америке, 21 — в Африке и по 5 — в Азии и Австралии. Суммарная дистанция 16 Больших призов составила 5083,985 км.

Гонщики

— в квалификационных звездах участвовало 47 гонщиков из 14 стран — 14 из Италии, 8 из Франции, 6 из Англии, по 4 из Бразилии и ФРГ, по 2 из Бельгии и Японии, по одному из США, Испании Австрии, Швейцарии, Швеции, Аргентины и Финляндии

— 6 гонщиков (Г, Фойтек. А. Сузуки. В. Вайдлер, Й. Винкельхок, Э. Бертаггиа, О. Ларраури) ни разу не прошли квалификационное время и в гонках участия не приняли

— только 6 гонщиков (А. Прост, А. Сенна, Т. Бутсен, Р. Патрезе, И. Капелли, А. Наннини) участвовали во всех 16 Больших призах

— очки завоевали 29 гонщиков из 11 стран (рекорд формулы 1) — 9 из Италии, по 5 из Англии и Франции, 3 из Бразилии, по одному из Бельгии, Австрии, США, Швеции, ФРГ, Испании и Японии

Команды

— 20 команд были заявлены в чемпионате мира 1989 года. 16 из них получили зачетные очки (рекорд формулы 1)

— первые очки получили команды «Даллара» (после 17 проведенных Больших призов) и «Оникс» (после 7)

— самой стабильной командой была Мак Ларен. Ее пилоты лишь раз в Большом призе Австралии не закончили гонку

— неудача постигла команду ЕвроБрун, гонщики которой ни разу не прошли квалификационное время

Двигатели

— семь фирм (5 из Европы и 2 из Японии) предоставили командам формулы 1 свои двигатели, впервые такая возможность выпала «Ламборгини» (Италия) и «Ямахе» (Япония)

Трассы и зрители

— самая длинная дистанция чемпионата в Сузуке — 310,985 км. Самая короткая в Монте-Карло — 256,256 км

— самой скоростной трассой была Сильверстоун. На ней Н. Мэнселл показал скорость 246,325 км/ч. Самая тихоходная в Аделаиде— 138,180 км/ч (С. Накаджима)

— меньше всего зрителей присутствовало в Фениксе — 31 441. Больше всего в Сильверстоуне — 200 000

— всего на 16 этапах чемпионата присутствовало 1 571 450 зрителей (в среднем около 100 000).

 
 
 
 
 
   © Copyright 2010 F1Archive.ru